Характеристика предметной области истории психологии
Появление психологических знаний по времени сопоставимо с рождением цивилизации: возникает сообщество людей и вместе с ним — попытки человека ответить на вопросы, касающиеся его возможностей и ограничений во взаимодействии с действительностью, его специфики и места в окружающем мире. Результатом такого рода размышлений является возникновение психологического знания— знания человека о себе как носителе особых психических свойств и характеристик, субъекте психической деятельности. Психологическое знание развивается объективно, выполняя реальную функцию в жизнедеятельности человека, его эволюционном становлении. Знания о психике, сопровождая развивающуюся жизнь человека и отражая все новые и усложняющиеся стороны его взаимодействия с миром, включаются в это взаимодействие как важный фактор его регуляции, обеспечивая не только адаптивные, приспособительные, но и преобразующе действенные, активные формы поведения. Объективно происходящее накопление и осмысление знаний людей о психической
реальности как важной составной части развития жизненного процесса, условия совершенствования взаимодействия человека с миром и самого человека как субъекта психической реальности образуют психологическое познание.
Развитие психологического знания включает ряд взаимосвязанных форм (уровней): «житейские» представления людей о психике, возникающие в их реальной жизненной практике, в разных ее сферах (материальной, производственной деятельности, бытовой области, воспитательном и обучающем процессе, искусстве и т. д.) и основывающиеся на непосредственном отражении разных аспектов бытия и философии «здравого смысла»; психологические знания, вычленяющиеся в рамках мифологии и религии как исторически первых форм познания мира и человека и отражающие канонические требования указанных видов культурного творчества; психологические знания, возникающие на определенном этапе развития общества в связи с выделением нового способа реконструкции действительности — науки — и включающие целенаправленный процесс сбора и анализа психологической фактологии, логические формы ее объяснения и доказательства, переход от описательной стратегии и методов исследования к объяснительной, т. е. научные знания.
В свою очередь научные психологические знания, зародившиеся впервые в античном мире, сами проходят длительный путь эволюции — от существования
в других науках (философии, истории, естествознании) до выделения и дальнейшего их развития в рамках самостоятельной научной дисциплины (вторая половина XIX в.).
Развитие психологического знания как результата творческой познавательной деятельности человека в его целостности и реальной диалектике на разных этапах культурной эволюции составляет объект истории психологии.Попытки же осмыслить процесс психологического познания, описать его содержание и структуру (совокупность взглядов, идей,подходов, направлений и течений, категорий и понятий), его институциональные и персонально-личностные аспекты, а также закономерности и этапы развития составляют предмет истории психологии.
Сложность и многоаспектность психологического познания как объекта исследования, а также непосредственная связь его осмысления с развитием общенаучных взглядов очеловеке и психологических идей, с методологическими и идейными влияниями обусловливают различные определения предмета истории психологии. В их основе — выделенные и акцентируемые теми или иными авторами стороны или аспекты единого объекта историко-психологического анализа. Недостаточная отрефлексированность методологических проблем в истории психологии, с одной стороны, и ее принадлежность к науковед-ческим дисциплинам — с другой, объясняют необходимость и возможность (при рассмотрении данного вопроса) выхода за рамки собственно истории психологии в область науковедения.
В наиболее общем виде можно выделить три основных подхода в определении предмета истории науки (в том числе психологии).
Основой изучения первого подхода является результат психологического познания, его внутреннее содержание — собственно психологическое знание(его строение, структура, логико-содержательные аспекты, внутрилогические механизмы развития). При этом психологическое знание рассматривается как самодостаточное и су-
ществующее относительно самостоятельно, вне связи с другими сторонами познавательного процесса (социально-культурными и личностными опосредованиями). Такой подход, акцентирующий внимание в основном на внутренней, логической стороне познания и отвечающий на вопрос, каково содержание знания, может быть назван логико-научным, или интернальным.В науковедении, по сути, данная стратегия исследования представлена работами Т. Куна, К. Поппера и их последователей, обосновавших логические концепции роста научного знания как процесса исторического, но обусловленного в своем развитии, поэтому и объяснимого исключительно на основе внутринаучных закономерностей. Так, И. Лакатос отмечает, что наука является автономной системой, «внутренняя история» которой первична, а «внешняя» — вторична и не имеет «существенного значения» для ее понимания и объяснения (Лакатос, 1978, с. 203]. Под внешней историей имеются в виду все другие формы деятельности человека, не влияющие, по мнению Лакатоса, на существенные характеристики науки, а лишь создающие тот или иной фон для ее развития. Отсюда он делает вывод о том, что наука как уникальное явление культуры изучается прежде всего с точки зрения ее внутренней истории: «...в построении внутренней истории историк науки в высшей степени разборчив: он будет пренебрегать всем, что является иррациональным в свете его теории рациональности» [там же, с. 232]. Подобную позицию разделяет А. Р. Холл, считающий, что анализ науки в контексте социально-экономических условий непродуктивен, ибо указанные аспекты для нее безразличны [Hall, 1968]. Наука, являясь специфической деятельностью по теоретическому отображению действительности, по его мнению, независима и автономна по отношению к действительности. «...Что нам может дать для понимания научной революции от Галилея до Ньютона знание о том, что многие ученые интересовались кораблями, экипажами...», — пишет он [там же, с. 91]. А. Койре полагает, что движение науки носит субстанциональный ха-
рактер и не нуждается в обосновании извне; оно может быть понято на основе «интеллектуальных мутаций». Так, например, использование математических знаний для объяснения физических явлений в науке Нового времени, согласно мнению Койре, определяется прежде всего трансформациями в мировоззрении человека этого периода по сравнению с его взглядами, характерными для античного мира, т. е. внутренними законами развития сознания. В сознании человека и общественной мысли он видит, по сути, основную причину и источник «интеллектуальных мутаций». Главное внимание Койре предлагает направить на внутреннюю историю науки: «Я не собираюсь приводить... соображения о причинах, вызывающих духовную революцию XVI века... достаточно описать... духовную или интеллектуальную установку новой науки», — пишетон [Койре, 1985, с.130].
В российской науке указанная стратегия понимания предмета истории психологии в «чистом виде» не представлена, что объясняется общей социальной ориентацией нашей науки — утвердившейся в ней концепцией социальной природы познания как важнейшего принципа марксистской гносеологии. Значительное внимание к теоретическим аспектам развития научного знания, обусловленное их центральным местом в общей структуре психологического познания, одновременно сопровождается исследованием генезиса знания, факторов его детерминации (как внешних, так и внутренних), дополнением логического анализа историческим. Так, в работах Б. Г. Ананьева, Е.А. Будиловой, Б.М. Теп-лова, М.Г. Ярошевского и других ученых подчеркивается необходимость связи исторического и логико-научного исследования науки. Взаимодействие логического и исторического аспектов как принцип исто-рико-психологического исследования получил теоретическое обоснование в работе Е.А. Будиловой [1988].
Акцент на внешней истории развития научного знания и попытка вывести из нее и описать на ее основе внутринаучные закономерности порождает второй подход к пониманию предмета истории науки — эк-
стернальный.На этой основе возникает специальная область науковедения — социальная история науки. История науки рассматривается здесь в социальном контексте, в ее зависимости и в связи с развитием организационных и социальных условий и предпосылок. Продуктивность указанного подхода состоит, в том, что он выявляет значимые факторы детерминации научного знания, отвечая на вопрос: почему наука в определенных социально-исторических и культурных условиях приобретает конкретно-исторические формы. С одной стороны, это отражает одну из существенных характеристик науки — ее социальную природу — как компонента общественной структуры и результата совокупных коллективных усилий; с другой стороны, возникают вопросы относительно уровня де-терминационных возможностей, степени и глубины социального воздействия на развитие психологического знания (его направления, структуру, содержание исследуемых проблем). Являются ли социальные факторы условиями, предпосылками развития научного знания или они могут быть рассмотрены в качестве «механизмов» его развития, «движущих сил», определяющих непосредственно внутреннюю логику развития науки? [Мамчур, 1987, с. 5]. Вопрос этот остается дискуссионным. Очевидно, однако, что в последние годы на фоне идеологических и политических изменений, происходящих в нашем обществе, и возникающего в связи с этим стремления переосмыслить свою историю, освободиться от старых, отживших установок и стереотипов все больше начинают доминировать «социально ориентированные» исследования в области истории психологии; интенсивно развивается социальная история науки. Отражением крайней позиции в реализации указанной стратегии является, в частности, отказ ряда исследователей (в том числе и в области психологии) от тех научных идей, которые возникли в рамках марксистской методологии и поэтому сегодня связываются жестко и однозначно с ней не только по форме, но и по содержанию. Как следствие выдвигаются предложения о тотальном пересмотре всех — не только методо-
логических, но и теоретических — положений психологии. В данном случае мы видим яркий пример того, как внутреннее содержание науки подчиняется и выводится непосредственно из внешней истории, в определенном смысле — приносится ей в жертву. Поэтому сколь невозможна изолированная от внешних влияний история идей как предмет истории психологии, столь же малопродуктивна, по-видимому, и социальная история психологии в «чистом виде», вне учета логики ее развития.
Представители третьего подхода к изучению истории психологии акцентируют внимание на ее персонально-личностных аспектах. В качестве главного двигателя научного прогресса и первостепенного предмета рассмотрения выступает личность и творческий путьтого или иного ученого, его научные идеи, взгляды, концепции и подходы. То есть история науки, по сути, становится историей деятелей науки (будь то отдельный ученый, или группа ученых, или то или иное их сообщество). Разумеется, и этот подход не лишен основания, ибо, как справедливо подчеркивается, «новая идея не может зародиться нигде, кроме «психологической среды» конкретного индивида» [Ярошевский, 1973, с. 178], а потому несет отпечаток индивидуальности породившего ее ученого, его научных и социальных ориентация, системы его приоритетов, установок и ценностей. Однако при таком ракурсе рассмотрения возникает угроза исчезновения из поля зрения исследователей закономерностей развития научного знания, его тенденций и других «надличностных» феноменов познания, которые существенно значимы для раскрытия его динамики и принципиально несводимы к уровню отдельного ученого, сколь бы талантлив и продуктивен он ни был, а выступают в качестве некоторого интегрального выражения обобщенных совместных усилий ученых в рамках определенной социокультурной среды на значительном временном срезе. Видимо, именно это обстоятельство вызывает серьезные возражения у ряда зарубежных историков психологии, выступающих против доминирования личностно-персонального подхода в исследовании раз-
вития психологического знания (Э.Боринг и др.). Высказываются даже мнения, что в будущем история психологии будет анонимной, т. е. лишенной «культа личности». Обоснование определения предмета истории психологии предполагает описание специфики рассматриваемой предметной области.
1. По своей гносеологической природе история психологии представляет собой отражение процесса становления и развития психологического познания, т. е. является отражением второго порядка — отражением отраженного.Она исследует не саму психическую реальность, а представления оней, складывающиеся на разных этапах истории и в разных культурных ареалах. Этим обусловлена необходимость четкого разведения объективного (соответствующего действительному ходу развития истории) и субъективного (привнесенного его интерпретациями) взгляда на исследуемые процессы. Более того, именно субъективные представления во всем их многообразии как отражающие разные уровни их «отходов» или «приближений» к исследуемой реальности и составляют непосредственный предмет историко-психологического исследования.
2. Познание в любой области — глубоко диалектический процесс, включающий преобразование, приращение знания, накопление научной фактологии и углубление ее теоретического осмысления, изменение структуры научного знания и его понятийно-категориального основания и т. д. Отражая реальную диалектику психологического познания, история психологии сама является диалектической научной дисциплиной. Издесь наряду с объективной диалектикой (идущей от самого объекта, его развития) прослеживаются и субъективные факторы (исторически детерминированные изменения в мировоззрении исследователей научного познания). Этим определяется существование разных картин развития психологического знания на различных этапах истории, в рамках разных научных школ и у отдельных ученых. Данное положение усугубляется сложностью выделения точных науч-
ных критериев оценки положений, выдвигаемых в области истории психологии. 3. Предметная область истории психологии складывается на стыке ряда научных отраслей и пересечении с ними. По своему объекту (психическая реальность) история психологии относится к разряду психологических дисциплин, входит в структуру общей психологии, по методу (психолого-историческая реконструкция развития психологического знания) — принадлежит к историческим наукам. Носителем научной фактологии в области истории психологии являются исторические источники, поэтому она тесно связана с источниковедением. Занимаясь изучением закономерностей развития научного знания в отдельной отрасли знания, история психологии является разделом науковедения. Логика исследования и генезис становления психологического знания определяют связь истории психологии с философией, естествознанием, культурологией, а также ее ориентацию на данные, полученные в ряде областей психологии (психологии личности, психологии творчества, психологии развития и исторической психологии). Определяя статус и место истории психологии в системе наук, М.Г. Ярошевский пишет, что психологическое познание «...имеет своим объектом реальность, своеобразие которой в том, что она укоренена в различных системах биологических и социальных отношений. Психическая регуляция поведения неотделима от физиологической. Поэтому каждый крупный успех в исследовании мозга, нервной системы, органов чувств стимулирует продвижение психологической мысли к новым рубежам. Столь же органична и связь психического с социальным» [Ярошевский, 1974, с. 7]. Отсюда вытекает необходимость реализации комплексной стратегии исследования в истории психологии, привлечения данных разных наук, их методического и теоретического арсенала и исследовательских возможностей для раскрытия и объяснения динамики психологического познания.
4. Наконец, учитывая все вышесказанное, есть основание определить историю
психологии как объект исследования в качестве системного образования, включающего множество аспектов, иерархическую структуру, сложную, разноуровневую систему детерминант. Для описания сложно-организованных объектов используется системная методология, предполагающая их всестороннее, целостное рассмотрение.
С этой точки зрения предметом истории психологии является динамика психологического познания в его целостности, включающая изучение:
• научного психологического знания как такового (его структуры, логико-научных, содержательных аспектов) — логико-научный аспект;
• процесса формирования научных идей и представлений в области истории психологии — процессуальный аспект;
• социально-культурных и организационных условий и предпосылок психологического познания — социокультурный аспект;
• носителя, субъекта психологического познания (коллективного и индивидуального) — персонально-личностный аспект.