Нулевой этап» психолингвистики

Вклад древних ученых

Загадка человеческого слова встала перед учеными с давних времен. По дошедшим до нас источникам, уже в эпоху антично­сти обсуждалась проблема природы и про­исхождения языка. Дискутировались воп­росы, как связаны между собой звук и зна­чение, чем слово отличается от обознача­емой вещи, можно ли через имя воздей­ствовать на носителя имени, каким обра­зом говорящий человек выражает себя в речи. Обсуждение этих вопросов нередко имело мистический налет, владение словом рассматривалось как божественный дар.

Божественная сущность языка

Первая известная науке теория происхож­дения языка говорила о его Божественном начале. Она излагается в Библии как ис­тория о том, что Бог наделил Адама пра­вом именовать все творения, созданные на Земле. Адам, давая существам имена, вкла­дывал в них Божественную душу, вводил в мир Бога. Тогда имя становилось важней­шей составной частью называемого объек­та и обожествлялось.

Идея божественности языка проявля­ется и много позднее времени своего появления. Дух этой идеи выражен в

Нулевой этап» психолингвистики - student2.ru

Рис. 3.49. Сандро Боттичелли. Венера представляет юношу семи свободным искусствам (семи ветвям знаний). Фрагмент фрески. Лувр. 1485.

стихотворении Н. Гумилева 1919 года Слово, сокращенный вариант которого приводится ниже.

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо Свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине.

Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что слово это Бог.

Представление о высокой значимости речи и языка выражается и в изобразитель­ном искусстве. Известна фреска Ботти­челли XV века, где изображена сцена пред­ставления Венерой юноши семи свобод­ным искусствам. Эти свободные искусст­ва Грамматика (слово, язык), Риторика,

Логика, Арифметика, Астрономия, Гео­метрия, Музыка. Каждое из искусств в виде аллегорической женской фигуры имеет в своих руках символ своего дела. Примеча­тельно, что в руках у Грамматики лук — символ посыла, направляемого в цель, а ее фигура возвышается надо всеми другими, символизируя ее власть (Рис. 3.49).

Произошел ли язык естественным путем или на основе соглашения между людьми ?

Этот вопрос, сохранивший свое значе­ние вплоть до наших дней, был впервые поставлен древними греками. Рассмат­ривались аргументы по поводу того, яв­ляется ли язык плодом соглашения между людьми или в нем отражается ес­тественное сходство между словом и на­зываемой им вещью. Сторонники пер­вой позиции стали называться конвен-ционалистами (их авторитетный пред­ставитель — Аристотель). Натуралисты, напротив, считали форму слова не слу­чайной, а сущностным образом связан­ной с его функцией, содержанием.

В одном из своих знаменитых диалогов «Кратил» Платон приводит аргументы в пользу существования внутренней связи между звучанием слова и его смыслом.

По Платону, слово — это орудие обу­чения и распределения сущностей, подоб­но тому, как челнок — орудие распределе­ния нити на прядильном станке. Для каж­дого дела отыскивается орудие, назначен­ное ему от природы. Когда же человек сам создает орудие, он должен придать ему не какой угодно вид, но именно такой, какой назначен природой. Такую работу наиме­нования вещей, создания языка, произво­дят особые, редкие люди, лучшие умы сре­ди людей, «законодатели». Они умеют воп­лощать в звуках то самое имя, какое в каж­дом случае назначено от природы.

Платон подробно рассматривает вопрос о «естественности» изобретае­мых слов. На примерах он показывает, что в словах путем использования под­ражания звучанию или других сущност­ных признаков так или иначе воспроиз­водится обозначаемый предмет.

Поскольку не все слова развитого язы­ка поддаются такого рода «объяснению», то вводится идея ухудшения слов при их хождении среди людей, их испорченность. Испорченность может возникать при за­имствовании слов из других языков.

3.8.2.2. Идея рациональности

XVII век принес с собой идею рациональ­ности в понимании природы языка. Эта идея восходила к Рене Декарту (1596— 1650). В своей работе «Рассуждения о ме­тоде для хорошего направления разума и отыскании истины в науках» он утверж­дал, что в основе нашего мышления ле­жат рациональные врожденные идеи: числа, фигуры, логические и математи­ческие понятия. Из этих идей возникает язык. Хорошо развитое мышление порож­дает ясный и логичный язык. Логика мыс­ли отражается в логике языка. Каждому акту мысли есть соответствие в языке.

Эти идеи нашли отражение в появив­шемся в 1660 году исследовании под на­званием «Грамматика общая и рацио-

нальная Пор-Рояля». Ее авторами были два молодых ученых А. Арно, философ, последователь Декарта, и лингвист К. Лан-сло. Они соединили свои усилия для со­здания труда по теории языка, поселив­шись в монастыре Пор-Рояля, недалеко от Парижа. За сравнительно короткое время такой труд был создан, и в нем была последовательно выражена рацио­налистическая декартова идея. Граммати­ка, по мысли авторов, исследует универ­сальные законы выражения мысли в сло­ве, прежде всего — в предложении. Она изобретается, придумывается людьми, в ней люди проявляют операции своего рассудка. Каждому акту сознания — со­зерцанию, суждению, умозаключению соотвествует своя грамматическая опера­ция. Грамматика призвана выражать ло­гику. Рассматривая последовательно раз­ные стороны языка: буквы, слоги, слова, включив лексику, синтаксис, авторы стре­мились проследить эту связь. Поскольку в ряде моментов эта связь не была обна­ружена, ученые объяснили это тем, что логика образует высший рациональный слой языка, однако в процессе его исполь­зования возникают «испорченные» фор­мы, которые создают низший слой по­вседневного языка.

Идеи «Грамматики», в частности пред­ставление о существовании двух языков, имели своих более ранних предшествен­ников, а также и поздних последователей вплоть до наших дней (Ю.С. Степанов, 1998, с. 271).

3.8.2.3. Внешние воздействия и язык

Идея первенства внешних воздействий в усвоении языка выражена английским ученым Джоном Локком (1632—1704). Локк принадлежал к плеяде философов, получивших имя сенсуалистов. Их основ­ная позиция — постараться понять чело­веческую психику как имеющую есте­ственное происхождение через посред­ство поступающих через органы чувств впечатлений. Знаменитая формула Лок-ка гласит: «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувствах».

В трактате «Опыт о человеческом ра­зуме» Локк помещает главу «О словах». Здесь он выступает как конвенционалист. Слова — произвольно выбранные обозна­чения идей. Они вовсе не отражают есте­ственных связей между специфическими звуками и определенными идеями. На­значение слов — быть понятными симво­лами для выражения идей. Слова являют­ся символами идей, а идеи — «подлинное и непосредственное наполнение» знака. В то же время с помощью слов создают­ся общие и абстрактные идеи. Это дает возможность человеку развиться в особое, высшее существо на земле.

Наши рекомендации