Психолого-педагогическая характеристика на ребенка
ХАРАКТЕРИСТИКА
Северин Марии Владиславовны
Мария родилась 26.01.2009 года.
Возраст: 5 лет.
Мать, Татьяна Николаевна, 16.09.1981 года рождения.
Отец, Владислав Юрьевич, 28.05.1979 года рождения.
Мария является воспитанником дошкольного образовательного учреждения «Ольшанский ясли-сад № 3». Данное дошкольное учреждение посещает с 3 лет.
Возраст матери во время рождения Марии - 28 лет, отца – 30 лет. Серьезных наследственных заболеваний, психических нарушений среди родственников, родителей нет.
Ребенок родился доношенным, травм матери во время беременности не было. Беременность и роды протекали без отклонений и осложнений.
Физически, интеллектуально, эмоционально ребенок развивался в соответствии с возрастной нормой.
Перенесенные заболевания: редко ОРЗ. Осложнений после заболеваний не было. Травмы отсутствуют.
Проживает на территории с хорошими экологическими условиями.
В семье доброжелательные отношения. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Тип отношений родителей к дочери - «Принятие». Они уважают индивидуальность дочери, симпатизирует ей. Стремятся проводить много времени вместе с ребенком, одобряют ее интересы и планы. Они воспринимает своего ребенка хорошим, приспособленным, удачливым. Им кажется, что дочь добьется успеха в жизни, основываясь на своих способностях, талантах, склонностях. По большей части родитель испытывает к ребенку нежность, любовь, заботу. Они доверяют и уважают ее. Мария воспринимает семью сплоченной. Ощущает себя частью семьи, члены которой заботятся друг о друге и ребенке. Психологическая атмосфера в семье благоприятная. Ребенок ощущает эмоциональное единство и поддержку родителей.
В группе детского сада создана дружеская, непринужденная атмосфера. Дети занимаются разнообразными видами деятельности на занятиях, активно участвуют. Стихийность отсутствует. Занятия проходят продуктивно при активном взаимодействии сторон.
Мария в «обычных» ситуациях от взрослых ожидает одобрения и поощрения, а вот в не совсем обычных ситуациях, она уверенна, что ее могут не понять и не поверят ей, если им скажут, что она не совсем правильно поступила.
Для Марии характерен такой тип общения, как познавательное общение. Она с удовольствие слушает рассказы и сказки, активно пересказывает, комментирует, дает оценку услышанному.
Мария является предпочитаемой в группе сверстников. Это активная, отзывчивая, творческая девочка, которая обладает организаторскими способностями. Она способная влиять на мнение и поведение остальных членов группы, объединять и направлять их. Ее нормы и формы поведения, суждения и мнения, становятся значимыми образцами для подражания и следования другими детьми.
У Марии адекватная самооценка. Характерны такие черты, как активность, общительность, оптимизм, ответственность, уверенна в себе и своих возможностях. Отношение к своим ошибкам и чужим, в целом – адекватное: может огорчиться; свои - старается исправить, чужим - сочувствует. Имеет высокий личностный потенциал и компетентность.
Условия для реализации индивидуальных потребностей детей в группе детского сада созданы. Материальное оснащение группы (игрушки, книги, развивающие игры) хорошее.
Мария, индивидуально и со сверстниками, развертывает разнообразные игровые сюжеты. Способна комбинировать события и персонажи из разных смысловых сфер. Может быть инициатором игры – фантазирования. Легко находит смысловое место в игре сверстников, подхватывает и развивает их замыслы. Умеет внятно изложить замысел игры, предложить всем роли. С легкостью участвует в игре – придумывании. Внимательна к идеям других детей, умеет их учесть. Чувствует рассогласование в общем сюжете, преодолевает его посредством предложения новых событий. С одинаковой легкостью развертывает сюжет через ролевые взаимодействия.
Выполняет несложные рисунки, лепит, занимается аппликацией. Необходима помощь воспитателя при передаче в рисунке той или другой части предмета или их расположении.
Хорошо развиты гигиенические навыки. Имеет несложную домашнюю обязанность. К трудовой деятельности относится положительно. Поручения воспитателя трудовой направленности охотно и аккуратно выполняет.
В мотивационной структуре Марии просматриваются широкие смыслообразующие мотивы. Ее деятельность и поведение направлены на достижение успеха, высокого качества в работе, доброжелательных взаимоотношений с окружающими. Стремится к общению. Характерен альтруизм. Встречаются ответы о желании обладать определенными материальными благами, иметь какие-то новые качества, способности, приобрести друзей. Уверена в своих желаниях и потребностях.
Мария умеет правильно оценивать свое поведение, мотивируя моральную оценку нравственной нормой. Владеет моральными суждениями, разумно объясняет свой поступок, используя нравственные категории. Поведение устойчиво, положительно направлено, она вежлива, тактична. Всегда прислушивается к замечаниям и требованиям взрослого, правила не нарушает. Поведение устойчиво. Понимает переживания других, проявляет заботу, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагирует на неудачи других.
Мария обладает сильным типом нервной системы. Эти показатели говорят о том, что сохраняется высокая работоспособность без значительных колебаний в течение заданного времени.
Мария способна тонко чувствовать и не упускать мелких деталей. Общительна, но непостоянна в своих привязанностях. Гибкая, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но склонна к поверхностности. Чувствительна к малейшим изменениям отношений в коллективе. Эгоцентрична и обидчива. Выражена восприимчивость к внешним впечатлениям. Полагает, что жизнь полна еще не использованных возможностей. Боится упустить свою долю жизненного опыта, если не будет наилучшим образом использовать каждую минуту. Поэтому она преследует свои цели. Чем бы ни занималась, считает себя вполне компетентной в этой области. Иногда другие находят ее надоедливой и назойливой. Опасается, что ей могут помешать добиться того, чего хочет. Поэтому требует, чтобы другие признали ее правоту.
Она независима в своих поступках, руководствуется в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами. Нет враждебности к окружающим и конфронтации с группой сверстников. Она свободна в выборе, не подвержена внешнему влиянию. Имеет высокую степень гибкости в реализации своих целей в поведении, взаимодействии с окружающими. Обладает способностью быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Отдает себе отчет в своих потребностях. Способна к спонтанному и непосредственному выражению своих чувства. Не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции. Ценит себя за свои достоинства, положительные качества характера. Принимает себя такой, какая она есть. Имеет высокий уровень целостного восприятия мира и людей. Имеет высокий уровень выраженности творческой направленности личности, стремится к приобретению знаний.
Мария способна к порождению большого количества ассоциаций, образов. Она выдвигает разнообразные идеи, отличные от очевидных, нормативных. Присуща тщательность, детализация образов, существенных и несущественных деталей при разработке основной идеи. Обладает способностью к изобретательству, конструктивной деятельности. Высокий уровень творческого потенциала.
Мария имеет высокий уровень развития зрительно – моторной координации, тонкой моторики руки, хорошо сформированы графические навыки. Характерен высокий уровень произвольности. Она умеет внимательно слушать и четко выполнять указания экспериментатора, не отвлекаться на посторонние раздражители. Способно самостоятельно организовывать свою деятельность.
Уровень развития пространственного восприятия Марии высокий. Эти данные свидетельствуют о том, что девочка принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу, действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки. Она заинтересована в результате своей деятельности.
Уровень развития продуктивности и устойчивости внимания средний. Девочка способна сосредотачивать сознание на объекте, предмете деятельности. Фокусируется на нескольких центрах внимания, что дает возможность совершать несколько действий и позволяет ей успешно следить за несколькими процессами одновременно. Переключение внимания произвольное. Присуща высокая общая психическая работоспособность, утомляемость не характерна. Объем внимания высокий. Одновременно может охватить при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей большое количество объектов. Высокий уровень наблюдательности.
Мария имеет хорошую образную, слуховую механическую, словесную память. Она способно удерживать информацию в памяти длительное время – долговременная память – высокий уровень. Девочка успешно использует самоконтроль при запоминании наглядного материала. Она умеет подчинять свои действия указанию взрослого, в частности, его требованиям запомнить и припомнить изображения.
Мыслительные операции: обобщение, сравнение, выделение существенных и не существенных признаков проходят продуктивно.
Мария имеет высокий уровень словарного запаса, который хранится в активной памяти. Речь развита хорошо.
Высокий уровень развития воображения. Она дает схематичные, иногда детализированные, но оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком и другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является центральным элементом рисунка – высокий уровень разработанности.
Присущ высокий уровень интеллекта. Способна правильно и быстро планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели. Характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, способностью отделять главное от второстепенного. Общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта, имеет высокий уровень развития.
Аккуратна, всегда опрятно одета, самостоятельно следит за своим внешним видом.
Мария имеет высокий уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, интеллекта. Творчески потенциал девочки находится на высоком уровне.
Педагогу – психологу разработать и реализовать индивидуальную программу по развитию творческих способностей детей 5-6 лет.
Воспитателю уделять внимания развитию творческого потенциала.
Родителям Марии продолжать уделять внимание развитию творческих способностей и задатков, а также интеллектуально - познавательному потенциалу ребенка.
ХАРАКТЕРИСТИКА
Викторовича Александра Денисовича
Александр родился 17.07.2009 года.
Александру 5 полных лет.
Мать, Ксения Игоревна, 23.04.1988 года рождения.
Отец, Денис Дмитриевич, 12.02.1985 года рождения.
Александр является воспитанником дошкольного образовательного учреждения « Ольшанский ясли - сад № 3». Данное дошкольное учреждение посещает с 3 лет.
Возраст матери во время рождения Александра - 21 год, отца – 24 года. Серьезных наследственных заболеваний, психических нарушений среди родственников, родителей нет.
Александр родился доношенным, травм матери во время беременности не было. Беременность и роды протекали без отклонений и осложнений.
Физически, интеллектуально, эмоционально ребенок развивался в соответствии с возрастной нормой.
Перенесенные заболевания: частые ОРЗ. Осложнений после заболеваний не было.
Проживает на территории с хорошими экологическими условиями.
Воспитанием ребенка в семье занимаются оба родителя. Александра внутрисемейные отношения тревожат. Присуща выраженная конфликтность внутри семьи. Его чувства эмоционально неоднозначны. Ребенок ощущает эмоциональную отверженность родителей, их через мерную строгость. В отношениях родителей к Александру отчетливо просматривается авторитаризм. Они требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. Характерны строгие дисциплинарные рамки. За проявления своеволия его сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
В группе детского сада создана дружеская, доброжелательная атмосфера. Дети занимаются разнообразными видами деятельности на занятиях. Стихийность отсутствует. Занятия проходят продуктивно при активном взаимодействии сторон.
Александр в «обычных» ситуациях не ожидает одобрения и поощрения со стороны взрослых. В не совсем обычных ситуациях, он уверен, что его не поймут и не поверят ему, а если им скажут, что он не совсем правильно поступил, то его могут наказать.
Александр является принятым в детском коллективе. Малообщительный, скромный, имеет друзей в группе сверстников, чувствуют себя в ней уютно.
Самооценка – заниженная. Характерны такие черты, как пассивность, малая общительность, пессимизм, боится брать на себя ответственность, не уверен в себе и своих возможностях. Ошибки в деятельности приводят к отрицательным эмоциональным реакциям, снижению настроения и активности. Во всем происходящем винит себя, долго переживает.
Условия для реализации индивидуальных потребностей в группе детского сада созданы. Материальное оснащение группы хорошее.
Для Александра характерно практическое общение. Мальчик активно включается в игру. По ходу игры включает во взаимодействие экспериментатора. Он способен развертывать привычные сюжеты, часто весьма детально, с многочисленными ролевыми действиями и отношениями, активно использует ролевую речь – с партнерами и игрушками. Откликается на инновации других, может встроиться в игру сверстников, найти место в общем смысловом поле, двигаться вслед за более активным партнером, но сам инициативно не стремится прорвать сюжет. В игре - придумывании со взрослым, часто приходит в тупик при необходимости согласовывать свои предложения с предложениями других детей. Склонен к отвержению замысла другого, из-за трудностей комбинирования разных событий в единую новую сюжетную линию.
Мальчику необходима помощь воспитателя при передаче в рисунке, лепке, аппликации несложного сюжета, выполнении иллюстрации к сказке. Средний уровень владения художественной деятельности. Наибольшее предпочтение в рисовании отдает транспортным средствам.
Хорошо развиты гигиенические навыки. Знает о профессиях родителей. Имеет несложную домашнюю обязанность. К трудовой деятельности относится положительно. Поручение воспитателя о дежурстве в группе выполняет ответственно.
Предпочитает занятия физической культурой. На учебных занятиях образовательного плана малоактивен, инертен. Уровень развития учебных навыков низкий. Низкий уровень произвольности.
В мотивационной структуре Александра присутствуют широкие смыслообразующие мотивации. Это свидетельствует о большом разнообразии мотивов, которые влияют на поведения и деятельность, стимулируют познавательную активность. Преобладающей сферой предпочтений являются материальные блага. Характерна некоторая неуверенность в своих желаниях (своем праве на желание).
Имеет высокую степень зависимости, конформности, несамостоятельности, характерен внешний локус контроль. Не способен спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции. Не ценит себя за свои достоинства, положительные качества характера. Имеет низкий уровень принятия себя таким, какой он есть. Не принимает свое раздражение, гнев и агрессивность, считает их неправильными. Также характеризуется способностью к быстрому установлению глубоких, тесных и эмоционально насыщенных контактов со сверстниками. Познавательные потребности мало актуализированы. Имеет средний уровень выраженности творческой направленности личности.
Александр называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. Поведение неустойчиво. Всегда прислушивается к замечаниям и требованиям взрослого, правила не нарушает. Понимает переживания других, проявляет заботу, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагирует на неудачи других; мотивирует свое решение нравственной нормой.
Ребенок нуждается в спокойной обстановке. Хочет освободиться от стресса, избавиться от конфликтов и разногласий. Прилагает все усилия, чтобы, действуя осторожно, как-то разрешить сложившуюся ситуацию и связанные с ней проблемы. Пытается улучшить представление о себе в глазах других людей, чтобы они отнеслись к его желаниям и потребностям благожелательно и проявили уступчивость. Выраженная восприимчивость к внешним раздражителям. Если его ограничивают или стесняют, склонен подчиниться. Не хочет быть втянутым в разногласия из-за каких-либо мнений, воззрений или суждений, предпочитая, чтобы его оставили в покое.
У Александра слабый тип нервной системы. Это является показателем того, что период работоспособности непродолжителен и характеризуется перепадами, низкой работоспособностью и быстрой утомляемостью. В деятельности он уравновешен, инертен.
Александр обладает средним уровнем творческого потенциала. Он способен выдвигать различные идеи в своей деятельности. Рисунки отличаются небогатым разнообразием, мало детализированы. Изобразительный творческий потенциал средний.
Поло ролевое развитие ребенка соответствует возрастной норме.
Александр имеет низкий уровень развития зрительно – моторной координации, тонкой моторики руки, не сформированны графические навыки. Уровень развития пространственного восприятия средний.
Александр обладаетнизким уровнем объема внимания. Количество объектов, которое он может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей, малое. Низкий уровень наблюдательности, продуктивности и устойчивости внимания. Ему присуща низкая общая психическая работоспособность, характерна утомляемость. Не обладает способностью в течение длительного времени сохранять сосредоточенность на объекте внимания, предмете деятельности, отвлекается, пропускает фигурки и допускает ошибки. Распределение внимания – низкий уровень, не способен направлять и сосредотачивать свою психическую деятельность на нескольких объектах одновременно, отвлекается на посторонние раздражители и ослабляет внимание.
Александр имеет средний уровень развития образной памяти. Эти данные свидетельствуют о том, что у мальчика хорошо развита память на зрительные образы. Характерна утомляемость, снижения концентрации внимания, что влияет на скорость запоминания и приводит к низкому результату. Долговременная память - способность к сохранению информации на протяжении длительного времени - ниже среднего уровня. Это свидетельствует о низкой продуктивности памяти. Прочность сохранения и готовность к воспроизведению - ниже среднего уровня.
Уровень мыслительных операций: обобщения, сравнения, выделения существенных и не существенных признаков слабо развит. Процесс сравнения предложенных объектов и последующий акт их анализа проходит не продуктивно.
Александр обладает средним уровнем словарного запаса. Речь развита на достаточном уровне.
Александр обладает средним уровнем развития воображения. Мальчик дорисовывает большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком и другими детьми группы.
Уровень развития интеллекта средний. Выявлено большое количество неправильных ответов. Это может быть связано не с интеллектуальными трудностями, а с нарушением внимания, его низкой концентрацией, а также с неумением спланировать свою деятельность. Это существенно снижают успешность выполнения задания.
Аккуратный, всегда опрятно одет, самостоятельно следит за своим внешним видом.
Александр имеет низкий уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, интеллекта. Эти данные свидетельствуют о необходимости проведения коррекционно - развивающих занятий с целью преодоления установленных трудностей.
В результате целенаправленной работы психолога, воспитателей и родителей уровень развития памяти, внимания, мышления, ребенка повысится.
Педагогу – психологу разработать и реализовать индивидуальную коррекционно – развивающую программу по развитию познавательных процессов детей 5-6 лет.
Воспитателю уделять внимания Александру на занятиях, привлекать к различным видам деятельности, осуществлять индивидуально – личностный подход, развивать мелкую моторику во время выполнения рисования, лепки, аппликации.
Родителям создать эмоционально благоприятную атмосферу в семье. Осуществлять развитие мелкой моторики, общей осведомленности и социальной компетентности сына.