Психологические особенности семьи и способности

В нашей стране цикл исследований по влиянию социальной среды на интеллект проведен В.Н. Дружининым и его учени­ками. Ими уточнено, в частности, явле­ние так называемого материнского эф­фекта. Этот эффект заключается в том, что интеллект ребенка в большей степе­ни зависит от интеллекта матери, чем от интеллекта отца, хотя с генетической точки зрения влияние обоих родителей должно быть одинаковым. В лаборатории В.Н. Дружинина показано, что в действи­тельности на интеллект ребенка больше влияет не мать, а тот родитель, который эмоционально ближе. В большинстве случаев эмоционально близким родите­лем является мать, откуда и возникает «материнский эффект». Таким образом, становится яснее, что в плане формиро­вания интеллекта семья — не просто сум­ма ее членов, образующая интеллектуаль­ный климат, а сложная структура, обла­дающая различными, в том числе эмоци­ональными зависимостями.

Все сказанное, конечно, не отрицает генетической детерминации интеллекта, о которой речь пойдет в той главе книги, которая посвящена психогенетике.

Эффект Флинна, или интеллектуальная акселерация

За почти целое столетие, прошедшее со времени создания первого теста, было на­коплено множество данных о нормах ин­теллекта для разного времени и разных стран. Эти данные показывают, что сред­ние результаты по тестам на интеллект в большинстве стран мира неуклонно и до­статочно существенно растут (Flynn, 1984). Наиболее систематические результа­ты получены по изменению интеллекта в США. Они показывают, что с 1910-го до 1984-го г. показатели интеллекта по тестам типа Стэнфорд-Бине выросли на 22 балла. Рост менее выражен в сфере вербального интеллекта, а больше — в сфере невербального. Поэтому, напри-

мер, по тесту Векслера, где невербаль­ные субтесты имеют больший вес в ито­говых показателях, рост оказывается еще более выраженным. Максимальный при­рост наблюдается в чисто невербальных тестах. Так, по той же выборке США ре­зультаты по тесту Равена возрастают на одно стандартное отклонение (то есть 15—16 баллов в переводе на КИ) за одно поколение. Это означает, что 50% бабу­шек и дедушек во времена их внуков в США по показателям теста Равена были бы причислены к отстающим.

Рост интеллекта происходит с разной скоростью. Из 22 баллов прироста по те­сту Стэнфорд-Бине примерно 10 прихо­дятся на промежуток до 1932-го года, 10 — на время с 1932-го до 1972-го и еще 2 — на оставшийся период до 1984-го года. К. Ше, подробно исследовавший эту про­блему, нашел, что в США интеллект стре­мительно рос для людей, родившихся между 1890-м и серединой 1920-х, затем рост замедлился, хотя и не остановился, для тех, чье раннее детство совпало с Ве­ликой депрессией. Новый мощный при­рост произошел в первые послевоенные годы, после чего увеличение стало менее значительным (Schaie, 1983,1988).

Аналогичные результаты получаются и по Западной Европе. Так, в Шотландии между 1921-м и 1936-м гг. в Англии между 1927-м и 1936-м гг. (Flynn, 1984) не зафик­сировано существенного прироста. Зато исследования, сравнивавшие довоенные и послевоенные результаты, (Англия 1937— 9— 1944-6 гг., Бельгия 1940- 1949 гг., Франция 1931 — 1956 гг., Нидерланды 1934 — 1964 гг., Новая Зеландия 1923—6 — 1955-8 гг., Канада 1940-е - 1960-е) демон­стрируют ясный прирост результатов (Flynn, 1987).

Пожалуй, наиболее мощный рост ин­теллекта зафиксирован в послевоенной Японии. Японские дети, родившиеся в 1960-е гг., превосходят детей, родивших­ся между 1936-м и 1945-м гг., в среднем примерно на 20 баллов по тесту Вексле­ра (Flynn, 1984). Если японские дети 1936—45 гг. рождения показывали при­мерно одинаковые результаты со своими

американскими сверстниками по невер­бальным субтестам Векслера, то через 20 лет японцы опережали американцев того же времени рождения на 11 — 12 баллов. По вербальным тестам сравнение осуще­ствить естественно затруднительно вви­ду различия языков. Японцев также ха­рактеризует меньшее стандартное откло­нение разброса показателей интеллекта.

Следует отметить, что тесты школь­ной успеваемости отнюдь не всегда по­казывают ту же динамику, что и тесты интеллекта. Так, в США с середины 1960-х гг. до 1980-го г. шел прирост по те­стам интеллекта при одновременном снижении показателей теста школьных способностей (SAT) (Flynn, 1984).

Причина интеллектуальной акселера­ции не вполне ясна и вызывает споры. Так, логично было бы предположить, что важную роль в этом могло бы сыграть улучшение образования. Ведь на протя­жении XX века в странах Европы и Се­верной Америки весьма сильно возрос­ла доля людей, имеющих полное среднее и высшее образование. Если бы такое объяснение было правильно, следовало бы ожидать более высокого показателя интеллекта у тех лиц, кто уже успел ис­пытать влияние длительного образова­ния, то есть у взрослых и старших под­ростков, но никак не у дошкольников.

Однако факты указывают как раз на обратное — повышение интеллекта у младших детей по крайней мере не мень­ше, чем у взрослых. Таблица 3, приводи­мая М. Сторфером (Storfer, 1990), иллю­стрирует это положение.

Другая напрашивающаяся идея связа­на с тем, что на протяжении XX века на­много увеличились потоки информации, обрушивающиеся на человека. Можно было бы предположить, что дети конца века достигали более высокого интеллек­туального развития, поскольку получали больше информации через радио и теле­видение. Тогда следовало ожидать более высокого КИ у детей, которые больше смотрят телевизор и слушают радио. В дей­ствительности, однако, обнаруживается скорее противоположная закономерность.

Психологические особенности семьи и способности - student2.ru

Другие причины представляются более вероятными. Дж. Равен (личное сообще­ние), например, считает, что причина ле­жит в улучшении питания, здравоохране­ния и гигиены. В пользу этого предполо­жения свидетельствует тот факт, что па­раллельно с интеллектуальной идет и ак­селерация физическая: увеличение роста, веса людей и их атлетических возможнос­тей. Так, например, послевоенная Япония характеризуется не только быстрым при­ростом интеллекта, но и бурной физичес­кой акселерацией. Известен также посто­янный рост мировых рекордов в спорте: в некоторых дисциплинах рекорды на про­тяжении XX века повысились на величину около 50%. Ряд исследований показывает, что качество питания связано с весом при рождении, ростом, детской смертностью и интеллектом. Г. Айзенк суммировал дан­ные ряда исследований, которые показы­вают, что прием витаминов положительно влияет на интеллект детей.

Определенный эффект на повыше­ние интеллекта в последующем поколе­нии оказывает его повышение в преды­дущем. В этом плане повышение интел­лекта в поколении 1 должно сказаться на его повышении в поколении 2, а то в свою очередь — на повышении в поко­лении 3 и т.д. Однако, по-видимому, ин­теллект родителей является не самым важным фактором в создании благопри­ятных условий для развития интеллекта детей, поэтому момент самоподдержа­ния, хоть и может присутствовать в ин­теллектуальной акселерации, но объяс­няет лишь малую ее часть.

М. Сторфер (Storfer, 1990) предпри­нял попытку количественно оценить возможный вклад разных факторов в рост интеллекта. По его мнению, из 22 баллов прироста у американцев в XX веке 4 может быть отнесено за счет здо­ровья и питания — уменьшения числа детей, родившихся с ненормально ма­леньким весом или испытавших в дет­стве болезни, оказывающие влияние на нервную систему. Прирост в 6,9 балла Сторфер считает возможным отнести на счет среды, окружающей ребенка дома в раннем возрасте. Все участвующие здесь факторы Сторфер разбивает на 3 группы: количество внимания взрослых, качество этого внимания и предоставля­емые возможности когнитивного обога­щения.

Количество внимания возросло на протяжении века по причине уменьше­ния числа детей в семье, сокращения до­машней работы и сокращения рабочего дня, что особенно сказалось на увеличе­нии времени, проводимого с детьми от­цами. В то же время сократилось (в стра­нах Запада) участие дедушек и бабушек в воспитании. Качество внимания, по мнению Сторфера, также в целом воз­росло в результате развившегося понима­ния бытовой психологии, уменьшился объем наказаний и ограничений, накла­дываемых на ребенка. Когнитивное обо­гащение включает наличие образова­тельных материалов (игрушек, детских книг и т.д.), методов обучения и стиму­ляцию поведения, направленного на приобретение знаний.

Половина прироста оказывается при этих подсчетах необъясненной. Сторфер выдвигает необычную неоламаркистскую гипотезу: увеличение интеллекта происхо­дит потому, что прижизненные измене­ния в среде раннего периода детства зак­репляются генетически, а затем переда­ются по мужской линии.

Наши рекомендации