Психическая регуляция и межсистемное взаимодействие
В проблеме обеспечения надежности и эффективности операторской деятельности одним из важных направлений является изучение психической регуляции профессиональных функций операторов в технических комплексах разной сложности. По мере увеличения сложности комплексов, как правило, возрастает нелинейность, неустойчивость их функционирования, что предъявляет повышенные требования к управлению и приводит к необ-
ходимости разработки новых подходов к анализу и оценке индивидуальной деятельности, уровня подготовки оператора. Ю.Я.Голиковым и А.Н.Костиным проведена разработка метода структурно-динамического представления деятельности, который устанавливает взаимосвязь между уровнями сложности профессиональных функций и уровнями психической регуляции. Механизмы психической регуляции, являющиеся основой процессов преодоления проблемностей, возникающих в деятельности операторов, представляются авторами в виде иерархической системы следующих уровней (от низшего к высшему): 1) сенсорно-перцептивный, 2) образно-концептуальный, 3) программно-целевой, 4) личностно-нормативный и 5) интуитивно-мировоззренческий [Голиков, Костин, 1996; Ломов, 1984]. Содержание процессов психической регуляции на первом уровне заключается в организации сенсо-моторных актов и в развитии перцептивной активности; на втором — в формировании и изменении пространственно-временных и логических компонентов образно-концептуальных моделей управляющих воздействий; на третьем — в поиске общих особенностей и закономерностей развития деятельности, ее целей и программ; на четвертом — в изменении и трансформации профессиональных, социальных, морально-этических норм поведения и деятельности, выработанных и принятых личностью; на пятом — в изменении и трансформации систем знаний, убеждений и идеалов о природе, человеке и обществе.
В отличие от традиционно используемого в психологии понятия «проблемная ситуация», в данном описании деятельности в связи с принципиальным расхождением характера проблемностей разных уровней были введены дополнительные понятия: «проблемный момент» и «проблема». Классы этих проблемностей определяют шкалу сложности процесса психической регуляции деятельности [Голиков, Костин, 1990]. Включенность разных уровней регуляции определяет объективную и субъективную сложность деятельности. Первая пред-
назначается для оценки потенциальных возможностей оператора по выполнению профессиональных функций и определяется как прогнозируемая вероятность существования разных уровней регуляции; она зависит как от сложности профессиональных функций и степени подготовленности оператора, так и от его индивидуальных качеств. Вторая оценивает реальный процесс выполнения индивидуальной деятельности и определяется степенью актуальной включенности разных уровней регуляции [Психологические проблемы профессиональной... 1991].
Результаты исследований позволили описать деятельность операторов, с одной стороны, в виде системы структурных единиц разных уровней (начиная с индивидуальной структуры деятельности), а с другой — в виде последовательности разноуровневых циклов регуляции. Было установлено, что в ходе обучения происходит неравномерное снижение субъективной сложности деятельности и наблюдается перераспределение соотношения классов проблемностей и таксонов межсаккадических интервалов в сторону их уменьшения, т.е. осуществляется перестройка ведущих уровней регуляции со снижением от программно-целевого до сенсорно-перцептивного. Однако даже на завершающем этапе обучения были зарегистрированы проблемности высокого уровня, что свидетельствует об ограниченности возможностей оператора и необходимости резервирования автоматикой некоторых его функций [Голиков, Костин, 1994].
Эти исследования показали, что важно выделить два аспекта обеспечения надежности: управление по количественным критериям в формализуемых областях и по содержательным, качественным критериям в неформализуемых областях. Для сложных технических комплексов эти два аспекта становятся сравниваемыми по своей значимости, поэтому нельзя отдавать главную роль либо только автоматике, либо оператору, т.е. решать проблему надежности с «центристских» по-
зиций (на основе как «машиноцентрист-ского», так и «антропоцентристского» подходов). Ю.Я.Голиков и А.Н.Костин [Голиков, 1992; Голиков, Костин, 1995; 1996] предположили, что надежность можно обеспечить за счет попеременной смены ведущих ролей человека и техники, учитывая равную значимость указанных выше аспектов. Данный подход они считают равнозначным, так как определенное взаимодействие автоматики и оператора осуществляется на основе установления стратегии обеспечения надежности при переходе управления из одной области в другую. В связи с тем, что область формализуемого управления определяется разработчиками техники, а управление в неформализуемой области возлагается на оператора, равнозначный подход направлен на рассмотрение целостной системы отношений между разработчиками техники,самой техникой и оператором. На основе данного подхода к распределению функций между человеком и техникой в дополнение к существующим принципам (сравнимость возможностей человека и автоматики, взаимодополняемость человека и техники, принцип активного оператора) авторы разработали принцип взаимного резервирования оператора и автоматики [Психологические проблемы профессиональной... 1991]. При его использовании взаимное резервирование происходит благодаря гибкому изменению степени автоматизации процессов управления. Оператор резервирует технику с помощью самостоятельного принятия решения о снижении степени автоматизации (до ручного режима управления) при возникновении неустраняемых автоматикой отказов или нерасчетных ситуаций управления. В свою очередь в технике заложены возможности резервирования действий человека за счет принудительного повышения степени автоматизации — от полуавтоматического режима до автоматического при возникновении у него проблемностей высоких уровней, т.е. при повышении допустимого диапазона субъективной сложности деятельности.
7.5.4.2. Психологические механизмы регуляции профессиональной деятельности
Психический образ
В психологических исследованиях последних трех десятилетий значительно возрос интерес к вопросам о роли психического образа в регуляции профессиональной деятельности, особенностях его формирования и развития, использовании связанных с его функционированием феноменов в решении инженерно-психологических задач проектирования новой техники. Основной вклад в развитие этой проблемы сделан известными отечественными психологами Н.Д.Заваловой, В.П.Зинченко, Б.Ф.Ломовым, Д.А.Ошаниным, В.А.Пономаренко и др.
Психический образ как феномен отражения предметной действительности выступает в качестве механизма психической регуляции деятельности на всех ее уровнях (сенсорно-перцептивный, представлений, речемыслительный). В связи с универсальной функцией образа в регуляторных процессах вполне очевидна его роль в обеспечении эффективности и надежности деятельности, которая связана как с особенностями формирования и функционирования психического образа в конкретных условиях деятельности, так и с корригирующей функцией образа в проблемных ситуациях, при нештатных режимах и отказах техники. Многие из этих вопросов фундаментально изучены в авиакосмической психологии и нашли наиболее полное отражение в ряде работ [Завалова, Ломов, 1986; Пономаренко, Завалов, 1992].
Особенности формирования и возможные искажения психического образа на сенсорно-перцептивном уровне определяются характеристиками процессов отражения предметного мира на уровне ощущений и восприятия внешних сигналов и теми закономерными их нарушениями, которые обусловливаются характеристиками субъекта, содержания и условий деятельности. Наиболее характерный пример значения психического образа в регуляции деятельности — это данные о
нарушениях пространственной ориентировки летчиков под воздействием искаженного пространственного образа в результате рассогласования между сигналами разной модальности относительно сложившегося стереотипа восприятия пространства в условиях перемещения человека по поверхности земли. Следствием этих нарушений являются иллюзии крена, противовращения и т.д.
Психический образ на уровне представлений проявляется в процессах образной памяти, т.е. фиксации и последующем воспроизведении образов, возникающих при восприятии, а также в воображении — творческом процессе создания новых образов на основе трансформаций и комбинаций тех из них, которые сохранились в памяти. По своему содержанию образ-представление предметен; в нем отражаются все те процессы, которые происходят в конкретной трудовой деятельности, но он в меньшей степени связан с объективной реальностью, чем сенсорно-перцептивный образ, а поэтому не совсем четкий и менее устойчивый. В силу этих особенностей образ—представление подвержен существенным трансформациям, изменениям и во многом зависит как от ошибок на сенсорно-перцептивном уровне регуляции, так и от характерных ошибок памяти.
Качество оперирования образом-представлением при регуляции деятельности в свою очередь зависит от уровня его обобщения и абстракции, от степени схематизации предметного образа, но в то же время это качество зависит от адекватности образа его предметному миру по опорным признакам. Таким образом, особенности структурирования и наполнения содержательными признаками определяют способность образа-представления осуществлять устойчивую (надежную) регуляцию конкретных предметных действий. Эта способность проявляется в выполнении ряда сложных психических действий по мысленным комбинациям и рекомбинациям, композиции и декомпозиции, масштабным преобразованиям, умственным вращениям. Несформированный, неадекватный образ приводит к ошибкам в реализа-
ции этих операций. В работе Н.Д.Завало-вой с соавт. [1986] отмечается: «Уровень представлений имеет решающее значение при формировании образов-эталонов «когнитивных карт», концептуальных моделей, наглядных схем, планов и других когнитивных образований, необходимых для выполнения любой деятельности» (с. 15).
Наивысшим этапом в системе психического отражения и регуляции является уровень речемыслительных процессов, понятийного отражения. Процесс понятийного мышления характеризуется включением в индивидуальный опыт большого массива общественных знаний. В этом отличие данного уровня рационального познания от образного отражения, чувственного познания. Но о понятийном отражении следует упомянуть хотя бы потому, что имеется преемственность, взаимосвязь и системная иерархия между этими уровнями регуляции деятельности.
В механизме регуляции деятельности существенная роль принадлежит сличению образов, формирующихся в процессе ее выполнения, с образом-целью, выступающим в качестве идеальной меры, в форме образа будущего результата. Систематичность и полнота сличения образов обеспечивают оперативный контроль за механизмом регуляции, в конечном итоге — качество, надежность выполнения предметных действий.
В обеспечении надежности деятельности большое значение придается ее концептуальной модели, в которой оператором отражается объект и ситуация управления. Модель формируется на основе широких представлений, на знаниях способов действий, последствиях правильных и ошибочных решений и т.д. Недостаточность признаков для построения концептуальной модели, их содержательная обедненность могут сделать это внутреннее средство деятельности источников неадекватных, ошибочных действий. Конкретное проявление качества концептуальной модели отражается в содержании оперативного образа выполнения определенного действия. Как образ очередного действия он может быть отнесен к задаче, объекту, эффекторной час-
ти, поэтому его качество (полнота, адекватность, значимость и т.п.) отражается на различных компонентах действия.
В работе Н.Д.Заваловой с соавт. [Зава-лова, Ломов, 1986] подробно рассматривается психологический механизм ошибки летчиков, основным звеном которого оказывается несовпадение оперативного образа ситуации с образом-эталоном, формирующимся на основе показаний приборов.
Личностные особенности
Специалисты в области психологии профессиональной деятельности уделяют большое внимание изучению личностных особенностей субъекта деятельности, которые, с одной стороны, являются, как правило, константными, базисными характеристиками конкретного индивида, а с другой — в более полной мере определяют индивидуальные поведенческие реакции и психические состояния, влияющие на эффективность и надежность деятельности. Известно, что оценка личностных особенностей — необходимое условие и продуктивное направление изучения индивидуальных стратегий психической регуляции деятельности, а также эффективное средство выявления лиц, которые по особенностям своих познавательных процессов, характера, темперамента, по доминирующим психическим состояниям наиболее или наименее пригодны к конкретной профессиональной деятельности. Для изучения возможностей использования некоторых методических приемов оценки личностной детерминации успешности летного обучения и надежности деятельности летчиков проведено специальное исследование [Бодров, 2001]. Было обследовано свыше 500 летчиков и штурманов военной авиации и курсантов летных училищ. Одно из теоретических положений работы заключалось в том, что с позиции включения личности в деятельность изучение субъекта должно проводиться как на нормативном уровне, т.е. с точки зрения характеристики достаточно устойчивых, сложившихся и необходимых для осуществления деятельности качеств личности,
так и на профессиональном уровне, предполагающем учет возможного преобразования этих качеств в динамике профессионального обучения и труда, в том числе в связи с возможным изменением требований деятельности. Известно, что способ включения в деятельность, изменение и выявление своей позиции по ходу ее осуществления — это особые качества субъекта. Они появляются в процессе того, как личность становится субъектом деятельности, хотя, конечно, сложившаяся личность в свою очередь может рассматриваться в профессиональном отношении как обладающая вполне определенным уровнем способностей, деловой активности и т.д.
Осуществление любых профессиональных требований, как следует из гипотезы Б.Ф.Ломова, происходит не путем локального соизмерения с ними отдельно взятых психических процессов, свойств, а целостным способом организации на любом уровне активности. Структуры деятельности переводятся субъектом на язык своих возможностей с учетом индивидуальных особенностей, при этом субъект обнаруживает потенциальные возможности и активность, выходящие за пределы требований. Это означает, что изучение личности с позиции ее соответствия тре-
бованиям конкретной деятельности должно проводиться в совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных ее характеристик с учетом возможностей индивидуального стиля и активности определенного субъекта в реализации профессиональной необходимости.
Принцип системности применительно к задачам психологического изучения субъекта деятельности означает необходимость определения и учета особенностей развития, взаимного влияния статических и динамических характеристик личности, включенной в сферу предметной деятельности, психологических параметров структуры и условий деятельности, требований и показателей эффективности труда и т.п.
В экспериментальном исследовании были использованы стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ), 16-факторный личностный опросник (16-ФЛО), вариант проективной методики (ТАТ Х.Хекхаузена).
В целях выявления профессионально значимых для летной деятельности свойств личности была определена степень корреляции 52 личностных показателей с уровнем профессиональной квалификации летчиков (табл .7.1). Как видно из таблицы, в которой представлены показатели, име-
юшие достоверную корреляционную связь с внешним (профессиональным) критерием, наиболее значимы для летчиков такие черты личности, как эмоциональная устойчивость к стрессу, фрустрации, твердость установок, убеждений, уверенность в себе. Эти качества сочетаются с жизненной активностью, высокой самооценкой, открытым характером, выраженной силой мотивации достижения цели. Следует отметить, что уровень достоверности связи повышается при одновременном учете индекса стремления к достижению цели и количественного преобладания желания добиться успеха над страхом перед неудачей. Важной является корреляционная связь между уровнем летной квалификации и высокой интуитивностью, «опорой на чутье», смелостью. Все эти гиперстенические личностные характеристики компенсируются, как бы сдерживаются нерезким повышением уровня тревожности. Эту последнюю особенность летчиков необходимо отличать от высокой тревожности как константного свойства личности, которое может дезорганизовывать действие в экстремальных условиях, способствует проявлению неуверенности в себе, мнительности и тем самым снижает эффективность выполнения профессиональных действий. В свою очередь некоторое повышение уровня тревожности в этой группе компенсируется высоким индексом стремления к достижению цели (по данным ТАТ), причем в мотивации летчиков преобладает уверенность в достижении успеха в деятельности.
Существуют предположения, что причиной многих ошибочных действий летчиков или даже аварий являются их неблагоприятные индивидуально-психологические особенности. В данной работе проведено изучение личностных характеристик летчиков, имеющих в анамнезе предпосылки к летным происшествиям. Анализ результатов психологического обследования позволил выявить некоторые общие черты личности, характерные для них. Профили СМ ИЛ для указанных лиц характеризовались высокими показателями: а) по 4-й и 9-й шкалам (72—82 Т), что подтверждает эмоциональную неустойчивость, неадек-
ватный оптимизм; б) по 4-й шкале (70-75 Т), особенно при низких показателях по 2-й шкале, что отражает снижение чувства тревоги в связи с ненормативными социальными тенденциями; в) по 8-й и 0-й шкалам (75—80 Т), что говорит о значительном своеобразии личности, плохой социальной адаптации, «шизоидных» чертах; г) по 9-й и 7-й шкалам (70—75 Т), отражающих постоянное стремление к действию в сочетании с высокой тревожностью, т.е. особенности, приводящие в экстремальных условиях к хаотическому поведению. Выявлен также ряд личностных особенностей, которые предрасполагают к неадекватному поведению в экстремальных условиях, а в совокупности предопределяют снижение профессиональной надежности.
Изучение роли личностных и в более широком плане индивидуально-психологических особенностей в психической регуляции профессиональной деятельности, в психологической обусловленности характера профессионального поведения в последние годы привлекает наибольший интерес. В работе М.А.Котика, А.М.Емельянова [1993] дан широкий обзор исследований роли личностных черт, познавательных процессов, психических свойств и состояний в формировании предрасположенности к нарушениям профессиональной надежности.
Одним из направлений изучения роли познавательных процессов в регуляции деятельности являются исследования когнитивных стилей, которые отражают различия между людьми в характере и индивидуальном своеобразии преобразования информации. Предметом специального изучения стала проблема риска — рискованного поведения и знания личностной предрасположенности к нему, а также содержание и структура такой психологической категории, как профессиональная ответственность личности.
Функциональные состояния
Изучение психофизиологических механизмов регуляции функционального состояния в профессиональной деятельное -
ти человека обусловлено возрастающим значением этой проблемы в связи с усложнением операторского труда и увеличением частоты возникновения и значимости таких состояний, как психическая напряженность и стресс, утомление и переутомление, десинхроноз, монотония, неврозы и т.п.
Саморегуляция функциональных состояний.Под руководством Л. ГДикой проведен цикл исследований проблем саморегуляции состояния человека [Дикая, 1992]. При изучении взаимодействия между когнитивным и активационными компонентами в этом процессе было выдвинуто предположение, что с психологической системой операторской деятельности функциональное состояние (ФС) взаимодействует через активационный компонент деятельности (АКД), основной функцией которого является обеспечение оптимального энергетического уровня для освоения и выполнения деятельности [Психологические проблемы деятельности.., 1985]. Анализ структуры АКД и его роли в осуществлении деятельности показал, что целенаправленно изменяя лишь уровень активации входящих в АКД специфических и неспецифических систем, можно оказывать регулирующее воздействие на эффективность той или иной деятельности. Ведущая роль актива-ционного компонента в процессе адаптации к сложным параметрам и особым условиям деятельности показана в задачах обнаружения звуковых сигналов в психофизическом эксперименте с регистрацией биопотенциалов мозга и в условиях управления динамическим объектом [Психологические проблемы деятельности... 1985; Функциональные состояния... 1987]. Анализ экспериментальных исследований динамики продуктивности на макро- и микроинтервалах времени подтвердил данные о том, что при изменении ФС в трудных задачах и в условиях режима непрерывной деятельности (РИД) снижается эффективность выполнения этих задач за счет деструкции ак-тивационных механизмов процесса обнаружения сигнала. В дальнейших исследованиях Л.ГДикой и В.В.Семикина выявлены неоднородность и поликонтинуальность
ФС, включая состояние напряженности. Показано, что для состояний напряженности, развивающихся на разных уровнях бодрствования, при утомлении или повышенной активности, характерны большие различия в показателях, относящихся к разным психофизиологическим системам регуляции.
Теоретический анализ существующих подходов и направлений в исследованиях проблем управления психическими состояниями позволил определить некоторые основания и принципы систематизации способов, приемов и методов саморегуляции [Дикая, Гимак, 1983]. К ним были отнесены принципы целостности, системности, активности, осознаваемости представления о структуре психической деятельности, о компонентах ФС и механизмах регуляции активационных систем мозга. Выделена следующая направленность воздействий: на системы неспецифической активации (непроизвольные, неосознаваемые человеком приемы саморегуляции); на системы специфической активации (включая произвольные, но неосознаваемые приемы самовоздействия); на личностный уровень регуляции (сознательный уровень самовоздействия, ориентированный в основном на когнитивные и мотивационно-целевые компоненты деятельности). Исследования показали, что для людей с преобладанием эмоционального типа саморегуляции характерны высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, наибольшие показатели нейротизма, напряженность в деятельности и общении, низкие адаптивные возможности и неустойчивость к действию экстремальных факторов. Лица с хорошо развитой волевой регуляцией успешно снижают уровень эмоциональной напряженности, они более продуктивны, активны и вследствие этого быстро исчерпывают свои резервы. Наиболее устойчивыми к воздействию неблагоприятных факторов и надежными в профессиональной деятельности оказались лица с развитой волевой саморегуляцией и сформированными приемами саморегуляции, направленными на восстановление психофизиологических ресурсов
[Психологические проблемы профессиональной... 1991].
Л.Г.Дикая выдвинула гипотезу о том, что психофизиологическая саморегуляция ФС в определенных условиях становится самостоятельной психической деятельностью — это позволяет подойти к анализу ФС как к результату взаимодействия двух психологических систем: профессиональной деятельности и деятельности по саморегуляции состояния. В экстремальных условиях расхождение векторов «мотив—цель» этих видов деятельности приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности за счет стабилизации состояния либо к полнрму отказу от нее. Показано, что на определенном этапе адаптации преобладание мотива по саморегуляции состояния становится «несостоятельным» для эффективного выполнения сложной деятельности, в то время как в простых видах деятельности, наоборот, надежность работы тех же операторов повышается. Успешность совмещения двух видов деятельности определяется степенью сформиро-ванности навыков, действий и способов выполнять каждую из них, а также возможностью переключать внимание с объекта деятельности на объект саморегуляции [Голиков, Костин, 1995].
Своеобразие динамики психических состояний человека, включенного в конкретную деятельность, определяется его личностными характеристиками [Костин, 1992]. Особенно велика роль таких свойств личности, как тревожность, нейротизм, а также тип и направленность реакций во фрустрирующих ситуациях, что проявляется в доминировании в факторной модели психического состояния на конкретных этапах адаптации либо показателей состояний, либо показателей, относящихся к психологическому и социально-психологическому уровням анализа. И только в момент развития стрессовых состояний ведущими становятся психофизиологические показатели, оценивающие активационно-энергетический компонент психического состояния. Факторная модель психических состояний позволяет определить не только то, на каком этапе адаптации к воздей-
ствию неблагоприятных условий преобладают те или иные условия, но и то, какие регулятивные системы используются более активно, т.е. какая активность «предшествует» состояниям стресса и напряженности, а какая их сопровождает.
Данное направление исследований развивается в плане изучения личностной детерминации стрессогенности жизненных событий и анализа методов ее оценки [Дикая, Махнач, 1996]. Глубокое изучение получила проблема адаптивных стратегий субъекта деятельности в стрессовых ситуациях. В работе Л.Г. Дикой и С.А.Шапкина [1996] показано, что ведущая роль целевой активности субъекта, задающей направленность и интенсивность адаптационных процессов, обусловлена прежде всего структурой мотивации. Эти результаты позволили объяснить различный характер динамики показателей деятельности и состояния в процессе адаптации к экстремальным условиям. Так, у субъектов с преобладанием мотивов избегания неудачи активность падает, субъект выбирает стратегию экономии физиологических резервов, в результате чего эффективность его деятельности снижается. У субъектов с преобладанием мотивов стремления к успеху, наоборот, происходит активизация энергетических ресурсов — они выбирают рациональные стратегии распределения своих ресурсов и активизации резервов, т.е. более успешно адаптируются.
Утомление. Деятельность человека-оператора может сопровождаться снижением его работоспособности на фоне развития утомления и переутомления. По данным мировой статистики утомление играет существенную роль в нарушении функциональной надежности и эффективности деятельности [Пономаренко, Завалова, 1992; Green, 1985]. Отмечается, что в 10% летных происшествий их причина заключается в утомлении персонала. Утомление — это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной и/или длительной умственной (физической) нагрузки в процессе деятельности и проявляется во временном нарушении ряда функций организма, снижении эффективности
и качества выполнения профессиональных задач. При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствии полноценного восстановления функциональных нарушений утомление может перейти в состояние переутомления. В исследовании В.А.Бодрова [1988] обоснованы причины развития утомления (переутомления): 1) основная — профессиональная нагрузка; 2) дополнительные — воздействие неблагоприятных факторов деятельности, психическое напряжение, чрезмерная умственная или физическая нагрузка перед работой; 3) способствующие — нарушения режима труда, отдыха и питания, длительные перерывы между работой, слабая профессиональная подготовленность и т.д. В зависимости от характера причин развития утомления, симптомов его проявления и способов восстановления работоспособности это состояние классифицируется на компенсируемое, острое и хроническое утомление и переутомление. В работе обосновываются симптомы этих форм утомления, методы их диагностики и способы восстановления работоспособности.
Психологический стресс. Особым психическим состоянием, развивающимся под влиянием чрезвычайных условий и сложных рабочих ситуаций, является стресс. Первоначально понятие «стресса» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома» — по Г.Селье) в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее оно стало использоваться для описания состояния индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом, биологическом, поведенческом уровнях. Психологический стресс является реакцией на особенности взаимодействия между личностью и окружающей средой. Это в большей степени продукт когнитивных процессов, образа мыслей, оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегиям поведения, их адекватному выбору [Бодров, 1995; Benjamin, 1984; Lazarus, 1991]. Теоретико-экспериментальное изучение проблемы психологического стресса,
проведенное R.Lazarus, R.G.Benjamin, R.G.Green, В.А.Бодровым, Л. А. Китаевым-Смыком и др., позволило определить роль когнитивных процессов в развитии стресса, в частности выявить роль субъективной познавательной оценки угрозы неблагоприятного воздействия и своей возможности преодоления стресса. Угроза рассматривается как состояние ожидания субъектом вредного, нежелательного воздействия внешних факторов. В исследованиях обоснован опосредованный характер детерминации реакций, наблюдаемых при психологическом стрессе. Эта опосредованность определяется процессами оценки (предвосхищения) угрозы воздействия, анализа значения ситуации и отношения к ней. Предложено различать три типа стрессовых оценок: а) травмирующую потерю, утрату чего-либо субъективно значимого; б) угрозу воздействия, требующего от человека чрезмерных купирующих способностей; в) сложную задачу, проблему, ответственную и потенциально опасную ситуацию.
Понятие угрозы является основным в когнитивной теории психологического стресса. С его помощью описывается установленный в эмпирических исследованиях сложный компонент явлений, связанных с поведением человека в трудных условиях. К этим условиям следует отнести фактор неопределенности (вероятности) возникновения неблагоприятного события, его объективную и субъективную значимость и др. Важны с точки зрения развития стресса некоторые особенности психической деятельности субъекта, которые характеризуют, например, процесс интерпретации и организации информации в перцептивной системе, искажения восприятия, избирательность внимания, явления «перцептивной защиты», реинтеграции и реконструкции информации в памяти и др. Интенсивность стрессовых реакций зависит и от некоторых личностных особенностей субъекта, например уровня его эмоциональности [Lazarus, 1978].
Информационный стресс. Вотечественной и зарубежной литературе получили достаточно широкое освещение вопросы влияния информационных факторов на
деятельность человека и его состояние (работы А.И. Галактионова, Н.Д. Завало-вой, Г.М. Зараковского, В.П. Зинченко, В.А. Пономаренко, Р. Хокки, Д.Салвенди, X. Уикенса и др.). Однако, исследованию роли этих факторов в развитии психологического стресса уделялось недостаточное внимание.
Результаты комплексных исследований, проведенных В.А. Бодровым, А.Е. Евдокимовым, А.А. Обозновым, П.С. Турзи-ным и другими и обобщенных в работе [Бодров, 2000], позволили обосновать понятие «информационный стресс человека-оператора», разработать модели его изучения, определить и классифицировать стрессогенные значения информационных факторов, выявить особенности влияния некоторых психологических характеристик субъекта деятельности на генезис информационного стресса и наметить подходы к изучению механизмов регуляции этого состояния на основе концептуального представления о ресурсах человека.
Любая разновидность психологического стресса (личностного, семейного, профессионального и т.д.) является по своей природе информационной. В системах управления производством, техникой информационные процессы являются основным содержанием деятельности, а возникающие в ходе решения трудовых задач проблемные ситуации, отказы техники, ошибочные действия развиваются на фоне воздействия объективно и субъективно чрезвычайно значимых сигналов. В этих условиях информация является не только источником сведений об угрожающем, сложном событии, но и средством регуляции процесса парирования нарушений, выхода из критических ситуаций и тем самым преодоления чувства тревоги за неблагоприятный ее исход.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что при воздействии различных экстремальных факторов в системе приема и преобразования информации отмечаются неспецифические биохимические, физиологические и психические проявления адаптационной активности человека, а также специфи-
ческие формы изменения, нарушения поведенческой,, рабочей активности при выполнении профессиональной деятельности. Состояние повышенной психической напряженности с явлениями функциональной вегетосоматической и психической дезадаптации, негативными эмоциональными переживаниями и нарушениями работоспособности в результате неблагоприятного воздействия факторов информационного взаимодействия человека с техникой предложено определить как состояние информационного стресса человека-оператора.
В исследовании установлено, что основными причинами информационного стресса в операторской деятельности являются: (1) семантические факторы (субъективная сложность и высокая значимость задачи, опасность ситуации, противоречивость и дефицит информации и т.п.); (2) временные факторы (дефицит и неопределенность времени поступления сигнала,, возрастающий поток информации и т.п.); (3) организационные факторы (объективная неопределенность момента поступления сигнала, отвлечение внимания, пропуск сигнала и т.п.); (4) технические факторы (отказ системы, маскировка, блокировка сигнала, искажение информации, ложная информация и т.п.). В качестве сопутствующих, предрасполагающих причин развития информационного стресса выступают индивидуальные особенности субъекта труда.
Одним из направлений в изучении механизмов регуляции психологического стресса является ресурсный подход, наиболее интенсивно разрабатываемый применительно к оценке процессов приема и переработке информации на основе представлений об ограниченности ресурсов обработки информации в каждый момент времени (Дж. Браун и Е. Пултон, Р. Хэн-кокк, К. Уикенс и др.).
При изучении информационного стресса было обращено внимание на рол