Роль национальных и этнических стереотипов в понимании других людей
Стереотип и его общие характеристики
Знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представлений – стереотипов. Стереотипы являются одним из видов социальной установки. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания.
Термин «социальный стереотип» введен в социальную психологию У. Липпманом («Общественное мнение», 1922 г.) для обозначения предвзятых представлений и мнений. Он указал также на две основных причины склонности к стереотипному оцениванию: принцип экономии умственных усилий и функции защиты групповых ценностей, авторитетов, взглядов и мнений. Речь идет об оценочных стереотипах, а не о привычках.
По мнению известного исследователя стереотипов О. Клайнберга, сумма истинных знаний в стереотипе всегда больше суммы ложных знаний; однако, в силу своей большой обобщенности, значительной информации они не содержат (Klineberg, 1936).
Существуют стереотипы профессиональные, физиогномические (в основе лежит связь черт внешности и личности), этнические и другие. Наиболее изучены национальные стереотипы, которые фиксируют отношения между этническими группами, являются частью самосознания и менталитета нации, имеют выраженную связь с национальным характером.
Национальный стереотип – инструмент политики. Причины возникновения стереотипов – общая тенденция к упрощению, игнорированию индивидуальных различий.
Функции стереотипов. Стереотипы выступают как регуляторы социальных взаимоотношений. Их отличает экономия мышления, «защита» (оправдание собственного поведения), удовлетворение агрессивных тенденций, способ выхода группового напряжения.
Важным в их изучении является представление о том, каким образом это знание «затвердевает», превращается в догму и функционирует даже тогда, когда доказана его несостоятельность. Все дело в том, что информация, полученная ранее, оказывает большее влияние на образование категории, чем более позднее опровержение этой информации.
Стереотип
духовное образование, сложившееся в сознании людей, эмоционально окрашенный образ, передающий значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания.
Устойчивость стереотипа относительна. В лонгитюдных исследованиях обнаружен эффект «затухания», движения в сторону большей схематизации и абстракции.
Стереотип формируется у человека в возрасте от 11 до 13 лет. Об этом свидетельствует эксперимент, в котором для изучения слухов использовалась методика «последовательное воспроизведение» («испорченный телефон») (Allport, 1958).
По своему содержанию стереотип представляет собой набор характеристик, приписываемых этнической группе. Кроме того, отмечается направленность стереотипа (положительная или негативная), степень его внутренней согласованности и степень предубежденности.
Национальные и этнические стереотипы
Этнические стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы каких-либо этнических групп или общностей, легко переносимые на всех представителей этих групп.
Изменения национальных и этнических стереотипов происходят очень медленно и обусловлены взаимоотношением национальных и этнических групп; например, стереотип венгров изменялся несколько раз, хотя национальный характер с такой скоростью изменяться не мог.
Этнический стереотип
упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко переносимый на всех представителей этой группы.
Национальный стереотип, обозначая целиком этническую или национальную группу, предполагает наличие определенной черты у всех ее представителей. Это недифференцированное суждение неизбежно содержит в себе – скрыто или явно – определенную оценку. Согласие по поводу такой оценки делает стереотипы одинаковыми для всех членов группы, а использование негативного оценочного стереотипа становится в некоторых условиях своего рода «хорошим тоном».