ПРОГРАММА Научно-исследовательской практики
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
(Академия ВЭГУ)
Кафедра психологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе и
инновационному развитию
________________ Р.Ф. Габидуллин
«_____»________________2012 г.
ПРОГРАММА Научно-исследовательской практики
Направление подготовки: 030300.68 Психология
Профиль подготовки: «Дифференциальная психология и психодиагностика»
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Уфа
Цели научно-исследовательской практики
Целями научно-исследовательской практикиявляютсяосвоение обучающимися методов исследования и проведение выбора методов исследования и источников по выбранной научной проблеме в области психологии.
Задачи научно-исследовательской практики
Задачи научно-исследовательской практики являются:
1) получение сведений об исследуемой области;
2) развитие навыков дидактического исследования,
3) изучение, выбор и моделирование способов исследования;
4) расширение профессиональных знаний, полученных магистрантами в процессе обучения;
5) формирование практических навыков самостоятельной научной работы;
6) ознакомление с особенностями будущей профессиональной деятельности;
7) приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы;
8) выявление элементов исследуемой области;
9) ознакомление и подбор необходимых материалов для выполнения поставленной цели.
Формы проведения научно-исследовательской практики
Исследовательская работа в период практики может осуществляться в следующих формах:
– выполнение заданий научного руководителя в соответствии с утвержденным планом научно-исследовательской работы кафедры, факультета или университета;
– участие в семинарах (по тематике исследования), а также в научно-исследовательских проектах, выполняемых на кафедре;
– выступление на конференциях молодых ученых, проводимых в университете, в других вузах, а также участие в других научных конференциях, семинарах;
– подготовка и публикация тезисов докладов, научных статей;
– подготовка презентации научно-исследовательской работы и ее обсуждение;
- участие в обсуждении презентаций других магистрантов.
Место проведения научно-исследовательской практики
№ п/п | Место проведение научно-исследовательской практики | Объект научно-исследовательской практики | Семестр |
1. | Кафедра психологии института психологии и социально-культурной работы Академии ВЭГУ | Общее состояние по исследуемым вопросам в соответствии с направлением подготовки | |
2. | Библиотека ВЭГУ и др. библиотеки (городские, муниципальные и пр.) | Научная, учебная, публицистическая литература по обозначенным с научным руководителем проблемам | |
3. | Интернет-площадка: 1.Программа Ирбис Академии ВЭГУ: http://www.irbis.vegu.ru 2.Электоронно библиотечная система Znanium.com : http://znanium.com/index.php/ | Научная, учебная, публицистическая литература по обозначенным с научным руководителем проблемам | |
Постоянно действующий интерактивный научно-исследовательский Семинар (http://www.cp.insto.ru) | Результаты научно-исследовательской деятельности по разрабатываемым проблемам |
Содержание научно-исследовательской практики
Основное содержание научно-исследовательской практики включает исследование известных и создание новых элементов по выбранному направлению.
Научно-исследовательская практика предполагает, что магистранты обязаны проводить в период прохождения практики научное исследование (в рамках тематики магистерской диссертации).
В течение научно-исследовательской практики каждый магистрант работает по индивидуальному плану, который состоит из подготовительного, экспериментального и заключительного этапов. Обобщенные задания, виды деятельности и формы отчетности представлены в таблице.
Задания | Виды деятельности | Формы отчетности |
Подготовительный этап | ||
1. Ознакомиться с программой практики. | Утвердить научного руководителя практики. | Сформировать цель и задачи практики. |
2. Разработать план научно-исследовательской практики. | Обсудить с научным руководителем цели, задачи и ожидаемые результаты проекта. | Сформировать план на выполнение научно-исследовательской практики. |
Экспериментальный этап | ||
1. Доработать индивидуальный план работы. | Совместно с руководителем работы определить конкретные задачи. | Оформить индивидуальный план, цели и задачи научно-исследовательской практики |
2. Осуществить теоретический анализ выбранной научной проблемы. | Проанализировать 3-4 автореферата диссертации по психологии, тематика который созвучна выбранной тематике диссертации магистранта; систематизировать и обобщить результаты анализа; определить методологический аппарат магистерской диссертации; составить библиографию по теме научно-исследовательской работы, работа с понятийным аппаратом; сделать сообщение по теме научного исследования с раскрытием основных теоретических положений. | Оформить тезисы выступления, изложив вопросы, касающиеся проблемы и теоретических основ выбранной научной проблемы. |
3. Обосновать выбор методов исследования и последовательность их применения. | Рассмотреть методы исследования и выбрать необходимые, в случае необходимости модифицировать их. | Сделать обзор методик исследования и указать выбранные или модифицированные методы для исследования выбранной научной проблемы. |
4. Провести пилотажное исследование; провести обработку, анализ и интерпретацию полученных результатов. | Реализовать задачи исследования, обработать и обобщить полученную информацию; осмыслить результаты и дать им содержательную интерпретацию. | Изложить основные результаты, полученные при реализации исследования выбранной темы. |
5. Сформулировать выводы по результатам научного проблемы. | Обобщить результаты проделанной работы, обосновать итоговые выводы, рекомендации и предложения, направленные на практическое решение выбранной проблемы; совместно с научным руководителем оформить научную статью по результатам исследования. | Для аналитического отчета разработать и изложить выводы и предложения по выполненному исследованию; оформить статью. |
Заключительный этап | ||
1. Обобщить результаты научно-исследовательской практики | Подготовить презентацию научно-исследовательской практики и разместить ее в интерактивном научно-практическом Семинаре на сайте: http://www.cp.insto.ru и обсудить презентации коллег; подготовить аналитический отчет по результатам научно-исследовательской практики. | Оформить отчет о научно-исследовательской практике, сформировать дневник, цели и задачи, тезисы по научной проблеме, изложить анализ методов исследования, выбранные методы исследования для изложения научной проблемы, научную статью по полученным результатам, список использованной литературы, обсуждения презентаций с участием магистранта на сайте: http://www.cp.insto.ru |
2. Доложить о результатах научно-исследовательской практики. | Подготовить тематическое выступление (доклад) о прохождении научно-исследовательской практики | Доложить о результатах практики на заседании кафедры и на интерактивном научно-практическом Семинаре (http://www.cp.insto.ru); предоставить отчетную документацию в ПГ Научно-исследовательская практика по фамилии руководителя научно-исследовательской практики. |
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно-исследовательской практике
В процессе организации научно-исследовательской практики руководителями практик должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии.
Виды работ | Технологии |
1. Ознакомление с прохождение научно-исследовательской практикой | Мультимедийные технологии |
2. Консультации с руководителем практики в ПГ Научно-исследовательская практика В Кампусе ВЭГУ (http://www.cp.insto.ru) | Вебинар-технология |
3. Изучение методов, научных наработок по теме исследования в библиотеки | Компьютерные технологии, программные продукты |
4. Формирование тезисов, статьи, презентации по теме исследования | Компьютерные технологии, программные продукты |
5. Предоставление презентации в УГ ДПиП (http://www.cp.insto.ru) | Интерактивная форма с использованием вебинар-технологий |
6. Отчет и доклад по проделанной работе | Интерактивная форма с использованием вебинар-технологий |
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на научно-исследовательской практике
Конкретные разделы научно-исследовательской практики определяют примерное обеспечение индивидуальных заданий каждому магистранту.
I. Теоретическая работа:
- ознакомление с научной литературой по заявленной теме;
- составление библиографии по теме научно-исследовательской работы;
- методологическое и методическое обоснование предполагаемого исследования;
- формулирование гипотез;
- разработка плана проведения исследовательских мероприятий.
II. Организационная работа:
- знакомство с условиями исследовательской деятельности, потенциальными и реальными испытуемыми;
- планирование исследовательской деятельности, составление графика мероприятий;
- организация и проведение исследовательских мероприятий;
- сбор первичных эмпирических данных;
- психологическая диагностика испытуемых;
- консультационная работа;
- составление отчетов, подготовка документации по итогам практики.
III. Аналитическая работа
- составление сводных таблиц с первичными эмпирическими данными;
- количественное и качественное описание эмпирических данных;
- составление психодиагностического заключения;
- самоанализ и оценка успешности достижения целей, решения исследовательских задач;
- подведение итогов научно-исследовательской работы.
Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими работу студента на практике, являются Программа научно-исследовательской практики и Дневник студента по практике. По окончании практики предусмотрено представление студентом отчета по практике.
Полнота и степень детализации этих задач регламентируются утверждённой рабочей программой, применительно к особенностям практики.
Конкретное содержание научно-исследовательской деятельности магистранта планируется научным руководителем и отражается в индивидуальном задании на практику. Задание для каждого магистранта составляется в соответствии со структурой научно-исследовательской практике, представленной в п. 7.1 и конкретизируется с учетом выбранной научной проблемы.
Руководство научно-исследовательской практикой по программе специализированной подготовки магистров осуществляет научный руководитель магистранта по согласованию с заведующим кафедрой.
Непосредственное руководство и контроль за выполнением практики магистрантами осуществляется его научным руководителем, который:
1) согласовывает программу научно-исследовательской практики и календарные сроки ее проведения;
2) проводит необходимые организационные мероприятия по выполнению программы практики;
3) осуществляет постановку задач по самостоятельной работе магистрантов в период практики с выдачей индивидуальных заданий, оказывает соответствующую консультативную помощь;
4) согласовывает график проведения практики и осуществляет систематический контроль за ходом практики и работой магистрантов;
5) оказывает помощь магистранту по всем вопросам, связанным с прохождением практики и оформлением отчета;
6) участвует в работе по защите отчетов магистранта.
Магистрант в процессе практики получает от научного руководителя указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики, отчитывается о выполняемой работе в соответствии с графиком проведения практики.
Учебно-методическое обеспечение научно-исследовательской практики
Для реализации научно-исследовательской практики необходимы следующие информационные и методические ресурсы.
11.1 Нормативно-правовые акты:
Федеральный закон «Об образовании»
Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300.68 Психология (квалификация (степень) магистра) / утв. Приказом Министерства образования и науки от 22 декабря 2009г. № 797.
11.2 Основная литература:
1. Волков, Ю. Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практическое пособие [Электронный ресурс] / Ю.Г. Волков. – 3-e изд., перераб. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – http://znanium.com/
2. Кукушкина, В. В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров) [Текст] : учебное пособие / В.В. Кукушкина. – М. : ИНФРА-М, 2011. – http://znanium.com/
3. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст]: учебное пособие / А. Д. Наследов. – 3-е изд., стер. – СПб.: Речь, 2012.
11.3 Дополнительная литература:
1. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази. – СПб. : Питер, 2009.
2. Глуханюк, Н.С. Практикум по психодиагностике [Текст]: учебное пособие / Н.С. Глуханюк. – М. : МПСИ, 2009.
3. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию [Текст] / Д.С. Горбатов. – Самара, 2009.
4. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст] / Дж.Гудвин. – СПБ.: Питер, 2004.
5. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2011.
6. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст]: учебник для вузов. – М.: Изд-во МПСИ, 2002.
7. Истратова, О. Н., Эксакусто, Т. В. Справочник психолога -консультанта организации [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В.Эксакусто. –2-е изд. – Ростов н /Д: Феникс, 2010.
8. Истратова, О.Н., Эксакусто, Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
9. Карандашев, В.Н. Квалификационные работы по психологии [Текст] / В.Н. Карандашев. – М. : Изд-во Смысл, 2012.
10. Карпов, А. О. Исследовательская парадигма в образовании: Инновации в образовании [Текст] / А.О. Карпов. – 2010. – № 7. – С. 12-32.
11. Кемпбелл, Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях [Текст] / Д.Т. Кемпбелл. – М. : Прогресс, 2000.
12. Кузнецов, И. Н. Диссертационные работы: Методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие [Текст] / И. Н. Кузнецов. – 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2012.
13. Мельникова, О.Т. Фокус-группы: методы, методология, модерирование [Текст]: учебное пособие для вузов / О.Т. Мельникова. – М. : Аспект Пресс, 2007.
14. Бусыгина, Н.П. Методология качественных исследований в психологии [Текст]: учебное пособие / Н.П. Бусыгина. – М. : НИЦ Инфра-М, 2013.
15. Методы социально-психологического исследования [Текст]: учебное пособие для вузов. / Под ред. Т.В. Фоломеевой. – Кемерово: Юнити, 2002.
16. Митина, О.В. Математические методы в психологии. Практикум [Текст] / О.В. Митина. – М. : Аспект Пресс, 2009.
17. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст] / А.Д.Наследов. – Речь, 2008
18. Рамендик, Д.М. Психологический практикум [Текст]: учебное пособие / Д.М. Рамендик. – М.: Академия, 2009.
19. Романко, В. К. Статистический анализ данных в психологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. К. Романко. - 2-е изд. (эл.). – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – http://znanium.com/.
20. Руденко, А.М. Психологический практикум [Текст] / А.М. Руденко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
21. Фомичев, В. В., Юловская, В. Д. Наука как основа подготовки высококвалифицированных специалистов [Текст] / В.В. Фомичев, В.Д. Юловская // Высшее образование в России. – 2010. – № 6. – С. 48-55.
11.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. LingvoOnline переводчик, система бесплатных словарей: http://lingvopro.abbyyonline.com/en
2. Библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.lib.msu.su/
3. Единое окно доступ к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/
4. Интерактивный Семинар:http://www.cp.insto.ru
5. Министерство образования и науки: http://минобрнауки.рф/
6. Научная электронная библиотека: http://www.elibrari.ru
7. Программа Ирбис Академии ВЭГУ: http://www.irbis.vegu.ru
8. Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru
9. Российская Научная Сеть информационная система, нацеленная на доступ к нау: http://nature.web.ru/
10. Словари и энциклопедии on-Line: http://dic.academic.ru/
11. Электронно-библиотечная система Znanium.com : http://znanium.com/index.php/
12. Электронная библиотека: htpp://www.public.ru
13. Электронно-библиотечная система, образовательные и просветительские издания: http://www.iqlib.ru/
О Т Ч Е Т
Магистранта 1-го курса
Института психологии и социально-культурной работы Академии ВЭГУ
Направление подготовки: 030300.68 Психология
ФИО
Набор _______
План (примерный)
Стр.
1. Оформить дневник практики…………………………………………
2. Обозначить цели и задачи практики…………………………………
3. Оформить тезисы выступления, изложив вопросы, касающиеся проблемы и теоретических основ исследования……………………………………..
4. Сделать обзор методик исследования и указать выбранные или модифицированные методы……………………………………………………..
5. Изложить основные результаты пилотажного исследования; провести их анализ………………………………………………………..
6. Оформить статью по научной выбранной проблеме, использовав отдельные методы ……………………………………………………………………..
7. Указать список литературы………………………………………..
1. Оформить дневник Практики
Дневник
Прохождения практики
Магистранта института психологии и социально-культурной работы Академии ВЭГУ
ФИО
С __. __ 20__года
По__.__.20__ года
Индивидуальный план научно-исследовательской практики
№ | содержание работы | дата выполнения |
Разработка индивидуального плана научно-исследовательской практики | ||
Анализ 3-4 авторефератов диссертации по психологии, тематика которых созвучна выбранной тематике диссертации магистранта | ||
Определение методологического аппарата магистерской диссертации | ||
Составление библиографии по теме научно - исследовательской работы. | ||
Работа с понятийным аппаратом. | ||
Определение и обоснование методов исследования | ||
Оформление тезисов и вопросов, касающихся проблемы и теоретических основ исследования | ||
Проведение пилотажного исследования на основе выбранных методик | ||
Анализ, выводы и предложения по выполненному пилотажному исследованию | ||
Оформление совместно с научным руководителем научной статьи по результатам исследования | ||
Выставление результатов практики (презентация) на Семинаре. |
Подпись студента ФИО
дата
Руководитель практики
Должность ФИО
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Цель практики – освоить традиционные методы исследования и провести выбора методов исследования и источников по исследуемой проблеме на тему: «_____________________________»
Задачи практики:
Близкие к решению поставленной цели и программе научно-исследовательской практике (не копируйте, по программе антиплагиат, отчет не пройдет)
ОФОРМИТЬ ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ, ИЗЛОЖИВ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ИССЛЕДОВАНИЯ (К ПРИМЕРУ)
3.1 Актуальность выбранной проблемы (кратко изложить);
3.2 Теоретические основы выбранной проблемы (понятие, содержание и значение);
3.3 История выбранной проблемы;
3.4 Современное состояние и перспективы выбранной научной проблемы;
3.5 Вывод.
ОФОРМЛЕНИЕ СТАТЬИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Название
Содержание статьи
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
(Академия ВЭГУ)
Кафедра психологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе и
инновационному развитию
________________ Р.Ф. Габидуллин
«_____»________________2012 г.
ПРОГРАММА Научно-исследовательской практики
Направление подготовки: 030300.68 Психология
Профиль подготовки: «Дифференциальная психология и психодиагностика»