Текущего контроля и промежуточной аттестации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики и методики начального образования

УТВЕРЖДЕНО

Зав. кафедрой педагогики и методики начального образования_______________________

подпись

д.пед.н.,проф., Поздеева С.И.

Принято на заседании кафедры педагогики и методики начального образования

Протокол № __ от «____» ___________2016__ года

   

Фонд оценочных средств

Текущего контроля и промежуточной аттестации

по дисциплинеБ1.Б.12 Психология (Социальная психология)

реализуемой в составе образовательной программы : 44.03.01 Педагогическое образование

направленность (профиль) : Дошкольное образование

   

Пояснительная записка

Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, осваивающих (освоивших) программу учебной дисциплины:

1. Б1.Б.12 Психология (Социальная психология).

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме тестовых заданий, контрольных и самостоятельных работ, вопросов и заданий к экзамену

3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины: Б1.Б.12 Психология (Социальная психология)

4. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной:

В результате освоения данной ОП выпускник с квалификацией «бакалавр» по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) : Дошкольное образование,должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями, сформулированными в соответствии с целями ОП:

общекультурные компетенции:

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

профессиональные компетенции:

- способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

- готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

- готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК- 6);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- соотношение наследственной и социальной среды, национально-культурно-исторических факторов в воспитании и образования;

- сущность социализации, воспитание как институт социализации; содержание и принципы социального воспитания;

уметь: анализировать социально-педагогические явления; раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем и особенностями развития общества;

владеть:

-навыками взаимодействия с разными категориями воспитуемых в различных социально-педагогических ситуациях;

- методами психологического изучения личности, коллектива.

Проверка и оценка результатов выполнения заданий:

Формируется в соответствии с критериями и шкалами оценивания по каждому виду контроля.

Наименование оценочных средств по контролируемым разделам дисциплины

№№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины* Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
1. Введение в социальную психологию ОК- 6 ОПК-2, 3, ПК-6   Кейс-задачи, зачетные тестовые задания, комплект заданий для контрольной работы, рефераты (эссе), деловая (ролевая) игра, вопросы к экзамену
2. Проблема общения в социальной психологии ОК- 6 ОПК-2, 3, ПК-6     Кейс-задачи, зачетные тестовые задания, комплект заданий для контрольной работы, рефераты (эссе), деловая (ролевая) игра, вопросы к экзамену
3. Проблема группы в социальной психологии ОК- 6 ОПК-2, 3, ПК-6     Кейс-задачи, зачетные тестовые задания, комплект заданий для контрольной работы, рефераты (эссе), деловая (ролевая) игра, вопросы к экзамену
4. Социально-психологические проблемы развития личности в образовательной среде ОК- 6 ОПК-2, 3, ПК-6   Кейс-задачи, зачетные тестовые задания, комплект заданий для контрольной работы, рефераты (эссе), деловая (ролевая) игра, вопросы к экзамену


Комплект компетентностно-ориентированных заданий

Кейс-задачи

Задания для решения кейс-задач:

Кейс-задача:Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. При этом актуализируется определенный комплекс знаний, необходимый для разрешения данной проблемы

Практическое занятие 1.

Тема: Теоретические предпосылки становления и развития социальной психологии как самостоятельной отрасли знания

План

1. Предмет социальной психологии.

2. Основные этапы развития социальной психологии как науки.

3. Теоретические концепции в области социальной психологии.

4. Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии.

5. Методология и методы исследования социальной психологии.

Кейс-задачи:

1. Что изучает социальная психология как наука?

2. Назовите «материнские» дисциплины социальной психологии.

3. По каким критериям выделены этапы развития социальной психологии как науки?

4. Назовите основные теоретические концепции в области социальной психологии на первом этапе ее развития как науки.

5. Какие ведущие психологические школы внести свой вклад в развитие социальной психологии?

6. Выделите основные социально-психологические проблемы, которые были исследованы в рамках ведущих психологических школ.

7. Какие методы социальной психологии позволят выявить социально-психологическую структуру взаимоотношений в коллективе?

8. Исходя из предмета социальной психологии, сделайте вывод о ее связи с другими науками.

9. Используя литературу, подберите материал, иллюстрирующий исторические предпосылки оформления социальной психологии в самостоятельную науку.

3. Проанализируйте таблицы и схемы №№ 1.3, 1.7, 1.9, 1.10, 1.13, 1.14, представленные в работе В.Крысько [Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях. - СПб., 2003].

4. Подготовьте вопрос о месте социальной психологии среди других наук и, прежде всего, психологии, педагогике и социологии.

5. Дайте краткие характеристики (письменно) методам социально-психологического исследования: наблюдение, изучение документов, опрос, тест, эксперимент.

Практическое занятие 2.

План

1. Чувство как аналитическая единица определения межличностных отношений.

2. Социальные функции чувств.

3. Типология чувств.

4. Филогенетическое и онтогенетическое развитие чувств.

5. Переживание как фактор социальной адаптации.

6. Социометрическая структура группы.

7. Педагогические возможности изменения социометрического статуса ученика.

Кейс-задачи:

1. Каким образом чувства человека регулируют межличностные отношения? Регулируют ли межличностные отношения эмоции? Что ещё определяет регуляцию межличностных отношений? Какие факторы могут негативно влиять на онтогенетическое развитие чувств человека?

2. По каким поведенческим признакам можно определить тип переживаний человека на уровне наблюдения?

3. Каким образом изменение социометрической позиции человека в группе может влиять на его социальную адаптацию?

4. Чем позиция социометрической звезды отличается от позиции лидера? Почему индивид может иметь различные социометрические статусы в личных группах? Почему индивид может иметь один и тот же социометрический статус в различных группах?

5. Каковы основные характеристики социометрической структуры группы? Как можно оценить уровень благополучия социально-психологических отношений в группе, исходя из анализа особенностей ее основных характеристик?

6. Выпишите в словарь основные понятия темы и сравните их: эмоции и чувства.

7. Познакомьтесь с точкой зрения различных ученых на методы социометрии, референтометрия.

8. Изучите методику выявления социометрической структуры группы.

9. Подготовьте памятку для учителя, включающую в себя этические правила использования социометрической методики в педагогической деятельности. Подумайте, какие негативные социально-психологические явления могут возникнуть в классе (или любой другой группе) при нарушении этики проведения социометрического исследования?

10. Проанализируйте таблицы и схемы №№ 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, представленные в работе В.Крысько [Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях. - СПб., 2003. - С. 56-63.].

Практическое занятие 3.

Тема: Проблема общения в образовательной среде

План

1. Понятие общения в образовательной среде.

2. Виды общения.

3. Особенности общения в современном мире.

4. Уровни общения.

5. Диалогическое и монологическое общение.

6. Функции общения.

7. Критерии удовлетворенности общением.

8. Педагогическое общение.

Кейс-задачи:

1. Какое из общих определений общения вы бы использовали как основу для характеристики педагогического общения?

2. Какие изменения, с вашей точки зрения, произошли в общении школьников в течение XX века? Как они могут дальше меняться в следующем столетии? Почему?

3. Какие функции общения вы знаете?

4. В чем специфика педагогического общения?

5. Изучите уровни общения, описанные Г.М. Андреевой, Е.В. Андриенко, В.Г.Крысько и др. Разделившись на пары, подготовьте и проиграйте несколько ситуаций, иллюстрирующих каждый уровень общения по любой типологии.

6. Предложите дополнительно критерии удовлетворенности общением, помимо указанных в учебнике Е.В.Андриенко [Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия - 2003. С. 193 -195].

3. Проанализируйте особенности педагогического общения в семье. Подумайте, какова принципиальная разница между педагогическим общением в семье и педагогическим общением в школе?

4. Проанализируйте таблицы и схемы №№ 2.10, 2.11, 2.12, 2.13, представленные в работе В.Крысько [Крысько В. Г. Социальная психология в схемах и комментариях. - СПб., 2003. - С. 56-63.].

5. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение о стилях педагогического общения.

6. Проанализируйте ваш способ общения с человеком, отношения с которым у вас не складываются. Постарайтесь ответить на вопросы: Какие ваши социальные потребности не удовлетворяются в процессе общения? Удовлетворение каких социальных потребностей партнера вы блокируете своим поведением? Как вы должны изменить свое поведение, чтобы изменилось качество общения с данным человеком?

Практическое занятие 4.

План

1. Понятие коммуникации.

2. Психологическая обратная связь.

3. Коммуникативные барьеры.

4. Феномены межличностного влияния.

5. Субъективные каналы восприятия и передачи информации.

6. Специфика межличностного информационного обмена.

Кейс-задачи:

1. Что означает понятие коммуникации в узком и широком смысле слова? Что общего и каковы различия между паралингвистическими средствами общения и субъективными каналами восприятия и передачи информации?

2. Каковы основные различия между межличностным информационным обменом и массовым информационным обменом?

3. Является ли психологическая обратная связь информационным процессом? Какие коммуникативные барьеры могут возникать при взаимодействии учителя с учеником?

4. Почему семантический барьер является одним из наиболее распространенных препятствий в понимании субъектов друг друга при взаимодействии?

5. Каким образом барьеры социально-культурных различий связаны с ценностями субъектов общения?

6. Что представляют собой феномены межличностного влияния? Какие субъективные каналы восприятия и передачи информации наиболее востребованы современным школьным обучением? Обоснуйте свой ответ.

7. Выпишите в словарь основные понятия темы: коммуникация, коммуникативный барьер, хронотоп, внушение, убеждение, психологическое заражение, подражание.

8. Подготовьте перечень положительных и отрицательных санкции, которые может использовать учитель на уровне психологической обратной связи как коммуникатор и реципиент.

9. Опишите приемы, которые могут способствовать преодолению коммуникативных барьеров при взаимодействии: а) родителей с детьми; б) учителя с учениками; в)

руководителя с подчиненными. Как могут меняться данные приемы, если субъект меняет позицию коммуникатора на реципиента и наоборот?

10. Проанализируйте педагогические возможности изменения хронотопов в школе. Может ли учитель использовать изменение хронотопа в качестве средства воспитательного влияния или условия, обеспечивающего данное влияние. Приведите соответствующие примеры.

5. Проанализируйте схемы № 2.15 и № 6.7, представленные в работе В.Крысько [Крысько В. Г. Социальная психология в схемах и комментариях. - СПб., 2003].

Практическое занятие 5.

План

1. Сущность интеракции.

2. Психологическая совместимость.

3. Акт и трансакция как функциональные единицы взаимодействия.

4. Стратегии взаимодействия.

5. Ассертивное поведение.

6. Конфликт.

7. Педагогический конфликт.

Кейс-задачи:

1. В чем сущность интерактивного аспекта общения субъектов образовательного пространства?

2. Какие уровни совместимости определяют продуктивность педагогического общения?

3. Что является функциональной единицей общения?

4. На основании каких критериев выделяют стратегии взаимодействия?

5. Почему стратегия компромисса является более перспективной в социальной плане, чем стратегия сотрудничества? Что является основным условием реализации стратегии компромисса?

6. Каковы трудности реализации ассертивного поведения в современной социальной жизни человека?

7. Каковы положительные и отрицательные стороны конфликта?

8. Почему открытый конфликт предпочтительнее латентного?

9. Выпишите в словарь основные понятия темы: интеракция, психологическая совместимость, экстраверсия, интроверсия, трансакция, стратегия взаимодействия, соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление, избегание, ассертивное поведение.

10. Приведите примеры, иллюстрирующие психологическую совместимость или несовместимость интроверта с экстравертом. Попробуйте определить, почему в одном случае субъекты взаимодействия оказались совместимы, а в другом нет.

11. Дайте развернутую характеристику взаимодействия субъектов (героев художественных произведений) с точки зрения их совместимости, используя категории: экстраверт, интроверт, мобильный, ригидный, доминантный, недоминантный.

12. Используя книги Э. Берна [Берн Э. Игры, в которые играют люди... Люди, которые играют в игры. - Л., 1992], подготовьте сообщение по теме «Типы трансакций и их влияние на межличностное общение». Обязательно используйте примеры на каждый тип трансакции.

13. Используя таблицы и схемы №№ 6.16, 6.17, 6.18, представленные в работе В.Г. Крысько [Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях. - СПб., 2003.- С. 254-259], подготовьте анализ наблюдаемого вами конфликтного взаимодействия субъектов.

Практическое занятие 6.

Тема: Перцептивная сторона общения субъектов образовательного пространства

План

1. Сущность социальной перцепции.

2. Механизмы социальной перцепции.

3. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.

4. Эффекты восприятия субъектов образовательного пространства.

5. Особенности формирования социальных установок субъектов образовательного пространства.

Кейс-задачи:

1. В чем заключается специфика социальной перцепции субъектов образовательного пространства в отличие от простого восприятия?

2. Какую роль в социальной перцепции играет образ?

3. Какие механизмы социальной перцепции являются наиболее распространенными с вашей точки зрения. Какие из них наиболее важны для учителя и его педагогической деятельности при взаимодействии с учениками?

4. Почему каузальную атрибуцию часто называют самым «коварным» механизмом социальной перцепции?

5. Что общего и каковы различия между эмпатией и идентификацией как ме­ханизмами социальной перцепции?

6. Всегда ли восприятие человеком самого себя является социальной рефлексией?

7. Какие изменения могут произойти с социальными установками человека после 30 лет?

8. Выпишите в словарь основные понятия темы: социальная перцепция, эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия, социальная установка, социальный стереотип.

9. Приведите примеры, иллюстрирующие разрыв между воспринимаемым и передаваемым имиджем человека («разрыв достоверности»). Проанализируйте причины разрыва.

10. Проанализируйте таблицы и схемы №№ 2.18, 2.19, представленные в работе В.Крысько [Крысько В. Г. Социальная психология в схемах и комментариях. - СПб., 2003.

6].

11. Проанализируйте особенности формирования, компоненты и функции социальной установки.

Практическое занятие 7.

План

1. Понятие социальной группы.

2. Основные признаки социальной группы.

3. Типологии групп.

4. Проблема развития социальной группы.

5. Конформность и нонконформизм.

Групповые процессы. Феномен группового поля, давления, воздействия. Конформность и нонконформизм. Коллективистское самоопределение. Понятие групповой сплоченности. Ценностно-ориентационное единство как показатель сплоченности. Сработанность. Груп­повая совместимость. Уровни совместимости. Групповая эффективность. Внутригруппо-вое общение субъектов образовательного пространства.

6. Общение членов различных групп субъектов образовательного пространства.

7. Социально-психологический климат.

Кейс-задачи:

1. Дайте три определения социальной группы в зависимости от уровня её сплочения.

2. Каковы основные признаки социальной группы субъектов образовательного пространства?

3. В чем сущность коллективизма как социальной тенденции? В чем сущность индивидуализма как социальной тенденции?

4. Почему противопоставление индивидуализма и коллективизма несет в себе опасность для существования общества?

5. Можно ли назвать А. С. Макаренко конформистом (нонконформистом)?

6. Какие социальные условия способствуют усилению конформности человека в группе? Какие социальные условия связаны с формированием нонконформизма?

7. Составьте развернутую социально-психологическую характеристику любой группы, которую вы очень хорошо знаете, с описанием интегральных психологических характеристик и всех параметров группы.

8. Представьте наглядно классификацию социальных групп в виде схемы или таблицы.

9. Подготовьте реферат на тему «Диалектика коллективизма и индивидуализма в педагогической теории и практике А. С. Макаренко».

10. Проанализируйте социальные и личностные условия конформизма личности.

Практическое занятие 8.

Практическое занятие 10.

Тем: Межгрупповые отношения субъектов образовательного пространства

План

1. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях.

2. Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации.

3. Доминирование малой социальной группы.

4. Интегративные межгрупповые феномены.

5. Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы.

Кейс-задачи:

1. Какая взаимосвязь существует между макро-, мезо- и микроуровнями межгрупповых отношений в обществе?

2. В чем заключается социальный смысл тенденции интеграции и дифференциации при взаимодействии группы с другими субъектами?

3. Что такое «социальная стратификация общества»? Может ли существовать общество без социальной стратификации? Почему?

4. Каковы критерии деления общества на страты? Почему именно средний класс определяет стабилизацию общественных отношений? Какие социально-психологические причины могут способствовать «вымыванию» среднего класса в другие социальные слои?

5. Почему маргинальное состояние социальной группы и человека определяет их активность как субъектов взаимодействия?

6. Какой уровень общественных отношений затронули данные исследования?

7. Какие ведущие стратегии взаимодействия существуют между малыми группами?

8. Каким образом внешние отношения группы могут влиять на ее внутренние отношения?

9. Используя моделирование, попробуйте графически изобразить социальную стратификацию общества: а) в стабильном состоянии; б) в состоянии дестабилизации. Дайте пояснения к своей модели. Подумайте, как должны меняться социально-психологические отношения между стратами в первом и во втором случае.

10. Дайте развернутую характеристику стратегиям взаимодействия между группами на уровне социальной стратификации с использованием конкретных примеров (исторических, художественных).

11. Охарактеризуйте межгрупповые отношения с точки зрения уровня (макро-, мезо-, микро-) их социальной реализации.

12. Используя различные источники, подготовьте самостоятельно вопрос «Межэтническое взаимодействие и социальные стереотипы восприятия на­ционального характера».

Практическое занятие 11.

Практическое занятие 12.

Тема: Проблема социализации личности в образовательном пространстве

План

1. Понятие социализации, содержание процесса социализации.

2. Особенности современной социализации.

3. Стадии развития личности в процессе социализации.

4. Механизмы социализации. Институты социализации.

5. Общее понятие социального развития человека.

6. Стереотипы понимания социального развития человека.

7. Модели социального развития.

8. Динамика социального развития человека в процессе онтогенеза.

9. Личностная зрелость. Закономерности социального развития человека.

Кейс-задачи:

1. В чем сущность социализации личности? Дайте несколько определений социализации, исходя из понимания ее сущности.

2. Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно?

3. Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека: стихийное или целенаправленное влияние социализации?

4. Подумайте, какие новые особенности социализации человека могут появиться в XXI веке, исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т.д.?

5. Почему механизмы социализации рассматриваются как относительно сложные способы усвоения социального опыта? В чем заключается их сложность?

6. Проанализируйте основные характеристики развития на примере социализирующего человека.

7. В чем сущность социального стереотипа? Проранжируйте стереотипы социального развития человека по степени их распространенности в обществе (с вашей точки зрения). Какие стереотипы, касающиеся развития человека в обществе, вы можете назвать?

8. Как вы понимаете понятие «модель социального развития человека»? Смогли бы вы наглядно изобразить модели социального развития в виде рисунка, графика, диаграммы или схемы? Попробуйте сделать это в течение пяти минут.

9. Подготовьте конспекты ответов на предложенные вопросы, используя указанную литературу.

10. Используя художественную литературу, подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека. Проанализируйте данный процесс ресоциализации с использованием концепции А. В. Петровского [Акопов Г.В. Социальная психология образования. - М. : МПСИ : Флинта, 2000. -296 с. 2, С.45-47].

11. Используйте схемы и таблицы №№ 3.20, 3.21, представленные в работе В.Г. Крысько [Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях. - СПб., 2003. - С. 126 - 130.], для изучения факторов и механизмов социализации.

12. Подготовьте сообщение по теме «Изменение педагогической тактики и стратегии родителей в зависимости от динамики сензитивных периодов развития ребенка (от рождения до 18 лет)».

13. Подготовьтесь к обсуждению вопроса «Социальные функции возрастного нормативного кризиса».

Психология общения

1. Средства невербальной коммуникации.

2. Общение в системе детско-родительских отношений.

3. Общение в студенческой группе как фактор развития личности.

4. Коммуникативные особенности группы.

5. Пути разрешения конфликтов.

6. Влияние индивидуальных особенностей на поведение в конфликте.

7. Современные средства общения: плюсы и минусы.

8. Примитивные межличностные реакции и их предпосылки.

9. Этика общения.

10. Деловое общение.

11. Застенчивость как отрицательный мотиватор общения.

12. Возрастные особенности мотивации общения.

13. Трудность в общении как один из симптомов аутизма.

14. Особенности супружеских коммуникаций.

15. Семейный конфликт.

16. Толерантность как основа общения.

17. Модели общения.

18. Влияние эмоциональных реакций на общение.

19. Общение на разных стадиях взаимоотношений

20. Ассертивность.

Психология малых групп

1. Исторические аспекты социально-психологических исследований малой группы.

2. Теоретико-методологические аспекты исследования малой группы.

3. Социально-психологические характеристики сложившейся малой группы.

4. Экологический аспект группового функционирования.

5. Межличностные отношения в групповом процессе.

6. Феномены управления групповым процессом (лидерство и руководство).

7. Социально-психологические аспекты командообразования.

8. Группа сверстников как институт социализации.

9. Руководство в педагогическом процессе. Авторитет роли и личности педагога.

10.Социально-психологический климат группы. (Методы изучение социально-психологического климата. Модель социально-психологического климата А.Н. Лутошкина).

11.Генезис развития малой групп (групповая динамика). Автономная группа и группа-корпорация. Группа-ассоциация. Номинальная группа.

12.Социально-психологический тренинг: виды, техника (Тренинг коммуникативных умений, чувственности, ролевые игры, групповая дискуссия).

13. Динамика развития Т-группы. (Группа личностного роста. Психогимнастика и психотехнические приемы при работе с детьми).

14.Проблема коллектива в социальной психологии. (Признаки коллектива. Классификация коллективообразования А.Н.Лутошкина. Стратометрическая теория коллектива А.В .Петровского).

Примерные темы контрольных работ

1. Предмет социальной психологии образования.

2. Социально-психологические особенности педагогических групп.

3. Характеристика структуры взаимоотношений в педагогической группе.

4. Процессы групповой динамики в педагогических группах.

5. Особенности сплоченности в педагогических группах.

6. Удовлетворенность педагогическим трудом как показатель сплоченности педаго­гического коллектива.

7. Социально-психологический микроклимат в педагогической группе, его диагно­стика, факторы, оказывающие влияние на его формирование.

8. Социально-психологические особенности учебных групп.

9. Этапы развития учебного класса как коллектива.

10. Диагностика уровня развития учебной группы.

11. Социально-психологические особенности общения в образовательной ситуации. Общение как реализация общественных и межличностных отношений.

12. Полифункциональность общения.

13. Структура общения.

14. Общение как коммуникация. Средства коммуникации.

15. Общение как перцепция. Специфика социальной перцепции.

16. Механизмы межличностного восприятия: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, стереотипизация, атрибуция.

17. Ошибки межличностного восприятия.

18. Общение как интеракция.

19. Связь общения с деятельностью.

20. Особенности взаимодействия в разновозрастных учебных группах.

21. Успевающие и неуспевающие ученики в условиях взаимовлияния.

22. Проблемы в сфере общения со сверстниками и взрослыми у младших школьников.

23. Специфика общения в группах подростков и старшеклассников.

24. Воздействие педагогов на учебные группы.

25. Обострение противоречий в учебной группе как воздействие, позволяющее стабилизировать социально-психологическую ситуацию в учебной группе.

26. Результаты стабилизации: повышение (или снижение) активности и сплоченности учащихся; влияния на группу учащихся с просоциальной (или асоциальной) направленностью; изменение индивидуальных и групповых ценностей учащихся.

27. Влияние индивидуальности педагога на личность учащегося.

28. Персонализация личности педагога.

29. Авторитет педагога как результат его персонализации.

30. Авторитет учителя в зависимости от возрастных характеристик учеников.

31. Личностная флексибельность (гибкость) и личностная ригидность (консерватив­ность) педагога.

32. Проблемы личности в социальной психологии: социализация личности, социально-психологические качества личности, социально-психологическая компетентность личности и др.

33. Представление о социальных установках, перцептивной защиты, эффекте «ожиданий», когнитивной сложности личности.

34. Этапы вхождения личности в группу: адаптация, интеграция, индивидуализация. Личность в системе образовательного микросоциума.

35. Система образования (образовательный макросоциум) как основа социализации человека.

36. Социально-психологическая адаптация как адаптация к профессиональной группе.

37. Феномен «психического выгорания» и профессиональные деформации личности педагога.

38. Стрессоустойчивость как профессионально значимое качество личности педагога.

39. Коллективообразование. Группа как совокупный субъект деятельности, общения, взаимоотношений.

40. Структура группы. Социометрическая структура группы.

41. Положение личности в группе. Позиция, статус, роль.

42. Процессы групповой динамики: сплочение, лидерство, принятие групповых реше­ний, групповое давление.

43. Сплоченность группы. Сплоченность как межличностная аттракция.

44. Сплоченность как ценностно-ориентационное и предметно-ценностное единство.

45. Лидерство. Дифференциация понятий: лидер и руководитель.

46. Стили лидерства и руководства.

47. Принятие групповых решений.

48. Дискуссия в процессе принятия группового решения, её результаты: «сдвиг к риску», поляризация, конвергенция.

49. Групповое давление.

50. Коллективистическое самоопределение и конформность, ее виды.

Деловая (ролевая) игра

Тема (проблема).

  1. Темы представлены в содержательном компоненте теоретического материала

2. Концепция игрыСовместная деятельность группы обучающихся под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации (управленческой, экономической, психологической, педагогической и т.п.). Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи).

3.Представление оценочного средства в фонде: Тема (проблема) Содержательный компонент теоретического материала, например Раздел I. Введение в социальную психологию образования

4. Роли:

_______Учитель-ученик________

Роли (учитель-ученик). Студенты поочередно спрашивают друг друга по предложенным к темам терминам.

  1. Ожидаемый (е) результат (ы)знание основных терминов

Критерии оценки(соответственно показателям оценивания результатов обучения (по уровням) (таблица) и критериям и показателям оценки сформированности планируемых результатов обучения в рамках формируемых компетенций:

1. Когнитивный (знать):

-​ научность информации (глубина, полнота и системность знаний)

-​ психолого-педагогическая грамотность (глубина, полнота и системность знаний)

-​ глубина и системность содержания (глубина, полнота и системность знаний)

2. Деятельностный (уметь):

-​ логичность изложения (умение соблюдать логические последовательности)

-​ ясность и точность выводов (умение формулировать выводы)

-​ практико-ориентированность (умение использовать научную информацию в прикладных целях)

3. Поведенческий (владеть):

-​ самостоятельность суждений (владение приемами продуктивной самостоятельной мыследеятельности)

-​ следование нормам формально-логического стиля изложения (владение техникой формально-логического стиля)

-​ ясность, полнота и точность ответов на вопросы.

Табл. 1

Шкала оценивания сформированности каждого из результатов обучения

Баллы Уровень
высокий
выше среднего
средний
низкий

Шкала оценивания сформированности всех планируемых результатов обучения

Сумма баллов Уровень Оценка
14-15 высокий отлично
11-13 выше среднего хорошо
8-10 средний удовлетворительно
менее 8 низкий неудовлетворительно

Фонд оценочных средств учебной дисциплины составлен Никольской О.Л. к.п.н.,доц. кафедры ПиМНО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики и методики начального образования

УТВЕРЖДЕНО

Зав. кафедрой педагогики и методики начального образования_______________________

подпись

д.пед.н.,проф., Поздеева С.И.

Принято на заседании кафедры педагогики и методики начального образования

Протокол № __ от «____» ___________2016__ года

   

Фонд оценочных средств

текущего контроля и промежуточной аттестации

по дисциплинеБ1.Б.12 Психология (Социальная психология)

реализуемой в составе образовательной программы : 44.03.01 Педагогическое образование

направленность (профиль) : Дошкольное образование

   

Пояснительная записка

Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающ

Наши рекомендации