Понятие мотива преступного поведения
Преступление как юридическая категория есть виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Юристы выявляют в деянии субъекта компоненты, свидетельствующие о наличии в его действиях состава преступления.
Основная же цель психологов состоит в изучении внутренних психологических механизмов, детерминирующих преступное деяние. Опираясь на правовой анализ, они исследуют психологические предпосылки деяния, его связь с различными психологическими характеристиками личности, а также внешними факторами, воздействующими на нее. В этой связи мотив понимается как личностный смысл активности субъекта.
К.Е. Игошев определял мотив преступного поведения как сформировавшееся под влиянием социальной среды и жизненного опыта личности побуждение, которое является внутренней непосредственной причиной преступной деятельности и выражает отношение к тому, на что направлена эта деятельность.
Ю.М. Антонян полагает, что каждый человек (в том числе преступник) имеет комплекс ведущих мотивов, составляющих сущность его личности, прогнозирующих всю жизнь и определяющих его поведение. При исследовании мотивации преступного поведения можно проследить взаимосвязь внутренних и внешних факторов, изучить приемы и условия конкретного преступления, личность преступника2.
Мотивы преступного поведения разнообразны и обусловливаются внешними (объективными) и внутренними (субъективными) факторами. К внешним факторам относятся состояние и развитие экономики, общекультурные, морально-нравственные ценности, общие криминальные тенденции, эффективность деятельности правоохранительных органов, а к внутренним особенности психической сферы конкретного преступника.
К.Е. Игошев выделил семь основных групп мотивов, имеющих наибольший удельный вес в структуре криминальной мотивации: четко не определенные; месть, озлобление; жадность, стремление приобрести материальные блага преступным путем; стремление приобрести авторитет у товарища; подражание другим лицам; принуждение; желание скрыть другое, более тяжкое преступление3.
2. Импульсивное и волевое поведение преступника. Бессознательная мотивация преступного поведения
В психологии различают четыре вида действий: рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые. Инстинктивные действия осуществляются независимо от сознательного контроля субъекта. Е.Г.Самовичев считает, что они не играют существенной роли в поведении взрослого человека, хотя и не должны игнорироваться. Таким образом, при характеристике преступного поведения субъекта особое внимание нужно уделять рассмотрению его импульсивных и волевых действий, направленных на совершение конкретного преступления. В их структуре имеется общее начало мотив. Чтобы установить социальную природу преступлений, совершенных в результате импульсивных и волевых действий, необходимо определить сущность их мотивации. Изучение мотивов позволяет рассматривать эти действия в рамках единого процесса преступной деятельности, мотивы которой как бы аккумулируют в себе то главное, существенное, что свойственно мотивам отдельных преступных волевых или импульсивных действий.
В преступлении как результате волевого действия можно выделить следующие этапы:
1) осознание факторов, стимулирующих формирование цели; .
2) постановка цели и стремление ее достигнуть;
3) оценка возможностей достижения цели;
4) появление мотивов, побуждающих к реализации этих возможностей;
5) борьба мотивов и выбор;
6) принятие на основе доминирующего мотива одной из возможностей в качестве решения;
7) осуществление принятого решения.
Импульсивность - это качество действия, которое выражается в снижении у человека способности к самоконтролю, в покорном следовании за исходным побуждением (т.е. речь идет о своеобразной аффективной разрядке).
Человек, совершающий преступление в результате импульсивно-аффективного действия, как правило, не задумывается о возможных последствиях.
В преступлении как результате импульсивного действия можно выделить следующие этапы:
1) осознание фактора, являющегося сильным раздражителем;
2)возникновение исходного побуждения (мотива) и заключенного в нем импульса;
3) объективизация исходного побуждения в действие.
Разнообразные побуждения к преступной деятельности влияют на формирование мотивационной сферы преступника, в которой выделяются: криминальные мотивы, потребности, цели, желания, намерения, антиобщественные установки.
Выделяется антиобщественная установка на совершение преступлений против:
- общественной безопасности и общественного порядка (бандитизм, массовые беспорядки, хулиганство и др.);
- собственности (кража, мошенничество, грабеж и др.);
- жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности (убийство, причинение вреда здоровью, незаконное лишение свободы, клевета, оскорбление и др.).
В импульсивном и волевом поведении преступника необходимо выделять осознанную и бессознательную криминальную мотивацию. Так, К.Е. Игошев, определяя специфику психологии преступной деятельности, полагал, что преступление это акт сознательной деятельности с определенной мотивационно-целевой установкой4. В каждом конкретном случае компоненты мотивационно-целевой установки имеют индивидуальные признаки, и вместе с тем нередко основной мотив не осознается преступником достаточно четко, поскольку преступное поведение обусловливается многими далеко не однопорядковыми чувствами и побуждениями.
Для самого субъекта часто главным (более осознанным) является либо борьба мотивов, чувств, оценок, либо мотив, который стал доминирующим и объективировался в преступное поведение. Глубинный личностный смысл преступного поведения заключается в защите своего бытия. Как борьбу мотивов можно рассматривать колебания преступника перед совершением преступления. Причинами такого рода колебаний могут быть: боязнь уголовной ответственности, отчуждения другими людьми, наличие противоречий между преступлением и убеждениями преступника и др.
Проведенное нами исследование показало, что 22,8% преступников знали об ответственности и сознавали, что будут наказаны: 13.6% знали об ответственности, но надеялись избежать наказания; 55,4" о не задумывались о наказании, когда совершали преступления; 3,7" о полагали, что наказание за преступление будет более мягким; 4,5% считали, что за совершенные ими деяния их не привлекут к уголовной ответственности.
Рассматривая психологические аспекты бессознательной мотивации, необходимо отметить, что в отечественной психологии и криминологии наибольшее распространение получили подходы к объяснению преступного поведения с нравственной и социологической позиций. Вместе с тем субъективная детерминация преступного поведения имеет сложную природу, се истоки нужно искать в раннем детстве человека. Мотив криминальной деятельности формируется именно в этот период, а мотивация носит бессознательный характер.
Например, Ю.М. Антонян убежден, что ведущее значение в определении криминальной мотивации принадлежит главным образом отношению родителей к ребенку (его принятие или отвергание). Отвергание может выражаться в форме безразличия, недостаточного внимания, эмоциональной холодности (вызывать у ребенка чувства неуверенности, беспокойства, незащищенности). Такие дети ищут в неформальных или криминальных группах коллективного отца, им свойственна импульсивность, ригидность, раздражительность, злопамятность. Очевидно, что семьи, отвергающие ребенка, должны признаваться неблагополучными"'.
Проиллюстрируем сказанное с помощью ретроспективного анализа семей насильственных преступников. Как правило, у них властная, строгая и неласковая мать и слабохарактерный отец. Совершение ребенком из такой семьи насильственных действий является своеобразным способом защиты от мира, субъективно воспринимаемого как опасный. Лица с повышенной тревожностью и мнительностью бывают агрессивными по самому ничтожному поводу. В момент применения насилия они ощущают полноту своей власти, т.е. преступное поведение может носить компенсационный (замещающий) характер.
По мнению Ю.М. Антоняна, может быть и игровой (бессознательный) мотив преступного поведения. Велика доля преступников-"игроков" среди воров, расхитителей, мошенников и некоторых других категорий: им интересен сам "игровой" процесс (потребность в риске, поиск острых ощущений и т.д.)6.
3. Взаимосвязь возрастных особенностей и свойств преступника с мотивацией
По данным ряда исследований психологов и криминологов, на мотивацию криминального поведения влияют возрастные особенности субъекта. В частности, чем меньше возраст, тем большее число преступлений совершается неосознанно. У таких правонарушителей преобладают "мальчишеские", "наивно-детские" мотивы, стремление к приключениям, самовыражению, ожидание чего-то особенного от криминальной деятельности и т.д. Г.Г. Бочкарева полагает, что побудительными причинами совершения преступлений детьми и подростками служат: импульсивное самосознание; стремление к самореабилитации; особое эмоциональное состояние; неумение оценить внутренние побуждения поступка в связи с внезапно возникшим умыслом; незрелость личности7.
Лица молодежного и зрелого возрастов, как правило, избирают криминальные мотивы в результате самостоятельного решения. У них снижается мотивация подражания, но наблюдаются трудности адаптации, противоречия между идеалами и действительностью, увеличивается доля осознанных мотивов.
Лица зрелого возраста чаще всего совершают корыстные и корыстно-насильственные преступления. Мотивация преступного поведения обусловлена следующими отрицательными чертами (свойствами) личности:
-неумением контролировать поступки;
- привычкой к спиртному и наркотикам;
- жадностью, корыстью;
- неуважением к людям, мстительностью и озлобленностью:
- некритическим подражанием;
- стремлением завоевать авторитет у ближайшего криминального окружения;
- безволием:
-отсутствием твердой жизненной цели;
- отсутствием привычки к труду;
- бедностью духовных интересов.
К.Е. Игошев выявил взаимосвязь между отрицательными чертами личности и влиянием на нее внешних факторов. Ученый установил, что преступники с твердо устоявшимися отрицательными чертами личности в значительной степени подвержены негативному влиянию внешних факторов".
4. Мотивация преступного поведения лиц с психическими аномалиями
В настоящее время активно исследуется мотивация преступного поведения лиц с психическими аномалиями 9.
Известный отечественный психолог Б.В.Зейгарник разработала направление в патопсихологии, в центре внимания которою находится анализ мотивационных изменений личности при различных формах психических заболеваний и психической патологии. Патология личности подразумевает, как правило, нарушения в сфере мотивов: изменение их строения и нарушение иерархии, опосредованности.
Т.П.Печерникова, Б.В.Шостакович и В.В.Гульдан высказали предположение о том, что за внешне схожими противоправными действиями психопатических личностей и психически здоровых лиц могут находиться совершенно различные механизмы мотивообразования
ядра психологической мотивации.
У лиц с психическими аномалиями можно выделить три основных типа мотивации поведения, определяющих механизмы общественно опасных действий:
1. Отсутствие либо разрыв связи между потребностью, мотивом и поведением. Здесь следует отметить импульсивные, агрессивно-разрушительные действия, приказывающие галлюцинации при некоторых шизофренических синдромах. Подготовка и интеллектуальный контроль исключаются.
2. Реализация у субъектов бредовых мотивов (лица осуществляют прямую и косвенную "месть" и "защиту", устраняют "преследователей" и "препятствия" для воплощения в жизнь своих целей и притязаний). Предполагаются подготовка и интеллектуальный контроль над поведением, нередко с отрицательным планированием.
3. Подчинение общим закономерностям, а также патологические изъяны и дефекты (олигофрены и другие категории лиц с психическими нарушениями).
Мотивы, связанные с нарушением опосредования потребностей, можно сгруппировать следующим образом:
а) аффективные с особенностями эмоциональных реакций (возбудимые и тормозные "психопаты");
б) ситуационно-импульсивные, влекущие нарушения волевой регуляции и свертывание этапов волевого действия;
в) анэтические, связанные с нарушением опредмечи-вания потребностей. Здесь нарушения опосредования деятельности затрагивают морально-этические нормы;
г) мотивы-"суррогаты" могут детерминировать поджоги, бродяжничество, кражи, сексуальные преступления и т.д.;
д) мотивы психопатической самоактуализации, где она выступает как гиперчерта; е) суггестивные, т.е. внушенные; ж) неосознаваемые, т.е. скрытые".