Психолингвистика в нашей стране
Психолингвистические направления, развившиеся в нашей стране, указывают на различных своих идейных предшественников. Чаще других в этом контексте называются имена психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и некоторые другие. Названные авторы, хотя и не были в прямом смысле психолингвистами, однако оказали несомненное влияние на последующие психолингвистические разработки.
Одной из наиболее ранних фундаментальных разработок, проведенных непосредственно в области психологии языка и речи, стали у нас исследования Н.И. Жин-кина. В 1958 г. вышла его книга «Механизмы речи», привлекшая к этой теме многих специалистов. Основной фактический материал, представленный в книге, строился на кинорентгенографической съемке артикуляторных органов во время произнесения испытуемыми заданных фраз. Направленность же всего исследования состояла в том, чтобы на основе этой модели выявить общие правила и закономерности функционирования механизмов речи. В работе были выделены два принципиальных механизма, действующие при произнесении: один из них управляет дискретными структурами (артикуляторными), другой — образует непрерывность, плавность говорения
(слогообразование). Переходя от этого случая к общему механизму, Н.И. Жинкин показал, что и язык является системой дискретных элементов пяти уровней (начиная с дифференциальных признаков и кончая алфавитом сочетаемости слов) [Жинкин, 1998, с. 81]. В противопоставлении с этим речь осуществляет непрерывное регулирование в форме отбора звуков для составления слов и отбора слов для составления предложений.
Изучение артикуляторных, внешнере-гистрируемых, проявлений привело автора к представлению о внутренней речи как важнейшему элементу речемысли-тельного механизма. В этом звене, полагал он, происходит перевод воспринимаемого текста на внутренний код, причем этот код является универсальным и предметным (УПК). С его помощью принимающий речь человек преобразует ее в модель отрезка действительности. «Понимать надо не речь, а действительность», — остроумно отметил автор [Жинкин, 1982, с. 92]. Идея образного кода внутренней речи имеет много сторонников.
В более поздних своих работах, Н.И. Жинкин рассматривал широкий спектр проблем функционирования речи и языка в контексте проблем передачи информации [Жинкин, 1998, с. 8—36; Жинкин, 1982]. В то же время он подчеркивал необходимость разработки общих проблем распознавания и синтезирования речи с опорой на конкретные экспериментальные и психофизиологические данные.
Н.И. Жинкин имел многочисленных последователей (И.А. Зимняя, Т.М. Дрид-зе, В.И. Тункель, Г.Д. Чистякова и др.), развивших и продолживших его начинания. В исследовании И.А. Зимней разработана модель формирования и формулирования мысли посредством языка (1985). Ею подчеркнута роль мотивации при говорении, разграничен предмет говорения (мысль), средство говорения (язык) и способ (речь).
В развитии отечественной психолингвистики основополагающую роль как в научном, так и организационном плане сыграла Московская психолингвистичес-
кая школа, возглавляемая А.А. Леонтьевым. Уже с 1960-х годов стали выпускаться книги, дающие информацию об основных позициях зарубежной психолингвистики [Леонтьев, 1965; 1967], организовывались постоянно действующие семинары, активизировались научные силы, предложена собственная теоретическая позиция в области психолингвистических исследований [Леонтьев, 1969].
В рамках указанной школы разработана теория речевой деятельности, реализующая деятельностный подход, представленный в психологии А.Н. Леонтьевым. Центральной частью теории речевой деятельности стала принципиальная схема порождения речи, «реализующаяся независимо от выбора конкретной порождающей модели» [Леонтьев, с.113]. Порождение, согласно теории, проходит несколько этапов. Первым из них явлет-ся внутреннее программирование высказывания, включающее «содержательное ядро» будущего высказывания и иерархию пропозиций, лежащих в основании программы. На следующем этапе происходит грамматико-семантическая реализация внутренней программы, включающая несколько подэтапов: перевод программы на объективный код, введение линейного принципа, синтаксическое прогнозирование, действие механизма синтаксического контроля. На основе внутреннего семантико-грамматическо-го программирования высказывания осуществляется его моторное программирование, в результате которого человек произносит осмысленную и грамматически оформленную речь. А.А. Леонтьев подчеркивает, что описанные операции являются не реальными действиями говорящего, а «скорее своего рода граничными условиями», оставляющими простор для применения различных эвристических приемов [Там же, с.120].
Во многом сходную последовательность этапов порождения высказывания описывает Т.В. Ахутина (1989), используя как основание своей модели данные афазических расстройств.
Линия когнитивно и механизменно
ориентированных психолингвистических исследований развита коллективом Лаборатории психологии речи и психолингвистики в составе Института психологии РАН (Т.Н.Ушакова, Н.Д.Швлова, Н.А. Алмаев, ИАЗачесова, В.ВЛатынов, Н.Б.Михайлова, АА.Павлова, В.А.Цепцов, Л.А.Шустова и др.). Выработано целостное представление о речеязыковом механизме говорящего человека, реализующего основные речеязыковые функции. На основе цикла экспериментальных работ лаборатории построена обобщающая теоретическая модель, в главных чертах описывающая процессы, происходящие при порождении и восприятии речи (Ушакова, 1991) (модель будет представлена позднее). В качестве важнейшего элемента выделено звено внутренней речи как механизма переработки в нервной системе говорящего субъекта инфомации, связанной с подготовкой будущего высказывания и пониманием воспринятой речи. С опорой на экспериментальные факты показано, что внутренняя речь имеет сложную иерархическую организацию и включает специализированные функциональные структуры, вырабатываемые в онтогенезе человека и закрепляющие языковые знания говорящего. Важное место среди них занимают ассоциативные поля, «вербальные сети», обеспечивающие связь употребляемых в речи слов.
Поскольку текст в широком смысле является главной формой речевого продукта, Лаборатория осуществила большой круг исследований психологического аспекта текста. Развито представление о системообразующей роли интенции, намерения, в речепорождении [Ушакова, Павлова и др, 2000]. Разработан метод интент-анализа текста.
Большое место в разработках заняли исследования речевого онтогенеза [Ушакова, 1979,1999; Ушакова, Бартенева, Шустова, 2000]. Получены новые данные о раннем, предречевом развитии, дающие возможность выявить природные корни речевой способности младенца. Подчеркнут аспект саморазвития языковой системы у маленького
ребенка, что проявляется, в частности, в детском словотворчестве.
Психофизиологическая ориентация сотрудников Лаборатории способствует фундированности проводимых исследований и надежности развиваемой теории. Немалое место в коллективе заняли работы прикладного характера: исследование конфликтных выступлений, анализ и квалификация современных политических дискуссий, проведение экспертизных заказов, анализ переговоров, речевая диагностика и консультирование, речевое управление техникой и др. (Т.Н.Ушакова, В.В. Латынов, А.А.Павлова, Н.Д.Павлова, ВА.Цепцов, Л.А.Шустова и др.).
Значительное место в отечественных психолингвистических разработках заняла тема организации и функкционирова-ния ментального лексикона. Основным предметом исследований стали вербальные ассоциации человека, изучаемые на материале разных языков (А.А.Залев-ская, 1977, 1990; Ю.Н.Караулов, 1976, 1994; Ю.А. СорокинЮ Е.Ф. Тарасов, Н.В.Уфимцева, 1993, 1998 и др.). На основе экспериментальные фактов разработаны теоретические представления об организации ассоциативных полей, видах вербальных связей, их функционировании как средства доступа к информационному тезаурусу человеческого сознания, о возможности кодированя значения в словах. В других работ (О.С.Виноградова, 1959; А.Р.Лурия и О.С.Виноградова, 1971, Т.Н.Ушакова, 1976, 1979, 1991) представлены экспериментальные данные, проливающие свет на физиологический механизм связанности слов в нервной системе человека.
Крупной психолингвистической темой явилась проблема языка и сознания, образа мира говорящего человека, языковой личности (В.П.Белянин, 1996; Ю.Н.Караулов, 1987; Е.Ф.Тарасов, 1996; Н.В.Уфимцева, 1993; Т.Н.Ушакова и др., 1995). Немало оригинальных разработок проведено в направлении психологического исследования текста (Н.И.Жинкин, Т.М.Дридзе, Н.Д.Павлова, Ю.А. Сорокин, Т.Н.Ушакова и др.).