Тема 3.3 Сознание и самосознание. Неосознаваемые процессы
Основные филогенетические предпосылки происхождения и развития сознания. Соотношение физиологических и психических процессов. Развитие высших психических функций человека. Понятие «психическая функциональная система». Основные источники развития высших психических функций человека.
Понятие сознания. Сознание как высший уровень развития психики, форма отражения человеком действительности, целостная форма идеальных свойств психики, интегральное образование психики, инстанция управления психикой и регуляции поведения человека. Основные компоненты сознания как метаконструкта психологической науки: подсознание, самосознание, сверхсознание. Структура, функции и свойства сознания. Я-концепция и субъективная картина мира как базовые компоненты индивидуального сознания. Освоение и передача индивидуального и общественно-исторического опыта людей.
Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Сознание как обобщенное, вербально определенное отражение человеком действительности в ее сущностных и наиболее устойчивых инвариантных свойствах. Становление системы понятий. Эволюционное развитие языка и речи. Коммуникация и язык животных. Конституциональные и нейропсихические предпосылки речевой деятельности человека. Взаимосвязь развития орудийной деятельности и языка, речевого и моторного развития. Звуковые, мимико-жестикуляторные и экстралингвистические средства коммуникации. Основные качества человеческого языка по сравнению с языком животных.
Социальные предпосылки возникновения и развития речевой деятельности и языков. Принцип единства сознания и деятельности. Синтезирование во внутреннем плане моделей действительности. Мысленное построение действий. Антиципация их последствий. Способность переживать воображаемое.
Процессы самооценки и самосознания. Формирование самосознания. Само-осознавание через идентификацию. Процессы самоосознавания: самопознание, самопрезентация, самоконтроль, самооценка, самоуправление, самоактуализация, саморазвитие. Самосознание.
Сознание, подсознательное и бессознательное в психике человека. Сознание и активация. Рефлексивная способность. Подсознательное. Бессознательное. Регуляция на уровне бессознательного: неосознаваемые автоматизмы; динамический стереотип; субсенсорные реакции; неосознаваемое сопровождение сознательных действий (идеомоторные акты); подсознательные процессы (интуиция); неосознаваемые установки; невротические симптомы (неадекватные реакции).
Феноменология бессознательного. Понятие психологической защиты. Психологические защиты: вытеснение, отрицание, регрессия, рационализация, проекция, замещение, сублимация, интеллектуализация, формирование реакции.
Модальности сознания. Измененное сознание, его особенности. Факторы, вызывающие возникновение измененного состояния сознания: парасо-стояния, гипноз, медитация, кодирование. Взаимодействие сознания и бессознательного. Проблемы сновидений. Фазы сна (медленная, быстрая).
Тема 3.4 Закономерности развития психики человека в современной психологии
Общий генетический закон культурного развития человека (Л. С. Выготский). Культура и знак. Знак и орудие. Знак и значение. Высшие и низшие психические функции.
Развитие высших психических функций в онтогенезе. Закон перехода от натуральных к культурным, опосредствованным орудиями и знаками формам поведения. Обнаружение значения в интерпсихическом действии. Закон социогенеза: переход от социальных к индивидуальным формам поведения. Интериоризация. Осознание и овладение как свойство высшей ступени развития психической функции. Проблема системного и смыслового строения сознания и самосознания. Проблема мозговой локализации высших психических функций.
Принцип анализа по единицам (Л.С. Выготский). Каузально-динамический анализ.
Развитие как качественные ступени, связанные с созреванием организма и обусловленные местом в системе человеческих отношений.
РАЗДЕЛ 4. Психология деятельности