Монистическая и множественная модели памяти
История вопроса
Экспериментальное изучение памяти началось в конце XIX столетия. В двух теоретических подходах, доминировавших в то время (ассоционизме и психологии сознания), был намечен первый
вариант решения проблемы относительно основных разновидностей памяти.
Монистическая позиция, развиваемая в ассоционизме, а чуть позже и в бихевиоризме, состояла в утверждении того, что, несмотря на видимое различие типов и видов памяти, они отличаются друг от друга не принципиально, а только разной степенью прочности ассоциаций, последняя же — величиной отсрочки между научением (переработкой сигнала) и воспроизведением. Отсюда естественно вытекали требования к экспериментальной схеме: квантификация условий, при которых образуются и упрочиваются ассоциации (или связи между стимулом и реакцией). Эта экспериментальная процедура вызывала много возражений, так как в основе такой методологии лежит негласное допущение о том, что длительность физического действия стимула тождественна продолжительности его психологического воздействия и что временной интервал, отделяющий стимул от процесса его воспроизведения, является адекватной единицей для описания психологического феномена памяти.
Психология сознания, используя прежде всего данные интроспекции, положила начало множественной (двойственной) трактовке памяти. Наиболее ярким представителем этой линии исследования был У. Джемс. Он различал первичную и вторичную память. Содержание первичной памяти составляют впечатления, непосредственно присутствующие в сознании. Эта память имеет преходящий характер, ее содержание быстро стирается и забывается. Вторичная память является постоянной, ее содержание — это наши постоянные знания. Они статичны и трудно поддаются воспроизведению. Эти типы памяти следует рассматривать как два состояния, порождаемые различными процессами. Позже эти два типа получили название кратковременной (КП) и долговременной (ДП) памяти.
В настоящее время существуют теории, продолжающие как монистическую, так и множественную традицию. К примеру, монистическая позиция получила
плодотворное развитие в коннекциониз-ме. Представление о принципиальной несводимости кратковременной памяти и долговременной памяти к единым механизмам развивается в рамках информационного подхода; эту позицию разделяют многие нейро- и патопсихологи.
Аргументация сторонников теории двойственности памяти обычно сводится к следующему [Richard et al, 1992J: если бы КП и ДП были проявлением единой памяти, то они подчинялись бы единым законам, следовательно, одни и те же факторы должны были бы оказывать сходное действие на мнемический результат в случае его регистрации при небольшой и длительной отсрочках. Выделено несколько таких «критических» факторов; среди них: 1) число построений и 2) продолжительность интервала между предъявлением двух стимулов (так называемое распределенное и концентрированное научение). Оказывается, что число повторений (одно или несколько) не влияет на результат воспроизведения при отсрочке в 2 с, но уже при отсрочке в 8 с продуктивность воспроизведения оказывается зависимой переменной от числа повторений. Сходная картина обнаружена и в отношении фактора распределенного/концентрированного научения. При небольших отсрочках этот фактор не оказывает влияния на результат воспроизведения, но при отсрочках, превышающих 10 с, он становится значимым.
В пользу существования двух типов памяти говорят и данные, полученные в экспериментах с использованием электрошока. Испытуемые не в состоянии вспомнить отдаленные события, но обнаруживают относительную сохранность воспроизведения в том случае, если опрос производится сразу же после шокового воздействия. К обсуждению возможных механизмов и темпоральных границ разных видов памяти мы вернемся чуть позже.
Современные воззрения на КПиДП
Идея существования двух типов памяти получила второе дыхание после возникновения кибернетики. Н. Винер в 1948 г.
разделил память на текущую и постоянную. Эта дихотомия была подхвачена психологами в 1950—60 гг. и зафиксирована в понятиях КП и ДП. Примерно в то же время появились понятия оперативной и рабочей памяти, каталожных ящиков, регистров и буфера.
В 1958 г. Д. Бродбент в статье «Перцепция и коммуникация» предложил модель когнитивной переработки, согласно которой перцептивная информация параллельно поступает в сенсорные регистры, соответствующие различным модальностям сигнала. Там она хранится очень короткое время (несколько сот миллисекунд) и затем передается в следующий блок, где уже подвергается последовательной переработке и перекодированию в вербальную форму. Этот блок переработки имеет ограничения, но информация может там храниться значительно дольше (порядка нескольких секунд). Этот блок соответствует кратковременной памяти. Вероятность перехода информации из КП в ДП зависит от глубины и качества ее переработки.
Одна из первых моделей, почти дословно воспроизводящая идею Джемса, была предложена Н. Во и Д. Норманом. В 1965 г. (см. приложение). Авторы полагали, что информация из первичной памяти теряется не просто потому, что постепенно там затухает, а потому, что она вытесняется вновь поступающей информацией, т. е. из-за интерференции. Экспериментально изучалось, как изменяется объем информации, хранящейся в первичной памяти, в зависимости от числа интерферирующих элементов.
Испытуемым зачитывали список из 16 цифр со скоростью 1 или 4 цифры в секунду. Последняя цифра была тестовой и повторялась дважды: в одной из позиций в ходе серии (от 1 до 15), в начале серии и ее конце. Испытуемый должен был назвать (вспомнить) цифру, которая следовала непосредственно за тестовой, когда она впервые предъявлялась в серии. Ясно, что чем раньше появлялась тестовая цифра в серии, тем она подвергалась большему числу интерференции. Если
верна идея о том, что информация исчезает из первичной памяти из-за интерференции, то результат воспроизведения должен быть функцией от числа интерференции. Авторы получили кривую, монотонно убывающую в зависимости от числа интерференции.
Р. Аткинсон и Р. Шифрин (1968) (см. приложение) разработали множественную модель памяти, введя дополнительные элементы: не только структурные, но и динамические. Согласно их модели, информация не просто «перекачивается» из одного блока в другой, а копируется путем переведения в другие коды. Сначала информация поступает на многочисленные сенсорные регистры, где каждый стимул характеризуется набором первичных признаков. Далее информация поступает в кратковременное хранилище (КВХ), «где она сохраняется в течение некоторого периода времени, длительность которого обычно зависит от индивида» [Аткинсон, 1980, с. 29]. Для поддержания информации в КВХ испытуемый «создает своего рода буферную емкость для повторения», способную удерживать небольшое количество элементов (7—9 цифр) в течение примерно 30 с. Авторы выделили в КВХ особую «слуховую вербально-языко-вую систему», которая обеспечивает повторение информации в КВХ. «Каждый из элементов, поступающих в буфер, вытесняет один из элементов, уже находящихся там» [там же, с. 37]. Поступление элементов в буфер может контролироваться. Поэтому КВХ «можно считать оперативной памятью» [там же, с. 31]. КВХ связано с ДВХ (долговременное хранилище), откуда могут поступать «вербальные ассоциации» и необходимая для выполнения текущих задач информация. Извлечение информации из ДВХ требует соответствующего выбора стратегии. Одной из операций управления над потоком информации является ее повторение в КВХ. Информация из КВХ поступает в ДВХ в результате перекодирования в особый концептуальный код, который структурирует информацию, обеспечивая тем самым ее долговременное хранение.
Несмотря на успешное развитие моделей памяти, использующих компьютерные метафоры, стало понятно, что аналогия между переработкой информации у человека и компьютера не является удовлетворительной. Прежде всего исследователи столкнулись с фактом непостоянного участия таких переменных, как мотивация, интенция, интерес, внимание и осмысленность материала на результативность мнемической системы.
В эволюции компьютерной идеологии можно выделить три периода. Сначала были выделены две формы хранения: кратковременная и долговременная. Затем постулировалось различие между сенсорным регистром и собственно кратковременной памятью. И наконец, внутри КП были выделены структурные и функциональные компоненты ( КВХ и буфер повторения).
Сенсорная и оперативная память
Сенсорная (сверхкратковременная) память
Впервые понятие сенсорной памяти как отличной от КП было введено Аткинсо-ном под названием сенсорного регистра. Предполагалось, что для каждой модальности существует свой, строго специфичный, регистр, где информация хранится непродолжительное время (от нескольких сот миллисекунд до нескольких секунд в зависимости от модальности). Далее информация пассивно «перекачивается» в КВХ.
Исследованию сверхкратковременной памяти были посвящены работы В.П. Зинченко и его коллег в 1970—80-е гг. по микрогенезу восприятия.
Оперативная память
Термин «оперативная память» было введен Н.И. Жинкиным в 1958 г. для описания мнемических процессов, участвующих в реализации актуальных действий (цит. по: [Зинченко, 2002]). Т.П. Зинченко считает, что оперативная память характеризуется следующими характеристиками: объем, точность, скорость запоми-
нания, длительность сохранения, лабильность и помехоустойчивость (с. 51). Термин оперативной памяти примерно в то же самое время начали использовать Ат-кинсон и Шифрин. Они полагали, что внутри КП можно выделить две составляющие: одна выполняет функцию хранения, вторая — функцию переработки. Эти авторы впервые указали на то, что информация не хранится в КП пассивно, а активно поддерживается (в течение 15—ЗОс) и перекодируется, прежде чем перейти в ДП. Для обеспечения оперативной переработки требуются ресурсы, поэтому продуктивность КП (и ее подотдела — оперативной памяти) в значительной мере зависит от аттенционных нагрузок.
В 1974 г. А. Бэддели и К. Хитч, ссылаясь на идею Аткинсона (о том, что в хранилище существует способность поддерживать информацию в активном состоянии), а также на идею Ф. Крэйка (о том, что прочность следа напрямую зависит от процессов кодирования (см. далее), разработали модель оперативной памяти. Под оперативной памятью понимается система хранения и переработки информации, которая является не модально-специфической, а мультимодальной. Эта система состоит из 3 компонентов: центрального исполнительного процессора и двух «систем-рабов», одна из которой специализируется на переработке вербального материала — «артикуляционная петля», а вторая имеет отношение к визуально-пространственной памяти — «визуально-пространственная матрица» [Baddeley, 1987, р. 70-71].
Согласно модели, в артикуляционной петле автоматически поддерживается некоторое количество информации. Это количество зависит от времени, необходимого для вокализации вербального материала, и составляет примерно 1,5-2 с. Поэтому «емкость памяти можно выразить либо через количество стимулов, либо через общую длительность проговаривания» [там же, с. 79]. Бэддели обнаружил сходные линейные функции скорости чтения и величины непосредственного припоминания в зависимости от длины слова (рис. 3.8).
Рис. 3.8. Зависимость количества правильных ответов и скорости чтения от количества слогов.
Была выведена следующая закономерность: S = с + kR, где s — емкость памяти, R — скорость чтения, с и к — коэффициенты.
В многочисленных экспериментах было затем показано, что подавление артикуляции (или выполнение задач, требующих участия артикуляционной петли) влечет за собой снижение емкости оперативной памяти. Центральный процессор может увеличить емкость хранения, «включая» ментальные операции повторения. К рассмотрению визуально-пространственной матрицы мы обратимся позже.
В теории Д.А. Ошанина [Ошанин, 1977] была развита идея оперативного образа — аналога оперативной памяти в визуальной модальности. Оперативный образ складывается при выполнении конкретной деятельности. Его содержание не изоморфно сенсорной информации: в нем акцентированы характеристики объекта, существенные в условиях конкретного действия, и, наоборот, сверну-
ты малоинформативные в данный момент свойства.
В исследованиях В.П. Зинченко [Зин-ченко, 1980] и его коллег было показано, что процесс формирования перцептивного образа развернут во времени и включает в себя ряд перцептивных действий, начиная с выделения признаков и заканчивая собственно построением образа. Этот образ выполняет оперативную функцию, включающую управление конкретным исполнительным действием.
ОбъемКПиДП
Классическая позиция состоит в том, что объем памяти является константой, и когда количество информации переполняет этот объем, она теряется. Этот объем определяется пропускной способностью сенсорной памяти. Так, Гамильтон описывал эту форму памяти как сиюминутную и предложил метод измерении ее объема: если бросить гравий на пол, то одним взглядом будет трудно охватить более 7—8 ед. В 1956 г. Дж. Миллер предположил, что в КП удерживается неизменное число единиц, совокупность которых была названа танком. Объем шанка у взрослого человека является фиксированным, будь то
единицы визуальной информации (буквы) или слуховой. Этот объем стал известен как магическое число, равное 7 + 2. А. Бине показал, что эта величина изменяется с возрастом; по его оценкам, объем непосредственной памяти от 2 до 10 лет возрастает с 2,5 до 5 ед.
Для определения объема ДП невозможно разработать аналогичную (расчетную) экспериментальную процедуру; принято считать, что объем ДП бесконечен.
Эффект первичности и недавности
Если испытуемому предложить ряд стимулов для заучивания, а затем попросить его воспроизвести эти стимулы в произвольном порядке, то вероятность воспроизведения первых и последних стимулов будет выше, чем стимулов, расположенных в середине ряда. Этот феномен получил название эффекта первичности и недавности. Если исходить из того, что информация переходит из КП в ДП в результате ментальных повторений, то можно подсчитать количество повторений, приходящихся на один стимул, пока он находится в КП. Нетрудно убедиться, что количество повторений зависит от сериального места стимула в ряду: Ранду
Рис. 3.9. Зависимость частоты воспроизведений и количества повторений от сериального места стимула.
(цит. по: [Richard et al., 1992]) подсчитал число повторений, приходящихся на каждый стимул, и сопоставил эти данные с позиционной кривой воспроизведения. Он просил своих испытуемых вслух повторять каждое из 20 слов, которые предъявлялись последовательно (продолжительность предъявления — 1 слово через 5 с) (рис. 3.9).
Данная кривая хорошо совпадает с кривой первичности — недавности, полученной в многочисленных экспериментах на разных модальностях и при разных межстимульных интервалах. Обычно эффект первичности объясняется тем, что стимулы уже перешли в ДП, а эффект недавности — их нахождением в КП. В таком случае количество элементов, приходящихся на восходящую часть U-образ-ной кривой, можно считать объемом КП.
Однако после работ С. Стернберга стало понятно, что объем КП есть величина, зависимая от скорости сканирования. В 1969 г. он разработал экспериментальную схему, носящую сейчас название парадигма Стернберга: испытуемому предъявлялся набор из нескольких цифр (от 1 до 6), а затем следовала тестовая цифра; требовалось, как можно быстрее сказать, была ли эта цифра в наборе. Был получен результат: время ответа линейно возрастает вместе с количеством цифр в наборе. На основании этих данных Стер-нберг предположил, что при выполнении задачи опознания происходит процесс сканирования информации в КП и время, необходимое для сканирования каждого единичного стимула, равняется 38 мс.
Однако для подсчета количества стимулов необходимо знать, в каком коде хранится этот стимул: было выяснено, что разные виды и типы памяти различаются форматом, в котором хранится информация (см. ниже). Кроме того, был обнаружен долговременный эффект недавности, который ставил под сомнение основной тезис о том, что эффект недавности обусловлен количеством информации, хранящейся в КП. В 1974 г. И. Бьорк и соавт. (цит. по: [Nakajima et al., 1989]) разработали парадигму непрерывных дистракторов
по схеме, которая исключала интерпретацию эффекта недавности как следствие сохранности стимулов в КП. Новизна экспериментальной схемы состояла в том, что стимулы чередовались с дистрактора-ми. Поэтому межстимульный интервал и интервал удержания всегда были заполнены дистракторами. Эффект недавности, полученный в данной парадигме, получил название долговременного эффекта недавности (ДЭН). Одно из объяснений ДЭН состояло в том, что испытуемый поддерживает в КП стимулы за счет распределения внимания.
В 1989 г. другие исследователи [Nakajima et al., 1989] провели эксперимент, в котором в качестве дистракторов использовались задачи разного уровня сложности: было показано, что величина ДЭН снижается по мере возрастания сложности задачи. Особенно сильно сказывается влияние сложности дистракторов на последние стимулы (8-е и 9-е сериальные места в списке слов, которые надо запомнить). Однако авторы обнаружили наличие ДЭН через одну неделю после эксперимента, что говорит в пользу того, что в этом эффекте участвуют и компоненты ДП.
В 1990 г. Л. Коппенааль и соавт. [Кор-penaal et al., 1990] на основе серии экспериментов, в которых варьировалась длительность стимула, показали, что появление ДЭН может быть объяснено тем, что испытуемые адаптируются, вырабатывая стратегию «распределения времени». То есть кратковременная память может функционировать при переработке непрерывных дистракторов, но только при одном необходимом условии — длина последовательности последних должна оставаться неизменной (рис. 3.10).
Коды КПи ДП
Предполагается, что акустический код является предпочтительным для хранения информации в сверх кратковременной памяти. В экспериментах (проведенных на английской выборке) визуально предъявлялись буквы для опознания. По-
Рис. 3.10. Зависимость воспроизведения от места в ряду при единой и разной длинах списка дистракторов.
казано, что ошибки происходят из-за акустического перепуты вания, а не визуального (например, буква «Е» перепутывается с буквой «С», а не с «F» из-за сходства их произношения) (цит. по: [Richard et al., 1992]). В визуальной КП информация подвержена более всего пространственной интерференции, на основании чего некоторые авторы делают вывод о том, что доминирующим кодом КП является пространственный. В доказательство приводят результаты экспериментов Л. Брукса, в которых испытуемые должны были ментально сканировать букву «F», отмечая точки изгибов либо вербаль-но (если угол фигуры прилегает к основанию или к верхней горизонтали — ответ «да», в противном случае — ответ «нет»), либо мануально (делая пометки в пространственно организованном протоколе). Был получен важный результат: визуальная задача выполнялась точнее в случае вербального ответа. А. Бэддели и К. Либерман [Baddeley, 1987, с. 112] провели уточняющие эксперименты, в которых сравнили интерферирующее воздействие «визуально-пространственного» и чисто «пространственного» кодов при выполнении задачи ментального сканирования. Экспериментальным материалом служила задача Брукса. Испытуемые дол-
жны были сканировать цифры, разбросанные в случайном порядке в матрице 4x4. В качестве не визуальной пространственной интерферирующей задачи использовалась задача слежения за маятником, издающим звук в темной комнате. Оказалось, что интерферирующее действие визуально-пространственной задачи может быть объяснено тем, что она включает в себя пространственный компонент.
При переходе в ДП происходит перекодирование информации в вербально символический код. Поскольку до настоящего времени нет определенности относительно того, происходит ли это перекодирование континуально или дискретно, то неясно, что следует считать объемом КП и ДП.