Психологический портрет человека по особенностям его голоса
Психологический портрет человека как описание его основных психологических свойств и особенностей обычно получают с помощью традиционных тестов-опросников, направленных на выявление указанных характеристик обследуемого. Теоретической основой построения такого портрета является отражение многих психических и физических свойств и состояний человека в акустических характеристиках его речи и голоса [Морозов, 1993, 1994, 1995]. Структуру психологического механизма распознавания слушателем (экспертом-аудитором) личностных свойств говорящего по его голосу можно представить в виде четырех основных блоков, или звеньев цепи (информационного канала), связывающей говорящего со слушателем:
1-й блок— объективные (реальные) физические и психологические свойства говорящего;
2-й блок — объективные (реальные) акустические характеристики речи и голоса говорящего (интонационно-тембровые, темпоритмические и др.);
3-й блок — это субъективный образ речи и голоса говорящего, возникающий у субъекта восприятия — слушателя. Этот образ, как показали исследования, существенно зависит от жизненного опыта субъекта восприятия, его языковой и общей культуры, разрешающих перцептивных возможностей слуховой системы по отношению к акустическим характеристикам речи (мелодический, тембровый, фонематический, ритмический, эмоциональный слух и др.);
4-й блок — субъективный образ говорящего человека, т. е. совокупность его индивидуально-личностных и типологических свойств, которыми он обладает в представлении субъекта восприятия (слушателя). Этот четвертый блок и есть психологический портрет говорящего по особенностям его голоса,возникающий у слушателя. Естественно, что четвертый блок так же, как и третий, существенно зависит от многих субъективных свойств слушателя (жизненного опыта, знания людей, ассоциативных свойств мозга и памяти, позволяющих связать те или иные свойства личности с особенностями его речи и голоса).
В связи с тем, что в цепи передачи информации о личностных свойствах говорящего человеку-слушателю имеется два блока-посредника (2-й и 3-й), естественно возникает проблема адекватностипсихологического портрета говорящего, построенного слушателем, его реальному прототипу, т. е. соответствия объективных реальных свойств говорящего субъективным портретным характеристикам, которыми наделяет говорящего слушатель (эксперт-аудитор). Проведенные с этой целью исследования показали достаточно высокую адекватность оценки по голосу, особенно биофизических и эмоциональных характеристик говорящего.
Были предприняты также экспериментальные исследования в целях оценки метода построения психологического
портрета человека по голосу на предмет его соответствия традиционным психологическим методикам:тестам-опросникам Кеттела и Айзенка [Морозов, 1996]. В результате оказалось, что оценка личностных свойств по голосу обследуемого тем более соответствует традиционному методу Кеттела, чем выше балл экстраверсии данного обследуемого по Айзенку. Иными словами, личностные психологические свойства экстравертов более доступны для определения по голосу по сравнению с интровертами, что вполне согласуется с психологическим смыслом экстравертированности и интровертиро-ванности личности.
Следует отметить, что не только разные люди, но и различные личностные характеристики одного и того же человека, представленные балльными оценками по факторам Кеттела, также в различной степени могут быть «прозрачны» для оценок по голосу. Так, некоторые факторы, характеризующие, например, эмоциональность или общительность (А), могут быть более точно определены по голосу, чем, допустим, фактор Q, (консерватизм-радикализм). Наконец, в формировании психологического портрета важнейшая роль принадлежит индивидуально-личностным характеристикам субъектов восприятия, т. е. аудиторов (слушателей), которые существенно различаются в результате как типологических, так и индивидуальных особенностей.
В связи со сказанным психологический портрет человека по голосу носит не абсолютно адекватный (как, например, фотопортрет), а вероятностный характер (как, впрочем, и психологический портрет, построенный по традиционным тестам-опросникам). Тем не менее социально-психологическая сущность портрета по голосу представляется весьма значимой. Как уже упоминалось (см. с. 315), стереотипы восприятия человека по голосу склоняют слушателей наделять высокими достоинствами людей с более совершенной в лексическом и экстралингвистическом (т. е. невербальном) отношении речью по сравнению с лицами, речь которых несовер-
шенна (так же как и людей внешне симпатичных). Эта закономерность восприятия возникла не случайно, так как основывается на множестве ассоциативных связей (в нашем сознании) голоса человека с его внешней (физической) и внутренней (психологической) сущностью. Поэтому психологический портрет по голосу, т. е. психофизический образ говорящего, возникающий у слушателя, хотя и носит вероятностный характер, тем не менее имеет весьма большое значение в формировании межличностных отношений людей. В определенном смысле он носит характер самодостаточной психологической характеристики человека, нечто вроде визитной карточки, причем со множеством личностных характеристик, которые говорящий, сам того, может быть, не желая, дарит слушателям.
Индивидуально-типологическиеособенности восприятия невербальной информации. Художественный тип личности Исследования выявили весьма значительные различия среди людей по степени адекватности восприятия невербальной информации. Различия эти весьма существенны. Они носят индивидуально-личностный характер и в то же время особенно выражены между различными социальными категориями: возрастными, профессиональными и др.
Зависимость от возраста, характерная для любого сенсорного процесса, вполне объяснима с позиции приобретения и накопления индивидом в процессе онтогенеза социального опыта речевого и невербального общения. Наряду с этим преимущества людей художественных профессий (музыканты, актеры и др.) по сравнению с представителями «мыслительных» областей (математики и т. п.) можно объяснить как очевидной профессиональной тренированностью в сфере невербального восприятия (например, музыканты), так и природными генетическими предрасположениями определенных лиц к адекватному восприятию и переработке мозгом невербальной информации, т. е. их
принадлежностью к так называемому художественному типу личности.
Понятие «художественного» типа человека было выдвинуто академиком И.П. Павловым наряду с понятием «мыслительного» типа. Различие между данными типами Павлов видел в том, что для «мыслителя» характерно аналитическое, поэлементное восприятие действительности, а для «художника» — комплексное, целостное восприятие. Аналогичное представление было высказано еще Б. Паскалем (1623—1663). Он писал о двух типах ума: математическом,основанном на отвлеченных представлениях о действительности (в котором нетрудно узнать «мыслителя» — по Павлову), и непосредственном,для которого характерно непосредственное чувственное восприятие действительности («художник» — по Павлову).
По современным научным представлениям наличие двух типов — мыслительного и художественного — объясняется функциональной асимметрией мозгачеловека: для «мыслителя» характерно преобладание ле-вополушарного абстрактно-логического восприятия мира, а для «художника» — правополушарного эмоционально-образного восприятия. Проблема такого рода типологии человека весьма важна для решения комплекса теоретических и прикладных задач, связанных с пониманием сущности его природы, художественного творчества, совершенствования системы общего и профессионального обучения и образования (в особенности в искусстве), профотбора и профориентации людей, понимания механизмов нарушения психики и выбора оптимальных средств терапии этих заболеваний и т. д. и т. п. Важно подчеркнуть, что «художественный» и «мыслительный» типы были выделены Павловым как специфические человеческие типы,в отличие от известных четырех гиппокра-товских типов (флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник), описанных им и его последователями (Б.М. Теплое, В.Д. Небы-лицын, В.М. Русалов, Э.А. Голубева и др.) в категориях силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов и распространяемых также на мир животных.
Понимание специфических человеческих типов — художника и мыслителя — опирается не только на базальные физиологические уровни жизнедеятельности человека, но и на всю сложнейшую архитектонику высших психических функций, коммуникативные способности и, в частности, доминирующий тип информационного взаимодействия индивида с внешним миром (восприятие и переработка сенсорной информации) в рамках модели двух-канальной (вербально-невербальной) природы системы коммуникации человека. Показано, что все виды абстрактно-символической информации лучше воспринимаются и перерабатываются людьми мыслительного типа, а невербальные — представителями художественного склада личности. Степень связи, ориентированности психики на конкретную действительность у художника выше, чем у типичного представителя категории абстрактных мыслителей. Конкретно это выражается в наиболее высокой точности и адекватности отображения в психике художника (по сравнению с мыслителем) различных сторон этой действительности, например в более тонкой дифференцированное™ восприятия оттенков цвета, звука, лучшего их запоминания, более точных, прочных и адекватных взаимосвязей и ассоциаций между различными не только элементарными, но и сложными образами действительности, с одной стороны, и их вербальным описанием —с другой. Как известно, еще со времен «Великой дидактики» Яна Амоса Каменского в действиях человека ничего нет и не может быть того, что ранее не было в его чувствах и восприятиях. Именно поэтому совершенство сферы чувственного восприятия художника является основой для его художественно-репродуктивной деятельности.
Но сущность художника не ограничивается лишь тонкостью чувственного восприятия; это необходимое, но недостаточное условие. Художественное творчество находится в тесной связи и со второй сигнальной системой, опирается на интеллектуально-творческий потенциал человека, речь, мышление.
Для истинного, большого художника характерно не только правдивое, как правило, эмоционально-образное отображение действительности, но и преломление ее через призму общественно-социального значения и даже философского осмысления. В этом смысле истинный, большой художник, артист, музыкант — это своеобразный мыслитель, опирающийся в своем мышлении не на абстрактно-знаковую символику, а на образы конкретной действительности.
Один из важнейших аспектов, отличающих «художественный» тип личности от «мыслительного», лежит в сфере эмоционального отношения индивида к окружающему миру: для «мыслителя» доминирующим является рационально-рассудочное отношение, а для «художника» — эмоционально-образное. По отношению к музыкантам это свойство было отмечено Б.М. Тепловым [1947]: «...Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять как бы центр музыкальности». На важную роль эмоций как фактора, интегрирующего творческий процесс в искусстве, указывал академик П.К. Анохин (1983). Этой же проблеме посвящен ряд известных трудов академика П.В. Симонова, вскрывающих психофизиологические основы системы К.С. Станиславского, эмоциональные механизмы художественного творчества и актерского перевоплощения, обосновывающих разработанную автором информационную теорию эмоций [Симонов, 1962]. Последние экспериментальные исследования обнаружили наряду с эмоциональностью комплекс психологических, психофизиологических и социально-психологических особенностей художественного типа по сравнению с мыслительным [Морозов, 1996].
Взаимодействие разных видов информации в системе речевого общения Охарактеризованные выше различные виды невербальной информации — эмоциональная, эстетическая, индивидуально-личностная, биофизическая (пол,
возраст, рост, вес), социально-типологическая, психологическая, пространственная, медицинская и физических помех — не существуют изолированно в процессе общения, но находятся в теснейшем взаимодействии и взаимовлиянии. В качестве примера можно привести влияние эмоциональной окраски голоса (эмоциональная информация) на восприятие возраста одного и того же человека (рис. 3.63). Одну и ту же фразу актер (народный артист СССР О. Басилашвили) произносил по просьбе экспериментаторов с разными эмоциональными интонациями (радость, печаль, гнев, страх, нейтрально) в случайном порядке 30 раз. Слушатели (17 чел.) существенно по-разному оценили возраст актера по голосу (в за-висимости от выраженной эмоции), «омолодив» его на пять лет при выражении радости (по сравнению с нейтраль- . ным звучанием) и «состарив» на восемь лет — при выражении страха и еще больше — при выражении гнева (рис. 3.63).
Столь же естественно и очевидно влияние медицинской информации (о состоянии здоровья) на эстетическую информацию (оценку человека) или индивидуально-личностную (опознавание знакомых по характерным дефектам речи), влияние оценок возраста на оценки роста и веса (положительные корреляции) и т. д. Можно легко экспериментально доказать, что каждый из обозначенных нами видов информации в той или иной степени влияет на остальные виды. Например, велико влияние эмоциональной, эстетической, медицинской информации на восприятие всех других видов.
Вместе с тем все виды невербальной информации влияют и на семантику речи, т. е. на собственно вербальную смысловую информацию. Особенно сильное влияние оказывает эмоционально-эстетическая информация на содержательную, смысловую сторону речи, что основано на стереотипах восприятия человека человеком («приятный голос» — значит «приятный человек» — значит от него следует ожидать нечто приятное. И наоборот: «неприятный го-
Рис. 3.63. Оценки слушателями возраста человека по голосу существенно изменяются в зависимости от эмоциональной интонации говорящего (актер О. Басилашили): Ра — радость; Не — нейтрально, безразлично; Пе — печаль; Ст — страх; Гн — гнев.
лос» — «неприятный человек» — следовательно, от него следует ожидать неприятное сообщение). Напомним, что в специальных сравнительных экспериментах слушатели наделяли актеров, обладающих эстетически совершенной речью, значительно большими деловыми партнерскими качествами и доверием (свойствами, необходимыми для коммерсантов), чем даже самих коммерсантов с менее совершенной речью. Наконец, взаимодействие различных видов информации осуществляется не только в пределах какого-то одного сенсорного канала, как, например слухового (звуковая речь и звуковые виды невербальной информации), но и между разными сенсорными каналами, например вербальными и невербальными смыслами звуковой речи (фонация), с одной стороны, и зрительными формами невербальной информации, т.е. выразительными движениями, известными под термином «кинесика» (жест, поза, мимика) — с другой. Зрительный канал в значительной степени информативен, поскольку через него проходит около 80% всей информации внешнего мира. На-
ряду с этим немаловажны кожно-тактиль-ный (например, при общении матери с ребенком и др.) и хеморецептивный (обоняние, вкус) информационные каналы.
Физиологической основой взаимодействия вербально-невербальных смыслов является мощная система нервных связей между левым (вербальным) и правым (невербальным) полушариями головного мозга человека. Равным образом взаимодействие разных видов невербальной информации, например слуховой (интонация голоса) и зрительной (жест, поза, мимика), обусловливается межанализаторными нервными связями и интегративны-ми свойствами мозга, объединяющего все виды чувствований и сенсорные каналы в информационный комплекс.
Таким образом, невербальная коммуникация в целом предстает как исключительно сложная многоканальная и многоуровневая система параллельного воздействия на человека множества различных видов информации, находящихся в то же время и в постоянном взаимодействии с семантикой слова. На основании сказанного можно обозначить три основных типа информационного взаимодействия в процессе речевого общения:
• взаимодействие разных видов невербальной информации в пределах одного сенсорного канала(например, слухового);
• взаимодействие невербальных видов информации между разными сенсорными каналами (например, между слуховым и зрительным);
• взаимодействие всех видов невербальной информации с собственно речевым вербальным смыслом.