Тема 5.11 Психические состояния
Понятие психического состояния, как фона протекания психических процессов. Физиологические основы психических состояний. Свойства и особенности протекания психических состояний отдельного человека. Массовидные психические состояния. Классификация психических состояний: гностические, волевые, эмоциональные; личностные и ситуативные; глубокие и поверхностные; кратковременные и длительные; стенические и астенические; осознанные и неосознаваемые. Функциональные и психические состояния: сон, бодрствование, готовность, напряженность, релаксация, анальгезия, врабатывание, утомление, монотония, психическое пресыщение, заинтересованность, фрустрация, тревога, персеверация, ригидность, экстаз, вера, эйфория, дисфория, дидактогения, ятрогения. Стресс, как специфическая реакция организма; общий адаптационный синдром Г. Селье. Регуляция и саморегуляция психических состояний.
Эмоциональные состояния и познавательные процессы. Взаимосвязь протекания психических состояний и особенностей темперамента и характера. Взаимосвязь волевых проявлений личности и протекания психических состояний. Роль психических состояний в выполнении деятельности.
РАЗДЕЛ 6. Психология индивидуальных различий
Тема 6.1 Темперамент
Понятие темперамента. Теории темперамента: гуморальная (Гиппократ, Гален), конституциональная (на основе соматотипа) Э. Кречмера, У. Шелдона. Физиологическая основа темперамента. Темперамент и основные свойства нервной системы (И.П. Павлов). Критерии определения свойств темперамента (общие признаки свойств): динамичность, устойчивость, онтогенетическая «первичность», предельность или максимальность, соотношение темперамента и продуктивности, уровень наследуемости. Свойства темперамента: темп реакций, пластичность и ригидность, лабильность, экстравертированность и интроверти-рованность (Г. Айзенк). Современные исследования темперамента (Я. Стреляу, В.М. Русалов).
Типы темпераментов, их характеристика. Проявление основных свойств темперамента: применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека.
Темперамент и личность. Понятие индивидуального стиля деятельности. Темперамент и свойства личности: впечатлительность и эмоциональность, импульсивность и тревожность. Отношения, поступки, культура поведения. Темперамент и воля. Темперамент и характер. Темперамент и способности.
Тема 6.2 Характер
Понятие характера. Понимание характера Ф. Лабрюйером, И. Кантом, Т. Рибо, П.Ф. Лесгафтом, А.Ф. Лазурским. Значение характера. Физиологические основы характера. Выразительные признаки характера.
Структура характера. Характер как совокупность устойчивых черт личности. Группы черт характера: моральные, волевые, эмоциональные. Основные свойства характера: нравственная воспитанность, полнота, цельность, определенность, сила, твердость, уравновешенность.
Теория отношений В.Н. Мясищева. Общие основания для построения типологии: отношение к людям и обществу; к самому себе; к труду; к вещам; морально-волевые качества.
Система акцентуаций по К. Леонгарду, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллеру. Социальные типы характера Э. Фромма. Невротические типы характера К. Хорни. Гармоничный и дисгармоничный характер.
Место характера в общей структуре личности. Характер и воля. Взаимосвязь характера и темперамента. Характер и мотивация поведения. Индивидуальное и типическое в характере.
Механизм формирования и коррекции характера. Подражание, установка. Влияние среды и воспитания на особенности характера. Формирование характера у детей. Возрастные особенности становления черт характера человека. Самовоспитание характера.
Тема 6.3 Способности
Понятие способностей, их природа.Качественная характеристика способностей. Теории способностей.
Структура способностей. Понятие задатков. Задатки, способности и индивидуальные различия. Способности и наследственность.
Виды способностей: общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Уровни развития способностей. Понятие одаренности. Талант, его происхождение. Талант и мастерство. Феномен гениальности.
Склонности и способности. Способности и интересы. Соотношение понятий: способности, знания, навыки, умения.
Условия и предпосылки для развития задатков и формирования способностей личность. Условия раннего проявления способностей. Факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей.
Способности и успешность деятельности. Способности и индивидуальный стиль деятельности. Психологические требования к деятельности, формирующей способности.