Исследование социального интеллекта и социальной компетентности

На основании разработанной концепции осуществлено и продолжается в настоящее время исследование социального интеллекта (связь общего и социального интеллекта, факторы и условия формирования социального интеллекта, возрастно-половые аспекты). Проведено изучение социальной компетентности большой группы технической интеллигенции (преподаватели технического вуза), учителей средней школы и других профессиональных групп.

В 1994-1995 гг. было проведено комплексное исследование по полной программе (Куницына В. Н.); опрошено 204 чел.: студенты-психологи 2 курса СПбГУ (35 чел.), студенты ф-та менеджмента (24чел.), студенты Педагогического университета (71 чел.), курсанты (35 чел.), взрослые-предприниматели (27чел.), художники (22 чел.).

У взрослых людей самооценка различных свойств дифференцирована и, как правило, не превышает 10 баллов; профиль самооценки студентов и школьников более сглажен и нередко завышен до 11-12 баллов (при максимуме 12 баллов).

Корреляционный анализ показал, что в среднем каждое свойство имеет 10~12 корреляционных связей как внутри самооценочных блоков, так и с оценкой свойств, измеряемых другими методами, в том числе и полупроективными. Этот факт говорит о наличии целостной, внутренне непротиворечивой Я-концепции, в структуру которой органично входят представления о своей компетентности и социальном интеллекте. Корреляционная плеяда подтвердила правильность выделения свойств в блоки.

Обнаружены обусловленные профессиональной направленностью групповые различия в оценке развития у себя всех 19-ти свойств.

Студенты-психологи, по сравнению с другими группами, высоко оценивают у себя влиятельность, предусмотрительность, умение ладить с людьми, обаяние и альтруизм; курсанты училища – выносливость и хитрость, нормативность поведения; будущие менеджеры – предприимчивость, практичность и силу воли; художники – юмор и проницательность, предприниматели – организованность и выносливость. Безалаберности больше всего у психологов и меньше всего – у предпринимателей. Минимальные баллы по каждой группе опрошенных показывают, что художникам недостает предприимчивости и организованности, предпринимателям влиятельности и хитрости, курсантам – общительности и обаяния, будущим психологам – выносливости.

Остановимся на наиболее любопытных корреляционных связях внутри личностных свойств группы студентов менеджерского факультета (24 чел.).

Большинство самооценок свойств первого блока (предприимчивость) положительно коррелирует с мотивацией достижения, тем самым подтверждая, что они обеспечивают социальную хватку, сноровку; проницательность и хитрость связана с моральными установками, предусмотрительность – с боязнью неудачи, умение ладить с людьми облегчается способностью к распознаванию экспрессии, воспитанность коррелируете коммуникативной совместимостью, успешной саморегуляцией; обаяние связано с влиятельностью, самооценкой общего интеллекта, проницательностью, юмором. Наличие обаяния увеличивает способность влиять на других людей, а способность влиять делает человека более привлекательным.

Все свойства, кроме организованности, умения владеть собой, предусмотрительности, безалаберности и альтруизма, тесно связаны с адаптивностью, и, следовательно, выполняют основные функции оценивания, ориентации, приспособления, обеспечения успеха деятельности.

Таким образом, успех деятельности модератора возможен при одинаково высоком развитии анализаторов, психических процессов, общего и социального интеллекта, достаточной социальной и узкопрофессиональной компетентности.

В заключение следует подчеркнуть, что в реальном человеческом поведении социальный интеллект и социальная компетентность интегрированы, взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга.

Выводы

1. В последние годы сформировалось мнение, что социальный интеллект представляет собой четкую и согласованную группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые фундаментально отличаются от тех, которые лежат в основе более «формального» мышления, проверяемого тестами «академического» интеллекта.

2. Новый подход к проблеме социального интеллекта состоит в выделении коммуникативно-личностного потенциала как его основного стержня. Коммуникативно-личностный потенциал понимается как комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение; на его основе формируются такие интегральные коммуникативные свойства, как психологическая контактность и коммуникативная совместимость. Помимо этого комплекса свойств, функционирование социального интеллекта определяют социальная перцепция, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, а также энергетические характеристики (психическая и физическая выносливость, активность, слабая истощаемость) и характеристики самосознания.

3. Социальный интеллект (СИ) определяет наличный для данного отрезка времени, нервно-психического состояния и социально-средовых факторов уровень адекватности и успешности социального взаимодействия, а также позволяет сохранить его в условиях, которые требуют концентрации энергии и сопротивления эмоциональным напряжениям, психологическому дискомфорту в стрессе, чрезвычайных ситуациях, кризисах личности.

4. Социальная компетентность – операциональное понятие, которое имеет временные, исторические рамки. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожиданиям партнеров по взаимодействию. Основные функции социальной компетентности – социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность (оперативную компетентность).

5. В реальном человеческом поведении социальный интеллект и социальная компетентность интегрированы, взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга.

Они имеют общие и отличительные черты. Социальный интеллект выступает как средство познания социальной действительности, социальная компетентность как продукт этого познания.

Основные понятия

Социальный интеллект

Социальная компетентность

Допросы для самопроверки

1. Какие виды интеллекта были выделены в 1920-е годы Э. Торндайком?

2. Как можно измерить социальный интеллект?

3. Какое отношение имеют когнитивные стили к социальному интеллекту?

4. Что такое «единство интеллекта»?

5. Почему высокоразвитая эмпатия становится помехой во взаимодействии?

6. Приведите доказательства важности энергетического потенциала для функционирования социального интеллекта.

7. Как связана мотивация достижения с уровнем СИ?

8. Почему для СИ важны характеристики самосознания человека и особенности его Я-концепции?

9. Что такое вербальная компетентность, эго-компетентность?

10. В чем сходство и отличие СИ и социальной компетентности?

11. Если уличный продавец удачно выберет место для бойкой продажи своего товара, то он проявит социальный интеллект или социальную компетентность?

Дополнительная литература

ВеккерЛ. М. Психические процессы. Т. 1, 2, 3. - Л.: ЛГУ, 1974, 1976,1981.

Кубышкина М. Л. Мотив социального успеха // Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности). – СПб. – 1996 (вып. 2, ч. 2, с. 39-45).

Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: ЛГУ, 1985.

Личностные аспекты языкового общения. – Калинин, 1989.

Петровская Л. А. Компетентность в общении. – М., 1989.

Шай У. Интеллектуальное развитие взрослых // Психологический журнал. – 1998. – № 6. – С. 72-89.

Основные понятия

Глава 1. «Теория межличностного общения как междисциплинарное знание»

Межличностное общение – взаимодействие между несколькими людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения,

Межличностная коммуникация – взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Модели коммуникации – схемы, представляющие процесс коммуникации.

Наши рекомендации