Глава 17. Межличностное понимание
Психологические основы и закономерности понимания
Интерпретация или понимание?
Рациональное понимание – это накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам.
Главным и наиболее сложным моментом в процессе рационального понимания является конечная «расшифровка» мотивов, что позволяет оценивать конкретные поступки и прогнозировать поведение.
Такая система знаний подвергается рациональному анализу, пересмотру, различным логическим и интеллектуальным операциям, если используется также и логико-семантический анализ речи, вербальных и невербальных средств общения. Этот уровень понимания может быть назван логическим. Два других механизма понимания – принятие и эмпатия – функционируют на неосознанном уровне и обеспечивают фундамент логического анализа и понимания. Принятие другого человека выражается в наличии или отсутствии неосознанных психологических барьеров и опасений по отношению к нему.
Путь логического, рационального познания может быть представлен как интерпретация. Это длительный и сложный умственный процесс, состоящий из ряда последовательных действий. А. Н. Славская описывает ее следующим образом. (Славская, 1999).
Рациональное понимание
накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам.
В функциональном смысле интерпретация призвана ликвидировать смысловую неопределенность ситуации и выявить скрытый смысл происходящего. На этом этапе познания личности, ситуации, социального объекта выдвигаются и проверяются гипотезы, догадки, версии происходящего, выявляется новый смысл благодаря сопоставлению и анализу привлекаемых данных, выявляются противоречия.
Собственные версии и мнения соотносятся с мнениями других людей, вырабатывается критическое отношение к версиям и аргументам других людей, используется повторная интерпретация (реинтерпретация) и делается вывод.
Весь интерпретационный процесс успешен при включении рефлексии, которая должна увязать производимые оценки и мнения в единый конструкт с Я-концепцией человека, его ценностями, жизненной позицией. Она отражает общую направленность личности – либо эгоцентрическую (превалирует собственная точка отсчета и личные ценности), либо альтруистическую (преобладают общечеловеческие ценности, учитываются интересы и потребности других). Интерпретация также зависит от особенностей личности; она может быть жесткой, прямолинейной, однозначной (у догматичных и консервативных людей) либо гибкой, многотональной, пригодной к пересмотру и новым толкованиям (у радикалов и демократически ориентированных людей с гибким познавательным стилем).
Процесс интерпретации развертывается в следующих вербализованных формах:
- Суждение – существенным дополнением к основной его функции является интеграция всех компонентов анализа в едином времени и пространстве;
- Рассуждение – для него важна протяженность, последовательность времени привлечения аргументов, оснований для оценки;
- Диалог – как с самим собой, так и с воображаемым партнером;
- Наррация (пересказ, рассказ, повествование) – характеризуется своеобразным удвоением времени, т. к. пересказ и оценка не совпадают по времени с оцениваемым явлением, следуют за ним.
Психологический подход к проблеме понимания, в отличие от методологического, когнитивного и аналогичных им, развивается в книге В. В. Знакова «Понимание в познании и общении» (Знаков, 1988).
Конкретное содержание категории «интерпретация» применительно к анализу процесса понимания можно свести к следующим аспектам:
Логический компонент | Языковой компонент | Практический компонент |
Способность к умозаключению | Понимание естественного языка (лингвистический аспект) | Практический компонент Включение новых знаний |
Истолкование, объяснение видимых и подразумеваемых связей | Понимание смысла высказывания (семантический аспект) | Взаимопонимание |
В. В. Знаков на примере анализа понимания в научном исследовании и коммуникации как необходимого компонента научного мышления выделяет механизмы (стадии) понимания:
1. Простые механизмы – узнавание, вспоминание, уподобление.
2. Гипотеза как путь к пониманию.
3. Понимание как объединение.
4. Понимание как объяснение.
Мы считаем, что, выступая в качестве психологических механизмов понимания на пути от простой констатации обнаруженных взаимосвязей к их объяснению, обозначенные механизмы могут быть расценены как стадии, различающиеся по уровню сложности мыслительных процессов. В этой очередности процессов недостает понимания-предсказания, т. к. любое исследование, анализ завершаются обычно прогнозированием развития событий.