Принципы и методы диагностики самосознания

Как человек приходит к тому или иному представлению о себе, какие внутренние действия при этом совершает, как формируется Я-образ, Я-концепция — все эти вопросы сейчас интенсивно разра­батываются в научных исследованиях.

Самосознание имеет уровневое строение (И.С. Кон, 1978; В.А. Ядов, 1975; И.И. Чеснокова, 1977 и др.). Подробная уровневая концепция самосознания и личности в целом предложена Э. Эриксоном (Е. Erik-son, 1967). Концепция уровневого строения самосознания, основан­ная на учете активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание, была сформулирована В.В. Столиным (1985). Кратко суть концепции уровневого строения самосознания заключается в следующем.

На уровне организма активность субъекта определена системой «организм—среда», имеет двигательный характер и вызывается по-требностями в самосохранении, нормальном функционировании, фи­зическом благополучии организма. На уровне организма формиру­ется самочувствие субъекта как итог процессов, отражающих со­стояние внутренних органов, мышц, активации организма в целом. Это самочувствие есть биологический аналог самоотношения, отра­жающий степень удовлетворенности потребностей организма в бла­гополучии, целостности, функциональном состоянии.

На уровне социального индивида активность подчинена иной по­требности — потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется со­циальными нормами, правилами, обычаями, уставами, предписания­ми, которые усваиваются индивидом. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотно­шении, которое есть перенесение внутрь отношения других, приня­тие другими или отвержение ими.

На уровне личности активность субъекта вызывается прежде всего потребностью в самореализации — в труде, любви, спорте и т.д. — и реализуется с помощью ориентации на свои собственные способно­сти, возможности, мотивы. Основой самоотношения здесь становит­ся потребность в самоактуализации; собственное Я, собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потреб­ность в самореализации и рассматриваются как ее условие.

Важной интегральной характеристикой в структуре самосознания является Я-концепция. Р. Берне (1986) рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В этих установках выделяются три компонента:

1) образ Я — представление индивида о самом себе;

2) самооценка — аффективная оценка этого представления, ко­торая может обладать различной интенсивностью, поскольку кон­кретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;

3) потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретные дейст­вия, которые могут быть вызваны Я-образом и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в ча­стности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Я-концепция форми­руется под воздействием различных внешних влияний, которые ис­пытывает человек. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют пред­ставление человека о самом себе.

В области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стандартизированные самоотчеты в форме описаний и самоописаний, идеографические методики типа ре­пертуарных решеток, проективные техники и др.В соответ­ствующем руководстве А. Анастази (1982. Т. 2) аннотируются как наиболее употребительные четыре диагностические методики для диагностики самосознания:

контрольный список прилагательных Г. Гоха;

Q-классификация В. Стефенсона;

семантический дифференциал Ч. Осгуда;

тест ролевых конструктов Г. Келли.

СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ САМООТЧЕТЫ

К этому типу методик психодиагностического исследования само­сознания относятся прежде всего тесты-опросники, состоящие из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений; взаимоотношений с другими людьми. Способ ответа широко варьируется в различных опросниках: используются двух-, трех-, четырех-, пяти- и семиальтернативный выбор, вербальное или невербальное согласие.

Приведем примеры.

Шкала Я-концепция Теннесси (1965) — опросник, предназначен­ный для подростков (с 12 лет) и взрослых. Содержит 90 пунктов на анализ Я-концепции и 10 пунктов шкалы лжи. Используется пяти-шаговая шкала ответов от «полностью согласен» до «абсолютно не согласен». Пункты опросника отбирались с помощью экспертов в отношении каждого утверждения к определенным строке и столбцу. По строкам были представлены: 1) самокритичность; 2) самоудовле­творенность; 3) личностное Я; 4) семейное Я; 5) социальное Я.

Как показывает описание опросника, с его помощью можно вы­явить глобальное самоотношение (самоудовлетворенность): специ­фические формы самоотношения к своему телу, к себе как мораль­ному субъекту, к себе как к члену семьи и т.д. Опросник также по­зволяет дать дифференцированное заключение о самоотношении, в отличие от содержательного аспекта Я-концепции.

Шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса (1964) — популяр­ный в США опросник, составленный из 80 простых утверждений относительно своего Я или тех или иных ситуаций и обстоятельств, связанных с самоотношением. Предназначен для детей в возрасте от 8 до 16 лет. Пункты опросника основаны на коллекции детских утверждений относительно того, что детям в себе нравится, а что не нравится. В опросник вошли пункты, различающие испытуемых с высоким и низким суммарным баллом, на которые, по крайней мере, 50% испытуемых с высоким суммарным баллом отвечали в ожидаемом направлении и соотношение ответов «да» — «нет» по которым не превышало 90 к 10. Опросник содержит равное число позитивных и негативных формулировок. Первые 15 утверждений опросника приведены ниже.

1. Мои товарищи смеются надо мной.

2. Я счастливый человек.

3. Мне трудно заниматься.

4. Я всегда грустный.

5. Я умный.

6. Я стеснительный.

7. Я нервничаю, когда меня вызывают к доске.

8. Моя внешность раздражает меня.

9. Когда я вырасту, я буду значительным человеком.

10. Я волнуюсь, когда у меня контрольная в школе.

11. Я непопулярен.

12. В школе я хорошо себя веду.

13. Когда что-нибудь не так, то это моя вина.

14. Я приношу неприятности моей семье.

15. Я сильный.

Шкала обладает удовлетворительной одномоментной (от 0,78 до 0,93) и ретестовой (0,77) надежностью.

Несмотря на методологическую критику подобных опросников, они остаются основным инструментом в исследованиях Я-концепции, постоянно создаются новые опросники для специфических це­лей и популяций.

Шкальная техника, примером которой является семантический диф­ференциал, также применяется при анализе Я-концепции и прежде всего самоотношения. Существует отечественная литература, посвя­щенная теории и методу Ч. Осгуда (В.Ф. Петренко, 1983). Разработан отечественный вариант семантического дифференциала примени­тельно к задачам психодиагностики в психиатрической клинике (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, A.M. Эткинд, 1983).

НЕСТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ САМООТЧЕТЫ

Поскольку Я-концепция так или иначе проявляется в любом раз­вернутом самоописании (в дневниковых записях, в ответах на во­просы анкеты, в интервью, в письмах и т.д.), появляется возмож­ность применить к некоторой совокупности текстов процедуру кон­тент-анализа.

Тест 12 утверждений на самоотношение является примером та­кой методики. Это техника, основанная на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. Испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?» Ответы сле­дует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботиться о последовательности, грамматике и логике. Анализ данных исследований позволил выделить ряд категорий, которые впоследствии использовались в контент-анализе: социальные группы (пол, возраст, национальность, профессия, религия), идеологические убеждения (философские, религиозные, политические и моральные высказывания), интересы и увлечения, стремления и цели, само­оценки.

Общая тенденция состоит в том, что «присоединяющие» утвер­ждения, в которых фиксируется принадлежность испытуемого к той или иной категории людей («студент», «сын», «мужчина»), выносят­ся раньше, чем «дифференцирующие» (указывающие специфический признак — «слишком толстый», «неудачливый человек»). Наиболее частые категории, обнаруженные на больших выборках в зарубеж­ных исследованиях, — профессиональная идентичность, семейная роль и статус, супружеская роль и статус, религиозная идентич­ность, пол и возраст.

Оценивая стандартизированные самоотчеты с применением кон­тент-анализа в целом, следует отметить, что основное их достоин­ство по сравнению со стандартизированными отчетами состоит в потенциальном богатстве оттенков самоописания и возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъек­та, а не навязанное ему языком исследования. С другой стороны, всякий контент-анализ ограничивает возможность учета индивиду­ального своеобразия испытуемого путем наложения готовой систе­мы категорий, приближая тем самым результаты, полученные этим методом, к тем, которые получаются с помощью стандартизирован­ных самоотчетов.

ОПРОСНИК САМООТНОШЕНИЯ

Еще одной разновидностью методики, направленной на психоди­агностику самоотношения, является опросник самоотношения (В.В. Столин, 1985). Он представляет собой многомерный психодиагно­стический инструмент, основанный на принципе стандартизирован­ного самоотчета. Опросник содержит 62 пункта в виде утверждений типа: «Вряд ли меня можно любить по-настоящему», «Мои достоин­ства вполне перевешивают мои недостатки», «Иногда я сам себя плохо понимаю», «Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю себя, разумно ли это», «Случайному чело-веку я скорее всего покажусь человеком приятным», «Посторонний человек на первый взгляд найдет во мне много отталкивающего».

В результате факторизации массива данных и экспертной интерпре­тации словесных портретов, составленных на основании полученных результатов, в качестве шкал были отобраны семь факторов: 1) само­уверенность; 2) ожидаемое отношение (позитивное или негативное); 3) самопринятие; 4) саморуководство, внутренняя последователь­ность; 5) самообвинение; 6) самоинтерес; 7) самопонимание.

Выделенные факторы были интерпретированы как наиболее кон­кретный уровень самоотношения — уровень внутренних действий в свой адрес или готовность к таким действиям. Кроме того, данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, различающиеся по степени обобщенности:

1) глобальное самоотношение;

2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, ауто-симпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3) уровень конкретных действий (готовность к ним) в отношении к своему Я.

Опросник обладает удовлетворительной ретестовой надежностью (30 испытуемых; интервал между двумя тестированиями — 7—10 дней): глобальное самоотношение — 0,88

самоуважение — 0,74

аутосимпатия — 0,83

самоинтерес — 0,75

ожидаемое отношение других — 0,62 самоуверенность — 0,90

самопринятие — 0,76

саморуководство — 0,57

самообвинение — 0,69

самопонимание — 0,63

МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ

Одной из важных интегральных характеристик самосознания, связывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживание Я, является качество личности, получившее название локуса контроля. Появление этого понятия в психологической лите­ратуре в первую очередь связано с работами американского психо­лога Дж. Роттера. Роттер предложил различать людей в соответст­вии с тем, где они локализуют контроль за значимыми для себя со­бытиями. Существует два крайних типа такой локализации, или ло­куса контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае человек считает, что происходящие с ним события прежде всего за­висят от его личностных качеств, таких, как компетентность, целе­устремленность, уровень способностей, и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Во втором случае чело­век убежден, что его успехи или неудачи являются результатом та­ких внешних сил, как везение, случайность, давление окружающих, другие люди и т.д. Любой индивид занимает определенную позицию на прямой (на континууме), задаваемой этими полярными типами локуса контроля.

В отечественной психологической практике чаще всего исполь­зуются три варианта методик локуса контроля: оригинальная «шка­ла 1-Е» Роттера в переводе на русский язык; методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), созданная Е.Ф. Бажиным, Е.А. Голынкиной и A.M. Эткиндом в Ленинградском психоневроло­гическом институте им. В.М. Бехтерева; опросник субъективной ло­кализации контроля (ОСЛК), разработанный С.Р. Пантелеевым и В.В. Столиным на факультете психологии МГУ.

Опросник субъективной локализации контроля (ОСЛК) создан на основе шкалы Роттера с сохранением ее первичных качеств (одномерности, небольшого количества пунктов, формата шкалы, требующего в каждом пункте выбора одного из двух альтернатив­ных суждений).

Опросник содержит 32 пункта, из которых 6 маскировочных и 26 работающих. Примеры пунктов:

7 а) «Как бы вы ни старались, некоторым людям вы все равно не понравитесь»;

7 б) «Люди, которые не нравятся другим, просто не умеют ладить с окружающими»;

12 а) «Что бы я ни планировал, я почти уверен, что мне удастся осуществить намеченное»;

12 б) «Планирование будущих действий не всегда разумно, так как многое зависит от случая»;

13 а) «Если в общежитии скучно, значит, студенческий комитет ни куда не годится»;

13 б) «Сделать жизнь общежития веселой и интересной зависит от нас самих».

8 целях повышения достоверности результатов и нейтрализации позиционных эффектов опросник сбалансирован по следующим па­раметрам:

1) по интернальности-экстернальности, что обеспечивается фор­матом шкалы;

2) по направлению атрибуций[4]; примерно равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице;

3) по эмоциональному признаку: равное количество пунктов описы­вают эмоционально-позитивные и эмоционально-негативные ситуации.

Утверждения опросников в основном ориентированы на учебную сферу, сферы достижения и межличностных отношений.

Данная шкала в достаточной мере удовлетворяет основным пси­хометрическим требованиям, что подтверждается достигнутыми по­казателями надежности и валидности, а результаты применения данного опросника на различных выборках испытуемых свидетель­ствует о том, что его можно с успехом применять в психодиагно­стической практике.

Наши рекомендации