Коннекционизм (Conneciionism)
Одно из современных направлений в изучении познания, в котором соединяются подходы, характерные для когнитивной психологии, нейрофизиологии, компьютерных и математических дисциплин и для проблематики искусственного интеллекта. Основные идеи кон-некционизма связаны с разработками «нейрональных сетей» (neural networks) и моделированием с помощью «параллельных вычислений» (PDP modeling — parallel distributed processing, параллельная распределенная обработка).
Коннекционистские модели представляют собой сети, построенные из связанных между собой нейроноподобных элементов. Эти элементы являются узлами сети, но в качестве узла может выступать и множество элементов, репрезентирующих некоторую «сущность», заданную при построении модели, например лексические единицы. Каждый элемент получает на входе некоторый набор возбудительных и/ или тормозных воздействий. На всей совокупности элементов сети (или на их подмножествах) устанавливается суммарная активность, и состояние сети изменяется как функция суммарной активности. Связи между элементами могут изменять значения активности, которые они передают; эти изменения являются функцией свойства связи — ее веса. Веса связей представляют память сети. В структуре сети выделяют входной и выходной слои элементов и слои, не имеющие непосредственного контакта с окружающей средой — «скрытые элементы» (hidden units) [Фодор, Пылишин, 1995; Hintzman, 1990]. Поскольку текущее состояние сети можно описать как функцию от начального состояния элементов сети, процесс ее приведения к определенному, новому состоянию часто обозначают как обучение (training). В рамках коннекционизма научение представляет одно из главных направлений исследования. Существенным преимуществом этого подхода является тот факт, что обучение сети происходит
без специально заданных правил [Miller, 1988]. При предъявлении сети определенных событий на входе она моделирует и воспроизводит их стохастические отношения. Как отмечают Дж. Фодор и 3. Пылишин, такое воспроизведение напоминает закон соответствия (см. подразд. «Законы и принципы научения»). Обнаружение статистических закономерностей, связывающих параметры входа и выхода, — задача, которая поставлена в рамках бихевиористской доктрины. Она оказалась разрешимой именно за счет введенных в сеть скрытых элементов, специально разработанных принципов распределения весов и распространения взаимовлияний в сети [Фодор, Пылишин, 1995; Hintzman, 1990].
Заключение
Общая тенденция развития представлений о научении — увеличение разнообразия аспектов рассмотрения процессов формирования, фиксации и использования нового опыта, использование эффективных, обладающих высокой разрешающей способностью психологических, электрофизиологических, био- и нейрохимических, генетических методик. Перспективы исследований состоят в (1) преодолении тупиковых концепций, обращающихся к представлениям преформизма и tabula rasa, к инструктивным теориям или к многообразным вариантам их эклектических смесей; (2) обращении к эволюционным (эпигенетическим, селекционным) и тесно связанным с ними системным представлениям. Селективные концепции научения привлекают методики и подходы, сложившиеся в рамках молекулярной биологии, биохимии, иммунологии, нейрофизиологии, они согласуются с результатами, полученными в психологических исследованиях научения. Подходы, построенные на основных принципах современной эволюционной теории, ориентированные на системное понимание предмета изучения, имеют высокий объяснительный потенциал, воз-
можности непротиворечиво интегрировать описания процессов научения, построенных при применении огромного разнообразия исследовательских методик. Теории именно этого ряда могут дать возможность объяснить многообразную феноменологию научения, выявленную у широкого ряда объектов изучения — от индивидуальных (животных и человека) до социальных (коллективов и групп). Такова системно-эволюционная концепция, охватывающая единым пониманием молекулярно-генетические процессы научения и формирование структуры индивидуального опыта у животных и знания — у человека [Александров и др., 1997; Александров, Максимова, 1998; Александров, Максимова и др., 1999; Горкин, Шевченко, 1990; Сварник, Анохин, Александров, 2001]. Поиск именно системных и эволюционных закономерностей научения может разрешить наиболее фундаментальные проблемы: (1) что представляют собой сформированные компоненты знания, каково их соотношение с семантикой предметной области, со структурой поведенческого континуума и с ней-рональными структурами мозга; (2) каков источник многообразия этих компонентов и как они соответствуют репертуару поведения; (3) в чем состоит основа единства и специфики компонентов опыта/знания различного масштаба (например, доменных структур знания), которые формируются при научении. Перечисленные проблемы и предполагаемые пути их разработки имеют, несомненно, общепсихологическое значение.
Список литературы
Аверкин А.Н., Гаазе-Рапопорт М.Г., Поспелов Д.А. Толковый словарь по искусственному интеллекту. М.: Радио и связь, 1992.
Александров И.О., Максимова Н.Е. О виртуальности компонентов индивидуального знания на ранних стадиях их формирования. // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте/ Под ред. Д.А.Поспелова. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. С. 61—82.
Александров И.О., Максимова Н.Е., Горкин А.Г., Шевченко Д. Г., Тихомирова И.В., Филиппова
Е.В., Никитин Ю.Б. Комплексное исследование структуры индивидуального знания // Психол. журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 49—69.
Александров Ю.И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. М.: Наука, 1989.
Александров Ю.И. Основы системной психофизиологии// НАСТОЯЩИЙ УЧЕБНИК
АлександровЮ.И., Греченко Т.Н., Гаврилов В. В. и др. Закономерности формирования и реализации индивидуального опыта//Журн. высшей нервной деят. 1997. Т. 47. Вып. 2.
Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002.
Анохин К.В. Молекулярные сценарии консолидации долговременной памяти// Журнал высшей нервной деятельности. 1997. Т.47. № 2. С.261-279.
Анохин К.В. Психофизиология и молекулярная генетика мозга// Психофизиология. Учебник для вузов/ Под ред Ю.И.Александрова. СПб.: Питер. 2001. С. 407-427.
Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. М.: Наука, 1978.
Аткинсон Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математическую теорию обучения. М.: Мир, 1969.
Бандура А., Уолтере Р. Возникновение новых ответов при обучении посредством наблюдения// Современная зарубежная социальная психология: Тексты/Ред. Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. М.: МГУ, 1984. С. 55—60.
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1969.
Венда В. Ф. Перспективы развития психологической теории обучения операторов//Психол. журн. 1980. Т. 1, № 4. С. 48-63.
Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: Издат. отдел УНЦ ДО МГУ, Прогресс-Традиция, АБФ, 1999.
Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М.: Изд-во иностр. лит., 1950.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
Горкин А.Г., Шевченко Д.Г. Стабильность поведенческой специализации нейронов // Журнал высшей нервной деятельности. 1990. Т.40.№2.С.291-300.
Горкин А.Г. Психофизиология научения// Психофизиология. Учебник для вузов/ Под ред. Ю.И. Александрова. СПб.: Питер. 2001. С. 325—341.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыттеорет. и эксперимент, психолог, исследования. М.: Педагогика, 1986.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна; Вита, 1995.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1996.
Зинченко В.П. (ред.). Психологический словарь. М., 1986.
Котляр Б.И. Нейробиологические основы обучения. М.: Наука, 1989.
КэмпбемД. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980 (1-е изд.); СПб.: Социально-психологический центр, 1996 (2-е изд.).
Кэндел Э.Р., Хокинс Р.Д. Биологические основы обучения и индивидуальности//!? мире науки. 1992. № 11-12. С. 43-51.
Малых СБ., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998.
Монпелье Ж. де. Научение//Экспериментальная психология/Под ред. П. Фресса, Ж.Пиаже. М., 1973. С. 59-137.
Норман Д. Память и научение. М.: Мир, 1985.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.:Тривола, 1995.
ОлеронЖ. Перенос//Экспериментальная психология/Под ред. П. Фресса, Ж.Пиаже. М., 1973. С. 138-208.
Осуги С, Сажи Ю. Приобретение знаний. М.: Мир, 1990.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. (ред.). Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969.
Пиаже Ж. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей/ Сост. и общ. ред. Д.Ф.Обуховой и Г.В.Бурменской. М.: Гардарика, 2001.
Платонов К. К. Краткий психологический словарь-хрестоматия. М.: Высш. шк., 1974.
Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука. 1983.
ПонугаеваА.Г. Импринтинг (запечатлевание). Л.: Наука, 1973.
Поспелов Д.А. (ред.). Представление знаний // Искусственный интеллект. М.: Радио и связь, 1990. Кн. 2. С. 7-64.
Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика.М.: Аспект Пресс, 2000.
Ребеко Т.А. Память// Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. М.: ПЕРСЭ, 2002. С. 79-114.
Сварник О.Е., Анохин К.В., Александров Ю.И. Распределение поведенчески специализированных нейронов и экспрессия транскрипционного фактора c-Fos в коре головного мозга крыс при научении//Журн. высшей нервной деят. 2001. Т. 51, № 6,758-761.
Симонов П.В. Сложнейшие безусловные рефлексы — потребностно-эмоциональная основа поведения//Физиология поведения: нейрофизиолог, закономерности. Л., 1986. С. 80—111.
СлобинД., ГринДж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976.
СлонимАД., Плюснина КЗ. Импринтинг (запечат-левание)//Физиология поведения: нейрофизиолог, закономерности. Л., 1986. С. 57—69.
Соколов Е.Н. Механизмы памяти. М.: МГУ, 1969.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Триво-ла, 1996.
Стивене С.С. (ред.) Экспериментальная психология. М.: Изд-во иностр. лит., 1963.
Толман Э. Когнитивные карты у крыс и у человека //Хрестоматия по истории психоло-гии/Ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М.: МГУ, 1980. С. 63-82.
Тушмалова Н.А. Основные закономерности эволюции поведения беспозвоночных//Физио-логия поведения: нейрофизиолог, закономерности. Л., 1986. С. 236—264.
Уотсон Дж.-Б. Бихевиоризм//Хрестоматия по истории психологии/Ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М: МГУ, 1980. С. 34-45.
ФодорДж., Пылишин 3. Коннекционизм и когнитивная структура: Крит. обзор//Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1995. С. 230-313.
Хесс Э. Импринтинг в природной лаборатории// Птицы. М.: Мир, 1983. С. 163-171.
Ховланд К. Научение и сохранение заученного у человека//Экспериментальная психология/ Под ред. С.С. Стивенса. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. С. 124-223.
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. М.: ИП РАН, 1995.
ЭделменДж. Селекция групп и фазная повторная сигнализация; теория высших функции головного мозга//Эделмен Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. М.: Мир, 1981. С. 68—131.
Anderson J.R. Methodologies for studying human knowledge// Behav. and Brain Sci. 1987. V. 10. P. 467-505.
Argote L, Ingram P., LevineJ.M. and MorelandR.L. Knowledge Transfer in Organizations: Learning from the Experience of Others. Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2000. Vol. 82, № 1. P. 1-8.
Bailey C.H., Kandel E.R. Structural changes accompanying memory storage//Annu. Rev. Physiol.
1993, Vol. 55. P. 397-426.
BarneaA, Nottebohm F. Seasonal recruitment of hip-pocampal neurons in adult free-ranging black-capped chickadees. Proc. Natl. Acad. Sci. USA.
1994. Vol. 91. P. 11217-11221.
Bamea A., Nottebohm F. Recruitment and replacement of hippocampal neurons in young and adult chickadees: An addition to the theory of hippocampa! learning. Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 1996. Vol. 93. P. 714-718.
Chomsky N. Interview. Pieces of mind in psycholin-guistics: Steven Pinker, Kenneth Wexler, and Noam Chomsky//lnt. J. Psychol. 1994. V. 29, №1. P. 85-104.
Colman A.M. A Dictionary of Psychology. Oxford: University Press, 2001.
Darr E.D., Kurtzberg T.R. An Investigation of Partner Similarity Dimensions on Knowledge Transfer. Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2000. Vol. 82. № 1. P. 28-44.
Drever J. A dictionary of psychology. Penguin Books. Baltimore, Maryland,1969.
DoupeA. J., KuhlP.K. Birdsong and Human Speech: Common Themes and Mechanisms. Annu. Rev. Neurosci. 1999. V. 22. P. 567-631.
Eckstein S. G. Growth of Cognitive Abilities: Dynam-
ic Models and Scaling. Developmental Review. 2000. V. 20, №1. P. 1-28.
Fins P.M. Perceptual-motor skill learning// Categories of human learning/Ed. A.W. Melton. N.Y.: Acad. Press, 1964. P. 243-265.
Glaser R., Bassok M. Learning theory and the study of instructions//Ann. Rev. Psychol. 1989. V. 40. P. 631-666.
Goldenson R.M. (Ed.). Longman's dictionary of psychology and psychiatry. N.Y.; L: Longman, 1983.
Gottlieb G.L., Corcos D.M., Jaric S., Agarwal G.C. Practice improves even the simplest movements //Exp. Brain Res. 1988. V. 73. № 2. P. 436-440.
Gould E., Gross Ch.G. Neurogenesis in Adult Mammals: Some Progress and Problems// The Journal of Neuroscience. 2002, Vol. 2. № 3. P. 619-623.
Greeno J. G., Riley M. S., Gelman R. Conceptual competence and children's counting // Cognitive Psychology. 1984, V. 16. № 1. P. 94-143.
Halford, G. S, Smith, S. В., Dickson, J. C, Maybery, M. Т., Kelly, M. E, Bain, J. D., and Stewart, J. E. M. Modelling the development of reasoning strategies: The roles of analogy, knowledge, and capacity // Simon & G. S. Halford (Eds.), Developing cognitive competence: New approaches to cognitive modelling. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1995. P. 77-156.
Halford G.S., BainJ.D., Maybery M.T., andAndrews G. Induction of Relational Schemas: Common Processes in Reasoning and Complex Learning. Cognitive Psychology. 1998. V. 35. P. 201-245.
Hilgard E.R., Marquis D. G. Conditioning and learning. 2nd ed. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, Inc., 1961.
Hintzman D. Human learning and memory: connections and dissociations //Ann. Rev. Psychol. 1990. V. 41. P. 109-140.
Keppel G. Verbal learning and memory //Ann. Rev. Psychol. 1968. V. 19. P. 169-202.
Kleim J.A., Lussnik E., SchwarzE.R., Comery Th., and Greenough W.T. Synaptogenesis and FOS expression in the motor cortex of the adult rats after motor skill learning// The J. of Neurosc. July 15.1996. V. 16(14). P. 4529-4535.
Kling J. W. Learning: Introductory survey//Wood-worth and Shlossberg's experimental psychology/ Eds. J.W. Kling, L.A. Riggs. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, Inc., 1971. P. 551-614.
KruseA.A., Stripling R. D.F. Minimal Experience Required for Immediate-Early Gene Induction in Zebra Finch Neostriatum // Neurobiology of Learning and Memory. 2000. V. 74. P. 179-184.
McKendree J., Anderson J.R. Effect of practice on knowledge and use of basic LISP // Interfacing Thought: Cognitive Aspects of Human Computer Interaction. Ed. J.M. Carroll. Cambridge, MA: Bradford, 1987. P. 236-259.
Miller L. Behaviorism and the new science of cogni-tion//Psychol. Record. 1988. V. 38. P. 3-18.
Millward R.B. Theoretical and experimental approaches to human Learning//Woodworth and Shlossberg's experimental psychology/Eds. J.W. Kling, L.A. Riggs. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, Inc., 1971. P. 905-1018.
Nelson D.A., Marler P. Selection-based learning in bird song development. Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 1994. Vol. 91. P. 10498-10501.
Noble C.E. The learning of psychomotor skills// Ann. Rev. Psychol. 1968. V19. P. 203-250.
Pennington N., Nicolich R., Rahm J. Transfer of Training Between Cognitive Subskills: Is Knowledge Use Specific? Cognitive Psychology. Vol. 28. № 2. 1995. P. 175-224.
Postman L. Transfer, interference and forgetting// Woodworth and Shlossberg's experimental psychology/ Eds. J.W. Kling, LA. Riggs, N.Y.: Holt, Rinehartand Winston, Inc., 1971. P. 1019-1132.
Reber A.S. Dictionary of psychology. N.Y.: Penguin, 1995.
Resher N. Forbidden knowledge//Episteme. Dordrecht. D. Reidel Publishing Co., 1987. V. 13.
Rosenbaum D.A., Carlson R.A., Gilmore R.O. Acquisition of intellectual and perceptual-motor skills. Annu. Rev. Psychol. 2001. 52:453-70
ShimamuraA.P., Squire LR. Memory and amnesia// The biology of memory: Symposium Berimed, Germany, October, 15th-19th, 1989/Eds. L.R. Squire, E. Lindenlaub. Stuttgart; N.Y.: FK. Schattauer Verlag, 1989. P. 611-625.
Skinner B.F. Selection by consequences//Behav. and Brain Sci. 1984. V 7. № 4. P. 477-481.
Striedter G.F. A Comparative Perspective on Motor Learning. Neurobiology of Learning and Memory. 1998. V. 70. P. 189-196.
Thompson, L., Gentner, D., & Lowenstein, J. Avoiding missed opportunities in managerial life: Analogical training more powerful than individual case training. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 2000. Vol. 82, №1. P. 60-75.
Tulving E. Multiple memory systems and conscious-ness//Human Neurobiol. 1987. V. 6. P. 67-80.