Раздел III. Проблема группы в социальной психологии
Практическое занятие 7.
Тема: Социально-психологические параметры малых групп
субъектов образовательного пространства
План
1. Понятие социальной группы.
2. Основные признаки социальной группы.
3. Типологии групп.
4. Проблема развития социальной группы.
5. Конформность и нонконформизм.
Групповые процессы. Феномен группового поля, давления, воздействия. Конформность и нонконформизм. Коллективистское самоопределение. Понятие групповой сплоченности. Ценностно-ориентационное единство как показатель сплоченности. Сработанность. Групповая совместимость. Уровни совместимости. Групповая эффективность. Внутригруппо-вое общение субъектов образовательного пространства.
6. Общение членов различных групп субъектов образовательного пространства.
7. Социально-психологический климат.
Кейс-задачи:
1. Дайте три определения социальной группы в зависимости от уровня её сплочения.
2. Каковы основные признаки социальной группы субъектов образовательного пространства?
3. В чем сущность коллективизма как социальной тенденции? В чем сущность индивидуализма как социальной тенденции?
4. Почему противопоставление индивидуализма и коллективизма несет в себе опасность для существования общества?
5. Можно ли назвать А. С. Макаренко конформистом (нонконформистом)?
6. Какие социальные условия способствуют усилению конформности человека в группе? Какие социальные условия связаны с формированием нонконформизма?
7. Составьте развернутую социально-психологическую характеристику любой группы, которую вы очень хорошо знаете, с описанием интегральных психологических характеристик и всех параметров группы.
8. Представьте наглядно классификацию социальных групп в виде схемы или таблицы.
9. Подготовьте реферат на тему «Диалектика коллективизма и индивидуализма в педагогической теории и практике А. С. Макаренко».
10. Проанализируйте социальные и личностные условия конформизма личности.
Практическое занятие 8.
Тема: Структура власти в малой группе
субъектов образовательного пространства
План
1. Лидерство и руководство: единство и различие.
2. Авторитет.
3. Теории лидерства.
4. Стили лидерства.
5. Управленческие функции.
6. Индивидуальные факторы эффективного управления группой субъектов образовательного пространства.
Кейс-задачи:
1. В чем заключается социально-психологический смысл власти на различных уровнях существования общества - от малых групп до больших социальных групп?
2. Каковы основные различия между лидерством и руководством?
3. Почему стили лидерства и руководства идентичны?
4. От чего зависит изменение стиля лидерства?
5. Каким образом можно использовать теории лидерства для анализа конкретной управленческой деятельности?
6. Кого из выдающихся деятелей прошлого и настоящего вы могли бы назвать харизматическими личностями? Почему?
7. Можно ли дать характеристику деятельности школьного учителя с использованием анализа его основных управленческих функций? Обоснуйте свой ответ.
8. Какие индивидуальные факторы эффективного управления группой вы могли бы назвать в дополнение к тем, что представлены в главе?
9. Дайте определение понятиям «лидер», «авторитет», «харизма», «управление».
10. Опишите лидерство и руководство как субъективный и объективный феномены.
11. Опишите ситуации, в которых было бы целесообразным доминирование какого-либо одного стиля лидерства. Объясните почему.
12. Проанализируйте непосредственные и отдаленные последствия осуществления управления группами в зависимости от разных стилей: директивной модели (авторитарный стиль); кооперативной модели (демократический стиль); «недирективной» модели (попустительский стиль).
13. Подготовьте развернутую характеристику руководителя (реального, воображаемого или с использованием художественного образа), учитывая различные критерии.
14. Используйте табл. № 6.2, представленную в работе В.Крысько [Крысько В.Г.Социальная психология в схемах и комментариях. - СПб., 2003.], для определения различий между понятиями «лидерство» и «руководство».
Практическое занятие 10.
Тем: Межгрупповые отношения субъектов образовательного пространства
План
1. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях.
2. Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации.
3. Доминирование малой социальной группы.
4. Интегративные межгрупповые феномены.
5. Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы.
Кейс-задачи:
1. Какая взаимосвязь существует между макро-, мезо- и микроуровнями межгрупповых отношений в обществе?
2. В чем заключается социальный смысл тенденции интеграции и дифференциации при взаимодействии группы с другими субъектами?
3. Что такое «социальная стратификация общества»? Может ли существовать общество без социальной стратификации? Почему?
4. Каковы критерии деления общества на страты? Почему именно средний класс определяет стабилизацию общественных отношений? Какие социально-психологические причины могут способствовать «вымыванию» среднего класса в другие социальные слои?
5. Почему маргинальное состояние социальной группы и человека определяет их активность как субъектов взаимодействия?
6. Какой уровень общественных отношений затронули данные исследования?
7. Какие ведущие стратегии взаимодействия существуют между малыми группами?
8. Каким образом внешние отношения группы могут влиять на ее внутренние отношения?
9. Используя моделирование, попробуйте графически изобразить социальную стратификацию общества: а) в стабильном состоянии; б) в состоянии дестабилизации. Дайте пояснения к своей модели. Подумайте, как должны меняться социально-психологические отношения между стратами в первом и во втором случае.
10. Дайте развернутую характеристику стратегиям взаимодействия между группами на уровне социальной стратификации с использованием конкретных примеров (исторических, художественных).
11. Охарактеризуйте межгрупповые отношения с точки зрения уровня (макро-, мезо-, микро-) их социальной реализации.
12. Используя различные источники, подготовьте самостоятельно вопрос «Межэтническое взаимодействие и социальные стереотипы восприятия национального характера».