Нулевой этап» психолингвистики
Вклад древних ученых
Загадка человеческого слова встала перед учеными с давних времен. По дошедшим до нас источникам, уже в эпоху античности обсуждалась проблема природы и происхождения языка. Дискутировались вопросы, как связаны между собой звук и значение, чем слово отличается от обозначаемой вещи, можно ли через имя воздействовать на носителя имени, каким образом говорящий человек выражает себя в речи. Обсуждение этих вопросов нередко имело мистический налет, владение словом рассматривалось как божественный дар.
Божественная сущность языка
Первая известная науке теория происхождения языка говорила о его Божественном начале. Она излагается в Библии как история о том, что Бог наделил Адама правом именовать все творения, созданные на Земле. Адам, давая существам имена, вкладывал в них Божественную душу, вводил в мир Бога. Тогда имя становилось важнейшей составной частью называемого объекта и обожествлялось.
Идея божественности языка проявляется и много позднее времени своего появления. Дух этой идеи выражен в
Рис. 3.49. Сандро Боттичелли. Венера представляет юношу семи свободным искусствам (семи ветвям знаний). Фрагмент фрески. Лувр. 1485.
стихотворении Н. Гумилева 1919 года Слово, сокращенный вариант которого приводится ниже.
В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо Свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине.
Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что слово это Бог.
Представление о высокой значимости речи и языка выражается и в изобразительном искусстве. Известна фреска Боттичелли XV века, где изображена сцена представления Венерой юноши семи свободным искусствам. Эти свободные искусства Грамматика (слово, язык), Риторика,
Логика, Арифметика, Астрономия, Геометрия, Музыка. Каждое из искусств в виде аллегорической женской фигуры имеет в своих руках символ своего дела. Примечательно, что в руках у Грамматики лук — символ посыла, направляемого в цель, а ее фигура возвышается надо всеми другими, символизируя ее власть (Рис. 3.49).
Произошел ли язык естественным путем или на основе соглашения между людьми ?
Этот вопрос, сохранивший свое значение вплоть до наших дней, был впервые поставлен древними греками. Рассматривались аргументы по поводу того, является ли язык плодом соглашения между людьми или в нем отражается естественное сходство между словом и называемой им вещью. Сторонники первой позиции стали называться конвен-ционалистами (их авторитетный представитель — Аристотель). Натуралисты, напротив, считали форму слова не случайной, а сущностным образом связанной с его функцией, содержанием.
В одном из своих знаменитых диалогов «Кратил» Платон приводит аргументы в пользу существования внутренней связи между звучанием слова и его смыслом.
По Платону, слово — это орудие обучения и распределения сущностей, подобно тому, как челнок — орудие распределения нити на прядильном станке. Для каждого дела отыскивается орудие, назначенное ему от природы. Когда же человек сам создает орудие, он должен придать ему не какой угодно вид, но именно такой, какой назначен природой. Такую работу наименования вещей, создания языка, производят особые, редкие люди, лучшие умы среди людей, «законодатели». Они умеют воплощать в звуках то самое имя, какое в каждом случае назначено от природы.
Платон подробно рассматривает вопрос о «естественности» изобретаемых слов. На примерах он показывает, что в словах путем использования подражания звучанию или других сущностных признаков так или иначе воспроизводится обозначаемый предмет.
Поскольку не все слова развитого языка поддаются такого рода «объяснению», то вводится идея ухудшения слов при их хождении среди людей, их испорченность. Испорченность может возникать при заимствовании слов из других языков.
3.8.2.2. Идея рациональности
XVII век принес с собой идею рациональности в понимании природы языка. Эта идея восходила к Рене Декарту (1596— 1650). В своей работе «Рассуждения о методе для хорошего направления разума и отыскании истины в науках» он утверждал, что в основе нашего мышления лежат рациональные врожденные идеи: числа, фигуры, логические и математические понятия. Из этих идей возникает язык. Хорошо развитое мышление порождает ясный и логичный язык. Логика мысли отражается в логике языка. Каждому акту мысли есть соответствие в языке.
Эти идеи нашли отражение в появившемся в 1660 году исследовании под названием «Грамматика общая и рацио-
нальная Пор-Рояля». Ее авторами были два молодых ученых А. Арно, философ, последователь Декарта, и лингвист К. Лан-сло. Они соединили свои усилия для создания труда по теории языка, поселившись в монастыре Пор-Рояля, недалеко от Парижа. За сравнительно короткое время такой труд был создан, и в нем была последовательно выражена рационалистическая декартова идея. Грамматика, по мысли авторов, исследует универсальные законы выражения мысли в слове, прежде всего — в предложении. Она изобретается, придумывается людьми, в ней люди проявляют операции своего рассудка. Каждому акту сознания — созерцанию, суждению, умозаключению соотвествует своя грамматическая операция. Грамматика призвана выражать логику. Рассматривая последовательно разные стороны языка: буквы, слоги, слова, включив лексику, синтаксис, авторы стремились проследить эту связь. Поскольку в ряде моментов эта связь не была обнаружена, ученые объяснили это тем, что логика образует высший рациональный слой языка, однако в процессе его использования возникают «испорченные» формы, которые создают низший слой повседневного языка.
Идеи «Грамматики», в частности представление о существовании двух языков, имели своих более ранних предшественников, а также и поздних последователей вплоть до наших дней (Ю.С. Степанов, 1998, с. 271).
3.8.2.3. Внешние воздействия и язык
Идея первенства внешних воздействий в усвоении языка выражена английским ученым Джоном Локком (1632—1704). Локк принадлежал к плеяде философов, получивших имя сенсуалистов. Их основная позиция — постараться понять человеческую психику как имеющую естественное происхождение через посредство поступающих через органы чувств впечатлений. Знаменитая формула Лок-ка гласит: «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувствах».
В трактате «Опыт о человеческом разуме» Локк помещает главу «О словах». Здесь он выступает как конвенционалист. Слова — произвольно выбранные обозначения идей. Они вовсе не отражают естественных связей между специфическими звуками и определенными идеями. Назначение слов — быть понятными символами для выражения идей. Слова являются символами идей, а идеи — «подлинное и непосредственное наполнение» знака. В то же время с помощью слов создаются общие и абстрактные идеи. Это дает возможность человеку развиться в особое, высшее существо на земле.