Изменение проекции индивидуального опыта от животного к человеку
В качестве основного критерия эволюционных преобразований мозга рассматривается развитие его коры. Как изменяется проекция опыта на корковые структу-
ры в процессе исторического развития от животного к человеку? В филогенезе нарастают прямые связи между периферическими, спиномозговыми элементами и корой, что связывается с нарастанием выраженности эффектов ее повреждения в эволюционном ряду. Это позволяет говорить о «прогрессивной кортикализации функций».
С позиций ТФС кортикализация была интерпретирована в терминах системной специализации нейронов как увеличение пропорции нейронов, принадлежащих к более старым системам в первичных проекционных областях коры. Таким образом, паттерн специализации «одной и той же» области мозга, а следовательно, и ее роль в обеспечении поведения, изменяется в филогенезе [Александров, 1989].
Параллельно с упомянутой модификацией первичных областей происходит бурное развитие вторичных и третичных («гностических», «специфически человеческих») областей коры мозга; при этом относительные размеры первичных областей уменьшаются. За счет этого развития увеличивается представ-ленность в коре нейронов, принадлежащих к системам нового, наиболее сложного индивидуально специфичного поведения, которое у человека включают использование трансформированных единиц общественного опыта (см. 2.2.7.13.).
2.2.8.4. Изменение проекции индивидуального опыта в условиях патологии
Влияние повреждающих воздействий и депривации на рецептивные поля и «корковые карты»
Проекция опыта на структуры мозга может изменяться не только при нормальном ходе индивидуального развития. Повреждающие воздействия, такие, например, как перерезка нервов или ампутация пальцев, заставляющие перестроить поведение, также приводят к модификации рецептивных полей и соответствующим изменениям «корковых карт». У биноку-лярно депривированных после рождения
животных и у слепых людей зрительное представительство уменьшается, по сравнению с нормой, в то время как тактильное и слуховое — увеличивается.
Являются ли патологические процессы дезорганизацией?
Сказанное выше свидетельствует в пользу справедливости положения о том, что для полного понимания развития психики, ее внутренней структуры и нейрональных основ необходимо учитывать материал патологии (Б.В. Зейгарник; [Лурия, 1973]). В противном случае останутся вне проблемного поля те «законные вариации нормальных процессов» (И.В. Давыдовский), которые традиционно относятся к патологии и подчеркивание специфики которых, в сравнении с «нормой», обусловлено потребностями практики.
В действительности же эти процессы являются не хаосом, дезорганизацией, нарушением функций, «ненормальностью» или чем-то в этом роде, но выработанной в эволюции формой приспособления индивида, которая оказывается хотя и «новым порядком движений и вещей», но при этом принципиально тождественной нормальным формам (И.В. Давыдовский).
Использование материала патологии
для формирования представлений
о множественности «систем памяти»
Первый систематический анализ амнезий, который позволил сформулировать представления об организации памяти, основанные на данных об ее повреждении, был, по мнению L.R. Squire, проведен в XIX веке французским философом и психологом Т. Рибо (Т. Ribot). Затем эта линия исследований была продолжена многими авторами. Клинический материал, демонстрирующий различие характера амнезий после поражения разных структур мозга, протрактованный в терминах реализации этими структурами специфических функций, лег в основу современных представлений о множественности «систем памяти».
Наиболее признанной классификацией является предложенное L.R. Squire деление на две большие группы «систем»: декларативная память (относящаяся к тому материалу, о котором субъект может сообщить, дать отчет) и недекларативная память (характеризующая неосознаваемый материал). Предполагается, что разные «системы памяти» могут лежать в основе разного поведения.
Трудно дать однозначную трактовку в терминах системной психофизиологии всей совокупности материала, накопленного в рамках этого направления, в связи с его разнородностью, с тем, что при локальных поражениях мозга можно локализовать симптом, а не функцию и, наконец, с тем, что повреждение мозга означает не просто изъятие его части, а реорганизацию проекции опыта на ин-тактные области. Так, например, после двустороннего разрушения зрительной области коры, паттерн специализации нейронов моторной коры изменяется: доля нейронов, специализированных относительно новых систем, увеличивается. Однако в самом общем виде этот материал можно оценить следующим образом.
Как мы уже знаем, системные процессы, лежащие в основе поведенческого акта, имеют общемозговой характер. В обеспечение поведенческого акта вовлекается множество систем разного возраста. Симптомы, дающие основание говорить о повреждении той или иной «системы памяти», появляются при воздействии на данное множество. С этих позиций кажется адекватной точка зрения D.L. Schacter и Е. Tulving, в соответствии с которой считается правилом вовлечение в обеспечение задачи разных «систем памяти». Они обладают общим свойством: направленностью на результат и различаются по времени их появления в онто- и филогенезе. Тогда различие характера амнезий может быть связано с тем, какие именно представители данного множества поражены в наибольшей степени, а, следовательно, какие именно нарушения формирования и реализации этой целостной организации
выходят на первый план: использование трансформированных единиц общественного опыта в оценке результатов своего поведения («отчет обществу»), формирование новых системных специализаций, реорганизация отношений между элементами опыта и т.д. (см. предыдущий раздел и [Alexandrov, 1999].
Психофизиологическое основание закона Рибо
Особое значение для рассмотрения изменений проекции опыта в патологии имеет «закон разложения» Т. Рибо (1898). Т.Рибо выделял «элементы» психики «с точки зрения последовательных фаз ее происхождения» и, в соответствии с этим в качестве механизмов патологических состояний рассматривал изменения, при которых в первую очередь модифицируются уровни, возникшие последними. Анализ модификации активности нейронов, лежащей в основе вызванных острым введением алкоголя нарушений поведения животных, выявил уменьшение числа активных в поведении клеток. Паттерн специализации нейронов изменяется (в лимбических структурах, но не в моторной коре) следующим образом: доля активных нейронов, принадлежащих к новым системам, падает за счет избирательного подавления активности этих нейронов, в особенности клеток, лежащих в верхних (II — IV) слоях коры (рис. 4, ср.1 и II ). Интересно отметить, что эти слои являются более филогенетически молодыми, чем нижние и их развитие в эволюции связывается с усложнением психической деятельности.
Та же закономерность обнаруживается при исследовании человека. Сопоставление эффектов алкоголя на ЭЭГ-потен-циалы, сопровождающие действия, в которых требовалось использовать знания, приобретенные на ранних и более поздних этапах индивидуального развития: при освоении родного и иностранного языков соответственно, показало достоверно более выраженное угнетающее влияние в задаче категоризации слов иностранного языка (Yu. Alexandrov et al.
1998). Только что описанные данные об избирательном влиянии алкоголя на нейроны, принадлежащие к более новым системам, позволяют считать, что в основе дифференцированного эффекта алкоголя на элементы индивидуального опыта разного возраста у человека, лежит более выраженное действие алкоголя на те нейроны, которые обеспечивают актуализацию опыта, усвоенного испытуемыми на более поздних стадиях индивидуального развития.
В случае острого влияния алкоголя мы имеем дело с обратимым изменением проекции индивидуального опыта. В результате же хронической алкоголизации, как и в ситуации с локальным поражением мозга, модификации оказываются стойкими. Основной мишенью повреждающего действия хронической алкоголизации являются как раз нейроны новых систем, локализующиеся в тех слоях и областях мозга, которые наиболее чувствительны к острому введению алкоголя. Именно за счет этих клеток уменьшается плотность корковых нейронов и изменяется паттерн специализации. Так, например, в лимби-ческой коре численное соотношение нейронов новых и старых систем становится обратным по сравнению со здоровыми животными: нейроны, принадлежащие старым системам, которых в норме значительно меньше, чем нейронов новых систем, становятся преобладающими [Alexandrovetal.,2000].
Можно полагать, что повышенная чувствительность нейронов, новых систем, являясь психофизиологическим основанием закона Рибо. определяет описываемую им феноменологию.
Значение материала патологии для изучения системной организации поведения
Таким образом, проекция индивидуального опыта на структуры мозга изменяется в филогенезе, определяется историей обучения в процессе индивидуального развития и модифицируется при патологических воздействиях. При этом, в согласии со сказанным выше, обнаруживается
принципиальное сходство использования элементов опыта в норме и при патологической реорганизации проекции.
Как в нормальной, так и в патологической ситуациях текущее поведение определяется реализацией элементов опыта, сформированных на последовательных этапах развития в процессе системо-генеза (см. раздел 2.2.6.8.). Изменение же «порядка» в последнем случае выражается в модифицированных, по сравнению с нормой, характеристиках исторически детерминированной системной организации. Это изменение представляет для нас особый интерес.
Конечно, патологическое воздействие на новые системы не означает их простое «вычитание», «негатив развития» (Б.В. Зейгарник), также как локальное поражение мозговой структуры не означает простого «вычитания» ее из общемозговой организации. Но как исследование симптомов локального поражения структур в нейропсихологии оказывается эффективным путем разработки представлений о мозговых основах психической деятельности человека, так и возможность избирательного воздействия на системы определенных уровней предоставляет уникальный материал, позволяющий судить о роли этих уровней в системной организации поведения и об ее «законных вариациях».
2.2.9. Требования к методологии системного
анализа в психологии и системная
психофизиология
В заключение рассмотрим, насколько положения ТФС и развитой на ее основе системной психофизиологии отвечают требованиям, предъявляемым к методологии системного анализа в психологии.
Функционирование и развитие
Утверждается, что системное исследование с необходимостью включает генетический анализ, определяет неразрывную связь структуры и эволюции, фун-
кционирования и развития (В.А. Барабанщиков, Д.Н. Завалишина). Существование систем состоит в их развитии, без которого не может быть понята ни их целостность, формирующаяся и разрушающаяся в ходе развития, ни диффе-ренцированность (Б.Ф. Ломов).
2.2.9.2. Многоуровневость психических явлений как продукт истории
Для системных разработок в психологии также считается необходимым рассмотрение психики как системы иерархически организованных уровней (А.В. Бруш-линский) и психических явлений как многоуровневых (К.А. Абульханова-Слав-ская). При этом уровневая организация определяется как продукт истории (Ж. Пиаже, Я.А. Пономарев, М.С. Роговин). Принцип иерархии относят к числу основных принципов системного подхода (И.В. Блауберги др.) и оценивают как необходимый компонент психологических исследований, игнорирование которого ведет к упрощенным трактовкам «строения» психики (Б.Ф. Ломов).
2.2.9.3. Межсистемные отношения
Наличие множества разноуровневых систем определяет тот факт, что к числу важнейших задач системного анализа в психологии принадлежит установление зависимостей одной системы по отношению к другой (К.А. Абульхано-ва-Славская), т.е. межсистемных отношений.
2.2.9.4. Системообразующий фактор
Первостепенное значение в раскрытии причинных связей в поведении придается установлению системообразующего фактора. Утверждается, что именно системообразующий фактор определяет особенности психического отражения предмета, характер деятельности, уровень и динамику ее регуляции (Б.Ф. Ломов).
2.2.9.5. Неадекватность линейного детерминизма и целевая детерминация
поведения
Специально подчеркивается неадекватность линейного детерминизма типа «стимул-реакция» в установлении упомянутых причинных связей (Б.Ф.Ломов). Трактовка человека как субъекта противостоит пониманию его как пассивного существа, реагирующего на стимулы (А.В.Брушлинс-кий), и его системный анализ требует раскрытия механизмов целевой, а не «сти-мульной» детерминации деятельности, которая есть «не реакция и не совокупность реакций, а система» (А.Н.Леонтьев).
2.2.9.6. Соответствие системной
психофизиологии требованиям к методологии
системного анализа в психологии
Подводя итог, к требованиям методологии системного анализа в психологии можно отнести выделение системообразующего фактора и замену линейной схемы «стимул-реакция» на представление о целевой детерминации: учет развития в его единстве с функционированием: анализ исторически детерминированной уровневой организации систем: изучение межсистемных связей или отношений.
Сопоставление изложенных в настоящей главе положений ТФС и системной психофизиологии с этими требованиями обнаруживает их очевидное соответствие.
Список литературы
Александров Ю. И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. М., Наука, 1989.
Анохин К.В. Психофизиология и молекулярная генетика мозга//Психофизиология. СПб.: Питер, 2001. С. 407-427.
АнохинП.К. ОтДекартадо Павлова. М: Медгиз, 1945.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина,. 1975.
Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физологии активности. М., 1966.
Бехтерев В. М. Объективная психология. М.: Наука, 1991.
ГибсонДж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.
Дубровский Д. И. Психические явления и мозг. М.: Наука, 1971.
Дубровский Д. И. Информация. Сознание. Мозг. М.: Высшая школа, 1980.
Кругликов Р.И. Принцип детерминизма и деятельность мозга. М.: Наука, 1988.
ЛурияАР. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.
Матурана У. Биология познания//Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1996. С. 95-142.
Петренко В.Ф. Школа А.Н. Леонтьева в семантическом пространстве психологической мысли // Традиции и перспективы деятельного подхода в психологии: школа Леонтьева М.: Смысл, 1999. С. 11-37.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998.
Рибо Т. Психология чувствъ. СПб.: Изд. Ф.Пав-ленкова, 1898.
Соколова Л. В. Развитие учения о мозге и поведении. СПб., 1995.
Швырков В.Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. М.: Наука. 1978.
Швырков В.Б. Основные этапы развития системно-эволюционного подхода в психофизиоло-гии//Психол. журн. 1993. Т. 14. № 3. С. 15-27.
Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М.: Институт психологии РАН, 1995.
Ярвилехто Т. Мозги психика. М.: Прогресс, 1992.
Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М.—Воронеж: Изд-во «Ин-т практической психологии», 1996.
Alexandrov Yu.I. I. Psychophysiological regularities of the dynamics of individual experience and the «stream of consciousness». II. Comparative description of consciousness and emotions in the framework of systemic understanding of behavioral continuum and individual development // Neu-ronal bases and psychological aspects of consciousness. Singapour, N.Y., London, Hong-Kong: World Scientific, 1999. P.201-235.
Alexandrov Yu.I., Jarvilehto T. Activity versus reactivity in psychology and neurophysiology// Ecological Psychology. 1993. V. 5. P. 85-103.
Churchland P.S. Neurophilosophy. Toward a unified science of the mind-brain. London: A Bradford Book, 1986.
Dennett CD. Darwin's dangerous idea. N.Y.: Simon &Schucter, 1995.
KlopfA.H. The hedonistic neuron. A theory of memory, learning, and intelligence. Washington: Hemisphere publ. Corporation, 1982.
Popper K.R., Eccles J.C. The self and it's brain. Berlin: Springer, 1977.
Системные аспекты нейрофизиологии поведения. М.: Наука, 1979.
Системный подход к психофизиологической проблеме. М.: Наука, 1982.
Нейроны в поведении. Системные аспекты. М.: Наука, 1986.
Функциональные системы организма. М.: Медицина, 1987.
ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987.