Бихевиоральный подход к психологическому консультированию семьи
Определяющим условием успешного консультирования в рамках этого подхода является интерес не к причинам, а следствиям, забота о том, «как», «когда», «где», «что». Предполагается, что хорошая семья находится в состоянии баланса между проигрышем и выигрышем, наказанием и поощрением (Д. Тиболт, Г. Келлей, 1959). Приятных эмоций в ней больше, чем неприятных (Р. Вейс, Г. Патерсон, 1974). Такая семья может самостоятельно решать проблемы (Г. Марголин, 1979). Цель консультирования состоит в том, чтобы научить семью самостоятельно решать семейные проблемы. Достижению этой цели может способствовать тренинг родительских способностей (С. Гордон, Н. Давидсон, 1981), тренинг умений оценивать и корректировать семейные отношения (Р. Стюарт, 1980) и другие формы работы.
Гуманистический клиент-центрированный подход к семейному консультированию
Психотерапевтическая модель помощи семье основана на гуманистическом клиент-центрированном подходе, разработанном американским психотерапевтом Карлом Роджерсом (1942).
В основе этой модели лежат несколько предпосылок: индивидуальный подход к консультативной работе с семьей, опора на личностные ресурсы клиента и психолога, закономерности и психотерапевтический потенциал общения в диаде (консультант — клиент) и в группе (в том числе и семейной); использование потребности в помощи, ее профессиональный характер.
Таким образом, эта модель предполагает, во-первых, установление контакта с клиентом, который здоров с медицинской точки зрения, но испытывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней; во-вторых, проведение психологической диагностики, направленной на выявление причин неблагополучия и определение возможных форм помощи; в-третьих, собственно консультативную работу, коррекционные или психотерапевтические мероприятия, направленные на снятие имеющегося неблагополучия путем активации собственных психологических ресурсов клиента или семьи в целом.
Гуманистический клиент-центрированный подход подразумевает установку психолога-консультанта на активное слушание и понимание клиента, его безусловное принятие, безоценочное отношение, эм-патию по отношению к клиенту, а также умение быть самим собой, без налета профессионального снобизма и менторства. Гуманные качества социального поведения психотерапевта, активные поисковые усилия, искренность делают его образцом душевного равновесия, чем позитивно влияют на процесс консультирования и его результат.
Такие установки характеризуют роджерианское интервью. Консультант, работающий в этом ключе, не думает о своем клиенте как о слабом, безвольном, не способном самостоятельно решать проблемы и дезадаптивном. Наоборот, для клиент-центрированного подхода в консультировании характерно позитивное представление о человеке.
Модель психологического консультирования семьи, основанная на опыте
Г. Навайтис выделяет также модель психологического консультирования семьи, основанную на опыте, разработанную В. Кэмпле-ром (1981). Автор полагает, что, несмотря на то, что человек изначально склонен к сотрудничеству, а семья обладает потенциалом для поддержки развития личности, возникают трудности, связанные с общением. Цель консультирования семьи — помочь ей испытать опыт более успешных встреч. Организуемые психологом встречи семьи создают поддерживающую атмосферу, дают возможность не только выразить свою индивидуальность и желания, но и узнать намерения и желания других, понять различия в потребностях. Семейные трудности обсуждаются в ситуации «здесь и теперь».
Структурная модель консультирования семьи
Структурная модель консультирования семьи С. Минухина (1984) трактует семью как непрерывный эксперимент по созданию и перестройке семейной системы. Структуру семьи образует сеть требований и функций, формирующих способы взаимодействия в семье. Система семьи состоит из следующих подсистем: супружеской пары, родителей, детей. Субсистема родителей появляется в результате трансформации супружеской пары после рождения ребенка. Однако супружеская пара не исчезает, а изменяется. Каждый из супругов имеет свое понятие об отцовстве и материнстве. Субсистема родителей изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям детей. Кроме того, модифицируется субсистема детей. Вся семья связана с внешним миром. Границы между субсистемами должны быть четкими, но не ригидными и не диффузными. Успех семейной жизни кроется в способностях изменяться, перестраивать структуру семьи с учетом новых обстоятельств и зрелости членов семьи.
Цели структурной психологической помощи семье:
• создание эффективной иерархической структуры, в которой родители являются авторитетом для детей;
• образование эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при предъявлении требований к детям;
• расширение субсистемы детей в субсистему сверстников, побуждение к общению вне семьи;
• создание отвечающих возрасту детей экспериментов с автономией и независимостью.
Стратегическая модель консультирования
Эта модель консультирования (Дж. Галлей, 1963) исходит из положения о том, что люди ведут себя логично в рамках собственных концептуальных структур. Концептуальная структура — это совокупность выводов о мире, других людях, себе. Новая информация не может изменить этой структуры, она лишь дополняет существующую. Поэтому от концептуальной структуры зависит решение проблем, с которыми сталкивается человек. В этой модели проблемы семьи связаны со способами взаимодействия. Изменения в семейных отношениях могут произойти благодаря обоюдным изменениям значений, которые приписываются тому или иному поведению. Психолог внедряет новые значения через расширение концептуальной структуры семьи. Парадоксальная интерпретация поведения членов семьи опирается на установку о нормальности всего, что происходит в семье.
Среди видов семейного консультирования различают индивидуальное консультирование супружеских пар, групповое консультирование супружеских пар, групповое консультирование семей и консультирование семейных общностей.
Эффективность различных видов консультирования определяется в зависимости от их методологии. Обобщая различные подходы к определению эффективности консультирования, Г. Навайтис (1999) выделяет наиболее распространенные из них:
• фиксирование объективных показателей, свидетельствующих об эффективности (количество разводов, сохраненных семей после консультирования);
• фиксирование субъективных показателей (результатов тестирования семьи до и после консультирования);
• приближение семейных отношений к состоянию, которое в какой-нибудь модели консультирования считается оптимальным;
• выполнение контракта консультирования. Психологическое консультирование проводится на различных этапах развития семьи. В этом случае различают:
• добрачное консультирование (индивидуальное консультирование несовершеннолетних, имеющих трудности в общении с другим полом; групповое консультирование несовершеннолетних по вопросам общения с другим полом);
• брачное посредничество (помощь в осознании семейных экспек-таций; обучение умению положительно представить себя другим, завязать знакомство; повышение способности адекватно понимать мотивы и поведение людей другого пола);
• консультирование молодых семей (консультирование вступающих в брак; консультирование молодых супругов в начале семейной жизни; консультирование молодых супругов, ждущих ребенка и в первый год после его рождения);
• консультирование зрелых семей (консультирование семей, имеющих бытовые трудности; консультирование по вопросам воспитания детей; консультирование супругов, имеющих сексуальные проблемы; консультирование супругов, имеющих проблемы общения);
• консультирование семей, состоящих из людей старшего возраста (придание нового содержания функциям семьи; их приспособление к изменившимся потребностям супругов, подтверждение их прав и обязанностей; воссоздание и коррекция семейных отношений). Основные вопросы, возникающие в ходе семейного консультирования, Р. С. Немов (1999) делит на четыре группы:
1. Взаимоотношения клиента с будущим супругом (супругой).
2. Взаимоотношения между супругами в уже сложившейся семье.
3. Взаимоотношения супругов с их собственными родителями и родителями другого супруга.
4. Взаимоотношения детей и родителей в одной и той же семье.