Протоколы психологических исследований
Дневник практики
Студента __________________________________________________________
Ф. И. О.___________________________________________________________
Психологическая практика проводится в (указать название учреждения, адрес)_____________________________________________________________
Руководитель практикой от организации (педагог-психолог) __________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Руководитель практикой от кафедры __________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Индивидуальный план работы на период практики
Дата | Виды работы |
1 неделя | Знакомство с базой прохождения практики. Подготовка к осуществлению практической деятельности. |
2 неделя | Осуществление диагностической деятельности. |
3 неделя | Анализ результатов психодиагностики. Подготовка характеристик испытуемых. Проведение зачетных групповых занятий и тренингов |
4 неделя | Работа с педагогами и родителями детей. Подведение итогов. |
Ежедневные записи о работе
Дата | Содержание работы | Количество часов | Отметка о выполнении |
1 неделя | |||
Знакомство с деятельностью психологической службы в дошкольном учреждении. 1. Беседа с педагогом-психологом дошкольного учреждения об особенностях организации работы психологической службы. 2. Изучение целей, основных задач, принципов деятельности и функций педагога-психолога в дошкольном учреждении. 3. Знакомство с правами, обязанностями и ответственностью специалиста психологической службы учреждения образования. 4. Беседа об этических нормах деятельности педагога-психолога. 5. Режим работы психолога в учреждении. 6. Примерное распределение недельного рабочего времени педагога-психолога. | |||
Изучение основных направлений работы педагога-психолога. 1. Знакомство с организационно-методической работой. Планирование работы на год, на месяц, на неделю; составление программ коррекционной работы; психолого-педагогическое сопровождение; участие в методических объединениях, педсоветах. 2. Изучение рекомендаций по оформлению документации, составлению годовых планов. 3. Изучение формы ведения отчетной документации. 4. Ознакомление с методической оснащенностью и оформлением кабинета (стимульный, технический и вспомогательный материал). 5. Особенности психодиагностической работы педагога-психолога. Индивидуальная и групповая диагностика дошкольников, родителей, педагогов. 6. Знакомство с аналитической деятельностью психолога. Обработка и анализ результатов диагностического обследования; составление протоколов, психологических карт, справок-отчетов. 7. По договоренности с педагогом-психологом присутствовала на психодиагностическом обследовании дошкольников. | |||
Изучение содержания работы педагога-психолога по основным направлениям деятельности. 1. Изучение особенностей психокоррекционной и развивающей работы педагога-психолога. 2. Составление списка коррекционных групп, проведение индивидуальных и групповых коррекционных или развивающих занятий по результатам диагностического обследования 3. Изучение особенностей психопрофилактической и просветительской работы в дошкольном учреждении. 4. Изучение особенностей консультативной работы в дошкольном учреждении. | |||
Реализация социального заказа дошкольного учреждения. 1. Студент изучает социальный заказ учреждения на деятельность психологической службы. 2. Студент изучает запрос, сформулированный педагогом-психологом учреждения, исходя из содержания и задач психологической службы. 3. Помощь педагогу-психологу в реализации социального заказа дошкольного учреждения. | |||
Подготовка к проведению психодиагностического обследования 1. Знакомство с детьми и воспитателями. 2. Наблюдение за детьми с целью выбора дошкольников для психодиагностического обследования. 3. Подбор методик для проведения психодиагностического обследования личности и познавательной сферы дошкольника. 4. Подготовка специальных стимульных материалов (карточек, текстов, картинок, игрушек), которые предлагаются ребенку в процессе проведения психодиагностики. 5. Подготовка бланков протоколов для проведения психодиагностики. | |||
2 неделя | |||
Изучение познавательной сферы дошкольников (внимание, память, восприятие). Обработка и анализ результатов исследования. Подготовка протокола. | |||
Изучение познавательной сферы дошкольников (мышление, воображение, речь). Обработка и анализ результатов исследования. Подготовка протокола. | |||
Изучение индивидуально-психологических особенностей и особенностей эмоциональной сферы личности дошкольников. Обработка и анализ результатов исследования. Подготовка протокола. | |||
Изучение самосознания, способностей и особенностей мотивационно-волевой сферы дошкольников. Обработка и анализ результатов исследования. Подготовка протокола. | |||
Изучение межличностных отношений и особенностей развития различных видов деятельности дошкольника. Обработка и анализ результатов исследования. Подготовка протокола. | |||
3 неделя | |||
Анализ результатов психодиагностики дошкольников | |||
Составление коррекционной программы по результатам психодиагностики. | |||
Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий. | |||
Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий. | |||
Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий. | |||
4 неделя | |||
Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий. Изучение личности педагога и стиля его педагогической деятельности. | |||
Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий. Изучение детско-родительских отношений и стилей родительского воспитания. | |||
Разработка мероприятия по психологическому просвещению. | |||
Проведение мероприятия по психологическому просвещению. | |||
Подведение итогов практики. Оформление документации. Написание отчета по практике. |
Тема: «Сказочная страна»
Данное занятие направлено на снижение напряженности, повышение настроения, активизацию внимания и мыслительных процессов, создание положительного эмоционального настроя, развитие позитивной направленности личности.
Подобранный для работы дидактический материал доступен, познавателен и занимателен. В качестве основной формы организации деятельности использовалась игра, что способствовало повышению заинтересованности детей и росту их познавательной активности в ходе занятия.
На данном занятии психологом комплексно решаются коррекционно-образовательные, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.
Занятие чётко структурировано, задания подобраны с учётом того, чтобы чередовать различные виды деятельности: беседа – игра – физминутка – беседа – рассказ учителя – пересказ. Такая подача учебного материала способствовала поддержанию внимания детей и, как следствие, улучшению продуктивности деятельности.
На занятии использовалась коллективная организация деятельности детей. Предъявляемые педагогом-психологом требования к речевым возможностям детей адекватны и строились с учётом личностных возможностей каждого ребёнка.
На протяжении всего занятия психолог старалась поддерживать контакт с детьми, владела вниманием детей, успешно руководила учебной деятельностью. Считаю, что на занятии успешно создана доброжелательная атмосфера, деятельность детей организована в условиях сотрудничества.
Три стадии синдрома
Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии.
Первая стадия
Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.
Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом". В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение 3-5 лет.
На второй стадии
Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): "не хочется видеть" тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, клиентов), "в четверг ощущение, что уже пятница", "неделя длится нескончаемо", нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; "мертвый сон, без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек "заводится", как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.
Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.
Время формирования данной стадии в среднем 5-15 лет.
Третья стадия
Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы. Стадия может формироваться 10-20 лет.
Экспресс оценка выгорания
Дневник практики
Студента __________________________________________________________
Ф. И. О.___________________________________________________________
Психологическая практика проводится в (указать название учреждения, адрес)_____________________________________________________________
Руководитель практикой от организации (педагог-психолог) __________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Руководитель практикой от кафедры __________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Индивидуальный план работы на период практики
Дата | Виды работы |
1 неделя | Знакомство с базой прохождения практики. Подготовка к осуществлению практической деятельности. |
2 неделя | Осуществление диагностической деятельности. |
3 неделя | Анализ результатов психодиагностики. Подготовка характеристик испытуемых. Проведение зачетных групповых занятий и тренингов |
4 неделя | Работа с педагогами и родителями детей. Подведение итогов. |
Ежедневные записи о работе
Дата | Содержание работы | Количество часов | Отметка о выполнении |
1 неделя | |||
Знакомство с деятельностью психологической службы в дошкольном учреждении. 1. Беседа с педагогом-психологом дошкольного учреждения об особенностях организации работы психологической службы. 2. Изучение целей, основных задач, принципов деятельности и функций педагога-психолога в дошкольном учреждении. 3. Знакомство с правами, обязанностями и ответственностью специалиста психологической службы учреждения образования. 4. Беседа об этических нормах деятельности педагога-психолога. 5. Режим работы психолога в учреждении. 6. Примерное распределение недельного рабочего времени педагога-психолога. | |||
Изучение основных направлений работы педагога-психолога. 1. Знакомство с организационно-методической работой. Планирование работы на год, на месяц, на неделю; составление программ коррекционной работы; психолого-педагогическое сопровождение; участие в методических объединениях, педсоветах. 2. Изучение рекомендаций по оформлению документации, составлению годовых планов. 3. Изучение формы ведения отчетной документации. 4. Ознакомление с методической оснащенностью и оформлением кабинета (стимульный, технический и вспомогательный материал). 5. Особенности психодиагностической работы педагога-психолога. Индивидуальная и групповая диагностика дошкольников, родителей, педагогов. 6. Знакомство с аналитической деятельностью психолога. Обработка и анализ результатов диагностического обследования; составление протоколов, психологических карт, справок-отчетов. 7. По договоренности с педагогом-психологом присутствовала на психодиагностическом обследовании дошкольников. | |||
Изучение содержания работы педагога-психолога по основным направлениям деятельности. 1. Изучение особенностей психокоррекционной и развивающей работы педагога-психолога. 2. Составление списка коррекционных групп, проведение индивидуальных и групповых коррекционных или развивающих занятий по результатам диагностического обследования 3. Изучение особенностей психопрофилактической и просветительской работы в дошкольном учреждении. 4. Изучение особенностей консультативной работы в дошкольном учреждении. | |||
Реализация социального заказа дошкольного учреждения. 1. Студент изучает социальный заказ учреждения на деятельность психологической службы. 2. Студент изучает запрос, сформулированный педагогом-психологом учреждения, исходя из содержания и задач психологической службы. 3. Помощь педагогу-психологу в реализации социального заказа дошкольного учреждения. | |||
Подготовка к проведению психодиагностического обследования 1. Знакомство с детьми и воспитателями. 2. Наблюдение за детьми с целью выбора дошкольников для психодиагностического обследования. 3. Подбор методик для проведения психодиагностического обследования личности и познавательной сферы дошкольника. 4. Подготовка специальных стимульных материалов (карточек, текстов, картинок, игрушек), которые предлагаются ребенку в процессе проведения психодиагностики. 5. Подготовка бланков протоколов для проведения психодиагностики. | |||
2 неделя | |||
Изучение познавательной сферы дошкольников (внимание, память, восприятие). Обработка и анализ результатов исследования. Подготовка протокола. | |||
Изучение познавательной сферы дошкольников (мышление, воображение, речь). Обработка и анализ результатов исследования. Подготовка протокола. | |||
Изучение индивидуально-психологических особенностей и особенностей эмоциональной сферы личности дошкольников. Обработка и анализ результатов исследования. Подготовка протокола. | |||
Изучение самосознания, способностей и особенностей мотивационно-волевой сферы дошкольников. Обработка и анализ результатов исследования. Подготовка протокола. | |||
Изучение межличностных отношений и особенностей развития различных видов деятельности дошкольника. Обработка и анализ результатов исследования. Подготовка протокола. | |||
3 неделя | |||
Анализ результатов психодиагностики дошкольников | |||
Составление коррекционной программы по результатам психодиагностики. | |||
Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий. | |||
Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий. | |||
Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий. | |||
4 неделя | |||
Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий. Изучение личности педагога и стиля его педагогической деятельности. | |||
Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий. Изучение детско-родительских отношений и стилей родительского воспитания. | |||
Разработка мероприятия по психологическому просвещению. | |||
Проведение мероприятия по психологическому просвещению. | |||
Подведение итогов практики. Оформление документации. Написание отчета по практике. |
Протоколы психологических исследований