Внимание и уровневая организация деятельности
Еще одним перспективным направлением в современных исследованиях внимания является рассмотрение уровневой организации активности или деятельности, в частности когнитивной деятельности. М. Познер [Posner, 1986], в отличие от сторонников множества других подходов, считает, что внимание связано не только с сознательными действиями, но и с автоматической переработкой. Продуктивные исследования внимания, по его мнению, необходимо вести одновременно в нескольких планах: физиологическом, когнитивном и феноменологическом. Наибольших успехов, с его точки зрения, можно добиться, изучая различные уровни переработки информации и временных стадий активации этих уровней. Активацию уровней переработки обеспечивает система внимания, которая является автономной когнитивной системой, хотя тесно связана с системами автоматической переработки.
Свои взгляды Познер аргументирует тщательно поставленными эксперимен-
тами по «умственному хронометрированию». Например, один из экспериментов состоял в следующем. Испытуемому давали предупреждающий сигнал, через полсекунды предъявляли первую букву, а затем через секунду — вторую. Испытуемый должен был решить, какие буквы предъявлялись ему: одинаковые или нет. В части проб по ходу решения основной задачи в одном из восьми непредсказуемых моментов предъявлялся кратковременный звуковой сигнал, в ответ на который испытуемый должен был немедленно нажимать на ключ. Время реакции на слуховой зонд зависело от момента его предъявления по ходу решения основной задачи. Такие результаты свидетельствовали о том, что процесс обработки состоит из нескольких (по крайней мере двух) фаз, которые неравнозначны по возможностям распределения внимания между решением двух задач.
Появившийся в последние годы интерес к уровневой организации психической деятельности заставил многих исследователей как в отечественной, так и в зарубежной психологии обратиться к концепции Н.А. Бернштейна (см. [Гиппенрейтер, 1983; Velichkovsky, 1994]), которая предполагает, во-первых, рассмотрение когнитивных процессов в цикле с моторными действиями, а во-вторых, уровневую организацию построения действий. Организация деятельности в этой концепции рассматривается как функционально-физиологическая система. Согласно принципу уровневой организации, любой двигательный акт реализуется с помощью иерархической системы ведущего и фоновых уровней. Для каждого из этих уровней справедлив принцип кольцевой структуры регуляции процессов, протекающих на данном уровне.
Особенности той или иной организации определяются факторами мотивации, целями, условиями и средствами деятельности. Ясно и отчетливо осознаются содержания и процессы, реализуемые на ведущем уровне организации, а процессы фоновых уровней осознаются смутно или не осознаются вообще. Таким образом
объясняется основное субъективное явление внимания, традиционно описываемое с помощью метафоры фокуса и периферии сознания. Смена целей задает меж-уровневые переходы соответствующих процессов, что проявляется в виде переключения внимания. Нарушения отношений ведущего и фоновых уровней приводят к дезорганизации деятельности, а она — к феноменам рассеянности. Анализ других явлений и свойств внимания требует более детального рассмотрения целенаправленной деятельности. В частности, необходимо учитывать число процессов, реализуемых на ведущем и фоновых уровнях, число которых может быть связано с объемом внимания. Явления, связанные с избирательностью внимания, определяются видом организации, основным фактором которой является цель.
Выделение различных уровней реализации процессов внимания подтверждается в нейропсихологических исследованиях. Е.Д. Хомская, анализируя нарушения внимания, считает, что, во-первых, их можно разделить на модально-неспецифические и модально-специфические. Модально-неспецифические связаны с тремя различными уровнями функционирования мозговых структур. Первый связан с поражением нижних отделов неспецифических структур — уровень продолговатого и среднего мозга. У больных с такими нарушениями наблюдается быстрая истощае-мость, резкое сужение объема, изменения в концентрации внимания. Эти симптомы нарушения внимания наблюдаются в любом виде деятельности. Второй уровень связан с поражением диэнцефальных отделов мозга и лимбической системы. Этот уровень, по-видимому, состоит из нескольких подуровней. Однако в настоящее время специфика поражения каждого из них изучена еще недостаточно. При подобных поражениях наблюдаются более грубые нарушения внимания. Больные не могут сосредоточиться ни на какой деятельности, внимание крайне неустойчиво при выполнении и двигательных актов, и образных и вербальных задач. Попытки поднять уровень их активности, как пра-
вило, не дают результата. Третий уровень связан с поражением медиобазальных отделов лобных и височных долей. Больные с такими поражениями чрезвычайно реактивны на все стимулы, как будто замечают все, что происходит вокруг (оборачиваются на любой звук, вступают в разговоры, которые ведут между собой соседи). В целом идея уровневой организации процессов как внимания, так и регуляции когнитивной деятельности находит все большее подтверждение в современных исследованиях. Она позволяет свести воедино разноречивые факты и объяснить противоречия между различными концепциями.
3.3.5. Практическое значение исследований
Практическое значение исследований механизмов внимания трудно переоценить. Особую важность они имеют для трех областей практической психологии. Первая — педагогическая психология и коррекцион-ная педагогика. Практика показывает, что большинство проблем, которые возникают у школьников, связаны с функцией внимания и организацией своей деятельности. Вторая — клиническая психология и психологические проблемы реабилитации больных с нарушениями внимания. Третья — психология труда. Организация сложных видов деятельности, например управление воздушным движением, требует значительных затрат ресурсов внимания. Ошибки отвлечения в таких видах деятельности обычно дорого обходятся. Не случайно последние исследования внимания связываются с изучением ошибок в профессиональной деятельности и поиском путей их устранения.
Список литературы
Величкоеский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
Воронин А.Н. Методики диагностики свойств внимания // Методы психологической диагностики / Под ред.В.Н. Дружина, Т.В. Галкиной. М., 1993. С. 16-27.
Гальперин П.Я. К проблеме внимания//Доклады АПН РСФСР. 1958. Т. 3. С. 33-38.
Гиппенрейтер Ю.Б. Движения человеческого глаз. М., 1978.
Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // АН Леонтьев и современная психология. М., 1983. С 165-177.
Джемс У. Внимание (1905) // Хрестоматия по вниманию. М., 1976. С 50—65.
Добрынин Н. Ф. О селективности и динамике внимания // Вопр. психологии. 1975. № 2. С. 68—80.
Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
Ланге Н.Н. Теория волевого внимания (1893)//Хрестоматия по вниманию. М., 1976. С. 107—143.
ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
ЛюютиненX. Эраузал, антиципация и внимание психофизиологическая перспектива//Ког-нитивная психология. М., 1986. С. 93—101.
Наатенен Р., Алхо К., Соме М. Мозговые механизмы селективного внимания//Когнитив-ная психология М, 1986. С. 85—92.
Найссер У. Познание и реальность М., 1981.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.
Рутман Э.М. Вызванные потенциалы в психологии и психофизиологии. М., 1979.
Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.
Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.
Allport D. Attention and performance//Cognitive psychology. New directions/Ed. F.CIaxton. L, 1980. P. 112-153.
Allport D. Visual attention//Foundation of cognitive science/Ed. M. Posner. Cambridge, 1989. P. 631-682.
Hochberg J.E. Attention, organization and con-sciousness//Attention Contemporary theory and analysis/Ed D.I. Mostofsky. N.Y., 1970.
Kimura D. The asymmetry of the human brain// Sci. Amer. 1973. V. 228.
Miura Т., Shmohara K., Kanda K. Attentional shift in three dimentional space in a case of moving observers. Paper at ECVP'95//Perception. 1995. V. 24.
Navon D. The importance of being visible on the rolewof attention in a mind viewed as an anarchic intelligence system//Eur. J. Cognitive Psychol. 1989. V. l.№3. P. 191-238.
Neumann O. Visual attention and action// Relationships between perception and action/Eds. O. Neumann, W. Prinz. Berlin, 1990. P. 227-267.
Norman D. Toward a theory of memory and atten-tion//Psych. Rev. 1968. V. 75.
Norman D., Shallice T. Attention to action willed and automatic control of behavior//Consciousness and self-regulation/Eds. Davidson et al. 1986. V. 4. P. 1 -18.
Posner M., Nissen M., Ogden W. Attended and nonat-tended processing modes The role of set for spatial Iocation//Modes of percevmg and processing information/Eds. H. Pick, E. Saltzman. Hillsdale, NJ, 1978. P. 137-157.
Posner M. Cumulative development of attentional theory//Amer. Psychol. 1982. V. 37. № 2. P. 168-179.
Posner M. Chronometric explorations of mind N.Y., 1986.
Spelke E., Hirst W., Neisser U. Skills of divided atten-tion//Cognition. 1976. V. 4. № 3. P. 215-230.
Vehchkovsky B.M. The levels endeavour in psychology and cognitive scmce//International perspectives on psychological science Leading themes/Eds. P. Bertelson et al Hove. UK, 1994.
Vorberg D. Voluntary attention switching between global and local levels Paper at ECVP' 1994// Perception. 1994. V. 23.