Понятие периодизации. Л.С. Выготский о критериях периодизации психического развития.
Л. С. Выготский выделил три группы периодизаций, исходя из заложенных в них теоретических оснований: 1) периодизации, составленные путем расчленения развития человека по стадиям на основе ступенчатого построения других процессов, так или иначе связанных с этим развитием; 2) периодизации, построенные на основании одного признака развития, выполняющего роль условного критерия; 3) периодизации, связанные с попыткой подойти к выделению сущностных особенностей самого личностного развития человека.
К первой группе периодизации относятся указанные попытки соотнести онтогенез личности с ее филогенезом, когда проводятся параллели между эпохами развития личности и эпохами исторического развития человечества (Гетчесон, Штерн, Циллер и т. д.) и которые, как было показано, в целом не выдерживают критики. С другой стороны, к этой же группе относятся и периодизации, заслуживающие более высокой оценки. В их основу положено деление развития личности в соответствии с существенными моментами ее социализации, такими как, например, ступени общественного воспитания и образования, связанные с особенностями системы народного образования, принятой в данной отдельной стране.
Такова, например, периодизация Р. Заззо, французского психолога, рассматривающего детское развитие в связи с организационными особенностями французской и американской систем обучения и воспитания и выделяющего шесть периодов по три года, каждый из которых заканчивается соответственно вЗ,6,9, 12, 15 и 18 лет. Достоинство этой схемы в том, что она учитывает фундаментальное значение ступеней социализации ребенка, соответствующих основным социальным и педагогическим институтам (скажем, ясли, детский сад, начальная школа и т. д.), а главный недостаток состоит в том, что здесь детское развитие ставится в прямую зависимость от социально-педагогической доктрины, любое изменение которой (в условиях одной страны или разных стран, не говоря уже о различных культурах) делает необходимым и изменение периодизации. По сути, речь идет не о психологических, а о педагогических возрастах.
Вторую группу составляют схемы типа периодизаций знаменитого австрийского психиатра, психолога и философа 3. Фрейда и нашего психолога П. П. Блонского. И в том, и в другом случае в основание периодизации кладется один признак-симптом, который выступает с разной степенью условности в виде критерия периодизации. Для 3. Фрейда таким признаком было представление о преобразовании и перемещении по разным эрогенным зонам сексуальной энергии, в соответствии с которым он выделяет следующие стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная, соответствующие бесполому, нейтрально полому, двуполому и половому детству и заканчивающиеся с наступлением половой зрелости. Последующие изменения личности в системе общественных отношений, по Фрейду, не приводят к изменению типа личности и поэтому могут не учитываться.
П. П. Блонский положил в основу своей периодизации признак дентиции (состояние зубов), выделяя беззубое, молочно-зубое, постояннозубое детство, дополняя его характеристиками веса, конституции, среды и поведения.
Эти и некоторые другие периодизации страдают явным натурализмом, так как фактически сводят психическое развитие личности к созреванию организма.
Наконец, третья группа периодизации — наиболее продуктивная — связана с поисками сущностных особенностей детского развития. При этом их авторы зачастую используют и опору на внешние процессы развития личности (ту же воспитательно-образовательную систему), и признаки развития (фиксируемые, в частности, как новообразования личности), но не универсализируют их, в отличие от вышеуказанных авторов, не делают принципом объяснения.
Из зарубежных концепций выделим четыре — наиболее фундаментальных и влиятельных в мире — периодизации: немецкого психолога Шарлотты Бюлер, американских психологов Э. Эриксона и Дж. Биррена, а также англичанки Д. Б. Бромлей.
Шарлотта Бюлер разработала интенциональную теорию развития человека, согласно которой выборы, осуществляемые человеком на жизненном пути для достижения своих целей, им самим не осознаются. Он (человек) подвластен интенции (намерению), им самим не осознаваемой.
Ш. Бюлер выделяет пять стадий жизненного цикла.
Первая продолжается от рождения и до 15-летнего возраста и характеризуется неявностью целей, нерасчлененностью будущего. В этот период человек живет настоящим, развивая физические и умственные способности.
Второй период (15 — 20 лет) — время осознания (подростком, юношей) своих потребностей, интересов и целей. Решаются глобальные задачи по выбору профессии, смысла жизни и партнера (спутника).
Третий период (20 — 40/45 лет) — расцвет жизни, четкость и ясность целей позволяют быть счастливыми в профессиональной и личной жизни.
Четвертый период (45 — 65 лет) — подводятся итоги, цели ставятся исключительно в соответствии с достигнутым статусом.
И пятый период (65 — 70 лет) — начинается осмысление собственной жизни как целого. Здесь выясняется, кто оказался успешен, а кто нет в достижении своих жизненных ценностей.