Нарушения общения и акцентуации
Как мы подчеркивали в предыдущей главе, нарушения межличностного общения -это обоюдное осложнение общения и обострение отношений, психологическая сторона которого обусловлена предрасполагающими личностными свойствами общающихся (к таким свойствам относятся неумеренное тщеславие и зависть, крайний эгоцентризм и нарциссизм и пр.). Нарушения общения – это пагубная для отношений смесь дефектного и одновременно деструктивного взаимодействия. Мотивация такого взаимодействия часто бывает неосознанно враждебной и разрушительной.
Нарушения общения и болезненные взаимодействия возникают, когда в ходе контакта собеседник систематически обращает внимание на те стороны личности партнера, которых тот не осознает и которые противоречат его представлениям о самом себе. Например, в неформальной группе человек, находящийся с кем-то в сложных межличностных отношениях и испытывающий фрустрацию по поводу неудовлетворения важных жизненных потребностей, может систематически преследовать избранную «жертву»: высмеивать публично, задевать достоинство в условиях, исключающих отпор и самозащиту (ситуация «козел отпущения»). Напряжения, вызванные нарушениями такого типа, могут создаваться в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Последствия подобного болезненного взаимодействия – неудовольствие и досада в результате контакта; агрессия или апатия, уход; внутреннее беспокойство и страх; личностные нарушения. Психологическая основа этих нарушений – самообман участника взаимодействия относительно истинной цели («помочь», «понять», «направить» и т. п.) как результат сложившихся отношений вражды и опасения.
Нарушения общения, неспособность к глубокому психологическому контакту свойственны людям с определенной личностной направленностью и особой структурой характера. Типичным примером нарушений является взаимодействие акцентуированных личностей.
По определению А. Е. Личко, «акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» (Личко, 1983, с. 10).
Акцентуации имеют общие черты с психопатиями, но главное отличие состоит в удовлетворительной адаптации акцентуированной личности к жизненным обстоятельствам. Существенные нарушения поведения, общения, дезадаптация обнаруживаются лишь в трудных условиях. Например, скрытая шизоидная акцентуация может обнаружиться в случае, когда к такому человеку настойчиво и бесцеремонно «лезут в душу», либо когда нужно за короткий срок вступить в большое количество тесных эмоциональных неформальных контактов – задача, непосильная для людей с этим типом акцентуации.
Удовлетворительная адаптация акцентуированных личностей проявляется в безошибочном выборе партнера для совместной работы и отдыха.
Исследование В. В. Юстицкого, где участвовали подростки разного типа акцентуаций, обнаружило, что в трудных ситуациях истероиды выбирают себе в компанию представителей лабильного, психастенического и циклоидного типов, поскольку те не мешают удовлетворению истероидного эгоцентризма и в силу неуверенности, низкой самооценки представляют собой благоприятную почву для развертывания поведения.
Акцентуации характера
крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
«В лабильном подростке истероида, видимо, привлекает прежде всего способность к «бескорыстности», умение любить других, отсутствие лидерских претензий. Это качество создает наиболее благоприятные условия для проявления эгоцентрической мотивации истероидных людей и особенно любви к себе. От лабильного (и во многом близкого циклоида) он может получить больше всего столь нужных ему проявлений внимания и симпатии... Выполнять ответственное задание лучше с психастеником, который всегда серьезно относится к делу, имеет чувство ответственности за двоих и доводит свое до конца. На необитаемом острове интереснее быть с другим истероидом, фантазия которого (при отсутствии аудитории, за которую пришлось бы бороться), приятно дополнила бы его собственную» (Юстицкий, 1981, с. 58).
Важно подчеркнуть, что особенности взаимодействия людей с различными типами акцентуаций характера проявляются в сфере неформального общения.