Влияние внутриутробного воспитания на ребенка

Более ста лет назад ученые-морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза о том, что эти нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за пери­од внутриутробного развития плода. С другой стороны, существова­ла достоверная научная информация о том, что число нервных кле­ток головного мозга в значительной степени определяет уровень ин­теллектуального развития, психической зрелости ребенка. В связи с этим в последние десятилетия сначала в Европе, а затем в США воз­никли идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородо­вой период жизни человека с целью сохранения и развития наиболь­шего количества нейронов головного мозга.

Пренатальная педагогика делает свои первые шаги, заявляя о себе как самостоятельная область знаний. Существует множество различ­ных программ образования нерожденного ребенка. Многие из них включают в себя различные виды релаксаций, звуковую и цветовую терапию, рефлексотерапию, гипокситерапию (кратковременное по­мещение в условия пониженного содержания кислорода). Активно практикуется музыкальное воспитание плода до рождения: напри­мер, ритмические музыкальные упражнения «Панэвритмия». Разра­ботаны даже специальные пояса для беременных, в которые вмонти­рованы пленки с записями, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность парам рожать эмоционально уравновешенных де­тей с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития.

До последнего времени в странах Северной Европы было обыч­ным явлением, что беременные женщины подолгу сидят на ступень­ках своего дома и поют народные и религиозные песни. А в Полине­зии и сейчас практикуются специальные танцы и ритмические дей­ствия с беременными.

Доктор Ван де Карр из Калифорнии описал комплексную мето­дику «Пренатальный университет», которая включает в себя тактиль­ное воздействие рук на брюшную полость самими женщинами (на­жатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяющими­ся односложными словами. По его рекомендации беременные жен­щины занимаются этим ежедневно в течение 10 — 20 минут, начиная с середины беременности и до родов.

Ведущий специалист в области дородовой педагогики в США Брэнт Логан в течение девяти лет занимается исследованием воздей­ствия звука на организм еще не родившегося ребенка. По его кон­цепции, сердце является биологическим регулятором всех процессов в развивающемся организме, под который подстраивает свою деятель­ность мозг. Для того чтобы дать мозгу дополнительную информацию, он предлагает беременным женщинам для прослушивания набор из шестнадцати кассет с записями усложненного характера сердечного ритма (вариации частоты и высоты звука).

В середине 1990-х годов в России был апробирован «СОНАТАЛ» — метод музыкальной стимуляции плода новорожденного, разработанный профессором М. Л. Лазаревым. Были получены следующие факты:

1. Осложнение беременности в группе пренатального воспитания (ПВ) составили 36%, а в контрольной группе (КГ) - 92,5%.

2. Роды без патологии в группе ПВ составили 68%, в КГ - 15%.

3. Заболеваемость детей в возрасте до 6 месяцев в КГ составила 17,7%, а в группе детей после пренатального воспитания она в 2,5 раза ниже — 7,2%.

4. Дети группы ПВ на один месяц опережают в развитии своих свер­стников по основным психомоторным реакциям.

Таблица 14

Результаты влияния метода «СОНАТАЛ» на психическое развитие ребенка

Сроки обнаружения признака СОНАТАЛ Нормы в России
1. Улыбается 19-й день 1месяц
2. Следит глазами за погремушкой 1 месяц 1,5 месяца
3. Произносит первые слоги 5 месяцев 6 месяцев
4. Держит головку 16-й день 3-4-я неделя
5. Берет сам игрушки 3 месяца 5 месяцев
6. Переворачивается со спины на живот 3,5 месяца 5 месяцев
7. Сидит с поддержкой 3,5 месяца 5 месяцев

Кроме того, в некоторых исследованиях отмечено, что дети, ко­торые воспитываются внутриутробно, отличаются более крепким здо­ровьем, общительностью и творческими способностями, быстрее схватывают новую информацию и лучше переносят школьные нагруз­ки. Среди них меньше невротиков. Пары, которые налаживают кон­такт с ребенком до рождения, позитивнее воспринимают приобрете­ние новых социальных ролей. Женщины более подготовлены к мате­ринской роли, легче налаживают контакт с младенцем.

Таким образом, если пока и нельзя считать полностью доказан­ным, что специальные пренатальные занятия улучшают интеллект ребенка, однако бесспорно, что эти занятия значительно укрепляют эмоциональную связь матери и отца (если он принимает в них учас­тие) с ребенком. Такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, их связывают с родителями бо­лее крепкие узы любви.

Если мы хотим, чтобы будущее поколение людей было лучше и гармоничнее нынешнего, мы с сегодняшнего дня должны начать осоз­нанное движение к оздоровлению общества.

Первым шагом могло бы стать формирование общественного мнения на основе научных достижений перинатальной психоло­гии, согласно которому общество в целом и каждый его член в от­дельности ответственны за жизнь и здоровье (психическое и фи­зическое) каждого зачатого человека. Можно предположить, что формирующееся общественное мнение позитивно отразится на частоте прерываний беременности и будет способствовать улучшению психического и соматического здоровья не только детей, но и родителей.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность перинатальной психологии?

1. Каковы основные этапы развития систем перинатального воспи­тания?

2. Приведите примеры влияния пренатального воспитания на раз­витие ребенка.

3. Что такое психологическая готовность к материнству, какова ее структура?

Наши рекомендации