Схема регистрации взаимодействия Р. Бейлса
В процессе наблюдения реального межличностного взаимодействия перед психологом-практиком встает вопрос о важнейших характеристиках процесса взаимодействия. Какие характеристики наблюдаемого обмена действиями между партнерами по общению являются действительно важными для анализа всего процесса общения, а какие играют второстепенную роль? Ответ на этот вопрос зависит от типа наблюдаемого общения, его направленности, а также целей наблюдения. Вместе с тем, можно выделить ряд инвариантных характеристик взаимодействия, фиксация и анализ которых важны в самых различных ситуациях наблюдения. Схема регистрации таких характеристик разработана, в частности, Р. Бейлсом, и дает возможность по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе.
Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (насчитывал около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента.
Бейлз выделил параметры наблюдения, по которым можно понять, как отдельный человек или малая группа ведут себя в четырех важнейших сферах взаимодействия: позитивных эмоций, негативных эмоций, постановки и решения проблем.
Каждая сфера раскрывается через несколько важнейших проявлений (видов взаимодействия), образуя следующую схему регистрации взаимодействия:
Сферы взаимодействия: | Важнейшие поведенческие проявления: |
Область позитивных эмоций | 1.солидарность 2.снятие напряжения 3.согласие |
Область решения проблем | 4.предложение, указание 5.мнение 6.ориентация других |
Область постановки проблем | 7.просьба об информации 8.просьба высказать мнение 9.просьба об указании |
Область негативных эмоций | 10.несогласие 11.создание напряженности 12.демонстрация антогонизма |
Таким образом, он выделил 12 параметров анализа, по 3 внутри каждой сферы.
Регистрируя частоту и форму проявления тех или иных сфер в ходе реального взаимодействия, можно понять его особенности. Например, в какой именно сфере разворачивается общение, на что оно направлено, было ли поведение участников конструктивно или направлялось на эмоциональное отвержение других участников и так далее.
Для того чтобы пользоваться данной схемой, превратить ее из теоретической в практическую, необходимо разработать эмпирические. т.е. реально присутствующие в поведении показатели каждого параметра. Например, что в поведении наблюдаемых людей будет являться показателем дружелюбия? Нагнетания напряжения? Согласия? Как правило, выделяют несколько вербальных и невербальных показателей. Так, дружелюбие на вербальном уровне - положительные оценки и похвала, обращение по имени, позитивные реакции на шутки человека. На невербальном уровне - выслушивание до конца, взгляд в глаза (лицо), угу-поддакивания и улыбка.
· Пример наблюдения за одним человеком.
Нужно составить схему для регистрации результатов наблюдения, состоящую их 3-х строк и 12-ти столбцов. Каждый столбец – параметр наблюдения по схеме Бейлза. На одной строке фиксируйте вербальные проявления, на другой – невербальные. В итоге Вы сможете понять, какими поведенческим средствами лучше всего владеет человек и где преимущественно располагаются его реакции – в сфере эмоций или в сфере деловой активности.
· Пример наблюдения взаимодействий в паре.
Дает возможность регистрировать реакции человека на те, или иные поведенческие шаги партнера. Для этого нужно составить большую регистрационную таблицу, в которой по горизонтали и по вертикали будут располагаться параметры схемы Бейлза. Например, по горизонтали – действия первого партнера, а по вертикали – ответные реакции второго. Каждый ставится отметка на пересечении двух строк: скажем, первый партнер выразил доброжелательное отношение, второй в ответ выразил несогласие; первый поставил проблему, второй в ответ дал информацию и т.д. Такая работа позволяет увидеть сильные и слабые стороны во взаимодействии, поэтому схема может испольховаться в конфликтном взаимодействии.