Сознание как реальность. Феноменология сознания.

Сознание высшая форма психического отражения мира не только по отношению к животной психике, но и по отношению к иным формам психического отражения у человека.

Кроме того, не следует смешивать понятия "сознание" и "осознание". Не все, что даже в данный момент входит в мой сознательный образ мира, является осознанным. Осознание означает, что в данный момент жизни я отдаю себе отчет, скажем, в том предложении, которое я сейчас пишу.

Таким образом, объем понятия "сознание" включает в себя то, что З.Фрейд называл собственно сознанием, и то, что он же называл предсознательным (предсознательное это неосознаваемое в данный момент, но потенциально могущее быть осознанным).

Различая понятия "сознание" и "осознание", мы тем не менее чаще будем использовать термин "сознание", так как этот термин более устоялся.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. А так же:

-отражательная,

-порождающая (творчески-креативная),

-регулятивно-оценочная,

-рефлексивная функция - основная функция, характеризует сущность сознания.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Сознание как функциональный орган человеческой деятельности

Сознание выступает как важный функциональный орган. Свойствами сознания как функционального органа являются: 1) реактивность (способность к реагированию); 2) чувствительность (способность чувствовать и сочувствовать); 3) диалогизм (способность к восприятию себе подобных, а также самосознание как возможность вести внутренний диалог с собой); 4) полифоничность (множественность протекания психических процессов одновременно); 5) спонтанность развития (сознание каждого человека уникально, его развитие в онтогенезе не может жестко обусловливаться ни индивидными качествами, ни воздействием социальной среды - вмешивается нечто, не поддающееся контролю и классификациям, и именно это составляет загадку человека, над которой бьются психологи и философы, богословы и антропологи).

Сознание как образ

Всё что человек осознаёт и совершает в процессе своей жизнедеятельности, воспринимается, позиционируется им как образ сознания. Образы сознания подразделяются на внутренние (о себе) - непосредственные, и внешние (об окружающем мире) - опосредованные, но всякий образ сознания проходит (или проходил ранее) через непосредственную обработку органами чувств, прежде чем закрепиться в сознании как образ.

Формирование образов сознания проходит в несколько этапов:

1. Ощущения - восприятия органов чувств.

2. Отражение внешнего мира - первичной работой сознания, (так называемая работа ума), сопоставление образов.

3. Чувственное познание и абстрактное мышление - это выработка нервной системой эмоций второго порядка - так называемых сентенций.

4. Формирование обобщенного и опосредованного восприятия, выработка результирующей эмоции с привлечением генетических эмоций первого порядка - так называемой интенции.

5. Отражение взаимодействия внутреннего и внешнего мира мышлением, поступательная и реверсивная циклическая работа аппарата мышления, вторичная генерация сентенций и интенций, принятие решений, формирование образов сознания.

6. Непосредственное и опосредованное отражение действительности, реализация принятых решений, действия в материальном мире, работа исполнительных систем организма.

Структура сознания-образа

Значение. В психологической традиции этот термин в од них случаях употребляется как значение слова, в других как значения, как содержания общественного сознания, усваиваемые индивидом. Значение рас сматривается как форма сознания, т. е. осознания человеком своего человеческого бытия. Оно же рассматривалось и как реальная психологическая "единица сознания", и как факт индивидуального сознания.

Имеются различные классификации видов значения. Одна из них особенно важна: операциональные, предметные, вер бальные.Операциональныесвязывают значение с биодинамической тканью, предметные с чувственной, вербальные преимущественно со смыслом.

Смысл. Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное, что сознание есть не только знание, но и отношение.

Исследователи, предлагающие различные варианты функциональных моделей восприятия, действия, кратковременной памяти и т. п., испытывают большие трудности в локализации блоков смысловой обработки информации, так как они постоянно сталкиваются со случаями, когда смысл извлекается из ситуации не только до кропотливого анализа значений, но даже и до сколько-нибудь отчетливого ее восприятия.

Смыслы, как и значения, связаны со всеми компонентами структуры сознания. Наиболее очевидны отношени111я между значениями и смыслами, существующие в рефлексивней слое сознания. Заслуживают детального изучения процессы взаимной трансформации значений и смыслов. Это процессы означения смыслов и осмысления значений. Они замечательны тем, что составляют самое существо диалога, выступают средством, обеспечивающим взаимопонимание.

Наши рекомендации