Психологические принципы и методы диагностики мотивации

В структуре личности мотивация занимает особое место и явля­ется основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определен­ность и однозначность взглядов на явления мотивации еще далекиот своего завершения. Это, в частности, отражается и в многознач­ности определений основных понятий этой области психологии, та­ких, как мотив, потребность, мотивация.

В отечественной литературе мотив понимается и как осознанная по­требность (А.Г. Ковалев, 1965), и как предмет потребности (А.Н. Леон­тьев, 1975), и отождествляется с потребностью (П.С. Симонов, 1981).

В содержании мотива можно выделить как специфическое, инди­видуально-неповторимое, определяемое конкретной ситуацией, так и устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление не более, чем одна из возможных форм воплощения. Такое устой­чивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, эту потребность испытываю­щую. По мнению С.Л. Рубинштейна (1973), «свойства характера — это, в конечном счете, и есть тенденция, побуждение, мотив, зако­номерно появляющийся у данного человека при однородных услови­ях». Рубинштейн имел здесь в виду именно обобщенное содержание мотива.

Мотивация не только определяет (детерминирует) деятельность человека, но и буквально пронизывает все сферы психической дея­тельности. X. Хекхаузен (1986) различает мотив и мотивацию сле­дующим образом. Понятие «мотив» включает, по его мнению, такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т.д. Мотив задается целевым состоянием отношения «индивид—среда». Существует столько различных мотивов, сколько существует разновидностей или классов отношений «индивид— среда». Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к ок­ружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявле­ниям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные соподчиненные группы (иерархии) мотивов. Поведение человека в определенный момент мотивируется не лю­быми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мо­тивов, который при данных условиях больше всех связан с возможно­стью достижения цели (действенный мотив). Мотив остается действен­ным, т.е. участвует в мотивации поведения до тех пор, пока либо не достигнута цель, либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека.

В отличие от мотива, мотивация определяется у X. Хекхау-зена как побуждение к действию определенным мотивом. Мотива­ция понимается как процесс выбора из различных возможных дей­ствий, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и под­держивающий эту направленность. Итак, мотивация объясняет целенаправленность действия. О деятельности говорят, что она моти­вирована, тогда, когда она направлена на достижение цели кон­кретного мотива. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности чело­века, его интересы и устремления.

Мотивацией также объясняется выбор между различными воз­можными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления. Кроме того, ею объясняются интенсивность и упорство субъекта в осуществлении выбранного действия и достижения его результатов.

Многозначность мотивационных проявлений определила и много­образие различных методик, используемых для их психологической диагностики. Среди этих разнообразных методик можно выделить несколько классов:

прямые методы психодиагностики мотивационной сферы лично­сти;

личностные опросники для измерения мотивов;

проективные методы, используемые для диагностики мотивации.

Прямые методы психодиагностики мотивов.К ним прежде всего относятся анкеты, в которых перечисляются различные по значимости для человека мотивы. Обследуемый должен выбрать из них наиболее для себя значимые или расположить их в порядке значимости.

Личностные опросники для измерения мотивов.В таких опросниках обследуемые должны отвечать на вербальные стимулы (слова). В отличие от анкет, в которых задается прямой вопрос, в опросниках обследуемому предлагается ответить на утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик, которые пря­мо не соответствуют мотивам, но эмпирически с ними связаны. Ос­новная проблема измерения мотивации с помощью опросников свя­зана со снижением правильности ответов обследуемого из-за дейст­вия фактора социальной желательности или защитной мотивации. Ниже представлены некоторые популярные опросники, используе­мые для диагностики различных сторон мотивации.

«Список личностных предпочтений» А. Эдвардса является опросни­ком, который измеряет силу потребностей. Для каждой из 15 шкал бы­ли выделены индикаторы потребностей, которые формулируются в виде утверждений (всего 210 пар утверждений). Опросник построен на ос­нове вынужденного выбора одного из пары утверждений.

Итоговый индекс потребности выражает не абсолютную ее силу, а силу относительно других потребностей из перечня. А. Эдварде ис­пользовал метод вынужденного выбора, чтобы уменьшить влияние фак­тора социальной желательности.«Опросник для измерения аффилятивной[2] тенденции и чувстви­тельности к отвержению» (A. Mehrabian, 1970)измеряет два обоб­щенных мотива: стремление к принятию (у автора называется аф-фелятивная тенденция) и страх отвержения (чувствительность к от­вержению). Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содер­жит 26 пунктов, а вторая — 24 пункта. Шкалы оценивают, по мне­нию автора, в первом случае общие позитивные ожидания человека при установлении межличностного контакта, а во втором соответст­венно — негативные ожидания. Надежность первой шкалы равна 0,89, а второй — 0,92.

Опросник для измерения мотивации достижения (РАМ) того же автора имеет две формы: для мужчин и для женщин (A. Mehrabian, 1969). Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивиду­альные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Рас­сматривались особенности уровня притязаний, эмоциональная реак­ция на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости—независимости в межличностных отношениях. При конструировании теста был использован метод факторного анализа, и в окончательном варианте обе шкалы содержат по 26 пунктов. Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто используется при исследовании познавательных компонентов мотивации достижения.

Проективные методы.Эти методы построены на анализе про­дуктов воображения и фантазии. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных ис­следованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Про­ективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов. Эти методы сначала возникли в условиях клиники, но в дальнейшем стали интен­сивно использоваться и в экспериментальной психологии.

Проективные методики многообразны. У нас в стране одна из мо­дификаций, чаще всего используемая для выявления мотивации, ТАТ была создана Е.Т. Соколовой (1982) для диагностики мотива­ции подростка. Стимульный материал методики включает 20 сю­жетных таблиц, которые предъявляются индивидуально в 2 сеанса по 10 таблиц. Тест выявляет потребность в эмоциональных контактах, в достижении, повиновении, избегании наказания, агрессии. С целью ап­робации методики был использован контингент школьников с адаптив­ным поведением и подростков с социально отклоняющимся поведением.

Методику оценки интенсивности мотивации достижения в усло­виях влияния ситуационных факторов разработали Д. Макклелланд и Дж. Аткинсон.

Экспериментальная процедура строится так, что создается шесть различных ситуаций для активизации различных уровней интенсив­ности мотивации достижения. После выполнения задания в экспе­риментальной ситуации испытуемые принимают участие в группо­вом тесте на творческое воображение (вариант ТАТ). Они состав­ляют рассказы на основе четырех картинок: некоторые из них взя­ты из ТАТ Г. Мюррея, а другие оригинальные. Картинки предъяв­ляются в течение 20 с, затем испытуемые составляют по ним рас­сказы, руководствуясь следующими четырьмя вопросами:

1. Что здесь происходит? Кто эти люди?

2. Что привело к этой ситуации? Что произошло перед этим?

3. О чем думают эти люди? Чего они желают?

4. Что произойдет дальше?

На составление рассказа отпускается 4 мин, по 1 мин на каждый вопрос. Был разработан и специальный контент-анализ для измере­ния мотива достижения. При подсчете баллов вначале определя­лось, носит ли рассказ характер ориентации на достижение. В дан­ном случае подсчитывается категория «образа достижения» и выде­ляются другие категории: потребность в достижении, инструмен­тальная активность, позитивное предвосхищение цели, негативное предвосхищение цели, внутреннее препятствие, внешнее препятст­вие, положительное эмоциональное состояние, отрицательное эмо­циональное состояние, тема достижения.

Тест юмористических фраз (ТЮФ) — еще одна оригинальная компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизированного измеритель­ного теста и индивидуализированной проективной техники.

Особенностью этой методики является специфический стимуль­ный материал — юмористические фразы, — который позволяет экспериментально реализовать психодиагностические возможности метода тематической свободной классификации. Стимульный мате­риал представляет собой текст из 80 юмористических фраз (афориз­мов), из которых 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем, а 40 фраз являются многозначными. Испытуемые в зависимости от собст­венной апперцепции усматривают в них то одну, то другую тему.

Процедура проведения теста исключительно проста и оперативна. Занимает всего от 15 до 25 мин. Экспериментатор-психодиагност предлагает испытуемому классифицировать колоду карточек с юмо­ристическими фразами по инструкции на свободную тематическую классификацию: «Разделите, пожалуйста, карточки на кучки так, чтобы в одной кучке лежали карточки с фразами на одну тему». По ходу работы психодиагност должен предоставить испытуемому мак­симальную свободу в том, как он разносит карточки по темам, по­ощряя как безусловно оправданное всякое решение («В данном слу­чае вы эксперт, вам виднее»). Следует предупреждать повторные перекладывания карточек из одной группы в другую (можно гово­рить испытуемому: «В экспертных оценках самым ценным, самым правильным является первое решение, которое приходит человеку в голову»). Это же объяснение призвано снять у испытуемого колеба­ния, испытываемые им, когда он не знает, в какой класс отнести многозначную фразу.

Закончив тематическую классификацию фраз, испытуемый дает названия выделенным классам. Как правило, уже по этим названи­ям диагносту очень легко идентифицировать 10 использованных в данной версии ТЮФ тем: 1) садизм; 2) секс; 3) пагубные пристра­стия; 4) деньги; 5) мода; 6) карьера; 7) семейные неурядицы; 8) со­циальные неурядицы; 9) бездарность в искусстве; 10) человеческая глупость.

Сам подсчет тестового балла не сводится к применению ключей: диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответст­вующей кучке (классе), чтобы приписать определенный балл моти-вационной теме. Десять подсчитанных таким образом показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от количе­ственных тестов, в которых показатели по шкалам сравниваются с нормами, в данном случае сравниваются показатели мотивационных тем внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура мотивационных тем, какие темы доминируют, какие вто­ростепенные и т.д.

Рисуночный тест фрустрации[3] Розенцвейга имеет формы для де­тей и для взрослых. Стимульным материалом являются рисунки, на которых изображены различные ситуации межличностного взаимо­действия. На рисунке, как правило, приводится высказывание одно­го из персонажей. Испытуемый должен дать ответ за другого пер­сонажа. Оцениваются особенности поведения человека при возник­новении препятствия на пути к достижению цели. Этот тест также выявляет особенности агрессии субъекта. Помимо воображения и перцепции как индикаторов мотивационных процессов при конст­руировании теста использован и принцип соотнесения мотива и преграды. Система интерпретации, возникающая под влиянием пси­хоанализа, выделяет три типа направленности агрессии:

а) вина за создавшееся положение приписывается другим — экстрапунитивная;

б) вина приписывается себе — интрапунитивная;

в) вина приписывается ситуации — импунитивная.

Доминирующие мотивы подростка выявляются через ошибки вос­приятия при определении на глаз длины линий. При этом определе­ние длины линий мотивируется по-разному. Сила мотива оценивает­ся на основе степени преобладания ошибок в разных ситуациях. Этот метод основан на использовании индикатора — искажения объекта перцепции под влиянием мотивационных тенденций. Мето­дика включает экспериментальные процедуры актуализации моти­вов, графический способ предъявления стимулов, выявление доми­нирующей мотивации. Считается, что через выявление доминирую­щих мотивов оценивается направленность личности (направлен­ность на общественные или личные интересы, самоутверждение).

Таким образом, при диагностике мотивации используются прямые методы (анкеты), личностные опросники и проективные методики. При использовании и тех, и других возникают различные трудно­сти. Если использование анкет и личностных опросников нередко сопровождается феноменами фальсификации испытуемыми ответов (социальная желательность, эффекты фасада и др.), то проективные методики практически не поддаются стандартизации, сложны для интерпретации ответов испытуемых, очень слабо формализуются и отличаются низкой ретестовой надежностью (невозможность полу­чить аналогичный или близкий к первому обследованию результат при повторных обследованиях).

Наши рекомендации