Музыкотерапия в системе психологической коррекции страха у детей с аутизмом
В психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями широко используется музыкальная терапия.
В психологической литературе выделяются четыре основных направления психокоррекционных воздействий музыкотерапии:
1) эмоциональное активирование в процессе психотерапии;
2) регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
3) развитие навыков межличностного общения;
4) повышение эстетических потребностей.
В качестве психологических механизмов психокоррекционного воздействия музыкотерапии авторы указывают [Завьялов, 1995]:
• катарсис — эмоциональную разрядку;
• регулирование эмоционального состояния;
• усвоение новых способов эмоциональной экспрессии;
• повышение социальной активности и др.
Традиционно используется несколько вариантов музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррек-ционной целью, и активная, представляющая собой коррекционно-направ-ленную, активную музыкальную деятельность. При работе С аутичными детьми Целесообразно использовать оба данных варианта музыкальной психокоррекции.
Рецептивную музыкотерапию следует использовать на установочных этапах психологической коррекции для решения следующих задач:
1) установление эмоционально-доверительных контактов с психологом и членами группы;
2) создание доверительной, эмпатийной атмосферы в группе;
3) снижение эмоционального дискомфорта и др.
Так, групповые занятия с детьми с тяжелой формой аффективной дезадаптации проводятся нами на фоне музыкального сопровождения, особенно на установочном этапе. Мы используем специально подобранные музыкальные произведения в различных целях: для расслабления, активизации, ускорения деятельности. Кроме того, специальные ритмические мелодии становятся основой для выполнения упражнений во время разминки. Особенно ценно, если существует возможность заниматься под «живую» музыку. У нас, например, была возможность пригласить музыкального работника (волонтера), который на пианино воспроизводил нужные мелодии.
Следует подчеркнуть, что в то время, как у большинства детей с аутизмом наблюдается положительное отношение к музыкальным произведениям, некоторые могут, напротив, демонстрировать крайний негативизм к музыкальному сопровождению. Это может быть обусловлено следующими факторами:
• отрицательными ассоциациями, которые вызывает музыка у ребенка;
• неподготовленностью ребенка с аутизмом к восприятию музыки;
• клинико-психологическими особенностями ребенка.
Пример
Алеша, 6лет, при прослушивании пластинки с ритмичной музыкой проявлял выраженное аффективное возбуждение: бегал из стороны в сторону, кричал, размахивал руками, пытался опрокинуть проигрыватель. При прослушивании других музыкальных произведений у мальчика таких реакций не наблюдалось. В беседе с родителями выяснилось, что мальчик очень любит музыку, но однажды при прослушивании ритмичной мелодии перевернул проигрыватель, за что был наказан отцом: отец громко ругал мальчика, а бабушка заступалась за внука. В результате этого в семье возникала конфликтная ситуация, которая сопровождалась громкими упреками родственников в адрес друг друга.
Включение музыкального сопровождения в процесс групповых занятий требует определенной организации. Дети с аутизмом негативно реагируют на новизну. Например, если во время занятий в помещении не было пианино, а потом оно появилось, то у ребенка может возникнуть аффективная реакция. Он будет подбегать к инструменту, ударять по нему и пр. Поэтому включение музыкального сопровождения в процесс занятий требует предварительной подготовки.
Как отмечалось выше, у детей с аутизмом наблюдается повышенная чувствительность. Поэтому при очень громком или фальшивом воспроизведении музыкального произведения дети испытывают выраженный эмоциональный дискомфорт, что проявляется в повышенном возбуждении, уходе от ситуации. Детей с аутизмом может раздражать ненастроенное пианино, скрипучий звук ha пластинке или диске, фальшивый голос музыкального работника или психолога.
Кроме рецептивной музыкотерапии в процессе группового взаимодействия детей с аутизмом можно использовать активную форму занятий. Используются следующие игры:
Игра «Угадай, кто идет»
Цель. Обучение ребенка произвольной регуляции своих действий.
Ход игры. Психолог предлагает ребенку воспроизвести отдельные звуки на пианино: громкий удар— идет медведь, быстрые движения — бежит заяц, тихие ритмичные постукивания — птички зернышки клюют и пр. Остальные члены группы угадывают, кто идет. Обычно дети с удовольствием выполняют предложенные задания.