Психическая регуляция поведения
Психология субъекта и его деятельности
Введение
Психика — это фундаментальное и сложнейшее качество животных и людей (может быть, также и некоторых растений). Чтобы жить и действовать, индивиды (животные и люди) должны раскрывать, отражать окружающую действительность. Психика и есть высший уровень такого отображения.
Все свойства и качества индивидов (не только психические, но и анатомические, физиологические и т. д.) представляют собой разные, но неотрывные друг от друга уровни взаимодействия с внешним миром. Различие между указанными уровнями (морфологическим, физиологическим и психическим) состоит в том, что каждый последующий по отношению к предыдущему является более изменчивым, динамичным и пластичным. Тем самым становится возможным все более адекватное отображение действительности.
Психика играет при этом главную роль, т. е. она представляет собой высший уровень регуляции поведения животных и деятельности людей.
Один из основоположников психологической науки в России русский физиолог и психолог И.М. Сеченов (1829-1905) охарактеризовал генетически исходное психическое свойство («чувствование»,
т.е. ощущения и восприятия) следующим образом. Оно имеет «два общих значения: служит орудием различения условий действия и руководителем соответственных этим условиям (т. е. целесообразных или приспособительных) действий» [Сеченов, 1947, с. 416]. Тем самым Сеченов вводил регуляцию действий, регулятор-ную функцию психики в само определение последней. Эта общая фундаментальная идея стала одной из главных для всей психологической науки в России. В разных странах к ней по-разному приходили различные психологи. Например, французский ученый А. Пьерон справедливо подчеркивал жизненную роль ощущений, т. е. их регуляторную функцию (la sensation guide de vie [Pieron, 1955]).
Отражательная и тем самым регуля-торная функция психики в неразрывной связи с физиологическими функциями и анатомическими структурами индивидов, взаимодействующих с внешним миром, знаменуют исключительную сложность и многоаспектность рассматриваемой проблемы. Эта комплексность требует специального и тщательно разработанного методологического подхода, направляющего и регулирующего научное исследование наиболее адекватным образом. Здесь особенно важную роль играет системный подход, «регулятив», призванный раскрыть системность познаваемого объекта, предмета и т. д. В России основоположником такого подхода применительно к психологии был Б.Ф Ломов (1927-1989) [Ломов, 1984].
Индивиды и их психические качества объективно образуют исходную общую систему (целостность), популяционную у животных, социальную у людей, а внутри ее организменную систему с анатомическим, физиологическим и психическим уровнями. Любая система состоит из компонентов, специфические свойства которых существуют только во взаимосвязи этих компонентов. Последние сами по себе — «по отдельности» — не обладают этими качествами. Например, индивид живет не сам по себе, а лишь во взаимодействии с другими индивидами, вообще с внешним миром. И только в таких условиях возникает и развивается его психика*. Она в свою очередь образует особую субсистему: психические свойства, состояния, процессы и т.д.
Таким образом, существует иерархия самих систем — более общих и глобальных, более частных и частичных и т.д., а также иерархия внутри каждой системы (уровни, подуровни, компоненты и т.д.). Каждая из частных, локальных систем является компонентом внутри более общей системы (например, индивид внутри популяции, группы и т.д.). Тем самым системный подход направляет научное исследование на рациональное расчленение познаваемого объекта, который в противном случае — ввиду своей исходной целостности и конкретности — не поддается изучению.
Системный подход необходим, но недостаточен для научного анализа и синтеза исследуемого объекта, поскольку сам по себе не может определить, что именно в каждом конкретном случае является системой, подсистемой, ее компонентами и их взаимосвязями. Для того чтобы это определить, системный подход реализуется не «единолично», а в системе других — более конкретных — научных подходов, методов и теорий. Среди них можно и нуж-
* Это верно несмотря на то, что до сих пор наука не имеет сколько-нибудь полных и надежных ответов на вопросы о том, как возникли на Земле жизнь, психика (животных) и первые люди.
но выделить прежде всего такие, которые наиболее существенны для выявления специфики человеческой психики в отличие от психики животных.
Это, во-первых, знаковый, речевой подход и, во-вторых, субъектно-деятельност-ный. Оба они конкретизируют соответственно два очень общих принципа: 1) вначале было слово (по Библии); 2) вначале было дело (die Tat, согласно Гёте).
В основе знакового, или знаково-рече-вого, подхода, идущего в XX в. от немецкого философа Э. Кассирера (1874—1945) и российских ученых М.М. Бахтина (1895-1975), Л.С. Выготского (1896-1934) и др., лежит идея о том, что люди и их психика отличаются от животных благодаря языку, речи (понимаемых как система знаков), символам и т. д. Деятельностный подход, разработанный в психологии российскими учеными С.Л. Рубинштейном (1889-1960), А.Н. Леонтьевым (1903-1979) и др., опирается на идею о том, что люди и их психика развиваются, прежде всего, на основе изначально практической деятельности (игровой, учебной, трудовой и т. д.). Такая деятельность — один из важнейших уровней взаимодействия человека с реальной действительностью. Созданная Рубинштейном и его учениками (К.А. Абульха-новой-Славской, А.В. Брушлинским и др.) психологическая теория называется субъ-ектно-деятельностной, поскольку в ней раскрываются особенности субъекта и его деятельности.
Итак, субъект - это человек, люди на высшем (индивидуализированно для каждого) уровне деятельности, общения, целостности, автономности и т.д. Любой человек не рождается субъектом, а становится им, начиная примерно с 7-10 лет, когда он постепенно овладевает хотя бы простейшими понятиями (арифметическими, грамматическими и т.д.), в которых он все более полно раскрывает существенные свойства и отношения объекта, инвариантного по отношению к наглядно-чувственным признакам последнего. Субъектом может стать и группа людей по мере формирования у них общих интересов, целей и т.д. (например, субъект
совместной деятельности, совместной собственности. Высший уровень активности субъекта является таковым по отношению 1) к предшествующим (т.е. do-субъектным, детским) стадиям развития, а также по сравнению со всеми; 2) остальными определениями человека (как личности, индивидуальности и т.д.). Ясно, что человек как субъект развивается всю жизнь — на основе своего индивидуального, группового и т.д. опыта (прежде всего профессионал ьного).
В таком смысле the Subject — это не обязательно участник психологического эксперимента, не испытуемый, a the Self (самость) как целостность (the totality), как the Actor (деятель) и т.д.
Субъект — это всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство, целостность всех его качеств: природных, социальных (social), общественных (societal), индивидуальных и т.д. Личность, напротив, менее широкое определение человеческого индивида. Оно прежде всего раскрывает глубокую взаимосвязь лишь некоторых, хотя и очень существенных, черт человека: экстраверсия — интроверсия, тревожность, ригидность, импульсивность и т.д. (например, Big Five).
Субъективное - это: 1) принадлежащее субъекту, субъектное и 2) неадекватное, субъективистское (когда субъект односторонне выявляет лишь некоторые свойства и отношения познаваемого объекта). У человека психическое объективно существует только как субъективное (всегда в первом смысле слова и, к сожалению, слишком часто также и во втором смысле). Психология изучает объективные закономерности субъективного (в обоих смыслах). Однако многие специалисты нередко не различают эти два смысла и потому считают, что все субъективное должно быть изгнано из науки (в итоге психологию заменяют физиологией, логикой, кибернетикой, математикой и т.д., поскольку якобы только они раскрывают объективные закономерности). Ясно, что нежелательны обе противоположные друг другу крайности —
1) псевдообъективизм (например, бессубъектный «третий мир» К.Поппера) и 2) субъективизм.
В первом случае некоторые авторы полагают, что объективные закономерности (например, мышления) можно раскрыть лишь тогда, когда их изучают в отрыве от субъекта (например, субъекта исследуемого мышления). По их мнению, выявлять эти закономерности надо только на «моделях» искусственного интеллекта, отделенных от субъекта, ибо якобы лишь элиминация последнего и вообще всего субъективного (т.е. принадлежащего субъекту) позволяет раскрывать подлинно объективную сущность реальности. Иначе говоря, здесь объективное и субъективное полностью исключают друг друга, т.е. объективность истины достигается не в процессе и в результате взаимодействия познающего субъекта с познаваемым объектом (в данном случае с субъектом изучаемого мышления), а на путях «аннигиляции» этого второго, познаваемого субъекта, в отрыве от него. А некоторые философы во имя такой псевдообъективности отрывают истину в конечном счете также и от познающего субъекта, называя ее вовсе бессубъектной.
Противоположная крайность — субъективизм - представляет собой отрыв не от субъекта, а, напротив, от объекта. Имеется в виду хорошо известная в психологии традиционная трактовка значения и смысла [Мышление, процесс, 1982, с. 35-37]. Здесь под значением понимается объективное отражение события, предмета и т.д., а под смыслом — привнесение субъективных аспектов значения. Иначе говоря, содержание смысла «вычерпывается» не из объекта, а привносится со стороны (познающим, переживающим субъектом). Человек всегда относится к кому-то и к чему-то в силу своих потребностей, интересов и т.д. Отсюда эмоции, смыслы, значимость и др. На мой взгляд, отрыв познания - переживания — чувств — стремлений и т.д. от объекта проявляется в той точке зрения, согласно которой объективно одно и то же содержание якобы переживается в субъективной форме разных смыслов. Тогда, объект становится как бы инвариантным и,
значит, нейтральным по отношению к смыслу, т.е. перестает участвовать в процессе его детерминации. А ведь такая детерминация возникает и формируется только в ходе непрерывного взаимодействия человека с миром (в частности, субъекта с объектом). Чтобы избежать индетерминизма, здесь необходимо учесть, что различные смыслы, бесспорно, имеют место у разных субъектов или у одного субъекта в разное время, но в этих смыслах переживается соответственно разное содержание, т.е. с помощью анализа через синтез в объекте выявляются хотя бы частично иные стороны, свойства, качества и т.д. Например, социальные представления (в трактовке С.Московичи) можно, на мой взгляд, рассматривать как сложное соотношение истины и правды (конечно, с учетом общности и различия между мен-тальностью западноевропейцев и россиян). В процессе познания субъект оперирует объектом, а не самими по себе понятиями, смыслами, значениями, знаниями, информацией и т.д. (но содержание объекта фиксируется в понятиях, смыслах и т.д.). Следовательно, психика - не переработка информации, а важнейший способ непрерывного взаимодействия субъекта с объектом, вообще людей с окружающей действительностью [Бруш-линский, 1996; Рубинштейн, 1997].
4.1.2. Исходные основания субъектно-деятельностной теории
Рубинштейн выдвинул и начал разрабатывать свой деятельностный подход в философии, психологии и педагогике уже на рубеже 10—20-х гг. Например, в 1922 г. он опубликовал свою статью «Принцип творческой самодеятельности» [Рубинштейн, 1986; 1997].
В этой новаторской программной статье заложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется субъектно-деятельно-стным. Его сущность была выражена в 1922 г. следующим образом: «Итак, субъект в своих деяниях, в актах своей творчес-
кой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере педагогики в большом стиле» [Рубинштейн, 1997, с. 438]. В этой статье деятельность характеризуется, прежде всего, следующими особенностями: 1) это всегда деятельность субъекта (т.е. человека, а не животного и не машины), точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность; не может быть бессубъектной деятельности; 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она — хотя бы в минимальной степени — всегда творческая и 4) самостоятельная. Самостоятельность здесь вовсе не противостоит совместности. Напротив, именно в совместной деятельности реализуется ее самостоятельность. Рубинштейн уже в 1922 г. исходит из того, что, например, учение есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником.
Под деятельностью здесь понимается не Activite, не Activity, не Aktivitat, a Tatigkeit, т. е. целенаправленное, сознательное, изначально практическое преобразование природы и общества субъектом, а тем самым и себя (своей психики и т. д.). Иначе говоря, именно сам человек создает условия для своей жизни (орудия производства и производственные отношения, нравы, обычаи, жилище, транспорт, эстетику быта и труда и т. д.), а животное лишь использует то, что находит в готовом виде в окружающей природной среде. (Последний термин не подходит поэтому для характеристики внешнего мира человека.) Следовательно, Tatigkeit специфична лишь для людей, а для животных характерна только Aktivitat. К сожалению, во французском и английском языках нет слова, прямо соответствующего русскому слову «деятельность» и немецкому «Tatigkeit». Последнее понятие было глубоко разработано в немецкой классической философии,
а потом в ранних философских рукописях молодого К. Маркса, впервые опубликованных лишь в 1927-1932 гг.
Рубинштейн использовал для развития своей теории все ценное, что было в концепции деятельности у Гегеля, а потом и у Маркса. Вместе с тем он видел и определенные недостатки в философских системах того и другого. Например, он критиковал позицию Гегеля, выразившуюся в сведении человека к самосознанию, и общую исходную идею Маркса о том, что бытие определяет сознание [Рубинштейн, 1997].
Социальность. Втаком контексте тогда и теперь особенно остро стояла и стоит проблема социальности человека, его деятельности, психики и т. д.
В психологической науке в России и за рубежом на протяжении последних более чем ста лет вплоть до настоящего времени самое широкое распространение получили три очень общие трактовки социальности людей и их психики.
Быть может, наиболее влиятельными и поныне остаются теория французской социологической школы (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и др.) и ее многочисленные современные модификации и ответвления. Сюда отчасти относится, например, новейшая теория социальных представлений, разработанная Сержем Мос-ковичи и его учениками и последователями (В. Дуаз, Д. Жодлэ, Е. Дрозда-Сеньков-ска и др.) [Мышление, процесс, 1982; Doise, 1993; Fair, 1984].
С точки зрения создателей французской социологической школы, социальность сводится преимущественно к идеологии, к коллективным представлениям, вообще к сознанию(общественному). Такая точка зрения перспективна постольку, поскольку она учитывает качественные, а не одни только количественные изменения человеческой психики в ходе социально-исторического развития. Особенно существенно, что все это историческое развитие сознания, по мнению французских авторов, в принципе не может быть сведено к развитию индивида и индивидуального сознания; оно связано с измене-
ниями всего общества, всего общественного строя. Эти положительные стороны данной концепции социальности учитывали и разрабатывали дальше многие социологи и психологи (например, ранний Ж. Пиаже, поздний Л.С. Выготский и др.).
Вместе с тем указанная концепция имела существенные недостатки. Их преодолевали ученые, использующие и развивающие наиболее перспективные положения философии К. Маркса — прежде всего учение раннего Маркса о духовно-практическойсущности человека (см. об этом, например, работы С.Л. Рубинштейна, Э. Фромма и др., а также дискуссию «Психология и марксизм» [Абульханова-Славская, 1989; Психологическая наука.., 1997; Рубинштейн, 1997; Ярошевский, 1994]). С таких позиций была разработана принципиально иная концепция социальности, во многом альтернативная той, которую представляют Дюркгейм, Леви-Брюль и их многочисленные последователи. В наиболее систематической разработке этой новой концепции социальности применительно к психологической науке особенно большую роль, начиная с 30-х гг., сыграл Рубинштейн. Подводя итоги своему позитивному и критическому анализу психологической концепции французской социологической школы, он справедливо подчеркивал в 1935 г.: «Из социальности таким образом выпадает всякое реальное отношение к природе, к объективному миру и реальное на него воздействие — выпадает общественная практика» [Рубинштейн, 1935, с. 136]. Так «социальность сводится к идеологии» и «всю психику индивидуума определяют «коллективные представления», которые в него внедряются обществом» [там же].
Преодолевая этот существенный недостаток, Рубинштейн и его ученики теоретически и экспериментально разработали в психологии субъектно-деятель-ностный подход и соответствующую концепцию, согласно которой человек и его психика формируются и проявляются в ходе изначально практической,а затем и теоретической, но в принципе единойдеятельности (всегда социальной,
творческой, самостоятельной и т. д.). Здесь исходной основой для развития социальности выступает совместная практическая деятельность в единстве со всей психикой человека — общественным и индивидуальным сознанием и бессознательным. Субъектом такой деятельности являются человечество в целом, а внутри его — различные общности людей и индивиды, взаимодействующие друг с другом [Абульханова, 1973; Абульханова-Славская, 1989; Брушлинский, 1994; Психологическая наука.., 1997; Рубинштейн, 1997].
Наконец, начиная с 20—30-х гг. и до сих пор разрабатывается еще одна концепция социальности, идущая отчасти от Ф. де Соссюра, а затем от Э. Касси-рера, М.М. Бахтина, Л.С. Выготского и др. (если ограничиться только XX в.). По их мнению, она не сводится к двум предыдущим концепциям, поскольку главным фактором социальности признается знак, символ, речь и т. д., отличающие людей от животных. Например, согласно точке зрения Кассирера, язык как система знаков является основным средством или инструментом психического развития людей; язык и речь играют ведущую роль в опосредствовании такого развития. По мнению Выготского, именно знак (прежде всего речевой) и способ его употребления составляют «производящую причину» возникновения у детей высших (т. е. опосредствованных, культурных, социальных, специфически человеческих) психологических функций. Такова суть знаковой концепции социальности. Среди специалистов, сейчас нет единства взглядов по вопросу о том, как квалифицировать эту речезнаковую теорию. Одни считают ее разновидностью вышеупомянутой психологической концепции французской социологической школы (см., например: [Деятельность: теории.., 1990; Мос-ковичи, 1995; Мышление, процесс, 1982; Психологическая наука.., 1997]), а другие, напротив, видят в ней источник или реализацию деятельностного подхода, вообще, деятельностной парадигмы
(см., например, [Деятельность: теории.., 1990; Коул, 1997]*).
Если бы проблема речи и языка разрабатывалась только с позиций знакового подхода (в смысле Выготского и др.), то он закономерно дополнял бы субъектно-дея-тельностный подход Рубинштейна и его школы. И тогда особых трудностей в их соотнесении и сравнительном анализе вообще могло бы не возникнуть. Дело, однако, в том, что субъектно-деятельностная концепция тоже раскрывает фундаментальную роль общения (и соответственно языка и речи как важнейших средств общения), но она делает это иначе, по-своему: в соотношении с сенсорикой и изначально практической деятельностью (в частности, познавательной) и другими видами активности людей. Таким образом, проблема языка и речи весьма актуальна и для знакового, и для субъектно-деятельностного подходов (в этом — их общность), но проблематика субъекта и его изначально практической деятельности наиболее существенна только для второго из них, но не для первого (в этом — их различие).
Специальный анализ данной проблемы [Абульханова-Славская, 1989; Буршлин-ский, 1990; 1994; Мышление, процесс, 1982; Психологическая наука.., 1997] приводит к выводу, что речь, знаки, символы и т. д. играют, бесспорно, существенную роль в развитии человека, но лишь постольку, поскольку он в начале жизненного пути с момента рождения овладевает ими на основе своих первичных сенсорно-перцептивных, наглядно-действенных, коммуникативных, вообще, практических контактов с окружающим миром (людьми, вещами и т. д.). В таком смысле речь вторична по отношению к исходным простейшим практическим действиям ребенка
'С середины 1930-х и до середины 1970 гг. А.Н. Леонтьев полагал, что теория Выготского существенно отличается от теории деятельности, но в конце 70-х гг. он неожиданно изменил свою позицию на противоположную. По его мнению, Выготский «сумел увидеть, что центральной категорией для марксистской психологии должна стать предметная деятельность человека» [Леонтьев, 1982, с. 41].
и их сенсорным предпосылкам. Однако для знакового подхода речь как квинтэссенция социальности является в данном случае, наоборот, первичной. Тем самым игнорируется или недооценивается изначальная сенсорная наглядно-действенная, чувственно-практическая основа, необходимая для возникновения и развития речи. Соответственно этому социальность ограничена преимущественно теми отношениями между людьми, которые складываются в плане общественного сознания — в отрыве от практической деятельности (трудовой, игровой, учебной и т. д.). Следовательно, в общей трактовке социальности речезнаковая теория в основном остается на позициях психологической теории французской социологической школы, а не деятельностного подхода.
Субъектно-деятельностный подход и соответствующую теорию можно, на мой взгляд, обозначить как объективный субъек-тизм(не субъективизм!), поскольку он нацеливает исследователей на все более глубокое изучение объективныхзакономерностей субъектаи всех видов его активности: деятельности, общения, поведения, созерцания, психического как процесса и т.д.
Мышление как деятельность
Субъектно-деятельностная концепция особенно детально разработана в области психологии мышления. В этом аспекте ее суть наиболее отчетливо выступает при сопоставлении с классическими работами Жана Пиаже, начинавшего их в русле теории социальности, которая идет от Дюркгейма. Например, в начале 20-х гг. ранний Пиаже в своих глубоких исследованиях речи и мышления ребенка открыл много нового в детской психике, в детской логике и т. д. (прежде всего фундаментальный факт эгоцентризма). Но при этом он исходил из общего для тогдашней психологии положения: движущей силой развития детей является не их взаимодействие с материальными объектами (вещами) в ходе изначально практической деятельности, а лишь взаимо-
действие мыслей, вообще сознания детей и взрослых в процессе их речевого общения. Ранний Пиаже писал:
«Таким образом, не вещи приводят ум к необходимости проверки: ведь сами вещи обрабатываются умом. Более того, ребенок никогда на самом деле не входит в настоящий контакт с вещами, ибо он не трудится. Он играет с вещами или верит, не исследуя их.
Каким же образом рождается необходимость в проверке? Ясно, что «столкновение нашей мысли с чужой мыслью вызывает в нас сомнение и потребность в доказательстве» (выделено мной — А.Б.) [Пиаже, 1932, с. 373].
Пиаже справедливо акцентирует действительно фундаментальную роль общения, диалога, простейшей «дискуссии» в умственном, вообще, психическом развитии детей дошкольного возраста. Однако это чисто мысленное общение едва ли справедливо противопоставляется материальномувзаимодействию детей с познаваемыми материальными объектами (предметами, вещами и т. д.) — игнорируемому или даже отрицаемому Пиаже.
Существенно иначе данная проблема выступает для субъектно-деятельностно-го подхода. Люди (уже в младенчестве) непрерывно взаимодействуют с вещами и другими индивидами, поэтому вся их психика есть неразрывная взаимосвязь с внешним миром. Исходной генетической основой последней являются сенсорно-практические контактыребенка с окружающей действительностью, в форме которых возникает и развивается первоначальное общение с другими людьми. Взаимосвязи субъекта с объектами и другими субъектами не исключают, а, напротив, предполагают и опосредствуют друг друга. И тогда процитированная выше исходная идея раннего Пиаже (а также позднего Выготского и многих других психологов) корректируется следующим образом.
Действие.Генетически исходной, первичной формой мышленияявляется несамо по себе речевое взаимодействиеи тем более не понятийное, не теоретическое мышление, не «столкновение нашей мыс-
ли с чужой» как бы в обход взаимодействия с вещами, а простейшее практическое действие. Будучи одним из важнейших компонентов изначально практической деятельности, «непосредственно реально соприкасаясь с объективной действительностью, проникая внутрь ее и ее преобразовывая, оно является исключительно мощным средством формирования мышления, отображающего объективную действительность. Действие поэтому как бы несет мышление на проникающем в объективную действительность острие своем» [Рубинштейн, 1935, с. 337]. Такой фундаментальный вывод о первичной форме мышления сделал к 1935 г. Рубинштейн, развивая и конкретизируя свой субъектно-деятельностный подход в психологии.
Приведу из своих наблюдений простейший пример возникновения такого элементарного практического действия — зародыша будущего мышления. Поощряемые взрослыми, младенцы в возрасте 8-10 месяцев играют с кубиками и, в частности, пытаются поставить один из них на другой. В результате верхний кубик либо сохраняет устойчивое положение, либо падает вниз. Это одна из простейших форм наглядно-действенной, изначально практической деятельности, в ходе которой ребенок пытается самостоятельно и творчески решить новую для него трудную задачу. Мышление зарождается именно в подобных наглядно-действенных ситуациях, поскольку в них материальные предметы как бы сопротивляются ручонкам младенцев, поэтому особенно успешно осуществляется саморегуляция деятельности на основе обратных связей. (Хотя этот последний термин в 30-е гг. еще не использовался в современном, обобщенно кибернетическом смысле, мы можем сейчас его применить для интерпретации рассматриваемых теорий и экспериментов того времени. Это тем более правомерно, что уже тогда российские физиологи и психофизиологи П.К. Анохин и Н.А. Бернштейн проводили свои классические исследования саморегуляции, результаты которых в дальнейшем были обобщены, в частности, с помощью понятия «обратная связь» в
смысле Н. Винера — основоположника кибернетики.)
Обратная связь в ее традиционной трактовке — это такой универсальный способ саморегуляции, который непосредственно, наглядно, однозначно, очевидным образом сигнализирует, правильно или неправильно (по изначально заданным критериям) осуществляется то или иное функционирование, активность и т.д. у человека, животного и в технической системе (созданной людьми). Напомню любимый пример Анохина: человек хочет пить, он наливает воду из графина в стакан, подносит стакан к губам и т. д. Вся эта система простейших действий регулируется именно обратными связями, очевидным образом (для ее субъекта и для внешнего наблюдателя) сигнализирующими о том, насколько адекватно или неадекватно она выполняется. Таким образом притягательная и в то же время сопротивляющаяся (при ошибочном к ней подходе) материальная реальность как бы учит животных и людей правильному с ней обращению (подробнее см.: [Брушлин-ский, 1994; 1996]).
Поэтому даже младенцы, пытающиеся, например, поставить кубик на кубик, сразу определяют, насколько адекватно они действуют. Следовательно, на начальных этапах простейшей деятельности сенсорно-практические контакты с материальными вещами — обратные связи — вполне доступны младенцам и тем самым способствуют их самообучению. Таков яркий пример проявления самостоятельной деятельности даже у этих крошек. Вот почему будущее мышление зарождается именно в форме простейших практических действий, когда маленькие дети еще не овладели даже самой элементарной речью.
По мнению многих психологов, мышление в онтогенезе проходит три основные стадии: сначала наглядно-действенное (зародыши которого, как мы видели, возникают уже у младенцев), потом наглядно-образное и, наконец, понятийное (теоретическое).
Наглядно-действенное мышление не-
разрывно связано с сенсорно-перцептивными процессами (ощущениями, восприятиями, представлениями). В ходе общения маленьких детей друг с другом и со взрослыми сенсорика и перцепция в процессе практического взаимодействия с предметами генетически предшествуют даже самым первым детским словам, вообще овладению речью. Вначале младенцы и маленькие дети сенсорно-перцептивно и практически взаимодействуют с окружающей действительностью, с теми или иными людьми и вещами; соответственно они создают свои первые сенсорно-перцептивные образыэтих людей и вещей. И только потом, вторично, на наглядно-действенной основе начинают формироваться простейшие значения слов,обозначающих то, что уже хотя бы частично освоено чувственно-практически. В таком смысле вначале было не слово, а дело. Иначе говоря, слово, вообще речь в процессе общения изначально зависят от исходных сенсорно-практических контактов младенца с внешним миром, и только потом, вторично, она оказывает на них все возрастающее влияние. Это показали результаты многочисленных экспериментов российских психологов П.Я. Гальперина, А. В. Запорожца, Г.Л. Розенгарт-Пупко, ФА. Сохина и других, подтвердившие и развившие вывод, сделанный еще в 1935 г., о генетически исходной форме мышления — практическом действии.
Здесь уместно отметить и весьма существенную эволюцию теории Пиаже. В 30-е гг. он тоже (независимо от российских авторов деятельностного подхода) приходит к выводу о принципиально важной роли практических действий в развитии человеческого интеллекта. Наблюдая за собственными детьми со дня их рождения, экспериментируя с ними и обобщая эти эмпирические данные, он обнаружил, что не само по себе речевое общение в чисто умственном плане, а сенсорно-моторные операции (действия) вместе с наглядной интуицией являются исходной формой мышления, которое лишь потом развивается в форме конкретных, а затем и формальных операций [Пиаже, 1969].
15 Психология XXI века
(Этот вывод нисколько не умаляет фундаментальную роль общения в психическом развитии детей и взрослых.)
По мере формирования у человека не только наглядно-действенного (сенсорно-моторного), но и наглядно-образного и особенно теоретического мышления совершенствуются способы саморегуляции познавательной деятельности. Мы уже видели, что для генетически исходного, наглядно-действенного уровня мышления главным регулятором является обратная связь. Это— такая взаимосвязь между функционированием и его результатами, когда последние непосредственно, однозначно, наглядно-чувственно, по заранее заданным критериям сигнализируют органу управления о том, адекватно или неадекватно функционирует данная система. Иначе говоря, это сигнальнаясвязь, предполагающая непосредственное соотнесение или сличение 1) заранее заданных, желаемых, конечных и 2) фактически достигнутых к данному моменту, промежуточных, текущих результатов. Здесь желаемое, вообще предвидимое выступает изначально с большой определенностью, в частности, в виде четко и заранее фиксированного эталона, с которым и сличаются фактически достигаемые результаты. Такова традиционная трактовка обратной связи как универсального механизма саморегуляции, обобщенная в кибернетике, психологии и т. д. Однако теоретико-экспериментальные исследования, проведенные с позиций субъектно-деятельнос-тной теории, показали, что традиционное понятие обратной связи как способа саморегуляции, одинаково присущего и животным, и людям, и техническим системам, именно в силу такой универсальности не раскрывает спецификидетерминации человека как субъекта на высших уровнях его бытия (теоретическое мышление, свобода, совесть и т. д.). На указанных уровнях человеческой активности нет изначально заданных эталонов, сигналов, сигнальных раздражителей, сигнальных связей, которые непосредственно и однозначно, с наглядно-чувственной очевидностью «удостоверяли» бы адекватность
или неадекватность деятельности, поведения, общения и т. д. субъектов. По мере того как человек поднимается на более высокие уровни своего бытия, он формирует и развивает все свои психические процессы и свойства, в частности наиболее сложные, изначально не данные критерии для самооценки собственных поступков, действий, мыслей, чувств и т. д. Это означает, что обратные и вообще сигнальные связи (выражающие только простейшие, а вовсе не любые зависимости между функционированием и его результатами) необходимы, но недостаточны для детерминации субъекта — вопреки традиционому понятию обратной связи [Брушлинский, 1996].
Человек в соотношении
С раздражителями, объектами
И другими субъектами
Рубинштейн, Леонтьев, их ученики и современные последователи раскрыли состав, строение, структуру деятельности как взаимодействия субъекта с объектом. Люди взаимодействуют с внешним миром на разных, но взаимосвязанных уровнях.
Например, окружающая действительность объективно выступает для человека на разных стадиях его активности соответственно в различных качествах: как система (безусловных) раздражителей, сигнальных (условных) раздражителей, объектов и субъектов (вообще индивидов). Раздражитель — это внешний толчок, который более или менее однозначно «запускает» в ход адекватные ему реакции и рефлексы (зрачковый рефлекс в ответ на изменение освещения, сосательный рефлекс новорожденного в ответ на тактильный контакт с материнской грудью и т. д.).
Условные (сигнальные) раздражители, по мнению И.П. Павлова, вызывают соответствующие условные рефлексы (например, свет + пищевое подкрепление). По Павлову, психика возникает у животных и человека вместе с условными рефлексами. (Эту идею разработали Леонтьев и Запорожец.) Иначе говоря, сигнальные (условные) рефлексы суть не
только физиологический, но уже и психический уровень взаимодействия индивидов с окружающей действительностью.
Объект (в отличие от безусловного и условного раздражителей) — это еще более высокий и сложный уровень взаимодействия с внешним миром, свойственный, строго говоря, только людям.
Но для животных окружающая среда — это преимущественно система не объектов, а раздражителей (в том числе сигнальных, означающих переход от физиологического к психофизиологическому уровню взаимодействия с действительнос