РАЗДЕЛ 1. Развитие и становление психологии как науки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ Ректор (первый проректор) ___________________________ «___»__________ 2014г. Регистрационый № УД-Пс ______/14р. ФПП

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальности

Практическая психология

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии

Дневная форма получения образования Курс – 1 Семестр – 1-2 Лекции 150 часов Практические (семинарские) занятия 92 часа УСР 30 часов Курсовая работа 4 семестр Экзамен 1,2семестр Всего аудиторных часов по дисциплине 272 часа Заочная форма получения образования   Курс – 1-2 Семестр – 1-4 Лекции 40 часов Практические (семинарские) занятия 30 часов   Курсовая работа 5 семестр Экзамен 4 семестр Всего аудиторных часов по дисциплине 70 часов
Всего часов по дисциплине 672 часа (18 зачетных единиц)      

Составила: Л.И. Станиславчик - ст. преподаватель кафедры психологии

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

РАЗДЕЛ 1. Развитие и становление психологии как науки

Тема 1. 1 Донаучные представления о предмете психологии

Донаучные представления о предмете психологии. Анимистические представления о душе. Философский период развития психологии. Философские учения о душе как первая форма психологических знаний. Вопрос о природе души в материалистических и идеалистических учениях философов Античности. Душа как разновидность материи (Демокрит).

Душа как неизменное в изменчивом, придающее изменчивому определенность (Гераклит).

Сократовский диалог – способ познания сути вещей. Рациональные основания объяснения природы человека. Душа как идея тела (Платон). Душа как способ организации живого тела (Аристотель).

Душа как особая сущность. Свойства души: познавательные способности и нравственные качества. Эмоционально-чувственная составляющая души (Эпикур).

Взаимоотношения души и тела.

Душа как сверхъестественная, божественная сущность в эпоху Средневековья. Раскрытие таинств души в религиозном опыте. Мышление, память, воля как функции души (Августин Блаженный). Проблема соотношения веры и знания. Развитие герменевтического метода.

Накопление эмпирического знания о природе человека арабскими философами и врачами.

Антропоцентризм в эпоху Возрождения.

Опыт как источник познания. Механицизм Нового времени.

Метод универсального сомнения Р. Декарта. Душа как внутренний мир самонаблюдения, сознание.

Явления сознания как предмет психологии. Развитие эмпирической ассоциативной наукообразной психологии.

Тема 1.2 Проблема предмета психологии. Становление психологии как науки

Становление психологии как самостоятельной науки. Непосредственный опыт как предмет психологии (В. Вундт). Метод интроспекции в изучении свойств и структуры сознания.

Интенциональные акты сознания как предмет психологии (Ф. Брентано). Структурализм и функционализм.

Идеалистический взгляд на природу психического в трудах русских писателей и философов-экзистенциалистов.

Происхождение психических деятельностей как предмет психологии (И.М. Сеченов). Рефлексология.

Поведение как предмет психологии (Дж. Уотсон). Бихевиоризм и необихевиоризм.

Бессознательное как предмет психологии. Фрейдизм и неофрейдизм.

Целостные структуры психики как предмет гештальтпсихологии (М. Вертгеймер).

Познавательные процессы, интеллект как предмет когнитивной психологии (У. Найссер).

Уникальность личности, индивидуальность как предмет гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).

Психика (в деятельности) как предмет советской психологии. Развитие взглядов на предмет психологии. Система знаков (Л.С. Выготский). Практическая деятельность как опосредующая психические процессы (А.Н. Леонтьев). Ориентировочная деятельность (П.Я. Гальперин). Психические явления как предмет психологии (К.К. Платонов).

Предмет психологии как абсолютизация отдельных категорий – основа оформления течений и научных школ. Душа, сознание, функция, образ, мотивы, установки, поведение, деятельность, личность как предметы научной психологии. Полипредметность современной психологии.

РАЗДЕЛ 2. Основные теории и концепции психологии

РАЗДЕЛ 3. Эволюция психики

РАЗДЕЛ 4. Психология деятельности

Тема 5.1 Ощущения

Понятие об ощущениях. Физиологические механизмы ощущений. Психологическая специфика ощущений: их непосредственная проживаемость, отчетливый эмоциональный тон, разделенность на ощущения мира и самоощущения, отнесенность к временной точке «теперь», мимолетность и ускользание от сознательной фиксации. Основные признаки ощущений и их источники.

Классификация ощущений по расположению рецептора. Экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные ощущения. Классификация ощущений по их модальности.

Психофизика и измерение ощущений. Закон Вебера–Фехнера. Пороги ощущений: нижний и верхний абсолютный порог ощущений, дифференциальный порог ощущений. Сенсорная депривация.

Взаимодействие ощущений. Закомерности и свойства ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Основные жизненные назначения ощущений. Сенсорный тип личности.

Тема 5.2 Восприятие

Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений. Теории восприятия. Физиологические механизмы восприятия. Перцептивные системы: речеслуховая, зрительная и кинестетически-осязательная. Полимодальность восприятия. Интенсивность перцептивного впечатления. Сенсорная активность.

Классификация восприятия. Виды восприятия.

Свойства восприятия: предметность, избирательность, целостность, константность, категориальность, структурность. Апперцепция. Образ (гештальт) и факторы, влияющие на его формирование: близости, сходства, общей судьбы, хорошего продолжения, группировки без остатка, замкнутости. Соотношение фигуры и фона. Иллюзии восприятия.

Восприятие пространства и времени.

Понятие о репрезентативных системах.

Тема 5.3 Память

Понятие о памяти. Теории памяти.

Виды памяти в современной когнитивной психологии: сенсорная память, кратковременная и долговременная память. Виды памяти по особенности переработки сенсорных воздействий (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память). Виды памяти по модальности следов воздействия. Эйдетизм. Непроизвольное и произвольное запоминание (А.А. Смирнов, П.В. Зинченко).

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Кодирование, архивизация и извлечение информации.

Память и организация информации.Приемы рационального запоминания. Мнемотехника и борьба с забыванием.

Индивидуальные особенности памяти. Выдающиеся мнемонисты.

Тема 5.4 Представления

Понятие представления. Представления – вторичные образы памяти, их организация, особенности и виды. Функции представлений. Физиологическая основа представлений – «следы» в коре головного мозга. Роль сенсорных процессов в формировании представлений. Отличие представлений от восприятия. Память и представление. Ассоциации представлений: по сходству, контрасту, по смежности, по связи причины и следствия, части и целого. Прототипические представления. Общие и конкретные представления.

Классификация представлений: по модальности, по степени обобщенности, по участию волевого процесса, по продолжительности.

Идеомоторные акты. Идеомоторная тренировка. Двигательные иллюзии. Значение представлений в психической деятельности. Развитие представлений.

Тема 5.5 Мышление

Понятие мышления. Особенности мышления.

Теории мышления. Мышление и интеллект. Когнитивная концепция развития интеллекта Дж. Брунера. Операциональная теория развития интеллекта Ж. Пиаже. Концепция ментального опыта М.А. Холодной.

Виды мышления: практическое (наглядно-действенное и наглядно-образное) и теоретическое (образное и понятийное) мышление. Творческое мышление и его особенности. Дивергентное и конвергентное мышление.

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование, классификация и систематизация.

Формы мышления: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция и дедукция.

Мышление как способ формирования понятий. Механизмы формирования понятий. Мышление как способ решения задач. Проблемная ситуация и проблемная задача. Этапы решения задач (постановка проблемы, анализ условий, выдвижение гипотезы, функциональное решение, проверка). Стратегии мышления. Свойства ума.

Установки мышления: рефлексивная, творческая (креативная), установка на понимание, интерпретацию, коммуникацию. Внешняя и внутренняя мотивация мыслительной деятельности. Дифференциально-психологическая оценка субъекта мышления.

Тема 5.6 Речь

Понятие речи. Отличие речи от языка. Значение речи в жизни человека.

Виды речи и их назначение.

Речь как средство общения. Обмен информацией, воздействие на другого человека, познание – основные функции речи. Средства воздействия и выразительности речи. Речь как средство мышления. Внутренняя речь как инструмент мышления. Понятие значения и смысла, денотата и коннотата слова.

Речевая способность. Этапы и структура речевой деятельности. Метафорическая деятельность.

Теории речи. Теории научения. Преформизм. Релятивизм. Конструктивистская теория.

Тема 5.7 Воображение

Понятие о воображении. Отличие образов воображения от образов восприятия и памяти. Свойства образов воображения: фантастичность, эвристичность, интуитивность, прогностичность.

Функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и регуляция внутреннего плана действий, программирование поведения.

Способы и приемы создания образов воображения: агглютинация, гиперболизация, акцентуация, типизация, ассоциация, синестезия, аналогия.

Виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное. Сновидения, мечты и грезы как виды воображения.

Воображение и творчество. Два вида творческой фантазии: конкретный (образный) и абстрактный (логический), их взаимосвязь с доминированием у человека правого и левого полушарий мозга.

Этапы творческого воображения.

Тема 5.8 Внимание

Понятие о внимании. Функции внимания: селективная, прогностическая, контролирующая, активизация и обеспечение избирательности познавательных процессов.

Физиологические основы внимания. И.П. Павлов и А.А. Ухтомский о механизмах внимания. Теории внимания Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперина. Внимание в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Современные теории и модели внимания: модель ранней селекции, модель Э. Трейсман, модель поздней селекции, внимание как умственное усилие.

Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Объективные и субъективные проявления внимания.

Свойства внимания: объем, устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение, колебание.

Тема 5.9 Эмоции и чувства

Общая характеристика эмоций и чувств. Основные функции эмоций и чувств.

Физиологическая основа эмоций. Роль эмоций в жизни человека. Психологические теории эмоций: эволюционная теория Ч.Дарвина, трехмерная теория эмоций В.Вундта, теория Джемса-Ланге и теория Кеннона-Барда, информационная теория эмоций П.В. Симонова. Оценка эмоциональных процессов и состояний: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения и нейрофизиологическая основа.

Внешние выражения (экспрессия) эмоций и чувств.

Классификация и виды эмоций (К. Изард).

Классификация и виды чувств.

Эмоции и личность. Связь эмоций и потребностей человека. Эмоции и эффективность деятельности. Развитие эмоционально-личностной сферы человека. Приемы саморегуляции эмоций.

Тема 5.10 Воля

Понятие воли. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Теории воли. Связь волевой регуляции с мотивацией деятельности. Рефлексия и воля. Волевая регуляция поведения. Интеллектуальные и моральные основы воли. Волевой акт и его структура. Природа и структура волевого действия. Принятие и исполнение волевого решения.

Первичные волевые качества личности: сила воли, настойчивость, выдержка. Вторичные или производные волевые качества: решительность, смелость, самообладание, уверенность. Третичные волевые качества: ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность. Воспитание волевых качеств личности.

Формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности. Возрастные и половые особенности произвольной активности. Патология воли.

Тема 6.1 Темперамент

Понятие темперамента. Теории темперамента: гуморальная (Гиппократ, Гален), конституциональная (на основе соматотипа) Э. Кречмера, У. Шелдона. Физиологическая основа темперамента. Темперамент и основные свойства нервной системы (И.П. Павлов). Критерии определения свойств темперамента (общие признаки свойств): динамичность, устойчивость, онтогенетическая «первичность», предельность или максимальность, соотношение темперамента и продуктивности, уровень наследуемости. Свойства темперамента: темп реакций, пластичность и ригидность, лабильность, экстравертированность и интроверти-рованность (Г. Айзенк). Современные исследования темперамента (Я. Стреляу, В.М. Русалов).

Типы темпераментов, их характеристика. Проявление основных свойств темперамента: применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека.

Темперамент и личность. Понятие индивидуального стиля деятельности. Темперамент и свойства личности: впечатлительность и эмоциональность, импульсивность и тревожность. Отношения, поступки, культура поведения. Темперамент и воля. Темперамент и характер. Темперамент и способности.

Тема 6.2 Характер

Понятие характера. Понимание характера Ф. Лабрюйером, И. Кантом, Т. Рибо, П.Ф. Лесгафтом, А.Ф. Лазурским. Значение характера. Физиологические основы характера. Выразительные признаки характера.

Структура характера. Характер как совокупность устойчивых черт личности. Группы черт характера: моральные, волевые, эмоциональные. Основные свойства характера: нравственная воспитанность, полнота, цельность, определенность, сила, твердость, уравновешенность.

Теория отношений В.Н. Мясищева. Общие основания для построения типологии: отношение к людям и обществу; к самому себе; к труду; к вещам; морально-волевые качества.

Система акцентуаций по К. Леонгарду, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллеру. Социальные типы характера Э. Фромма. Невротические типы характера К. Хорни. Гармоничный и дисгармоничный характер.

Место характера в общей структуре личности. Характер и воля. Взаимосвязь характера и темперамента. Характер и мотивация поведения. Индивидуальное и типическое в характере.

Механизм формирования и коррекции характера. Подражание, установка. Влияние среды и воспитания на особенности характера. Формирование характера у детей. Возрастные особенности становления черт характера человека. Самовоспитание характера.

Тема 6.3 Способности

Понятие способностей, их природа.Качественная характеристика способностей. Теории способностей.

Структура способностей. Понятие задатков. Задатки, способности и индивидуальные различия. Способности и наследственность.

Виды способностей: общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Уровни развития способностей. Понятие одаренности. Талант, его происхождение. Талант и мастерство. Феномен гениальности.

Склонности и способности. Способности и интересы. Соотношение понятий: способности, знания, навыки, умения.

Условия и предпосылки для развития задатков и формирования способностей личность. Условия раннего проявления способностей. Факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей.

Способности и успешность деятельности. Способности и индивидуальный стиль деятельности. Психологические требования к деятельности, формирующей способности.

Тема 7.1 Потребности

Понятие «потребности».

Классификация потребностей и их виды: витальные и социальные. Потребности как источник активности личности. Иерархическая пирамида потребностей по А. Маслоу: физиологические; потребности в безопасности; привязанностях, любви, принадлежности к группе; одобрении, уважении; самореализации. Познавательные и эстетические потребности.

Трансформация потребностей. Механизм удовлетворения потребностей: стадия напряжения, стадия оценки, стадия насыщения. Реализация потребностей: конкретизация, ментализация, социализация.

Тема 7.2 Мотивация

Мотивация как психическое образование, побуждающее человека к деятельности. Мотивы – синтез внутренних и внешних причин, побуждающих и направляющих поступки, поведение и деятельность человека. Мотив и мотивация. Мотив – интегративное выражение побудительных сил человека в конкретном, актуальном действии (осознанный, неосознанный) реализуемая часть латентной мотивации. Функции мотивации: приспособительная, побудительная, активизирующая, стимулирующая, направляющая, регулирующая.

Эволюционные линии развития мотивации через: 1) развитие витальных, социальных, идеальных потребностей; 2) эмоционально-оценочное отражение; 3) субъективную систему отношений; 4) предметно-практическую деятельность; 5) систему ценностных ориентации; 6) образ жизни; 7) социальное взаимодействие; 8) культуру и искусство. Индивидуальные линии развития мотивации через: 1) биогенетику рефлексов, инстинктов и паттернов поведения; 2) подражание; 3) воспитание и обучение; 4) игры, общение, познание, труд; 5) семью и другие первичные общности.

Концепции мотивации. Понятие валентности. Критерии валентности. Отрицательная валентность.

Основные проблемы психологии мотивации. Когнитивный диссонанс. Агрессия. Просоциальное поведение. Асоциальное поведение. Мотивация и успешность деятельности. Развитие и изменение мотивов. Иерархия мотивов. Взаимодействие мотивов. Полимотивированность.

Тема 7.3 Направленность

Направленность – ядро личности.

Компоненты направленности. Влечение – эмоциональное проявление потребностей и начальный момент мотивационного процесса. Неосознанность влечений. Эмоциональная напряженность влечений. Внутренняя детерминированность влечений и внешняя направленность их разрядки. Желания – осознанные влечения к реализации потребностей. Рационализация потребностей в желаниях. Соотнесение желаний с возможностями их реализации. Интересы как форма проявления познавательных потребностей человека. Интересы как категория социальных потребностей. Интересы как характеристика общественных отношений. Склонности – направленность человека на определенную деятельность. Склонности и стремления к целям. Эмоциональный и волевой компоненты в реализации склонностей и стремлений. Намерения – сознательное стремление к завершению поставленных задач, целей (актуализация потребностей в организованной деятельности). Намерение как целеполагание. Установки – состояние психологической готовности человека реагировать определенным образом на внешние воздействия. Психологические и социальные установки. Установки и опережающее отражение (антиципация). Убеждения – представления, идеи, позиции человека, определяющие его понимание действительности, выражающие его отношения к ней. Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем. Картина мира и смысл жизни как интегративные установки личности. Обыденное, религиозное и научное мировоззрение. Рациональное и иррациональное понимание мира и сущности человека.

Виды направленности.

ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Курсовая работа выполняется в 4/5 семестре. В соответствии с учебным планом на написание курсовой работы выделяется 40 часов.

Целью написанию курсовой работы является формирование исследовательских умений у студентов, развитие умений теоретического анализа, обобщения, усвоение специфики проведения эмпирического социально-психологического исследования, развитие умений количественной и качественной обработки полученных результатов и их интерпретации.

Написание курсовой работы способствует расширению и углублению полученных студентами теоретических социально-психологических знаний.

Курсовая работа должна включать теоретический анализ литературы по проблеме и описание проведенного эмпирического исследования с полученными выводами.

Объем курсовой работы 30 страниц (без приложений).



Приложение 2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Семестр

Практическое занятие (2 ч.)

1. Антропоцентризм в эпоху Возрождения

2. Механицизм Нового времени

3. Явления сознания как предмет психологии

4. Развитие эмпирической ассоциативной наукообразной психологии

Основная литература

1. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : ПИТЕР, 1998 . - 712 с.

Дополнительная литература

1. Вайнштейн, Л. А. Общая психология /
Л. А. Вайнштейн [и др.]. - Минск: Тесей, 2005. – 367 с.

2. Ждан, А. Н. История психологии: от античности к современности / А. Н.Ждан. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 336 с.

3. Козубовский, В. М. Общая психология: Учеб. пособие в 3 ч. / В. М.
Козубовский. - Минск: Амалфея, 2006. - Ч. 1. - 255 с.
- Ч.2. – 367 с. - Ч.З. – 298 с.

Практическое занятие (2 ч.)

1. Основные методы психологии: наблюдение и эксперимент

2. Вспомогательные методы

Основная литература

1. 1.Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

2. Психология: комплексный подход / Под ред. М. Айзенка. - Минск: Новое знание, 2002. - 832 с.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : ПИТЕР, 1998. - 712 с.

Дополнительная литература

1. Вайнштейн, Л.А. Общая психология /
Л. А. Вайнштейн [и др.]. - Минск: Тесей, 2005. – 367 с.

2. Методы психологии / сост. Л. И. Станиславчик. – Барановичи : РИО БарГУ, 2008. – 96 с.

3. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : Просвещение, 1995. – 688 с.

Практическое занятие (2 ч.)

1. Экспериментальные исследования законов восприятия в гештальт-психологии

Основная литература

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : ПИТЕР, 1998. - 712 с.

2. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер-Пресс, 2001. – 606 с.

Дополнительная литература

1. Вайнштейн, Л. А. Общая психология /
Л. А. Вайнштейн [и др.]. - Минск: Тесей, 2005. – 367 с.

2. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 276 с.

3. Ждан, А. Н. История психологии: от античности к современности / А. Н.Ждан. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 336 с.

4. Козубовский, В. М. Общая психология: Учеб. пособие в 3 ч. / В. М.
Козубовский. - Минск: Амалфея, 2006. - Ч. 1. - 255 с.
- Ч.2. – 367 с. - Ч.З. – 298 с.

5. Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди. - СПб.: Речь, 2002. – 539 с.

6. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 463 с.

7. Психология личности: [хрестоматия] в 2т. / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ, 1999. - Т.1 – 447 с; Т.2. – 542 с.

8. Хрестоматия по психологии / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с.

Практическое занятие (2 ч.)

1. Подход к проблемам личности С. Л. Рубинштейна

2. А. Н Леонтьев и проблемы личности

3. Системная модель человекознания Б. Г. Ананьева: индивид, личность, субъект, индивидуальность

4. Концепция функциональной динамической структуры личности К.К. Платонова

Основная литература

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : ПИТЕР, 1998. - 712 с.

Дополнительная литература

1. Вайнштейн, Л. А. Общая психология /
Л. А. Вайнштейн [и др.]. - Минск: Тесей, 2005. – 367 с.

2. Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев; отв. ред. А. И. Щербаков. - Л.: Изд-во ЛГГГИ, 1963. - 264 с.

3. Козубовский, В. М. Общая психология: Учеб. пособие в 3 ч. / В. М.
Козубовский. - Минск: Амалфея, 2006. - Ч. 1. - 255 с.
- Ч.2. – 367 с. - Ч.З. – 298 с.

4. Мясищев, В. Н. Избранные психологические труды / В. Н. Мясищев. - М.: МПСИ, 2004. – 400 с.

5. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 463 с.

6. Психология личности в трудах отечественных психологов: [хрестоматия] / [сост. Л. В. Куликов].- СПб.: Питер, 2000 . - 476 с.

7. Психология личности: [хрестоматия] в 2т. / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ, 1999. - Т.1 – 447 с; Т.2. – 542 с.

8. Хрестоматия по психологии / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с.

Практическое занятие (2 ч.)

1. Психология здоровья как отрасль психологии

2. Психологическая компетентность в сфере здоровья

3. Поведенческие установки и факторы, воздействующие на их формирование

4. Влияние стрессогенных факторов на здоровье личности

5. Общее понятие о психическом расстройстве личности

6. Причины возникновения и формы протекания психических расстройств. Внешние признаки психических расстройств

7. Профилактика психических расстройств

Основная литература

1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335с.

2. Психология / под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : ПИТЕР, 1998. - 712 с.

Дополнительная литература

1. Белановская, О. В. Психология личности / под ред. Ю. Н. Карандашева, Т. В. Сенько. - Минск.: БГПУ, 2001. – 226 с.

2. Вайнштейн, Л. А. Общая психология /
Л. А. Вайнштейн [и др.]. - Минск: Тесей, 2005. – 367 с.

3. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1999. - Т.1. - 496 с. - Т.2. - 376 с.

4. Козубовский, В. М. Общая психология: Учеб. пособие в 3 ч. / В. М.
Козубовский. - Минск: Амалфея, 2006. - Ч. 1. - 255 с.
- Ч.2. – 367 с. - Ч.З. – 298 с.

5. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 463 с.

6. Психология личности в трудах отечественных психологов: [хрестоматия] / [сост. Л. В. Куликов].- СПб.: Питер, 2000 . - 476 с.

7. Хрестоматия по психологии личности: В 2 т. / под ред. Д. Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ, 1999. - Т. 1 - 386 с. Т. 2.- 401 с.

8. Хрестоматия по психологии / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с.

Семестр

Практическое занятие (2 ч.)

1. Общение как: перцепция, коммуникация (вербальная, невербальная), интеракция

2. Функции общения

3. Виды общения

4. Общие и специальные закономерности формирования различных видов деятельности

Основная литература

1. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Академия, 2004. – 345 с.

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : ПИТЕР, 1998 . - 712 с.

Дополнительная литература

1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. – 335 с.

2. Вайнштейн, Л. А. Общая психология /
Л. А. Вайнштейн [и др.]. - Минск: Тесей, 2005. – 367 с.

3. Козубовский, В. М. Общая психология: Учеб. пособие в 3 ч. / В. М.
Козубовский. - Минск: Амалфея, 2006. - Ч. 1. - 255 с.
- Ч.2. – 367 с. - Ч.З. – 298 с.

4. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : Просвещение, 1995. – 688 с.

5. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 463 с.

Практическое занятие (1 ч.)

1. Критерии определения свойств темперамента

2. Темп реакций, пластичность и ригидность, лабильность, экстравертированность и интровертированность (Г. Айзенк)

3. Современные исследования темперамента (Я. Стреляу, В. М. Русалов)

Основная литература

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : ПИТЕР, 1998 . - 712 с.

Дополнительная литература

1. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 276 с.

2. Козубовский, В. М. Общая психология: Учеб. пособие в 3 ч. / В. М.
Козубовский. - Минск: Амалфея, 2006. - Ч. 1. - 255 с.
- Ч.2. – 367 с. - Ч.З. – 298 с.

3. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 463 с.

4. Основы психологии. Практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. – 672 с.

5. Практическая психология в тестах или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001. – 400 с.

6. Психология личности: [хрестоматия] в 2т. / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ, 1999. - Т.1 – 447 с; Т.2. – 542 с.

Практическое занятие (1 ч.)

1. Типы темпераментов, их характеристика

2. Проявление основных свойств темперамента: применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека

Основная литература

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : ПИТЕР, 1998 . - 712 с.

Дополнительная литература

1. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 276 с.

2. Козубовский, В. М. Общая психология: Учеб. пособие в 3 ч. / В. М.
Козубовский. - Минск: Амалфея, 2006. - Ч. 1. - 255 с.
- Ч.2. – 367 с. - Ч.З. – 298 с.

3. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 463 с.

4. Основы психологии. Практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. – 672 с.

5. Практическая психология в тестах или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001. – 400 с.

6. Психология личности: [хрестоматия] в 2т. / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ, 1999. - Т.1 – 447 с; Т.2. – 542 с.

Практическое занятие (2 ч.)

1. Понятие акцентуации характера

2. Система акцентуаций по К. Леонгарду, А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллеру

3. Социальные типы характера Э. Фромма

4. Невротические типы характера К. Хорни

5. Гармоничный и дисгармоничный характер

Основная литература

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : ПИТЕР, 1998 . - 712 с.

Дополнительная литература

1. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 276 с.

2. Козубовский, В. М. Общая психология: Учеб. пособие в 3 ч. / В. М.
Козубовский. - Минск: Амалфея, 2006. - Ч. 1. - 255 с.
- Ч.2. – 367 с. - Ч.З. – 298 с.

3. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : Просвещение, 1995. – 688 с.

4. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 463 с.

5. Психология личности: [хрестоматия] в 2т. / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ, 1999. - Т.1 – 447 с; Т.2. – 542 с.

Практическое занятие (2 ч.)

1. Общие и специальные

2. Теоретические и практические

3. Учебные и творческие

4. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей

Основная литература

1. Психология / под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : ПИТЕР, 1998. - 712 с.

Дополнительная литература

1. Вайнштейн, Л. А. Общая психология / Л. А. Вайнштейн [и др.]. - Минск: Тесей, 2005. – 367 с.

2. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 276 с.

3. Козубовский, В. М. Общая психология: Учеб. пособие в 3 ч. / В. М.
Козубовский. - Минск: Амалфея, 2006. - Ч. 1. - 255 с.
- Ч.2. – 367 с. - Ч.З. – 298 с.

4. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 463 с.

5. Психология личности в трудах отечественных психологов: [хрестоматия] / [сост. Л. В. Куликов]. - СПб.: Питер, 2000 . - 476 с.

6. Психология личности: [хрестоматия] в 2т. / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ, 1999. - Т.1 – 447 с; Т.2. – 542 с.

Практическое занятие (2 ч.)

1. Творческая самопрезентация личности

Семестр

Практическое занятие (2 ч.)

1. Индивидуальные особенности памяти

2. Методика заучивания 10 слов

3. Мнемотехника и борьба с забыванием

4. Выдающиеся мнемонисты

Основная литература

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : ПИТЕР, 1998. - 712 с.

Дополнительная литература

1. Практическая психология в тестах или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001. – 400 с.

Практическое занятие (2 ч.)

1. Методы изучения мышления

2. Мышление и интеллект

Основная литература

1. Психология / под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

Дополнительная литература

1. Основы психологии. Практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. – 672 с.

Тема 5.7 Воображение

Практическое занятие (2 ч.)

1. Виды воображения

2. Мечта как особый вид воображения

3. Сновидения, галлюцинации и грезы

4. Приемы воображения

Основная литература

1. Психология / под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

Дополнительная литература

1. Основы психологии. Практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. – 672 с.

Практическое занятие (1 ч.)

1. Свойства внимания: сосредоточенность, устойчивость, распределение, переключение, объем

Основная литература

1. Психология / под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : ПИТЕР, 1998 . - 712 с.

3. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер-Пресс, 2001. – 606 с.

Дополнительная литература

1. Вайнштейн, Л. А. Общая психология /Л. А. Вайнштейн [и др.]. - Минск: Тесей, 2005. – 367 с.

2. Величковский, Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания [в 2 т.] / Б. М. Величковский. - М.: Академия: Смысл, 2006. - Т. 1. - 2006. - 447 с; Т. 2. - 2006. - 430 с.

3. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 276 с.

4. Козубовский, В. М. Общая психология: Учеб. пособие в 3 ч. / В. М.Козубовский. - Минск: Амалфея, 2006. - Ч. 1. - 255 с.- Ч.2. – 367 с. - Ч.З. – 298 с.

5. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 463 с.

6. Солсо, Р.Л Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. - М.:Тивола, 1996. - 600 с.

Практическое занятие (1 ч.)

1. Корректурная проба

2. Таблицы Шульте

3. Красно-черная таблица Горбова

4. Объем внимания

Основная литература

1. Практическая психология в тестах или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001. – 400 с.

Практическое занятие (2 ч.)

1. Классификация и виды эмоций (К. Изард)

2. Классификация и виды чувств

Основная литература

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : ПИТЕР, 1998 . - 712 с.

Дополнительная литература

Наши рекомендации