Упражнение 9. «Тренировка в ресторане».
Помимо того, что это занятно, наблюдение за людьми в общественных местах позволяет лучше понять, как они относятся друг к другу. Чем больше вы приобретете опыта в наблюдении за тем, как взаимодействуют незнакомые люди, – за их жестикуляцией, выражением лиц, голосами и речью, тем успешнее будет ваша «публичная коммуникативная практика».
Допустим, вы заметили за соседним столиком беседующую парочку: мужчина предупредительно наклонился к женщине через стол и что-то ей говорит, а она откинулась на спинку стула и с безразличным видом смотрит по сторонам. Время идет, и становится все более очевидно, что женщина не интересуется мужчиной. В этой ситуации он, безусловно, играет роль агрессора, что и показывают его жестикуляция и выражение лица.
Стоит вам понаблюдать за достаточным количеством парочек, и вы будете знать, что здесь все имеет свое значение – и то, на какой дистанции люди держатся друг от друга, и определенный наклон головы, и выражение лица, и даже движения рук. В следующий раз, когда вы соберетесь в ресторан, попробуйте прийти немного раньше, чтобы занять один из лучших наблюдательных пунктов – место у стойки бара — и понаблюдать за людьми.
Поупражняться в своем умении понимать людей вы можете также, отправившись обедать или ужинать в одиночку. Часто люди, которые приехали из другого города по делу, не решаются пойти на новом месте в хороший ресторан и заказывают себе еду в номер. Вам поступать подобным образом больше не придется. Теперь у вас будет чем заняться – изучением все новых и новых людей. И чем чаще вы будете в этом практиковаться, тем больше вы будете совершенствовать свое умение понимать людей.
Ну а если одиночество вызывает у вас хоть малейший дискомфорт, проделайте упражнение по снятию тревожности. В течение трех секунд делайте вдох через рот, затем задержите дыхание на те же три секунды и резко выдохните. Повторите это упражнение три раза, и вы почувствуете себя гораздо лучше. Почему? Да потому, что ваш мозг получит больше кислорода, и ваша тревожность сразу уменьшится. Практиковаться в умении понимать людей вы можете где угодно – в аэропорту, гуляя по парку или стоя в очереди.
Упражнение 10. «Устранить «помехи» в сознании».
Прежде чем приступить к изучению человека, вам следует настроиться и сосредоточиться. Существует множество способов привести себя в спокойное состояние, которое для этого необходимо. Выберете ли вы медитацию или обращение к своему духовному «я», смысл того, что вы будете делать, всегда один: вам нужно устранить «помехи» в сознании, чтобы вы могли сфокусировать все свое внимание на человеке, который находится перед вами. Для этого вы должны абстрагироваться от всего, что вас объективно отвлекает, – от шума транспорта, грохота стройки или детского плача.
Воспользуйтесь для этого техникой вдоха – задержки дыхания – выдоха. Сначала в течение трех секунд делайте вдох через нос, задержите дыхание на три секунды и затем в течение десяти секунд медленно делайте выдох через нос. Проделайте это упражнение десять раз подряд, и вы будете изумлены тем, как сильно вам удастся расслабиться. Никакие шумы вас беспокоить больше не будут, и все ваши проблемы останутся далеко позади.
Это упражнение помогает также отвлечься от любых неприятностей, которые могли случиться с вами в прошлом, пусть даже недавнем. Ведь многие переносят свое прошлое в настоящее и в результате не могут сосредоточиться и проявить непредвзятое отношение, решая вновь возникшие вопросы и общаясь с новыми людьми. Поэтому они часто совершают больше ошибок в своих наблюдениях и эмоциональных оценках людей, которых изучают.
Допустим, вы только что поругались с любимой девушкой и затем, еще не избавившись от своего сердитого настроения, отправляетесь на важную деловую встречу. В этой ситуации велик риск того, что вы будете искать повод для новой ссоры и отрицательно отреагируете на то, что вам скажут ваши деловые партнеры. Устраните «помехи» в своем сознании, и вы станете более счастливыми, здоровыми и сможете добиться новых успехов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. – М., 1998.
2. Аксенов Д.В., Борисова В.А. Гений общения. – М., 2004.
3.Альберти Р.Е., Эммонс М.Л. Умейте постоять за себя. Ключ к самоутверждающему поведению. – http://www.koob.ru.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980.
5. Артюхова И. Барьеры непонимания. – http://psy.1september.ru
6. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. – М., 1981.
7. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов // http://www.koob.ru
8. Бойко В.В. Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении. – http://vsetesti.ru
9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М., 1996.
10. Бредемайер К. Искусство словесной атаки: Практическое руководство. / Пер. с нем. – М., 2005.