Научные организации и исследовательские программы
Организация научно-исследовательской деятельности в каждой стране имеет особенности, обусловленные историей.
К концу XX в. во всех странах мира психологические разработки ведутся, как правило, в специализированных исследовательских институтах, лабораториях, которые могут входить в различные организационные структуры и иметь разное финансирование и статус, оставаясь, однако, психологическими как по направле-
нию работ, так и по квалификации сотрудников.
Постсоветская Россия унаследовала от СССР структуру научно-исследовательских учреждений, включающую академические НИИ и лаборатории, исследовательские учреждения в структуре «ведомственной» науки и научно-исследовательские подразделения высших учебных заведений. Существовала также система научно-исследовательских договорных работ, осуществляемых сотрудниками вузов по заказам госучреждений и предприятий (на сегодняшний день она практически разрушена).
Старейшим психологическим научно-исследовательским учреждением страны является Психологический институт Российской академии образования, основанный в 1914 г. на средства выдающегося русского промышленника и мецената СИ. Щукина. На протяжении 80 лет институт неоднократно менял свое название и ведомственную принадлежность, но оставался центром фундаментальных исследований. В Психологическом институте РАО (ПИ РАО) работает свыше 240 сотрудников. ПИ РАО — это 30 лабораторий и исследовательских групп, объединенных в следующие отделы: 1) «Философская и культурно-историческая психология», 2) «Возрастная психология развития», 3) «Педагогическая психология», 4) «Психология личности», 5) «Общая психология», 6) «Практическая психология». При институте организован Международный психологический колледж. Директор Психологического института РАО — академик РАО В.В. Рубцов. В состав Российской академии образования входит Отделение психологии и возрастной психологии. Сегодня в учреждениях РАО работает наиболее многочисленный «отряд» отечественных психологов.
Многие исследовательские институты и центры РАО возглавляют психологи; в большинстве институтов имеются отделы и лаборатории психологического профиля. К их числу относятся: Институт кор-рекционной педагогики РАО, Институт педагогических инноваций РАО, Иссле-
довательский центр семьи и детства РАО, Исследовательский центр социальной педагогики РАО, Исследовательский центр социологии образования РАО, Исследовательский центр эстетического воспитания РАО, Институт профессионального самоопределения молодежи РАО.
Созданный в 1992 г. Институт развития личности РАО занимается преимущественно психологическими исследованиями: психология реабилитации личности, психология жизненного самоопределения, психология развития и т. д.
В системе образования существует множество психологических исследовательских учреждений, в частности Научно-методический центр «Диагностика, адаптация, развитие» им. Л.С. Выготского и Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца при Комитете образования г. Москвы. За пределами Москвы в Институте образования взрослых РАО (Санкт-Петербург), Институте образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО (Томск) и многих других учреждениях организованы психологические лаборатории.
Крупнейшим научно-исследовательским психологическим учреждением в России является Институт психологии Российской академии наук (ИП РАН), организованный в 1971 г. по инициативе Б.Ф. Ломова (первый директор института).
В организации ИП РАН приняли участие такие выдающиеся ученые, как А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Е.В. Шорохова, В.Д. Небылицын, В.А. Пономаренко, П.К. Анохин, А.И. Берг, В.В. Парин и многие другие. В состав Института психологии РАН вошел сектор психологии Института философии РАН, образованный в 1945 г. С.Л. Рубинштейном.
Сегодня в ИП РАН работает около 180 сотрудников, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования в следующих основных направлениях: общая психология, психология личности, дифференциальная психология, социальная психология, когнитивная психология, психология труда и инженерная психология, психофизиология и т. д. В составе института 16 научных подразделений (лаборато-
рий и функциональных групп). При институте действует Консультационный центр, Высший психологический колледж и издательство. Институт является учредителем «Психологического журнала» РАН и журнала «Иностранная психология». С 1989 по январь 2002 г. директором ИП РАН был трагически погибший выдающийся психолог, исследователь и организатор науки член-корреспондент РАН А. В. Брушли некий. С 2002 г. директор Института психологии — А.Л. Журавлев.
В системе Российской академии наук существует еще ряд научных психологических подразделений, в частности сектор социальной психологии науки Института истории естествознания и техники РАН.
Крупнейшим исследовательским центром в области медицинской психологии и психотерапии является Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева в Санкт-Петербурге (директор — профессор Б.Л. Кабанов).
Психологические исследовательские лаборатории и группы имеются в институтах Российской академии медицинских наук, в частности в Научном центре психического здоровья.
Исследования по прикладной психологической проблематике ведутся в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, НИИ авиационной и космической медицины, в Научно-практическом центре ШВС РФ, Институте медико-биологических проблем, во Всероссийском НИИ МВД РФ, Всероссийском НИИ технической эстетики и множестве других ведомственных научно-исследовательских учреждений.
Издавна мощнейшим научным психологическим потенциалом располагают факультеты психологии крупнейших университетов: Московского государственного университета (МГУ), Московского государственного педагогического университета (МГПУ), Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Ярославского государственного университета (ЯрГУ). Кафедры и лаборатории этих вузов проводят исследования, соответствующие мировому уровню.
Таблица 1. РГНФ и RSS: сравнительная структура распределения грантов
(данные по Москве)
Название дисциплины | Рейтинг | Средний рейтинг | ||||||
1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | дисциплины | |||||
RSS | РГНФ | RSS | РГНФ | RSS | РГНФ | RSS | РГНФ | |
Филология | 3=4=5 | 2=3 | ||||||
История | 6=7=8 | |||||||
Экономика | 3=4 | 3=4 | ||||||
Философия | 6=7=8 | 3=4 | 3=4 | |||||
Психология и педагогика | 6=7=8 | 4=5 | ||||||
Политология и право | 3=4=5 | 2=3 | — | |||||
Социология | ||||||||
Искусствоведение | 3=4=5 | 4=5 |
Примечание.Название и группировки дисциплин приведены по классификации, принятой в РГНФ. Дисциплины перечислены по уровню среднего ранга РГНФ. RSS — Центрально-Европейский университет.
Традиционный список ведущих психологических научных учреждений России («большая пятерка») составляют Институт психологии РАН, Психологический институт РАО, Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева и факультеты психологии МГУ и СПбГУ. На их долю приходится большая часть научного «продукта» российской психологии. Эти центры имеют наибольшее число научных договоров, а сотрудники получают большую часть фантов, финансируемых научными фондами РГНФ, РФФИ, «Культурная инициатива», «Фонд Форда» и т. д.
К сожалению, экономическое положение науки в России и дезинтеграция исследовательских связей являются серьезной причиной, не позволяющей реализовать научно-исследовательские психологические проекты национального масштаба. Однако кадровый и организационный потенциал для этого еще существует.
Новой для России организационно-финансовой формой поддержки психологической научной деятельности являются научные фонды. К их числу относятся уже упоминавшиеся РГНФ и РФФИ, а также иностранные фонды, финансирующие исследования российских ученых, в первую очередь — Международный научный фонд и его многочисленные ответвления («Культурная инициатива», «Открытое общество», «Центрально-Европейский университет» и пр.). Например, в структуре Российского гуманитарного научного фонда существует отдел, занимающийся проблемами комплексного изучения человека.
Из 8 основных дисциплин (филология, история, экономика, философия, психология и педагогика, политология и право, социология, искусствоведение) психология занимает среднее положение в рейтинге по числу поддержанных фантов (табл. 1).
По числу поддержанных фантов лидируют психологи факультета психологии МГУ, Психологического института РАО и Института психологии РАН г. Москвы (табл. 2). Это отнюдь не свидетельствует о том, что в других университетских городах России нет выдающихся исследователей и крупных коллективов. Объяснение про-
Таблица 2. Сравнительный рейтинг дисциплин по числу присужденныхгрантов
(данные по России за 1994 г.)
Название дисциплины* | РГНФ | RSS | Гуманитарии** | Фуль-брайт | АЙРЕКС | АСПРЯЛ |
Филология | 2=3 | |||||
История | 3=4=5=6 | |||||
Экономика | — | 3=4=5=6 | ||||
Философия | 3=4 | — | 3=4=5=6 | |||
Психология и педагогика | — | — | ||||
Политология и право | — | — | 2=3 | |||
Социология | — | — | — | 3=4=5=6 | ||
Искусствоведение | — | — | — |
* Дисциплины перечислены по рейтингу РГНФ.
** Конкурс проводился только по гуманитарным дисциплинам.
стое: Москва обладает наибольшим количеством научных учреждений и кадров.
Подводя итог, можно сказать, что сегодня в России (так же как и за рубежом) психология является самостоятельной, достаточно институализированной наукой, располагающей системой научных центров и высококвалифицированными кадрами исследователей.
Психологические ассоциации
Крупнейшей организацией, объединяющей психологов мира, является Международный союз психологической науки (The International of Psychological Science — IUPsyS). В его состав входят национальные союзы и ассоциации, представляющие психологов отдельных стран по принципу «одна ассоциация — одна страна».
IUPsyS был основан в 1951 г. На сегодняшний день он объединяет 54 национальные психологические ассоциации. В свою очередь IUPsyS входит в качестве члена в состав Международного совета социальных наук (ISSC) и Международного совета научных союзов (ICSU).
Кроме того, за IUPsyS закреплен консультативный статус при UNESCO.
Крупнейшим психологическим национальным союзом сегодня является Американская психологическая ассоциация (АРА). Россия также представлена в составе IUPsyS национальной организацией — Российским психологическим обществом при Президиуме Российской академии наук, которое стало правоприемником Общества психологов СССР.
Помимо национальных союзов в Международный союз психологической науки входят на правах ассоциированных членов и другие международные объединения психологов, образованные по принципу научной специализации или практической направленности. К их числу относятся: Международная ассоциация прикладной психологии (IAAP); Межамериканское общество психологии (объединяет ученых Латинской Америки); Ассоциация научной психологии франкоязычных стран (APSLA); Международный союз психологов (ICP); Международная ассоциация кросскультур-ной психологии (IACCP); Европейская ассоциация экспериментальных социальных психологов (EAESP); Междуна-
родное общество компаративной психологии (ISCP); Международное общество изучения развития поведения (ISSBD); Европейская ассоциация психологии личности (ЕАРР).
Международный союз психологической науки регулярно проводит всемирные конгрессы психологов, а также конференции, семинары и совещания по отдельным направлениям и проблемам психологической науки и практики. Последний, XXVI Международный психологический конгресс состоялся в Монреале (Канада) в 1996 г.
IUPsyS оказывает поддержку отдельным научным проектам, проводит научные тренингеминары и т. д. С 1966 г. выпускается орган IUPsyS «Международный журнал психологии».
Крупнейшим объединением отечественных психологов является Российское психологическое общество, которое зарегистрировано в качестве научного общества при Президиуме РАН. Оно основано в 1994 г. в Москве на Учредительном съезде. В состав общества входят 56 региональных отделений. Руководит обществом Координационный совет, избираемый съездом. В промежутках между съездами и заседаниями КС РПО им руководит президент и Президиум КС. Общество руководствуется в своей деятельности Уставом и Программой. В структуре РПО образованы секции: психологии образования, психологии творчества, психологии рекламы и т. д. РПО издает серию сборников «Психология сегодня». Юридический адрес Российского психологического общества: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13.
Помимо РПО в России действует немало независимых психологических ассоциаций: Ассоциация психологов-практиков, Общество психологов, Психофизиологическое общество и др.
Подготовка психологов и учебные программы
Психология к концу XX в. стала одной из наиболее популярных профессий. Психо-
логическое образование можно получить практически в любом крупном зарубежном университете. Поэтому в данном разделе ограничимся спецификой подготовки психологов в России.
Сегодня психологов готовят на психологических и психолого-педагогических факультетах классических и педагогических университетов. По неполным данным, к январю 1997 г. в государственных и негосударственных вузах Российской Федерации было создано около 120 психологических факультетов и отделений. До 1991 г. в России существовали лишь факультеты психологии Московского, Ленинградского и Ярославского университетов, отделения психологии в Саратовском и Ростовском университетах, а также факультеты педагогики и психологии МГПИ им. В.И. Ленина.
Специальность 521000 «Психология» включена в классификатор направлений и специальностей профессионального высшего образования. Кроме того, сегодня специальность «Психология и педагогика» входит в обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по гуманитарным и социально-экономическим наукам.
Социально-экономические реформы и политическая революция 1990 — 1993 гг. привели к легализации рынка частных психологических услуг и формированию спроса на практических психологов в различных сферах: политике, рекламе и маркетинге, менеджменте и предпринимательской деятельности и т. д. Возросло число платных психологических консультаций, фирм, занимающихся отбором и аттестацией кадров и т. д. В школах Российской Федерации введены штатные должности психологов. Рынок платных образовательных услуг также потребовал привлечения специалистов по вопросам психологии образования. Введены должности психолога в медицинских учреждениях. И вместе с тем сократился спрос на психофизиологов, специалистов по инженерной психоло-
гии и психологии труда в связи со свертыванием отечественного производства и кризисом, охватившим военно-промышленный комплекс и всю сферу наукоемких технологий.
Если до 1990-х гг. подготовка психологов имела академическую направленность и студенты ориентировались на преподавательскую и научную работу, то сегодня большинство выпускников связывают свою карьеру с практической работой, а специализация приобрела конкретно-прикладную направленность.
Программа подготовки психологов-бакалавров (4 года) в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования помимо углубленного изучения общих курсов предполагает также прохождение следующих обязательных специальных дисциплин:
• основы общей психологии;
• психологический практикум;
• история психологии;
• социальная психология;
• клиническая психология;
• психофизиология;
• педагогическая психология;
• возрастная психология;
• психология труда и инженерная психология;
• основы психодиагностики;
• зоопсихология и сравнительная психология;
• экспериментальная психология;
• психогенетика;
• анатомия центральной нервной системы;
• физиология центральной нервной системы;
• физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем;
• антропология;
• математические методы в психологии.
Кроме того, программой подготовки предусматриваются спецкурсы по выбору студентов и факультативные психологические курсы.
Подготовка магистров (2 года) предполагает специализацию в одном из основных направлений психологической науки.
Во многих крупнейших вузах и психологических НИИ существуют аспирантура и докторантура.
Наибольшее число кандидатских и докторских диссертаций, поданным Положения ВАК РФ за 1995 год, защищено по педагогической и общей психологии, наименьшее — по дифференциальной психологии, психодиагностики, юридической психологии, психофизиологии.
Крупнейшими психологическими факультетами в России до сих пор остаются факультеты Санкт-Петербургского государственного университета, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Ярославского государственного университета им. Н.П. Демидова. На факультет психологии МГУ подготовка психологов осуществляется на кафедрах общей психологии; психофизиологии; нейро- и патопсихологии; возрастной психологии; педагогики и педагогической психологии; педагогики; психологии и методики преподавания в высшей школе; социальной психологии. При факультете действуют курсы переподготовки лиц с высшим образованием на психологические специальности. Обучение ведется на вечернем и дневном отделениях.
Факультет психологии СПбГУ, основанный так же, как и аналогичный факультет МГУ, в 1966 г. имеет 9 кафедр и 11 специализаций: общая психология и психология личности; психология развития и дифференциальная психология; экспериментальная и прикладная психология; психологическое обеспечение профессиональной деятельности и менеджмента; медицинская психология; социальная психология; юридическая психология; психология социальной работы; спортивная психология; политическая психология; специальная психология (психология детей с проблемами развития). Существуют дневное и вечернее отделения, ведется переподготовка лиц с высшим образованием.
Сегодня в стране (прежде всего — в обеих столицах) образовано множество учебных заведений, открыты факультеты психологического и психолого-педагогического профиля. В частности, в Москве ведется подготовка психологов на факультетах психологии Московского городского педагогического университета, Московского городского психолого-педагогического института, Московского педагогического государственного университета, Московского государственного социального университета, Института молодежи и т. д.
В 1995 г. на базе Российской академии наук открыт Республиканский центр гуманитарного образования (университет) Минобразования России. Ныне — Государственный университет гуманитарных наук (ГУГН). В его структуру входит Институт психологии ГУГН (на правах факультета), в котором наряду с подготовкой специалистов также ведется подготовка магистров психологии, аспирантов, а также повышают квалификацию преподаватели вузов. В отличие от практической ориентации других факультетов обучение в ГУГН направлено на подготовку научных работников и преподавателей высшей школы.
Для сравнения приведем программы подготовки психологов в зарубежных университетах. В Принстонском университете (срок обучения бакалавра — 4 года) студент должен изучить 30 дисциплин, на каждую отводится один семестр: 1 — 3-й курсы изучают по 4 дисциплины, а 4-й курс — по 3 дисциплины за семестр. Подготовка докторов философии (срок обучения дополнительно к бакалавриату 4 — 5 лет) предусматривает изучение в течение первых двух лет 3—4 дисциплины и сдачу экзамена, а в последующие годы — подготовку диссертаций.
Программа подготовки психологов в Высшей технической школе Дармштадта (ФРГ) включает базовый этап (1—4-й семестры) и этап специальной подготовки. На первом этапе студент получает основные знания по психологии и проходит практикумы по основам психологии статистики, участвует в экспериментальном и эмпирическом практикумах и двух проф-семинарах. Он должен научиться читать специальную литературу на английском языке, уметь коллективно решать научные задачи. На втором этапе подготовки (5-9-й семестры) студент изучает две дисциплины («Диагностика и оценка» и «Методы исследования»), три дисциплины прикладных и одну непсихологическую дисциплину по выбору. Кроме того, студенты углубленно изучают по выбору «Когнитивную психологию» или «Психологию коммуникаций». Студенты проходят три шестинедельные практики или выполняют профессиональную работу в течение шести недель.
Рассмотрим структуру и направления подготовки еще двух факультетов. Психологический факультет Стокгольмского университета — одного из старейших и авторитетнейших в Европе — состоит из 6 отделов: 1) биологическая психология, 2) когнитивная психология, 3) клиническая психология, 4) трудовая и организационная психология, 5)восприятие и психофизика, 6) личность, социальная психология и психология развития.
Университет Бен-Гурион (Беер-Ше-ва) третий по величине в Израиле. В его структуру входит департамент поведенческих наук, т. е. в первую очередь психология и отчасти социология. Он взаимодействует с департаментами индустриальной инженерии и менеджмента. Студенты обучаются по следующим специальностям: клиническая психология, организационная психология, психология развития, когнитивная психология и нейропсихология, антропология, социология, индустриальная психология.
Заключая, можно отметить, что психологическое образование в различных странах институализированно. Подготовка психологов осуществляется по сходным направлениям. И в этом университеты России не отличаются от учебных центров мира. Проблема качества подготовки специалистов-психологов остается за пределами данного изложения.
Список литературы
Ананьев Б.Г. О проблемах современного челове-кознания. М.: Наука, 1977.
Бруииинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», 1996.
Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1976.
Джемс Ч. Психология. М.: Педагогика, 1991.
Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.
Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: ИП РАН, 1993.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2001.
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки рос. психологии. М.: Тривола, 1994.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М., 1997.
Небылицын В.Д. Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1979.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: МПА. 1994.
Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.: ИП РАН, 1997.
Роговин М.С. Введение в психологию. М.: Высш. шк., 1969.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М., 1989.
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
Bunge M. What kind of discipline in psychology: autonomies or dependent, humanistic or scientific, biological or sociological // New Ideas in Psychology. 1990. V. 8, № 2. P. 121-137.
Bunge M., Ardila R. Philosophy of psychology. N.Y.: Springer, 1987.
Ghffits M. Pop-psychology//The Psychologist. 1995. V. 8, № 10. P. 455-457.
Психофизиология
Общая психофизиология
2.1.1. Введение
Психофизиология — наука о механизмах психических процессов и состояний. В психофизиологии 1990-х гг. применяются разнообразные методы и объекты исследований: от поведенческого уровня до молекулярного — вот диапазон анализа; от сообществ человека и животных до структуры молекул — вот объекты опытов. Психофизиология становится дисциплиной, интегрирующей в своем арсенале самые последние достижения биологических наук, математики и физики. Современная психофизиология по праву может быть определена как новая наука — психобиология. Типичным примером развития современной психофизиологии являются исследования памяти: начатое с изучения феномена на уровне поведения, постепенное углубление в проблему привело к использованию методов и понятий биохимии, нейрогенетики, биофизики, нейрофизиологии и т.д. [Греченко, 1999; Данилова, 2001]. Перспективны работы, в которых сопряжены несколько методов: например, в исследованиях психофизиологии зрительного восприятия наиболее интересные результаты получены при использовании нейрофизиологического анализа, нейрогистохимии, биохимии и нейрогенетики [Хьюбел, 1990]. Сохраняются основные проблемы — вопросы же, возникающие в ходе работы,
часто непонятны специалистам, занимающимся одной и той же темой, но применяющим разные методы изучения. Например, язык нейрогенетики незнаком специалисту, пользующемуся методами анализа вызванных потенциалов.
В психофизиологии сегодняшнего дня выделяется несколько концептуально оформленных ветвейялсихофизиологичес-кое направление, основанное Е.Н. Соколовым, сущность поисков которого отражена в логике триумвирата «человек — нейрон — модель» ^remcojj^jiarTora^ec-кая школа П.К. Анохина и В.Б. Швыр-кова, опирающаяся на теорию функциональных систем ;=нейрогенетичеекая психофизиология, которая выросла в самостоятельную, продуктивную и яркую ветвь из психологии индивидуальных различий и разрабатывается в исследованиях И. В. Равич-Щербо и ее коллерасследования механизмов памяти, функциональных состояний, восприятия, эмоций р мышления [Данилова, 1999; Основы психофизиологии, 2000; Равич-Щербо и др., 1999; Хьюбел, 1990].
2.1.2. Психофизиология памяти в школе Е.Н. Соколова
Для ответа на вопрос о том, обладает ли система памятью и каковы ее характеристики, в простейшем случае можно использовать многократное повторение* внешнего сигнала с интервалами, превосходящими время переходного процес-
са. Если в результате повторений сигнала система оказывается способной воспроизвести запись, то она обладает механизмом записи,сохранения,считывания и воспроизведения, памятью в собственном смысле слова. Общая характеристика памяти включает«йлительность про-цесса фиксацииг-прочность удержания,продолжительность и-объем сохранения,-полноту.-точность и-скорость считывания и особенности воспроизведения.
Обычно данные о процессах памяти получают на основе результатов воспроизведен ия^Qшaкc>jщcjlдоизвед£щ^e само з^щцсдт_от*усл5Вш восприятия«-условий фиксации~избирательности считывания,-особенностей эфферентной системы, участвующей в воспроизведении сигнала. Энграммы памяти могут храниться в течение всей жизни, а доступ к ним утрачивается. Опыты, проведенные У. Пенфилдом [Penfield, 1969], показали, что при раздражении электрическим током зон «перекрытия» анализаторов на границе височной, затылочной и теменной областей коры больших полушарий больной, находящийся под местной анестезией, вновь переживает сцены из своего прошлого. Эти переживания либо носят характер сновидений, либо приобретают яркость галлюцинаций. Больной слышит мелодии, голоса, узнает говорящих, видит входящих в помещение людей. Проверка показала, что действительно воспроизводятся картины пережитых событий, которые в обычных условиях не вспоминаются. Анализ случаев феноменальной памяти, проведенный А.Р. Лурией, подтверждает возможность безошибочного воспроизведения сложного бессвязного текста спустя 15 лет после его первоначального заучивания, что также свидетельствует в пользу устойчивости следов памяти. Следовательно, можно говорить о существовании механизма памяти в виде непрерывной записи событий с одновременной отметкой времени каждого переживания.
.Однако в обычных условиях лишь часть этих «записей» поддается воспроизведению, которое ограничено возможностями считывания. Используя метод суммирования вызванных потенциалов, отводимых с помощью электродов, вживленных в лобные отделы коры больших полушарий человека, Г. Уолтер (1965) обнаружил волну «ожидания» в форме негативного колебания, появляющегося всякий раз перед тем, как испытуемому предстояло совершить действие или принять решение. Р^а^цхи^Э1^озш^ляют, сокращая механизм внешнего воспроизведения, приблизиться к внутренним процессам и получить новые данные о природе нервного следа. Рассмотренные выше эффекты репродукции следа дают возможность осуществить «наложение» реакции на внешний сигнал и получить данные о «конфигурации» следа памяти. Однако такие исследования памяти ограничены возможностями механизмов считывания и воспроизведения. Исключить или снизить их участие в механизме считывания и воспроизведения при изучении памяти можно при помощи анализа узнавания, основанного на сличении внешних сигналов со следами раздражений, хранимых в памяти. Обычно при изучении узнавания испытуемые выбирают из серии объектов те из них, которые были им предъявлены ранее. В этом случае механизм воспроизведения следа исключается, и^эффектав-ность_гхамяти измеряется количеством правильных идентификаций. Однако описанный прием не позволяет исследовать «конфигурацию» следа памяти. Для того чтобы метод узнавания стал пригодным для изучения конфигурации следа памяти, порядок исследования должен быть несколько изменен. Сначала предъявляется стимул-эталон, с которым и сравниваются поступающие позже сигналы. L Привыкание и есть одна из форм обучения, результатом которой является формирование энграммы стимула-эталона. Рассогласование действующего стимула с созданной энграммой становится причиной развития ориентировочной реакции. Привыкание.Основная проблема, которой занимались исследователи школы Е.Н. Соколова в 1950-е гг., — это субъективное изучение ориентировочной реакции. Впервые в психологии в
опытах использовались методы регистрации объективных показателей физиологических функций. Анализировал иУэлектро-энцефалограмму (ЭЭГ)Участоту биения сердца^частоту дыханиям/движения глаз,
Усопротивление кожи (КГР)Уплетизмо-фамму. Основной эксперимент был задуман так, что получали массу возможностей для исследования привыкания — пластичности, играющей важнейшую роль в ориентировочно-исследовательском поведении. Привыкание— негативная форма . обучения. обна_руживаемая_у всех живых 1судцест-в, независимо от уровня их эволюционного развития. Привыкание стало тем феноменом, который положил начало систематическому исследованию механизмов памяти. Сначала это были опыты, которые выполнялись на человеке, анализировались изменения, происходящие на макроуровне. В экспериментах Е.Н. Соколова была исследована динамика привыкания, выявлены его основные критерии, получены электрофизиологические показатели. Однако до мере накопления экспериментальных данных и появления новых научных гипотез выбор объектов для исследований расширялся — начавшись с исследований привыкания на уровне человека, в настоящее время он включает
•-анализ нейрогенетических механизмов, изучение генетического контроля эффективности работы синаптических контактов во время формирования пластических изменений [Соколов, 1981].
Нервная модель стимула. Впроцессе исследования ориентировочной реакции возникла идея о нервной модели стимула, которая составила в дальнейшем теоретическую основу исследований Е.Н. Соколова и его коллег [Соколов, 1969]. Основное содержание гипотезы о нервной модели стимула следующее: в нервной системе создается памятный след о качествах действующего стимула. Все параметры запечатлеваются по мере предъявления стимула. При изменении физических характеристик стимул воспринимается как незнакомый. Действие нового стимула вызывает сигнал рассогласования с нервной моделью стимула, что приводит к активации. В дальнейшем поиск локализации нервной модели привел к разворачиванию работ на нейронном уровне. Где и в какой форме происходит фиксация параметров действующего стимула? Сначала эксперименты проводили на кроликах, регистрируя электрическую активность нейронов различных структур мозга экстраклеточными микроэлектродами, а затем, по мере углубления представлений о механизмах, участвующих в фиксации характеристик поступающего сигнала, стали выполнять опыты на водном моллюске Limnaea stagnalis (прудовике) и сухопутном Helix pomatia (виноградной улитке). Ответ на вопрос о конкретных нейрофизиологических механизмах, участвующих в «запоминании» параметров действующего стимула, искали при помощи микроэлектродной регистрации внутриклеточных процессов, которые развивались в отдельных клетках во время привыкания, а затем и при более сложных формах обучения [Соколов, 1969, 1981].
До опытов Е.Н. Соколова и его коллег в 1960—70 гг. никто серьезно не изучал пластические свойства пейсмекерного потенциала нейрона, хотя многих исследователей привлекала эта необычная по своему генезу и функциям активность нервных клеток. Моделируя ситуацию привыкания на одной клетке при внутриклеточной регистрации ее электрической активности, Е.Н. Соколов, А.Л. Крылова и Г.Г. Аракелов получили феномен эндонейронально-го привыкания, в основе которого лежит пластичность пейсмекерного механизма [Соколов, 1981]. Электрофизиологические характеристики пейсмекерных потенциалов, их роль в организации поведения, участие в процессах памяти изучались на по-луинтактных препаратах и полностью изолированных нейронах [Соколов, 1969, 1981, Греченко, 2001]. Особенностью пей-смекерной активности является ее генетическая заданность, а многообразие проявлений пейсмекерной активности нейрона дает возможность подойти к исследованию проблемы нейрогенетических механизмов памяти [Греченко и Соколов, 1986]. Результаты, полученные в опытах А.Л. Кры~
ловой и ГГ. Аракелова, сделали возможным предположение об эндонейрональ-ной природе энграммы, формирующейся в процессе негативного обучения. Функция постсинаптических структур в процессах обучения и памяти в наибольшей мере исследовалась в опытах на полностью изолированных нейронах — ввиду особенностей данной биологической модели все пластические изменения связаны только с соматическим отделом нейрона и часть из них имеет эндонейрональную локализацию. Многообразие следовых эффектов, обнаруживаемых в опытах на полностью изолированных нервных клетках, простота формирования ассоциативных связей между действующими нейрохимическими и электрическими воздействиями, поступающими на нейрон в опытах, моделирующих различные ситуации обучения, демонстрируют исключительно высокую степень пластичности, потенциальн