ПРОГРАММА Научно-исследовательской практики

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

(Академия ВЭГУ)

Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе и

инновационному развитию

________________ Р.Ф. Габидуллин

«_____»________________2012 г.

ПРОГРАММА Научно-исследовательской практики

Направление подготовки: 030300.68 Психология

Профиль подготовки: «Дифференциальная психология и психодиагностика»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Уфа

Цели научно-исследовательской практики

Целями научно-исследовательской практикиявляютсяосвоение обучающимися методов исследования и проведение выбора методов исследования и источников по выбранной научной проблеме в области психологии.

Задачи научно-исследовательской практики

Задачи научно-исследовательской практики являются:

1) получение сведений об исследуемой области;

2) развитие навыков дидактического исследования,

3) изучение, выбор и моделирование способов исследования;

4) расширение профессиональных знаний, полученных магистрантами в процессе обучения;

5) формирование практических навыков самостоятельной научной работы;

6) ознакомление с особенностями будущей профессиональной деятельности;

7) приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы;

8) выявление элементов исследуемой области;

9) ознакомление и подбор необходимых материалов для выполнения поставленной цели.

Формы проведения научно-исследовательской практики

Исследовательская работа в период практики может осуществляться в следующих формах:

– выполнение заданий научного руководителя в соответствии с утвержденным планом научно-исследовательской работы кафедры, факультета или университета;

– участие в семинарах (по тематике исследования), а также в научно-исследовательских проектах, выполняемых на кафедре;

– выступление на конференциях молодых ученых, проводимых в университете, в других вузах, а также участие в других научных конференциях, семинарах;

– подготовка и публикация тезисов докладов, научных статей;

– подготовка презентации научно-исследовательской работы и ее обсуждение;

- участие в обсуждении презентаций других магистрантов.

Место проведения научно-исследовательской практики

№ п/п Место проведение научно-исследовательской практики Объект научно-исследовательской практики Семестр
1. Кафедра психологии института психологии и социально-культурной работы Академии ВЭГУ Общее состояние по исследуемым вопросам в соответствии с направлением подготовки
2. Библиотека ВЭГУ и др. библиотеки (городские, муниципальные и пр.) Научная, учебная, публицистическая литература по обозначенным с научным руководителем проблемам
3. Интернет-площадка: 1.Программа Ирбис Академии ВЭГУ: http://www.irbis.vegu.ru 2.Электоронно библиотечная система Znanium.com : http://znanium.com/index.php/ Научная, учебная, публицистическая литература по обозначенным с научным руководителем проблемам  
Постоянно действующий интерактивный научно-исследовательский Семинар (http://www.cp.insto.ru) Результаты научно-исследовательской деятельности по разрабатываемым проблемам

Содержание научно-исследовательской практики

Основное содержание научно-исследовательской практики включает исследование известных и создание новых элементов по выбранному направлению.

Научно-исследовательская практика предполагает, что магистранты обязаны проводить в период прохождения практики научное исследование (в рамках тематики магистерской диссертации).

В течение научно-исследовательской практики каждый магистрант работает по индивидуальному плану, который состоит из подготовительного, экспериментального и заключительного этапов. Обобщенные задания, виды деятельности и формы отчетности представлены в таблице.

Задания Виды деятельности Формы отчетности
Подготовительный этап
1. Ознакомиться с программой практики. Утвердить научного руководителя практики. Сформировать цель и задачи практики.
2. Разработать план научно-исследовательской практики. Обсудить с научным руководителем цели, задачи и ожидаемые результаты проекта. Сформировать план на выполнение научно-исследовательской практики.
Экспериментальный этап
1. Доработать индивидуальный план работы. Совместно с руководителем работы определить конкретные задачи. Оформить индивидуальный план, цели и задачи научно-исследовательской практики
2. Осуществить теоретический анализ выбранной научной проблемы. Проанализировать 3-4 автореферата диссертации по психологии, тематика который созвучна выбранной тематике диссертации магистранта; систематизировать и обобщить результаты анализа; определить методологический аппарат магистерской диссертации; составить библиографию по теме научно-исследовательской работы, работа с понятийным аппаратом; сделать сообщение по теме научного исследования с раскрытием основных теоретических положений. Оформить тезисы выступления, изложив вопросы, касающиеся проблемы и теоретических основ выбранной научной проблемы.
3. Обосновать выбор методов исследования и последовательность их применения. Рассмотреть методы исследования и выбрать необходимые, в случае необходимости модифицировать их. Сделать обзор методик исследования и указать выбранные или модифицированные методы для исследования выбранной научной проблемы.
4. Провести пилотажное исследование; провести обработку, анализ и интерпретацию полученных результатов. Реализовать задачи исследования, обработать и обобщить полученную информацию; осмыслить результаты и дать им содержательную интерпретацию. Изложить основные результаты, полученные при реализации исследования выбранной темы.
5. Сформулировать выводы по результатам научного проблемы. Обобщить результаты проделанной работы, обосновать итоговые выводы, рекомендации и предложения, направленные на практическое решение выбранной проблемы; совместно с научным руководителем оформить научную статью по результатам исследования. Для аналитического отчета разработать и изложить выводы и предложения по выполненному исследованию; оформить статью.
Заключительный этап
1. Обобщить результаты научно-исследовательской практики Подготовить презентацию научно-исследовательской практики и разместить ее в интерактивном научно-практическом Семинаре на сайте: http://www.cp.insto.ru и обсудить презентации коллег; подготовить аналитический отчет по результатам научно-исследовательской практики. Оформить отчет о научно-исследовательской практике, сформировать дневник, цели и задачи, тезисы по научной проблеме, изложить анализ методов исследования, выбранные методы исследования для изложения научной проблемы, научную статью по полученным результатам, список использованной литературы, обсуждения презентаций с участием магистранта на сайте: http://www.cp.insto.ru
2. Доложить о результатах научно-исследовательской практики. Подготовить тематическое выступление (доклад) о прохождении научно-исследовательской практики Доложить о результатах практики на заседании кафедры и на интерактивном научно-практическом Семинаре (http://www.cp.insto.ru); предоставить отчетную документацию в ПГ Научно-исследовательская практика по фамилии руководителя научно-исследовательской практики.


Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно-исследовательской практике

В процессе организации научно-исследовательской практики руководителями практик должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии.

Виды работ Технологии
1. Ознакомление с прохождение научно-исследовательской практикой Мультимедийные технологии
2. Консультации с руководителем практики в ПГ Научно-исследовательская практика В Кампусе ВЭГУ (http://www.cp.insto.ru) Вебинар-технология
3. Изучение методов, научных наработок по теме исследования в библиотеки Компьютерные технологии, программные продукты
4. Формирование тезисов, статьи, презентации по теме исследования Компьютерные технологии, программные продукты
5. Предоставление презентации в УГ ДПиП (http://www.cp.insto.ru) Интерактивная форма с использованием вебинар-технологий
6. Отчет и доклад по проделанной работе   Интерактивная форма с использованием вебинар-технологий

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на научно-исследовательской практике

Конкретные разделы научно-исследовательской практики определяют примерное обеспечение индивидуальных заданий каждому магистранту.

I. Теоретическая работа:

- ознакомление с научной литературой по заявленной теме;

- составление библиографии по теме научно-исследовательской работы;

- методологическое и методическое обоснование предполагаемого исследования;

- формулирование гипотез;

- разработка плана проведения исследовательских мероприятий.

II. Организационная работа:

- знакомство с условиями исследовательской деятельности, потенциальными и реальными испытуемыми;

- планирование исследовательской деятельности, составление графика мероприятий;

- организация и проведение исследовательских мероприятий;

- сбор первичных эмпирических данных;

- психологическая диагностика испытуемых;

- консультационная работа;

- составление отчетов, подготовка документации по итогам практики.

III. Аналитическая работа

- составление сводных таблиц с первичными эмпирическими данными;

- количественное и качественное описание эмпирических данных;

- составление психодиагностического заключения;

- самоанализ и оценка успешности достижения целей, решения исследовательских задач;

- подведение итогов научно-исследовательской работы.

Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими работу студента на практике, являются Программа научно-исследовательской практики и Дневник студента по практике. По окончании практики предусмотрено представление студентом отчета по практике.

Полнота и степень детализации этих задач регламентируются утверждённой рабочей программой, применительно к особенностям практики.

Конкретное содержание научно-исследовательской деятельности магистранта планируется научным руководителем и отражается в индивидуальном задании на практику. Задание для каждого магистранта составляется в соответствии со структурой научно-исследовательской практике, представленной в п. 7.1 и конкретизируется с учетом выбранной научной проблемы.

Руководство научно-исследовательской практикой по программе специализированной подготовки магистров осуществляет научный руководитель магистранта по согласованию с заведующим кафедрой.

Непосредственное руководство и контроль за выполнением практики магистрантами осуществляется его научным руководителем, который:

1) согласовывает программу научно-исследовательской практики и календарные сроки ее проведения;

2) проводит необходимые организационные мероприятия по выполнению программы практики;

3) осуществляет постановку задач по самостоятельной работе магистрантов в период практики с выдачей индивидуальных заданий, оказывает соответствующую консультативную помощь;

4) согласовывает график проведения практики и осуществляет систематический контроль за ходом практики и работой магистрантов;

5) оказывает помощь магистранту по всем вопросам, связанным с прохождением практики и оформлением отчета;

6) участвует в работе по защите отчетов магистранта.

Магистрант в процессе практики получает от научного руководителя указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики, отчитывается о выполняемой работе в соответствии с графиком проведения практики.

Учебно-методическое обеспечение научно-исследовательской практики

Для реализации научно-исследовательской практики необходимы следующие информационные и методические ресурсы.

11.1 Нормативно-правовые акты:

Федеральный закон «Об образовании»

Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании»

Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300.68 Психология (квалификация (степень) магистра) / утв. Приказом Министерства образования и науки от 22 декабря 2009г. № 797.

11.2 Основная литература:

1. Волков, Ю. Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практическое пособие [Электронный ресурс] / Ю.Г. Волков. – 3-e изд., перераб. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – http://znanium.com/

2. Кукушкина, В. В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров) [Текст] : учебное пособие / В.В. Кукушкина. – М. : ИНФРА-М, 2011. – http://znanium.com/

3. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст]: учебное пособие / А. Д. Наследов. – 3-е изд., стер. – СПб.: Речь, 2012.

11.3 Дополнительная литература:

1. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази. – СПб. : Питер, 2009.

2. Глуханюк, Н.С. Практикум по психодиагностике [Текст]: учебное пособие / Н.С. Глуханюк. – М. : МПСИ, 2009.

3. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию [Текст] / Д.С. Горбатов. – Самара, 2009.

4. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст] / Дж.Гудвин. – СПБ.: Питер, 2004.

5. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2011.

6. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст]: учебник для вузов. – М.: Изд-во МПСИ, 2002.

7. Истратова, О. Н., Эксакусто, Т. В. Справочник психолога -консультанта организации [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В.Эксакусто. –2-е изд. – Ростов н /Д: Феникс, 2010.

8. Истратова, О.Н., Эксакусто, Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

9. Карандашев, В.Н. Квалификационные работы по психологии [Текст] / В.Н. Карандашев. – М. : Изд-во Смысл, 2012.

10. Карпов, А. О. Исследовательская парадигма в образовании: Инновации в образовании [Текст] / А.О. Карпов. – 2010. – № 7. – С. 12-32.

11. Кемпбелл, Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях [Текст] / Д.Т. Кемпбелл. – М. : Прогресс, 2000.

12. Кузнецов, И. Н. Диссертационные работы: Методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие [Текст] / И. Н. Кузнецов. – 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2012.

13. Мельникова, О.Т. Фокус-группы: методы, методология, модерирование [Текст]: учебное пособие для вузов / О.Т. Мельникова. – М. : Аспект Пресс, 2007.

14. Бусыгина, Н.П. Методология качественных исследований в психологии [Текст]: учебное пособие / Н.П. Бусыгина. – М. : НИЦ Инфра-М, 2013.

15. Методы социально-психологического исследования [Текст]: учебное пособие для вузов. / Под ред. Т.В. Фоломеевой. – Кемерово: Юнити, 2002.

16. Митина, О.В. Математические методы в психологии. Практикум [Текст] / О.В. Митина. – М. : Аспект Пресс, 2009.

17. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст] / А.Д.Наследов. – Речь, 2008

18. Рамендик, Д.М. Психологический практикум [Текст]: учебное пособие / Д.М. Рамендик. – М.: Академия, 2009.

19. Романко, В. К. Статистический анализ данных в психологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. К. Романко. - 2-е изд. (эл.). – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – http://znanium.com/.

20. Руденко, А.М. Психологический практикум [Текст] / А.М. Руденко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

21. Фомичев, В. В., Юловская, В. Д. Наука как основа подготовки высококвалифицированных специалистов [Текст] / В.В. Фомичев, В.Д. Юловская // Высшее образование в России. – 2010. – № 6. – С. 48-55.

11.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. LingvoOnline переводчик, система бесплатных словарей: http://lingvopro.abbyyonline.com/en

2. Библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.lib.msu.su/

3. Единое окно доступ к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/

4. Интерактивный Семинар:http://www.cp.insto.ru

5. Министерство образования и науки: http://минобрнауки.рф/

6. Научная электронная библиотека: http://www.elibrari.ru

7. Программа Ирбис Академии ВЭГУ: http://www.irbis.vegu.ru

8. Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru

9. Российская Научная Сеть информационная система, нацеленная на доступ к нау: http://nature.web.ru/

10. Словари и энциклопедии on-Line: http://dic.academic.ru/

11. Электронно-библиотечная система Znanium.com : http://znanium.com/index.php/

12. Электронная библиотека: htpp://www.public.ru

13. Электронно-библиотечная система, образовательные и просветительские издания: http://www.iqlib.ru/

О Т Ч Е Т

Магистранта 1-го курса

Института психологии и социально-культурной работы Академии ВЭГУ

Направление подготовки: 030300.68 Психология

ФИО

Набор _______

План (примерный)

Стр.

1. Оформить дневник практики…………………………………………

2. Обозначить цели и задачи практики…………………………………

3. Оформить тезисы выступления, изложив вопросы, касающиеся проблемы и теоретических основ исследования……………………………………..

4. Сделать обзор методик исследования и указать выбранные или модифицированные методы……………………………………………………..

5. Изложить основные результаты пилотажного исследования; провести их анализ………………………………………………………..

6. Оформить статью по научной выбранной проблеме, использовав отдельные методы ……………………………………………………………………..

7. Указать список литературы………………………………………..

1. Оформить дневник Практики

Дневник

Прохождения практики

Магистранта института психологии и социально-культурной работы Академии ВЭГУ

ФИО

С __. __ 20__года

По__.__.20__ года

Индивидуальный план научно-исследовательской практики

содержание работы дата выполнения
Разработка индивидуального плана научно-исследовательской практики  
Анализ 3-4 авторефератов диссертации по психологии, тематика которых созвучна выбранной тематике диссертации магистранта  
Определение методологического аппарата магистерской диссертации  
Составление библиографии по теме научно - исследовательской работы.  
Работа с понятийным аппаратом.  
Определение и обоснование методов исследования  
Оформление тезисов и вопросов, касающихся проблемы и теоретических основ исследования  
Проведение пилотажного исследования на основе выбранных методик  
Анализ, выводы и предложения по выполненному пилотажному исследованию  
Оформление совместно с научным руководителем научной статьи по результатам исследования  
Выставление результатов практики (презентация) на Семинаре.  

Подпись студента ФИО

дата

Руководитель практики

Должность ФИО

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Цель практики – освоить традиционные методы исследования и провести выбора методов исследования и источников по исследуемой проблеме на тему: «_____________________________»

Задачи практики:

Близкие к решению поставленной цели и программе научно-исследовательской практике (не копируйте, по программе антиплагиат, отчет не пройдет)

ОФОРМИТЬ ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ, ИЗЛОЖИВ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ИССЛЕДОВАНИЯ (К ПРИМЕРУ)

3.1 Актуальность выбранной проблемы (кратко изложить);

3.2 Теоретические основы выбранной проблемы (понятие, содержание и значение);

3.3 История выбранной проблемы;

3.4 Современное состояние и перспективы выбранной научной проблемы;

3.5 Вывод.

ОФОРМЛЕНИЕ СТАТЬИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Название

Содержание статьи

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

2.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

(Академия ВЭГУ)

Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе и

инновационному развитию

________________ Р.Ф. Габидуллин

«_____»________________2012 г.

ПРОГРАММА Научно-исследовательской практики

Направление подготовки: 030300.68 Психология

Профиль подготовки: «Дифференциальная психология и психодиагностика»

Наши рекомендации