Формирование стиля общения в семье
Воспитание характера и коммуникативных свойств ребенка требует учета его природных особенностей.
В холерике легче воспитать инициативность и активность общественника, докладчика, однако его следует учить терпению и сдержанности, умению справляться с собственной вспыльчивостью, импульсивностью, гневливостью. Сангвиника следует ориентировать на занятия, предполагающие интенсивное общение и принятие совместных решений. Меланхолика – готовить к деятельности, которая требует сосредоточенности, помогать ему преодолевать замкнутость, застенчивость, отчужденность, повышенную ранимость.
Условия семейного воспитания, характер применяемых к ребенку воспитательных воздействий, наличие других детей в семье и существующая между ними возрастная дистанция также формируют определенные стороны стиля общения.
Приведем пример. Однажды молодая журналистка решила написать статью о том, какие бывают конфликты в счастливых семьях. Для этого она отправилась в семью, которая, по мнению окружающих, уже три года жила счастливо. Будучи немного знакомой с супругами, журналистка решила побеседовать с ними по отдельности.
Вот какой получился диалог:
– Скажи мне, Марта, у вас бывают ссоры?
– Нет, мы никогда не ссоримся.
– А если ты все же рассердишься на мужа, то как ты поступаешь?
– Очень просто – я молчу.
– И когда это произошло первый раз?
– Я это хорошо помню. Это было на 23-й день после свадьбы. Муж собрался на футбол, а у меня разболелась голова. Я очень просила, чтобы он остался, но он ушел. И я тогда молчала целую неделю.
– А когда ты молчала последний раз?
– Это было недавно. Я узнала, что его собираются сократить на работе, а он мне даже ничего не сказал. Такое недоверие! Я очень расстроилась и молчала две недели.
– А как твой муж относится к этому?
– Мне кажется, что он доволен тем, что в доме никогда не бывает ссор, криков, упреков.
А вот беседа журналистки с мужем Марты.
– Юрий, как ты относишься к тому, что твоя жена, когда тобою недовольна, молчит?
– Ужасно! Мне кажется, что все стены в доме покрываются чем-то липким, я задыхаюсь, мне хочется уйти и не возвращаться.
– А когда она первый раз замолчала?
– Я не помню.
– А когда это было в последний раз?
– О, это я хорошо помню, она тогда молчала две недели. Я действительно был виноват. Я тогда принес с рынка очень плохую зелень, не заметил, что мне вниз подсунули гниль. Было из-за чего рассердиться.
– А у вас тогда никого на работе не сокращали?
– Да, сократили моего однофамильца.
– Ты любишь свою жену?
– Да я очень ее люблю...когда она не молчит.
– А почему она так поступает, как ты думаешь.?
– Я понял это, когда мы побывали в доме у ее родителей. Они не были у нас на свадьбе, так как далеко живут. И вот однажды мы поехали к ним в другой город. Когда мы приезжаем к моим родителям, все высыпают на улицу, шум, гомон, радость, дни пролетают очень быстро. Все решаем вместе, смех и шутки. А когда мы бываем, очень редко, у ее родителей, то там все по-другому. Ее мать без конца одергивает и детей, и нас: «Тише. Помолчите. Отец отдыхает. Он рассердится, он не любит шума. От вас болит голова, когда вы уйметесь» и так до бесконечности.
– И что ты думаешь делать дальше?
– Я больше не могу долго быть в своем доме, и теперь часто ухожу к друзьям на преферанс, а раньше меня было не выгнать из дому.
(Журнал «Панорама», Варшава, 1989).
Итак, отсутствие конфликта на самом деле скрывало огромную напряженность отношений, возникшую вследствие вынесенной из семьи ошибочной тактики решения сложных вопросов и недоразумений.
В средней по численности детей и многодетной семье истинный эмоциональный контакт ребенка оказывается намного выше, успешнее формируются качества, проявляющиеся в стиле общения: любовь и уважение к ближнему, умение понимать его душевное состояние, социальная чувствительность. Конфликтность родителей отрицательно влияет на развитие самостоятельности и независимости ребенка, делает его пассивным в отношениях со сверстниками.
Строгость и деспотичность родителей приводят к застенчивости, реже – к агрессивности ребенка. Отсутствие воспитательных воздействий или их непоследовательность формируют в ребенке возбудимость, неустойчивость, развязность, асоциальность. Напротив, чрезмерное внимание к ребенку, излишняя забота и вмешательство в его жизнь, удовлетворение всех его желаний приводят к развитию эгоцентричности, к отсутствию самоконтроля.
Правильный эмоциональный контакт родителей и детей, доверие и приязнь между ними, целенаправленное привитие навыков общения, правил этикета, хороших манер, ненавязчивая демонстрация собственных умений и способов разрешения сложных ситуаций способствуют выработке оптимального стиля общения у ребенка.
Оптимальный стиль общения
В жизни мы часто встречаемся с людьми, испытывающими разнообразные и довольно устойчивые трудности в общении: это застенчивость и робость, мнительность и подозрительность, необщительность, поверхностный контакт, агрессивность и неумение вести беседу, неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно выйти из конфликта, неспособность достигнуть согласия.
Многие из этих трудностей являются очевидными компонентами стиля общения конкретного человека, с трудом корректируются профессиональным и личным опытом, не проходят с возрастом и сменой социального окружения и среды.
Другие трудности вызваны невоспитанностью, грубостью, привычкой «давить» на другого. Осложнения в контактах могут происходить вследствие неумения раскрыться, отсутствия потребности в общении, которые выражаются в склонности к резонерству, в невнимании к партнеру, обидной снисходительности или прямом равнодушии.
Трудности общения, психологические барьеры, которые человек не может преодолеть, некоторые особенности его личности и воспитания могут привести к формированию неудовлетворительного стиля общения. Отталкивающими, несимпатичными чертами стиля общения некоторых людей являются резонерство, неискренность, навязчивость, высокомерие, тщеславная поглощенность самим собой или, напротив, стремление всем угодить в сочетании со своеобразной «необязательной обязательностью».
Формирование оптимального стиля общения предполагает систематические усилия семьи и школы по общему развитию личности человека, повышению его общей и психологической культуры.
По аналогии с понятием общей культуры общения, которая предполагает знание и соблюдение норм и правил этики, морали, этикета, можно говорить о психологической культуре общения, которая выражается в устойчивом стремлении сохранять собственное достоинство и не унижать достоинство другого, уважать его индивидуальность, быть терпимым и непредубежденным партнером.
Психологическая культура – это умение признавать свои ошибки, стремление щадить самолюбие собеседника, коллеги, способность не переносить деловые конфликты на эмоциональную и личностную сферу взаимоотношений, при необходимости выдерживать психологическую паузу в споре, чтобы понять логику и мотивы собеседника, снять ненужный эмоциональный накал.
Психологическая культура мало зависит от специальных психологических знаний; она является неотъемлемым свойством человека интеллигентного и воспитанного, высоконравственного и зрелого в гражданском плане, доброжелательного и терпимого.
Оптимальный стиль общения предполагает обязательное владение чисто внешними манерами поведения, коммуникативными умениями, выразительность и нестандартность средств общения. В психологическом плане важно отсутствие эгоцентрических установок, чрезмерной рефлексии, наличие искреннего интереса к другим людям, доброжелательности и снисходительности, которые не исключают высокой требовательности.
Не устарела формула А. С. Макаренко: как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему. Оптимальный стиль общения является необходимым компонентом педагогического мастерства; его становление облегчается творческой обстановкой в педагогическом коллективе.
Как подчеркивает в своих работах А. А. Леонтьев, стиль общения педагога и воспитателя создает условия для творчества в учебной деятельности, обеспечивает благоприятный психологический климат в коллективе учеников и учителей, способствует формированию и развитию личности школьника (Леонтьев, 1979).
Для преподавателя школы, вуза, техникума важно не только организовать процесс общения в целях передачи знаний, но и продемонстрировать коммуникативные умения, быть образцом ораторского искусства, не уступать одаренным актерам в артистизме, обаянии, эмоциональности живого общения. Очень важно научить студентов, учащихся коммуникативным умениям, повысить их коммуникативную компетентность, так как это, в свою очередь, улучшит познавательные способности, общую обучаемость, поспособствует выработке индивидуального стиля познавательной деятельности. Владение техникой общения, партнерский стиль общения помогают занять лидирующее положение в группе сверстников, повысить самооценку, удовлетворенность отношениями в коллективе, способствуют образованию прочных связей, а следовательно, противодействуют разобщенности.