Современное состояние проблемы: основные закономерности и модели
Ранняя семантическая обработка
Взаимосвязь абстрактного категориального знания с процессами восприятия стала активно обсуждаться начиная с 1970-х гг. В центре внимания оказались два вопроса: «Почему мы знаем, что роза — это роза?», «Когда мы знаем, что роза — это роза?». Гипотетическая роза до сих пор является излюбленным примером в данной области исследований. Первый из этих вопросов касается выделения значимых признаков для принятия семантического решения, второй — характера и временных этапов процесса семанти-
ческой обработки. В результате многочисленных исследований был выделен ряд феноменов и предложены несколько объяснительных конструктов. Большинство феноменов можно отнести к эффектам семантической преднастройки.
Эффекты семантической преднастройки. Большинство фактов в этой области исследований было получено на вербальном материале, хотя в последнее время появляется все больше работ по идентификации изображений [Lockhead, 1992]. Обычно сравнивают выполнение задачи при изолированном предъявлении стимульного материала и предъявлении его в контексте; при предъявлении информации в разных контекстах также используется прием семантически адекватной и ложной преднастройки. Смысловым контекстом является, например, слово для буквы или предложение для слова. Семантическая предна-стройка связана с опережающим предъявлением стимулов, семантически соотносимых с тестовым стимулом.
Слово, предъявленное в смысловом контексте, воспринимается быстрее. Этот вывод был сделан по результатам многочисленных экспериментов с преднастройкой: перед стимулом предъявляется некоторое слово, которое могло быть связано или не связано по смыслу с тестовым. Если два слова ассоциативно связаны друг с другом, время реакции в задачах «лексического решения» уменьшается. В работах Дж. Нили показу тестовой последовательности предшествовало предъявление с различной асинхронностью слова, которое в 80% случаев было названием соответствующей стимулу категории (например, «птица» предваряла появление слова «дятел»), а в 20% могло обозначать другую категорию (например, «мебель»). Результаты показали, что адекватная преднастройка уменьшала время реакции [Neely, 1991].
Семантическая преднастройка не только облегчает смысловой анализ слова, но и затрудняет анализ других его характеристик (например, цвет букв). В экспериментах К. Конрад испытуемым предъявляли предложения, которые оканчивались многозначным словом. Контекст предло-
жения строго предписывал восприятие лишь одного значения (например, слово «ключ» в предложении «на столе лежал ключ»). Вслед за этим предъявлялось напечатанное в цвете слово и требовалось назвать цвет букв. Если слово было ассоциативно связано с предшествующим многозначным словом, то называние цвета букв замедлялось. Это происходило при предъявлении слов, ассоциативно связанных с каждым из значений многозначного слова (замедлялось называние цвета у слов «замок» и «ручей», если речь шла о «ключе»). В других экспериментах требовалось просто назвать второе слово или решить, что было предъявлено: слово или бессмысленное словосочетание. При этом если тестовое слово было связано по смыслу с любым из значений многозначного слова, время называния уменьшалось. Приведенные данные свидетельствуют о том, что при перцептивном узнавании слова активизируются все его смысловые поля (см. [Величковский, 1982]).
Ложная смысловая преднастройка увеличивает время реакции. Этот эффект проявляется в случае, если между преднаст-роечным и тестовым словом интервал составляет больше 350 мс. В противном случае ложная преднастройка не увеличивает времени реакции в задачах как называния слов, так и лексического решения.
Смысловая преднастройка нечувствительна к маскировке. Для того чтобы прервать процесс перцептивной обработки, исследователи прибегают к приему маскировки. Маскировка может осуществляться с помощью различных методических средств, наиболее распространенным из которых является предъявление в непосредственном пространственно-временном контексте двух стимулов —тестового и маскирующего. А. Марсел использовал классическую задачу лексического решения в сочетании с семантической преднастройкой. При этом преднастроечное слово подвергалось настолько жесткой обратной маскировке, что испытуемый не мог сказать, было ему что-либо предъявлено или нет. Результаты показали, что маскировка не устраняет эффекта уско-
рения времени реакции при существовании ассоциативной связи между преднас-тройкой и тестовым стимулом (см. [Ве-личковский, 1982; Солсо, 1996]).
Модели ранней семантической обработки
Ранняя перцептивная и семантическая обработка обозначается в английском языке термином «priming». В русском нет эквивалента этому слову, поскольку, с одной стороны, оно означает подготовительный этап получения информации о чем-нибудь, а с другой — придает оттенок типичности выбираемого материала и одновременно активности и успешности процесса. Одни феномены, обозначаемые этим понятием, можно назвать преднас-тройкой, другие — ранней когнитивной обработкой, которая в зависимости от теоретической интерпретации представляется как раннее запечатление или микро-генез зрительного образа.
А. Модель ранней семантической памяти.Э. Тульвинг и Д. Шехтер определили «priming», или ранние когнитивные процессы, как «неосознаваемую форму человеческой памяти, которая имеет отношение к перцептивной идентификации слов и объектов» [Tulving, Schacter, 1990, с. 301]. Однако констатация этого факта еще не вскрывает механизмов, стоящих за этим феноменом. В эксперименте Д. Уолтса была предпринята попытка разделить перцептивную и семантическую преднастрой-ку. Эффекты перцептивной обработки (или физических характеристик стимулов) были минимизированы (на этапе тестирования менялась модальность предъявления материала). В качестве преднастройки предъявлялась задача семантического сравнения: испытуемые должны были решить, являются ли два слова синонимами или они не связаны друг с другом. Затем давался тест на узнавание. Если бы эффекты преднастройки были связаны только с фиксацией в семантической памяти, то синонимы должны были узнаваться лучше, поскольку при их обработке приходилось бы обращаться дважды к одному и тому же значению. Результаты показали, что эф-
фект синонимов оказался незначимым. Они узнавались так же успешно, как и несвязные по смыслу слова. Сделан вывод о том, что для последующего кодирования важен был сам процесс сравнения стимулов, а не обращения к семантической памяти. Концептуальная преднастройка скорее включает в действие процедурные формы памяти, кодирующие процессы сравнения стимулов, чем открывает доступ к ее устойчивым формам на стимуль-ные слова [Wolts, 1996].
Б. Модель последовательной переработки. Вкогнитивной психологии до сих пор имеют значительное влияние представления о последовательной, поэтапной, по-блоковой обработке информации. В данных моделях собственно семантическая обработка является лишь этапом когнитивной обработки. Предполагается, что он следует за этапом перцептивной обработки, под которым понимается анализ таких характеристик, как цвет, общая форма, расположение деталей и т. д. В настоящее время эта точка зрения находит подтверждение в нейрофизиологических исследованиях. В частности, при анализе компонентов вызванных событиями потенциалов выделяются компоненты ранние (латентный период 80—120 мс), которые меняются при изменении перцептивных характеристик стимулов, и поздние (латентный период 300—400 мс), которые меняются при изменении частоты употребления (частотности) слов или рассогласовании семантических контекстов.
Например, в одной из работ [Young, 1989] регистрировались ВП на слова, предъявляемые в случайном порядке. Стимулами служили названия цветов, которые различались по трем параметрам: длине слов (например, «белый» короче «фиолетового»), частоте употребления (например, «зеленый» употребляется чаще «салатового») и семантическому сходству (например, «красный» близок к «оранжевому» и оба они далеки от «голубого»). Семантическая близость предъявляемых стимулов оценивалась в дополнительном исследовании с помощью методики многомерного шкалирования. Были получены
следующие результаты: изменение параметров ВП в течение 250 мс после предъявления стимулов связано с изменением длины слова. Напротив, параметры ВП в диапазоне 400—800 мс связаны с частотными и семантическими параметрами стимулов. На этом основании делается вывод о том, что существует два этапа обработки зрительного вербального материала: на первом анализируются физические параметры стимулов, а на втором — их семантические характеристики.
Этот вывод вызывает большие сомнения, поскольку существует множество фактов, подтверждающих, что семантическая обработка происходит уже на самых ранних этапах восприятия. Например, Д. Виккенс в своем исследовании предъявлял слова на очень короткий временной интервал (80—100 мс), недостаточный для их идентификации. Однако испытуемые были способны устойчиво оценивать возможное значение слова с помощью метода семантического дифференциала. Величковский, Похилько, Шмелев предъявляли слова с последующей маскировкой. Она достигалась движением слова в горизонтальном направлении с угловой скоростью 80 оборотов в секунду, что приводило к полному «смазыванию» образа слова. Несмотря на это, испытуемые не только классифицировали различные по значению слова, но и устойчиво соотносили в варианте ассоциативного эксперимента предъявляемое (но невоспринимаемое) слово «ветер» со словом «буран», а не «вечер» (см. [Величковский, 1982]). В недавних работах эти данные также неоднократно подтверждались. Было показано, что частотность слов [Polich, Donchin, 1989] и смысловой контекст [Neely, 1991; Wolts, 1996] влияют на их восприятие на очень ранних этапах (до 250 мс).
В. Модель параллельной переработки.Многие современные авторы придерживаются представлений о параллельной переработке перцептивных (физических) и семантических признаков стимула. С. Кос-слин в одной из последних работ [Kosslyn et al., 1995] выдвинул предположение о существовании двух типов кодирования, ко-
торые практически не пересекаются друг с другом. Это — кодирование категориальных пространственных отношений, которые связаны с относительными позициями в эквивалентном классе и используются в процессе узнавания и идентификации, и кодирование координатных пространственных отношений, которые определяют точные метрические дистанции и используются для регуляции движений.
Согласно более традиционному подходу, определенный этап в анализе физических характеристик связан с конкретным этапом в анализе семантических характеристик. Кроме того, некоторые физические характеристики стимула ограничивают область поиска в семантической памяти.
Д. Бродбент и М. Бродбент [Broad-bent, Broadbent, 1980] предложили оригинальную методику, позволившую «разделить» общие и детальные характеристики слов. В одной ситуации с помощью оптической фильтрации нарушались детальные характеристики слов (как при дефокусировке), но сохранялись глобальные характеристики. В другой ситуации, наоборот, нарушался общий вид слова, поскольку из него вырезались фрагменты букв и сохранялось большинство деталей. В качестве материала использовали слова разной частотности и разного эмоционального значения; кроме того, слова либо включались в контекст предложения, либо предъявлялись изолированно. Было продемонстрировано, что на узнавание слов с сохранными глобальными очертаниями влияет только частотность слова (частота встречаемости и опыт восприятия). При нарушении глобальных очертаний, но сохранении деталей значимыми оказались включенность в контекст и коннотатив-ное значение. Был сделан вывод о том, что глобальные очертания слова, которые анализируются на более ранних этапах микрогенеза зрительного образа, связаны с частотой употребления, а детальные характеристики, которые анализируются на более поздних этапах, связаны с коннотативным и ассоциативным значениями слова.
Однако более поздние данные показывают, что такое разделение слишком упрощенно. Действительно, существует два этапа анализа семантической информации. Первый — 250—350 мс; в этот промежуток времени слово-стимул активирует широкий спектр ассоциативных связей. Если адекватный контекст помогает выявлению значимых семантических признаков, то неадекватная преднастройка не препятствует семантическому поиску. Осуществлению семантической обработки в этот период способствует сохранение привычных условий предъявления (например, привычный шрифт) и частота повторения комбинации признаков.
Второй этап начинается после 300— 400 мс. Слово-стимул жестко связывается с локальным значением, которое диктует контекст. Адекватный контекст (преднастройка) приводит к положительному эффекту в семантической переработке информации, а ложная преднастройка оказывает отрицательное влияние; при этом и называние слов, и принятие лексического решения происходит мед-
леннее [Swinney, 1979]. Осуществлению семантического анализа помогает сохранение детальных характеристик образа слова, меньшее значение имеет частотность. Субъект создает гипотезы, которые проверяет на ограниченном объеме данных [Величковский, 1982].
Г. Модель встречной переработки.Начиная с середины 1970-х гг. в когнитивной психологии четко оформляется идея существования двух встречных процессов обработки информации. Процессы первого рода инициируются входной стимуляцией и продолжаются, как бы поднимаясь снизу вверх по уровням все более тонкого анализа вплоть до полной идентификации стимулов. Процессы второго рода управляются знаниями и ожиданиями человека, которые уточняются благодаря анализу контекста поступающей информации. Этот вид переработки получил название «сверху вниз», или «концептуально-ведомый». Переработкой сверху вниз объясняют предметность, значение перцептивного образа и эффекты установки испытуемого. Обычно оба вида процессов происхо-
Рис. 3.20. Два способа переработки слова «доктор» в контексте предложения «пациента обследовал доктор» (по: [Wessells, 1982]).
дят одновременно и согласованно, но в зависимости от типа задачи и индивидуальных особенностей субъекта их вклад может быть различным. М. Уэсселс [Wes-sells, 1982] приводит пример такой встречной переработки на основе идентификации слова «доктор» (рис. 3.20). Идее встречных процессов близка модель возвращающегося процесса. К данному типу относится модель верификации предложений П. Кар-пентера и М. Джаста (см. [Величковский, 1982]). Исходя из этой модели, процесс семантической обработки состоит из последовательного поэлементного сравнения компонентов предложения и пропозициональных кодов. Если один из компонентов не совпадает с представленным в памяти, процесс обработки повторяется сначала, с введением других допущений. Модели такого рода согласуются с представлениями о цикличности процесса восприятия и позволяют объяснить множество разноречивых данных.
Практический аспектэтих исследований затрагивает прежде всего процессы чтения и распознавания образов. Именно в процессах чтения происходит автоматизированный анализ смысла вербального материала. Важной задачей является создание компьютерных программ, позволяющих распознавать смысл самых различных образов [Norman, 1983], а также оптимизация предъявления информации на дисплеях [Вепуоп, 1995].