Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять:

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Это резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел.

Повторите те же действия и с другой рукой. Пощекочите ладошку ребенка, сделайте легкий массаж пальчиков.

Комментарий. Если ребенок активно сопротивляется, не дает руку, уходит от игры, можно сделать это упражнение с самим собой, с родителем или с другим ребенком.

Игра«Этот пальчик— я»

Ход игры. Поочередно загибайте пальчики ребенка, начиная то с большого, то с мизинчика, то на правой, то на левой руке. Сопровождайте эти действия такими стишками:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я.

Этот пальчик прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики.

Ура! Кушать всем идти пора.

Комментарий. Обращайте внимание, чтобы при загибании одного пальца остальные оставались прямыми. Если это не удается, помогайте ребенку удерживать их.

Здоровые дети обычно быстро усваивают правила игр и активно в них участвуют. У детей с аутизмом снижена способность к пониманию правил социального взаимодействия, что требует сравнительно больших усилий по развитию у них навыков игры. Следует помнить, что правила игры должны усложняться постепенно, так как сложное, недоступное ребенку задание может вызвать у него резко негативную реакцию и сильные аффективные переживания.

На втором году жизни ребенка качественно изменяется характер подражания. Дети не только повторяют игровые действия взрослых, непосредственно им показанные, но и начинают самостоятельно воспроизводить в игре разные жизненные события. Так, полуторагодовалая девочка уже кормит свою куклу, баюкает ее, напевает песенки. Она не только увлекается самим движением, но и создает игровой образ. Примерно в конце второго года жизни появляются игры с воображаемыми предметами. Обычно они сопровождаются речью, которая помогает созданию образа. Например, девочка кормит свою куклу кашей, дает воображаемое молоко, при этом тарелку и чашку заменяет крышка от маленькой коробочки. В таких играх с мнимыми предметами у ребенка уже проявляются зачатки фантазии, основанные на его предшествующем социальном опыте. Нередко дети в этом возрасте начинают подражать действиям взрослых: подметать пол, поливать цветы, мыть посуду и пр. Ребенок ищет компаньонов для игры. Он приносит старшим свои игрушки, предлагая таким образом поиграть с ним. В процессе общения у ребенка формируются зачатки сюжетно-ролевой игры.

Для аутичных детей такая форма игрового взаимодействия недоступна в связи с ограниченным социальным опытом и общением. Дети с аутизмом в процессе игры часто проявляют разрушительные действия, разбрасывают игрушки в стороны. Такие действия могут наблюдаться и у здоровых детей на втором году жизни, однако у аутичных детей эти действия могут носить стойкий характер и проявляться как своеобразная форма их стереотипного поведения. Очень важным является доброжелательное, понимающее отношение взрослых к таким действиям ребенка.

Пример

Оля, 5 лет 8месяцев, выбрасывает из коляски куклу, которую только что положил туда психолог. Психолог снова кладет куклу и вместе с Олей катает ее. Оля вновь выбрасывает куклу. Психолог берет куклу в руки, внимательно осматривает ее и «жалеет», приговаривая: «Бедная кукла, у нее заболела ножка, ручка, она упала с коляски». Оля внимательно смотрит на психолога. Психолог обнимает куклу и предлагает Оле пожалеть ее тоже. Оля гладит куклу. Психолог предлагает посадить куклу в коляску, дает Оле салфеточку, чтобы протереть кукле ножку. Оля выполняет это действие, затем вместе с психологом начинает катать коляску.

Любые, даже разрушительные, действия ребенка с аутизмом необходимо обыгрывать, то есть переводить в социально-приемлемые формы. Следует помнить, что ребенок с аутизмом в процессе игровой деятельности нуждается в постоянной помощи и поддержке со стороны взрослого. Однако эта помощь должна быть строго дозированной. В процессе игры необходимо давать ребенку возможность действовать самостоятельно, но в то же время умело направлять его активность. На начальных этапах игровой психокоррекции рекомендуется разыгрывать сюжеты с учетом аффективных интересов и переживаний ребенка.

Пример

Илюша, 5лет 8месяцев, очень любил железную дорогу и постоянно не прогулках тянул родителей к железнодорожной платформе, чтобы понаблюдать за движением электричек. Дома ребенок раскладывал кубики или другие предметы параллельно друг другу, повторяя слова «дорога», «рельсы».

Родители покупали ребенку игрушки с железнодорожной тематикой, но мальчик предпочитал играть с кубиками, блоками и другим неструктурированным материалом.

На первом занятии психолог построила «рельсы» из блоков строительного набора и предложила мальчику поиграть в железную дорогу. Илюша разрушил постройку и через некоторое время стал самостоятельно строить «рельсы» из разнообразных кубиков и блоков. Психолог похвалила мальчика за успешную постройку и предложила ему покатать поезд. Илюша охотно согласился. Психолог обратила внимание ребенка, что поезд идет неровно, может упасть, и предложила «починить дорогу». Мальчик не отреагировал на просьбу психолога и продолжал катать поезд. Кубики разлетались в разные стороны, на что мальчик никак не реагировал. Психолог начала строить, свою «железную дорогу» и водить по ней вагончик, приговаривая: «Наш вагончик хорошо идет, рельсы ровные, колеса крутятся». Илюша обратил внимание на постройку психолога, положил паровоз на построенные ей рельсы. Психолог толкала вагончик навстречу паровозу Илюши, сопровождала свои действия словами: «Вагончик встретился с паровозом». Илюша несколько раз самостоятельно направлял паровоз навстречу вагончику, при столкновении улыбался и говорил: «Вот он». Игра длилась несколько минут, мальчик был оживлен, требовал, чтобы психолог толкала вагончик. После занятий психолог обратила внимание Ильюши, что вагончик и паровоз хорошо катились по рельсам.

На второе занятие мальчик принес свой паровоз с вагончиками. Психолог повторила игру. Илюша строил рельсы из блоков, откидывал кубики. После этого катал паровоз с вагончиками по рельсам.

На третьем и последующем занятиях игровые задачи постепенно усложнялись. В игру включались пассажиры, машинист, которые выполняли определенные роли. Например, кот Мурзик был пассажиром, а кукла Петя — машинистом. Поезд двигался после сигнала колокольчика, останавливался после сигнала трубы.

В ходе дальнейших занятий ребенку предлагалось самому исполнять роль машиниста, кондуктора, пассажира.

Особые трудности дети с аутизмом испытывают при создании игрового образа, без которого невозможно дальнейшее развитие сюжетно-ролевой игры. В процессе сюжетно-ролевой игры ребенку уже необходимо уметь реализовывать свои замыслы, подчиняться определенным правилам. Произвольность и осознанность данного вида игры проявляется в том, что ребенок создает игровой образ и использует его в различных игровых ситуациях.

Как уже отмечалось выше, дети третьей и четвертой групп, по классификации О. С. Никольской, характеризуются большей произвольностью поведения. В отличие от детей первой и второй групп, они имеют более сложные формы аффективной защиты. Например» у детей третьей группы способы аффективной защиты представлены в виде патологических влечений, компенсаторных фантазий. У них более высокий уровень развития речи. У детей четвертой группы аффективная защита может проявляться в неврозоподобных реакциях, таких как высокая тревожность, страхи. Коррекция эмоциональных нарушений у детей со средней и легкой степенью аффективной патологии вполне возможна в процессе сюжетно-ролевых игр.

На начальных этапах целесообразно проводить сюжетно-ролевые игры совместно с родителями или другими родственниками ребенка. Весь процесс направленной игровой психологической коррекции мы условно разделили на три основных этапа:

1) установочный;

2) ориентировочный;

3) реконструктивный (собственно коррекционный).

Основной целью установочного этапа является формирование у ребенка позитивной установки на процесс направленной игровой психокоррекции. В зависимости от тяжести аффективной патологии ребенка, этот этап включает в себя от трех до восьми занятий. На данном этапе перед психологом стоит основная задача: активизация игровой деятельности ребенка с использованием речевой инструкции. Типичная инструкция для ребенка может звучать следующим образом: «Посмотри, какие интересные игрушки, поиграй с ними».

В том случае, если ребенок не реагирует на речевую инструкцию, уходит или бездействует, психолог сам может начать игру, побуждая ребенка к подражанию его действиям. Например, кормит куклу, возит машинку, строит дом и пр. Если ребенок продолжает бездействовать, то можно совместно с ребенком завершить начатое игровое действие.

Работа может строиться следующим образом. Перед началом занятий психолог предлагает ребенку поиграть с разложенными перед ним куклами. Набор кукол должен быть разнообразным (как правило, он включает в себя кукол-животных, кукол-людей, несколько пугающих кукол, а также неструктурированные куклы — мы предлагали детям куклы, у которых была только одежда, но отсутствовало лицо, соответственно, ребенок мог определить пол куклы только по одежде).

Ниже приводится описание нескольких игр установочного этапа.

Игра 1. «Познакомимся»

Цели. Формирование у ребенка позитивного отношения к общению с психологом и с игрушками; развитие умения давать названия игрушкам, стимулирование потребности называть игрушки.

Оборудование. Кукла-кот, кукла без лица и кукла с лицом.

Ход игры. Ребенок сидит за столом. Психолог совместно с ним рассматривает лежащие на столе игрушки. Одевает их поочередно на руку, производит с ними отдельные действия. Затем он предлагает ребенку поиграть с одной из игрушек и дать ей имя. Например: «Какой красивый белый кот! Он умеет шевелить лапками, умеет мяукать... Дай ему ручку... Как мы его назовем?» Если ребенок не выражает страха и других аффективных переживаний, можно предложить ему надеть кота на руку и самостоятельно поиграть с ним. Так поочередно ребенку предлагаются другие игрушки. Куклу без лица можно предложить в последнюю очередь. Психолог задает вопрос: «Кто это, мальчик или девочка? Как мы ее назовем?» После этого ребенка просят поиграть самостоятельно с куклой без лица.

Как показывает опыт нашей работы, подавляющее большинство детей с аутизмом предпочитает игру с куклой без лица, в отличие от здоровых детей, которые выбирают «Кота» и «куклу с лицом», красивую машинку и пр.

Наши рекомендации