Модели категориальных структур
Способность человека выделять смысл из предъявляемой ему информации зависит от организации процесса восприятия и от организации структур семантической памяти, которые определяют скорость и характер поиска. Различные модели организации категориального знания предполагают разное понимание значения.
А. Семантическое пространство. Значение как вектор.Осгуд выделил трехфактор-ную модель семантического пространства, структура которого была представлена в виде трех осей координат, обобщенно названных «Оценка», «Сила», «Активность».
Любое значение имеет в этом семантическом пространстве свое место, и его можно представить в виде вектора с тремя координатами.
В дальнейших исследованиях наряду с классическими выделялись и дополнительные факторы, нагрузка по которым помогала описывать исследуемые значения. Иногда, наоборот, пространство сужалось до одномерного. Шкалированию с помощью семантического дифференциала обычно подвергаются достаточно однородные понятия, объекты или явления (это могут быть политические понятия, словарь личностных понятий, цвета, звуковые сигналы, герои кинофильмов, образы жанровой живописи и т. д.). Однако если расширять выстраиваемое субъективное семантическое пространство и включать в него разные объекты и понятия, то близкими в нем могут оказаться понятия из совершенно разных формальных категорий, а далекими — слова одной формальной категории. Например, белый круг, прямая линия, повышающийся тон, сладкий вкус, ласковое прикосновение могут иметь общее эмоциональное значение. В то время как противоположное значение будут иметь черный круг, ломаная линия, понижающийся тон, горький вкус, раздражающее прикосновение.
Работы Осгуда послужили толчком к развитию различных исследований, позволяющих вычленить структуру семантической памяти. В настоящее время существует огромное количество моделей, поэтому довольно трудно дать их подробное описание. Некоторые из современных моделей представляют значение как вектор в семантическом пространстве, хотя в большинстве случаев они исследуют формальные категории. Семантические пространства строятся на основе данных испытуемыми оценок сходства понятий с последующей обработкой различными математическими методами (например, многомерным шкалированием). Полученные результаты могут быть представлены в виде разнообразных моделей (рис. 3.21).
Структурные модели семантической памяти
Рис. 3.21. Разновидности структурных моделей семантической памяти, создаваемых на базе анализа матриц близости (адаптировано из [Величковский, 1982]).
Б. Сетевые и пропозициональные модели категориальных структур.Значение как операция вывода. Для построения большинства моделей семантической памяти используются сетевые конструкции. Эти модели, с одной стороны, возвращают к идеям ассоционизма, а с другой — примыкают к новейшим исследованиям ней-рональной структуры мозга. Наиболее известны модель категориальной структуры А. Коллинса и М. Куиллиана и модель понимания Дж. Андерсона и Г. Бауэра*.Категориальная структура представляется в них как иерархическая сеть, главным принципом организации которой является принцип когнитивной экономии. Он предполагает, что атрибуты (свойства), приписываемые значению, хранятся в одном узле семантической сети. Если это свойство присуще всем членам категории (например, «имеет крылья» или «может употребляться в пищу»), оно присваивается узлу, который связан с названием категории, например «птица» или «продукты питания», а если это свойство имеет только один из членов категории (например, «не летает» или «всегда белое»), то оно приписывается более низко расположенному узлу иерархической сети, свя-
занному с конкретным значением, например «страус» или «молоко»'. Важным отличием модели Андерсона и Бауэра явилось то, что узлы сети представляли собой не понятия, а пропозиции. Пропозиции можно представить как высказывание, нечто вроде отдельной структуры, связывающей идеи и понятия. Более сложные пропозиции включают в себя контекст и факт, который имел место в данном контексте. Контекст определяет место и время, а факт — взаимодействие субъекта и предиката. Такая модель, хотя и не объясняет всех экспериментальных фактов, но позволяет приблизиться к процессу реального понимания. Поскольку реальное понимание скорее исходит из контекста и взаимосвязи субъекта действия с тем, что он делает и по отношению к чему, нежели из построения формальных категорий, большинство связей внутри этих категорий являются достоянием лишь научного знания. Например, люди, прожившие свою жизнь вне европейской культуры и образования, могут и не знать, что «собака — это млекопитающее». В дальнейшем были предложены различные модификации этих моделей. Их развитие идет по двум основным направлениям. Первое осуществляется через приближение к нейрональным моделям когнитивных процессов. В эти модели необходимо включается распространение внутри семантической сети «кратковременных волн активации», которые активизируют и делают более доступными семантические
'Более подробно см.: [Величковский. 1982; Солсо. 1996].
' Существование принципа когнитивной экономии демонстрируется на различных феноменах. В частности, он проявляется в феномене «семантическая слепота», который состоит в том, что если в списке слов или предложений слово повторяется, то во втором случае оно не запоминается. Например, в предложении «Она съела салат и рыбу, хотя рыба была недожаренная» второе слово «рыба» не запоминается, даже если его отсутствие меняет грамматическую структуру предложения. Этот эффект не зависит от локализации слов на экране при зрительном предъявлении и исчезает только в том случае, если повторяющиеся слова разделены более чем 8 стимулами [Kanwisher, Potter, 1990].
элементы, связанные с только что предъявленным (речь идет о моделях А. Коллинза и Е. Лофтуса, М. Поттера [Величков-ский, 1982]).
Развитие таких моделей привело к созданию направления в когнитивной психологии, получившего название «коннек-ционизм» [Rumelhart, 1989]. Коннекциони-стские модели состоят из простых элементов, обладающих свойствами нейронов. Отдельные элементы могут быть организованы в более крупные единицы — модули, далее — в множества. Работа каждой единицы описывается согласно правилам ее активации и уравнениями, связывающими состояние активации со значением выхода данной единицы. Любая единица связана со множеством других (эта связь либо однонаправленная, либо взаимообусловленная). Активация одного элемента оказывает тормозящее или возбуждающее влияние на все связанные с ним. Следует подчеркнуть, что переработка носит не последовательный, а параллельно-распределительный характер.
Второе направление осуществляется через создание моделей, в которых большое внимание уделяется метакогнитив-ным операциям, т. е. операциям по управлению процессами понимания, поиска в памяти и т. д. Например, в модели ACT («Действие») Дж. Андерсона [Anderson, 1976] акцент сделан на описании процессов управления в памяти, а семантические репрезентации представлены в виде процедурного соответствия условий характеру операции.
В. Модели перекрывающихся множеств. Значение как набор признаков.Здесь речь идет прежде всего об известной модели Э. Смита, Э. Шобена и Л. Рипса. Они исходили из предположения, что любое значение представляет собой множество признаков и его можно изобразить в виде облака. Перекрытие признаков определяет сходство понятий. Если у двух значений нет общих признаков, они не пересекаются. Среди признаков есть более существенные — «определительные» — и второстепенные, характерные лишь для данного понятия, но не для понятий более широ-
кого класса. Процесс верификации имеет двухступенчатую структуру. Если общее сходство двух значений (субъекта и предиката верифицируемого предложения) выше или ниже некоторых пороговых величин (как в случае утверждений «дятел — это птица» и «дятел — это собака»), то испытуемый быстро дает положительный или отрицательный ответ. Когда общее сходство оказывается в какой-либо промежуточной зоне, осуществляется второе сравнение среди только «определительных» признаков. Оно может позволить с некоторой задержкой (но правильно) верифицировать высказывание «страус — это птица». Похожую модель сравнения признаков несколько ранее предлагал и Д. Мей-ер (см. [Солсо, 1996]).
Г. Элеонора Рош и модели размытых множеств.Значение как прототип. Большое значение для современных исследований в области психосемантики имели работы Э. Рош. Она выступила с критикой доминирующей тенденции рассматривать семантические категории как объединения дискретных признаков. Сосредоточив свое внимание на формировании естественных категорий, Рош вынуждена была признать, что в этом случае модели заучивания «правильной» комбинации дискретных признаков или абстрагирования «центральной тенденции» не являются адекватными. В формировании естественных категорий большое значение имеет образный компонент или образная форма репрезентации значения.
Рош считает, что большинство естественных категорий организовано вокруг нескольких типичных (фокальных) примеров (прототипов), которые нельзя описать как набор дискретных признаков. Скорее, их можно рассмотреть как «хорошие формы», фиксирующие некоторое понятие всей своей целостностью. Например, птица не просто имеет крылья, клюв, хвост и лапки, но еще и определенное неразделимое сочетание всего этого в целостной форме, которое позволяет опознать ее изображение, даже если имеется лишь 10% его силуэтного рисунка. Рощ показала, что время реакции сравнения слов и
картинок зависит от наличия сходных признаков между элементами и прототипом. Чем более похожи элементы категории на прототип, тем быстрее можно провести сравнение между парами или верифицировать категориальное утверждение (см. [Ве-личковский, 1982; Солсо, 1996]).
Такая модель позволяет объяснить многие экспериментальные данные. Например, в одном из экспериментов была предпринята попытка подтвердить известное положение Ф. Бартлетта, что лучше всего запоминаются «атипичные» слова в «типичных» текстах. В качестве контекстов испытуемым предъявляли списки слов, которые включали либо высокотипичные элементы категории, либо среднетипич-ные элементы. Типичность элементов определялась на основе работы Рош. В качестве целей выступали либо высокотипичные стимулы, либо, напротив, атипичные. Например, типичный стимул «воробей» или атипичный «индюк» могли предъявляться в высокотипичном контексте «малиновка, голубая сойка, канарейка» или в среднетипичном «ворон, попугай, щегол». Результаты эксперимента соответствовали скорее модели Рош, чем положению Бартлетта. Оказалось, что высокотипичные (прототипичные) стимулы в любом контексте запоминаются лучше, чем атипичные [Schmidt, 1996]. Из экспериментальных данных Рош следует, что многое в нашей семантической памяти невозможно описать с помощью формально-логических законов, скорее ее можно представить как размытое множество понятий, объединенное вокруг некоторого центра и не имеющее четких границ. Это позволило некоторым исследователям применить к описанию семантической памяти математическую теорию «размытых множеств» [Lachmanetal., 1979].
Д. Понимание и распознавание через схемы и скрипты.Значение как пространственно-временная локализация. Вслед за Рош все больше исследователей обращаются к естественным ситуациям категоризации. Прототипичными могут выступать не только объекты, но и ситуации, которые часто задаются функцио-
нальными пространствами. Например, в одном из экспериментов было показано, что домашние хозяйки, составляя список в ответ на вопрос типа «Чтобы вы взяли с собой, если бы вашей семье пришлось месяц прожить в пустынной местности?», опирались на мысленную схему своей кухни. Конечно, в данном случае речь идет скорее о ситуационном объединении элементов, нежели о формальном. Однако не следует забывать, что многие формальные категории объединяются по пространственно-функциональному признаку. Например, категория «мебель» очень трудно поддается формальному описанию: мебель — это объекты в комнате, которые можно передвигать и которые используются человеком. Большинство учебников иностранного языка построено на изучении слов «по темам»: дом, школа, визит, транспорт и т. д. Таким же образом происходит формирование категориального аппарата ребенка при освоении родной речи. Понятия в схемах не просто составляют одну группу или кластер, объединенные общим названием, они организованы некоторым пространственно-временным образом. Пространственно-временной контекст задает смысл многим понятиям. Понятие «образ мира» было предложено А.Н. Леонтьевым как наиболее обобщенное понятие пространственно-временного контекста, в который вписывается вся поступающая информация и который определяет ее смыл (см. [Смирнов, 1983]).
Схемы обычно делятся на пространственные и временные. Последние называются сценариями. Согласно точке зрения Д. Румелхарта и Д. Нормана [Norman, 1983; Rumelhart, 1989], процесс понимания строится на основе выбора схем и связи их переменных с актуальными значениями наблюдаемых сцен и событий. Действительно, в реальной жизни понимание происходит в процессе разворачивания ситуации в пространстве и времени и определяется системой наших ожиданий. В памяти хранятся сценарии событий, например посещение ресторана или прохождение таможни. Следует всегда помнить, что в та-
ком сценарии задано не только место и последовательность событий (время), но и цель, ради которой совершаются события [Schank, Abelson, 1977]. Посещение ресторана — это не просто цепь событий, включающая общение со швейцаром, заказ блюд и оплату счета, но и цель (поесть, встретиться с кем-нибудь, продемонстрировать свою платежеспособность и т.д.). Поэтому сценарии связывают воедино пространство и время с системой мотивов; их можно представить себе как некоторую цель в конкретном контексте пространства и времени. В современных моделях искусственного интеллекта структура понимания часто разрабатывается на основе идеи сценария или скрипта [Johnson et al, 1988]. Практическое значение создания категориальных моделей связано в основном с разработкой моделей искусственного интеллекта. Именно здесь все более важными становятся оптимальные принципы организации информации и обеспечения быстрого доступа к ней, а также развитие возможностей понимания текстов и ситуаций [Benysh, Koubek, 1993].
Субъективная психосемантика
Еще одним направлением, берущим свое начало из классических исследований Ос-гуда, является изучение глубинных эмоционально-оценочных компонентов значения. Психологические эксперименты и наблюдения многократно поставляли материал, позволяющий думать, что человек, взаимодействуя с миром, часто квалифицирует его объекты вовсе не в тех системах классификаций и категорий, которые привычны для естественнонаучной практики. Содержательная специфика субъективного опыта стала предметом рассмотрения в ряде научных исследований.
Характеристики коннотативного значения. Вцентре их оказывается понятие коннотативного значения. В отечественной психологии выделяются два функциональных уровня представления объектов в индивидуальном сознании. Более поверхностный слой когнитивной категоризации опосредствован системой денотативных
значений, а уровень глубинной семантики — коннотативными или аффективными значениями, механизмом же универсального оценивания служит синестезия [Петренко, 1988].
В этой трактовке коннотативное значение имеет несколько важных характеристик. Прежде всего оно обладает эмоционально-оценочным характером и связано с отношением субъекта к объектам и явлениям окружающего мира. Е.Ю. Артемьева полагала, что психосемантический эксперимент «...апеллирует к способности человека рефлексировать свое отношение к объектам, ситуациям, явлениям мира и... к понятиям, существующим в естественном языке» [Артемьева, 1990, с. 9]. И именно это отношение часто является основой субъективной категоризации.
Кроме того, коннотативное значение имеет нерасчлененный характер. Осгуд подчеркивал, что за ним стоит некоторое смутное невербализируемое ощущение. Поэтому для обнаружения таких эмоционально-оценочных комплексов, которые связаны с различными объектами, необходимо применять проективные методы, позволяющие вскрывать структуры неосознаваемого опыта.
Следует отметить универсальный и амодальный характер коннотативного значения. Артемьева писала, что ядром устойчивых структур, стоящих за формами, оказались не оценки внутри соответствующей модальности, а свойства, имеющие оценочный или эмоциональный компонент. Такие структуры, по ее мнению, обеспечивают скоростную эмоциональную предсознательную категоризацию объектов мира.
В экспериментальном исследовании Н.А. Русиной ставилась задача сравнения семантических представлений о свойствах разномодальных объектов через выделение их общих семантических признаков. Пользуясь биполярными шкалами, испытуемые описывали основные цвета, запахи, вкусовые раздражители, поверхности, фотографические изображения человека и некоторые другие объекты. Были выделены «семантичес-
кие универсалии» разных объектов, анализ которых показал, что в большинстве своем они являются эмоционально-оценочными. Особенностью оценивания разномодальных объектов являлось также то, что испытуемые нередко наделяли их метафорическими свойствами. Метафорическое сходство с другими предметами помогало им «означить» объект и определить свои ощущения. Автор приходит к выводу о включении механизма синестезии, благодаря которому на основе одной модальности реконструируется целостный образ [Русина, 1982].
От феномена синестезии отталкивался в своих работах Осгуд. Он считал, что универсальность факторных структур объясняется единством эмоциональных реакций на воспринимаемое, в основе которого лежит механизм синестезии. В более поздних работах он использует широкое понятие «метафора», рассматривая координаты «Оценка — Сила — Активность» как универсальные эмоциональные реакции на восприятие оцениваемых стимулов. Не случайно многие авторы подчеркивают сходство трехфак-торной системы с трехкомпонентной теорией эмоций В. Вундта, констатируя аналогии между «оценкой — силой — активностью» и «удовольствием — напряжением — возбуждением».
Проблема построения пространств субъективного опыта. Универсальные структуры субъективного опыта часто описываются в виде пространственных моделей. Семантическим пространством называется совокупность определенным образом организованных признаков, описывающих и дифференцирующих объекты (значения) некоторой содержательной области. При этом выделяется некоторое правило группировки отдельных признаков (дескрипторов) в более емкие категории, которые являются исходным алфавитом семантического пространства [Петренко, 1988; Шмелев, 1990].
Отдельные параметры семантического пространства соответствуют определенным аспектам когнитивной организации сознания. Первый параметр —размерность
пространства (количество независимых факторов-категорий) — соответствует когнитивной сложности сознания субъекта в определенной содержательной области. При этом когнитивная сложность одного и того же субъекта может быть различной в разных содержательных сферах. Следующий показатель — содержание выделенных факторов семантического пространства — отражает ведущие основания оценки и классификации действительности, характерные для определенной культуры и усвоенные конкретным человеком. Еще один показатель когнитивной организации индивидуального сознания —различительная сила признака. Он отражает разную значимость оснований категоризации субъекта. Более значимые основания вносят больший вклад в общую вариативность (дисперсию) оценок объектов. Наконец, показателем содержательных связей между категориями индивидуального сознания являются интеркорреляции факторов. Факторы, коррелирующие между собой, оказываются в большей степени взаимосвязанными.
Построение семантического пространства наряду с раскрытием структуры индивидуального сознания позволяет проанализировать и расположение в семантическом пространстве оцениваемых объектов некоторой содержательной области, т. е. реконструировать семантический состав значений как единиц индивидуального сознания.
В методическом плане существуют разные возможности построения семантических пространств в зависимости как от формы репрезентации объектов, так и от средств описания. В качестве стимулов могут применяться не только вербальные понятия и наглядные образы (рисунки, цвета), но и запахи, звуки, интрацептив-ные ощущения, конкретные люди, сюжеты и др. — в общем, любые явления окружающей действительности, которые поддаются оценке и классификации. В то же время в качестве средств описания (шкал, по которым оцениваются объекты) чаще всего используют вербальные понятия или визуальные изображения.
Каждая из форм описания позволяет более тонко дифференцировать определенные аспекты категоризации объективной действительности. Однако следует отметить, что большинство исследований свидетельствует о межкультурной и межиндивидуальной универсальности факторной структуры семантических пространств на уровне ведущих, наиболее обобщенных факторов (оценка, сила, активность) независимо от формы, в которой представлены объекты и средства описания.
Психосемантика формы и цвета. Несмотря на то что коннотативное значение имеет амодальный характер, доступ к нему может быть облегчен или затруднен в зависимости от форм репрезентации. Уже говорилось, что коннотат трудно вербализуется. В то же время в некоторых исследованиях показано, что универсальные эмоционально-оценочные комплексы связаны с геометрическими формами. Е.Ю. Артемьева (1980) предложила набор таких универсальных форм (рис. 3.22). Воз-
можно, они являются слишком сложными для того, чтобы быть универсальными. «Универсальными», т. е. связанными с типичными эмоционально-оценочными и мотивационно-динамическими комплексами, скорее всего, являются «типичные формы», такие, как прямые линии, треугольники, круги и квадраты.
Возможно, еще ближе к эмоционально-оценочным комплексам находятся цвета. Связь цвета с эмоциональным миром человека неоднократно подтверждалась. Экспериментальные исследования семантики цвета были подготовлены аналитическими работами в этой области, проведенными в рамках изучения различных этнических культур, находящихся на разных ступенях социального развития, а также при осмыслении эстетического воздействия цветов в живописи и рассмотрении связи характеристик личности с цветовыми предпочтениями (см. [Яньшин, 1996]).
Так, британский антрополог В. Тернер [1983] исследовал особенности цветовой
классификации в примитивных культурах, где существуют всего три названия цвета: белый, черный и красный. Каждый цвет символизирует определенное значение: белый цвет — жизнь, чистоту, благо; черный — зло, страдание, смерть; красный — амбивалентный стимул, связываемый как с добром, так и со злом, олицетворяет силу. Автор пришел к выводу, что эти цвета — не просто различия в зрительном восприятии разных частей спектра, а концентрированные обозначения больших областей психофизиологического опыта, затрагивающих как разум, так и органы чувств. Опыт, выражаемый этими тремя цветами, является общим для всего человечества. Эта триада представляет собой архетип человека как процесс переживания наслаждения и боли, обеспечивающий своего рода первичную классификацию действительности.
Л.Н. Миронова |1993] в качестве одной из возможных приводит следующую классификацию семантических значений цвета. Высший тип — цветовые символы. Это — широко распространенные, общепонятные и устойчивые значения цветов, как правило, древнего происхождения, связанные с общепринятыми жизненными ценностями, социальными явлениями и отношениями. Символические значения цветов обладают межкультурной универсальностью. Например, черный цвет как символ смерти присущ многим культурам, и мифология черного уходит в глубь веков. Второй тип семантических значений цвета — цветовые аллегории и метафоры, характерные уже для определенных национальных и социальных общностей людей. Это такие метафоры, как черный юмор, белый билет, желтая пресса. Третьим по масштабности семантическим уровнем является цветовой образ — порождение индивидуального сознания, личного творчества человека.
По данным Биррена (1961), в обобщенном виде цвета ассоциируются с двумя настроениями: с теплыми, активными и возбуждающими качествами красного и близких к нему тонов и с холодными, пассивными и успокаивающими свойствами синего, зеленого и фиолетового. Эксперимент М. Уэллса по ассоциированию цветов с различными эмоциями свидетельствует о возбуждающем воздействии глубокого оранжевого, алого и желто-оранжевого, а желто-зеленый и зеленый цвета оказывают расслабляющее воздействие. В других исследованиях были получены сходные данные, что позволяет сделать вывод о существовании сильных и достаточно однозначных связей между цветами и эмоциями [Яньшин, 1996].
Экспериментальная психосемантика цвета в настоящее время представлена огромным количеством работ. Общим для них является применение преимущественно метода направленных ассоциаций, а также семантического дифференциала. Во многих исследованиях продемонстрировано стойкое избирательное ассоциирование цветов с определенными понятиями, эмоциональными ощущениями, настроениями [там же].
Исследования семантики цвета методом семантического дифференциала позволили выявить как основные направления, в рамках которых происходит индивидуальное оценивание цветов, так и конкретную связь воспринимаемых цветов с факторами семантического цветового пространства. В работе Ф. Адамса и Ч. Ос-гуда было показано, что оценка цветов осуществляется на основе универсальных факторов: «Оценка», «Сила» и «Активность». Делался также вывод о том, что с эмоциями наиболее тесно связаны такие параметры цвета, как светлота и хрома-тичность (цветность), активность воздействия цвета связана со спектральным тоном, а сила воздействия цвета — с насыщенностью. Однако в других исследованиях были выделены и иные факторы.
В работе Б. Райта и Л. Рейнуотера пространство цветов описывалось не тремя, а пятью факторами: «Счастье», «Усилие — сила», «Теплота», «Элегантность», «Успокоение — сила». Следует подчеркнуть, что содержание факторов определяется тем набором шкал, которые в него входят, а названия факторов достаточно условны. Однако анализ выделенных фак-
торов дает возможность понять, что оценка цвета происходит относительно: 1) его корреляции с эмоциональными состояниями человека («Счастье»); 2) характера воздействия цвета на эмоциональное состояние («Усилие — сила» как возбуждающее воздействие и «Успокоение — сила» как успокаивающее воздействие); 3) эстетических ценностей («Элегантность»). Фактор «Теплота» соединял в себе, с одной стороны, физические параметры объекта, а с другой — характеристики воздействия.
Коннотации цвета объектов могут меняться, когда объекты оказываются в новом окружении или когда резко изменяется цвет объекта, обусловленный историко-культурными мотивами. Л. Сивик провел два параллельных исследования. Цель одного из них — определение смысловых значений, ассоциирующихся с образцами цветов, предъявляемых в лаборатории, а другого — определение значений этих же цветов, используемых для окраски зданий. Результаты исследований показали, что смысловые значения цвета связаны не только с конкретной формой, но и с ее функциями. В Гётеборге под руководством Сивика был осуществлен опрос более 600 человек, выявивший отношение жителей к окраске зданий. Результаты лабораторного исследования цветов, сопоставленные с данными опроса, еще раз подтвердили зависимость изменения значений цвета от реальных условий [Sivik, 1974].
Интересное и малоизученное направление можно обозначить как семантику ментальных пространств [Величковский и др., 1986]. Многочисленные примеры насыщения пространственных образов смыслами предоставляют литературные произведения. Первая психологическая работа К. Левина была также посвящена роли семантических факторов в формировании представлений об окружающем пространстве. Он показал, насколько меняется осознание местности от изменения общего смысла ситуации. Так, при обороне или наступлении изменяется прагматическое и аффективное значение отдельных деталей ландшафта — холм, служивший спасительным прикрытием, становится досадным
1 П Плнупплг.,™ VVT па,,...
препятствием. Смысл ситуации структурирует представление пространства. Левин описывал, что, по мере того как он подъезжал после отпуска к передовой, ему начинало казаться, что земля обрывается за линией фронта, причем объекты как бы уплотнялись перед этой линией. В недавних исследованиях эти идеи Левина нашли дальнейшее подтверждение. Было показано, что мысленные представления об окружающем городском пространстве искажаются, если люди считают некоторые объекты экологически опасными. В частности, в мысленных репрезентациях жителей, осведомленных об экологической опасности одного из индустриальных предприятий микрорайона, его здание как бы отдалялось от всех остальных, расстояние между ним и другими объектами значимо завышалось. Такого эффекта не наблюдалось у жителей, которые не знали об опасности данного предприятия.
Ментальные пространства могут быть не только связаны с реальным окружением, но и образованы любым осмысленным контекстом. В языке существуют разнообразные средства, контролирующие порождение ментальных пространств. В качестве подобных метаоператоров воображения могут выступать отсылки к месту действия (например, «В некотором царстве, в некотором государстве»), а также интонационные речевые конструкции, выражающие познавательное и эмоциональное отношение*. Имеются также специальные средства заполнения ментальных пространств, введения новых действующих лиц и объектов, выполняющие различные семантические роли. Разнообразные ментальные пространства могут образовывать рекурсивные вложения, создавая сложные структуры смысловых контекстов. Предполагается, что формирующиеся на ранних этапах субъективные про-
' Классическим примером является высказывание: «Гамлет хотел убить человека, скрывающегося за занавесом». Понимание предполагает здесь реконструкцию внутреннего видения ситуации Гамлетом, а второе действующее лицо задается лишь пространственным контекстом.
странственные представления могут выступать прототипом организации знания и интенциональных установок в других областях субъективной семантики.
Исследования в области психосемантики получили широкое развитие в плане практического применения.Психосемантические методы используются в консультационной практике, в психиатрической клинике, при профессиональном отборе. При осуществлении личностной психодиагностики психосемантический подход позволяет выявлять особенности смыслообразующих структур личности, ее направленность. Психосемантические процедуры применяются для экспертной оценки разнообразных явлений культуры, таких, как архитектурные объекты, спектакли, кинофильмы, музыкальные произведения, произведения живописи и реклама. В этих случаях психосемантические методы позволяют выявлять субъективное отношение социума к объектам и смысловые шкалы, по которым происходит их оценка.
Список литературы
Артемьева Е.Ю. Психология субъективной психосемантики. М., 1980.
Артемьева Е.Ю. Психология и математика: Модели субъективного мира//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. № 3. С.4—15.
Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективное соматики. М., 1999.
БрунерДж. Психология познания. М., 1977.
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
Величковский Б.М., Блинникова И.В., Лапин Е.А. Представление реального и воображаемого пространства//Вопр. психологии. 1986. № 3. С.103—112.
Выготский Л. С. Собрание сочинений. М., 1982. Т. 2.
Забродин Ю.М., Похилько В.И. Теоретические истой и назначение репертуарных личностных методик. Предисловие к кн. Ф.Франселла и Д.Баннистер. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987.
КеллиДж. Теория личности: психология личных конструктов. СПб., 2000.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
ЛурияА.Р. Язык и сознание. М., 1979.
Миронова Л. Н. Семантика цвета в эволюции психики человеках//Проблема цвета в психологии. М., 1993.С.172-188.
Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983.
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
Подпругина В.В., Блинникова И.В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся общеобразовательной школы и школы искусств // Психол. журнал. 2002. Т.23 (3). С.31-44.
Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1989.
Русина Н.А. Семантические представления о свойствах разномодальных объектов//Вест-ник МГУ. Сер. 14. Психология. 1982. № 3.
Смирнов С.Д. Понятие образа мира и его значение для познавательных процессов//А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. С. 149—154.
Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.
Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.
Хофман И. Активная память. М.,1986.
Цолингер Г. Биологические аспекты цветовой лексики//Красота и мозг: Биолог, аспекты эстетики/ Под ред. И. Ренчлера, Б. Херц-бергер, Д. Эпстайна. М., 1995. С. 156-172.
Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983.
Шмелев А.Г. Семантический код и возможности матричной психодиагностики // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. № 3. С. 23—28.
Эйбл-Эйбесфельдт И. Биологические основы эс-тетики//Красота и мозг: Биолог, аспекты эстетики/Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбер-гер, Д. Эпстайна. М., 1995. С. 29-73.
Яньшин П.В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара, 1996.
Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. Самара, 2001.
Anderson J. Language, memory and thought. Hills-dale, 1976.
Benyon D. A data centered framework for user-centered design//Human-computer interaction/ Eds. K. Nordby et al. L, 1995. P. 197-202.
Benysh D. V., Koubek R.J. The implementation of knowledge structures in cognitive simulation en-vironments//Human-computer interaction: software and hardware interfaces/Eds. G. Salvendy, M. Smith. Amsterdam, 1993. V. 2. P. 309-314.
Broadbent D., Broadbent M. Priming and the passive/ active model of word recognition// Attention and performance/Ed. E. Nickerson. N.Y., 1980. V. 8.
Burns B. (Ed.). Percepts, concepts and categories. Amsterdam, 1992.
Goolkasian P. Picture-word differences in a sentence verification task//Memory and Cognition. 1996. V. 24, № 5. P. 584-594.
Johnson P., Johnson H., Waddington R., Shouls A. Task-related knowledge structures: analysis, modeling and application//People and computers/ Eds. D. Jones, R. Winder. Cambridge, 1988. V. 4. P. 35-62.
Kanv/isherN., Potter M.C. Repetition blindness: Levels of processing/A). Exp. Psychology: Human Perception and Performance. 1990. V. 16. P. 30—47.
Kosslyn S., Chabris C, Jacobs R., Marsolek Ch., Koenig O. On computational evidence for different types of spatial relations encoding//.!. Exp. Psychology: Human Perception and Performance. 1995. V. 26, № 2. P. 423-431.
Lachman Я, Lachman /., ButterfieldE. Cognitive psychology and information processing. Hills-dale, 1979.
Lockhead G. On identifying things: A case for context// Percepts, concepts and categories/Ed. B.Burns. 1992. P. 109-143.
Neely J.H. Semantic priming effects in visual word recognition: A selective review of current finding and theories//Basic processes in reading/ Eds. D. Besner, G. Humphreys. Hillsdale, N.Y., 1990. P. 264-336.
Norman D.A. Some observations on mental models// Mental models/Eds. D. Centner, A. Stevens. Hillsdale, 1983.
Osgood C, Suci G., Tanneubaum P. The measurement of meaning. Urbana, 1957.
Polich J., Donchin E. ?m and the word frequency ef-fect//Electroencephalografy and Clin. Neuro-physiology. 1988. V. 70, № 1. P. 33—45.
Pot