Мероприятия, не связанные с изменением структуры дома ребенка
I. Изменение отношения персонала к детям:
а) психологическое и профессиональное содействие персоналу
в различные периоды работы сдетьми в виде индивидуальной или
групповой поддержки (например, группы встреч и обсуждения), су-
первизорства; поддержка процесса перехода от отношения к детям
как объектам медицинских или педагогических манипуляций кот-
ношению к ним как субъектам социально-эмоционального взаимо
действия; проговаривание и обсуждение случаев, когда сотрудники
следовали за потребностями ребенка и устанавливали близкие эмо
циональные отношения;
б) предоставление современной информации о развитии мла
денцев и детей в раннем возрасте, подчеркивание влияния социаль
но-эмоционального окружения на психическое здоровье детей, в том
числе живущих в доме ребенка; предоставление информации о раз
личных подходах к организации обслуживания младенцев с особы
ми потребностями, о программах раннего вмешательства;
в) отход от приоритетов медицинской, неврологической диаг
ностики детей в домах ребенка; изменение подхода к оценке ребенка
от традиционного, сфокусированного на моторном развитии, ант
ропометрии и некоторых аспектах когнитивного развития, к междис
циплинарному определению уровня функционального развития в ос
новных областях; понимание вопросов психического здоровья мла
денцев;
г) подготовка персонала и детей к расставанию в связи с пере
ходом ребенка в другую группу, усыновлением или возвращением к
биологическим родителям, переводом ребенка в другие институты;
д) психологическая и профессиональная поддержка персонала на различных этапах изменений в доме ребенка. II. Изменение работы персонала с детьми:
а) обучение персонала взаимодействию с детьми с учетом дан
ных о социальном поведении младенцев, социальном поведении
взрослых при взаимодействии с младенцами и данных о моделях вза-
имодействия взрослых со здоровыми младенцами и младенцами из
различных групп риска;
б) реализация различных направлений изменения социального
окружения детей, среди них:
—создание условий для ежедневного общения ребенка с наиболее близким сотрудником дома ребенка, в том числе для взаимодей-ствия и социальной стимуляции ребенка по определенной программе;
—переход от молчаливой манипуляции персонала детьми в режимные моменты к всестороннему общению и комбинированной стимуляции во время кормления, переодевания и т.д.;
—создание условий для взаимодействия сверстников, организация и поддержание взаимодействия сверстников;
—разработка программы ежедневных групповых занятий персонала с детьми;
—организация окружения, соответствующего уровню функционального развития ребенка;
—организация личного пространства ребенка, предоставление возможности иметь личные предметы и игрушки, место их хранения;
—составление личного альбома ребенка с фотографиями и описанием самого ребенка, окружающих людей, основных событий, встреч, праздников, дней рождения;
—сопровождение ребенказнакомым персоналом на процедуры и мероприятия за пределами комнат проживания или дома ребенка.
В перечисленных выше направлениях программы при взаимодействии с детьми с двигательными нарушениями, медицинским и генетическим риском отставания в развитии необходимо учитывать рекомендации специалистов в области развития движения, специальных педагогов и логопедов (например, использование символов, пиктограмм, жестовой речи). Программа изменения жизни младенцев и детей раннего возраста в домах ребенка может быть использована для преобразования и других учреждений закрытого типа. Данная программа должна рассматриваться лишь как начальный этап в
направлении ликвидации системы сегрегации детей с особыми потребностями, создания для них семейных условий проживания.
Происходящие в последние годы изменения политической, экономической и социальной системы России не могут не затрагивать специальные институты сегрегации, в том числе для младенцев и детей раннего возраста. Однако это происходит чрезвычайно медленно, во многих случаях дома ребенка продолжают быть олицетворением советского социализма, в них наблюдаются отношения и рутина, характерные для эпохи расцвета тоталитарного общества. Для изменения ситуации в лучшую сторону и, в конечном итоге, перехода от институтов сегрегации детей групп риска к гибкой семейно-цент-рированной системе обслуживания и созданию условий проживания в семье требуется как продолжение изучения опыта реорганизации системы обслуживаниядетей сособыми потребностями в других странах, так и использование накопленного за последние годы в России опыта создания программ ранней помощи детям, проживающим в семье. Одновременно с отражением наиболее общих тенденций и направлений изменения обслуживания младенцев и детей раннего возраста новые программы должны учитывать особенности различных регионов. На территории 89 субъектов, составляющих Российскую Федерацию, проживают народы, с одной стороны, объединенные общей историей и знанием русского языка, с другой — имеющие различную историю происхождения и становления, исповедующие разную религию, сохранившие, несмотря на десятилетия тоталитаризма, свой язык, культуру, уклад жизни. Развитие новых направлений обслуживания младенцев в России будет весьма ограничено, если пойдет по привычному и характерному для советского общества пути создания хоть и новой, но единообразной для всех программы. Предлагаемая в Санкт-Петербурге программа ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования и изменения жизни младенцев и детей раннего возраста в домах ребенка является лишь одной из возможных программ изменения обслуживаниядетей с особыми потребностями в постсоветском обществе, началом долгого пути в направлении создания условий психического здоровья младенцев и детей раннего возраста.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Книга о младенцах всегда незакончена, в ней не может быть окончательных утверждений, а количество возникающих вопросов увеличивается быстрее количества ответов. При наблюдении за младенцами и знакомстве с результатами их изучения никогда не покидает ощущение чуда, поразительного совершенства их организации и проявлений. Пластичность младенцев, способность адаптации к изменяющимся поведению и состоянию матери и параметрам окружающей среды, разнообразие в выборе саморегулирующего поведения и в использовании для регуляции своего состояния близкого взрослого удивительны. Биологические, психологические и социокультурные факторы определяют направление развития ребенка с первых дней жизни. Основные формирующие процессы универсальны, однако проявляются у каждого младенца индивидуально своеобразно. Значительное влияние на первичное окружение ребенка оказывают порядок и правила ухода за детьми в различных культурах, — кросс-культурные исследования свидетельствуют, что уже в новорожденный период в поведении детей, живущих в разных странах мира, наблюдаются различия. Для более полного понимания социально-эмоционального развития младенцев и разработки все более совершенных научно обоснованных программ ухода, ранней помощи и предупреждения психических нарушений в первые месяцы и годы жизни человека необходимо продолжение обобщения результатов, обнаруженных в самых различных областях исследований, междисциплинарное обсуждение данных, полученных в разных странах и культурах по всему миру.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ..................................................................................................... 5
ВЗАИМОДЕЙСГВИЕИПРИВЯЗАННОСГЬ
МАТЕРИ И МЛАДЕНЦА..................................................... 7
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА....... 9
Классические психоаналитические представления о развитии младенца. 10
Концепция линии развития.......................................................................... 12
Теорияотделения-индивидуации.................................................................. 13
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ ....15
ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ................................................................. 18
ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ............................................................................. 20
Основные положения и первые экспериментальные исследования......... 21
Исследования типов привязанности............................................................ 24
Теория привязанности и психоанализ......................................................... 28
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦЕВ.............................................................................. 30
СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
МЛАДЕНЦЕВ................................................................................................. 37
Способности младенца к взаимодействию с матерью............................... 38
Социальное поведение матери при взаимодействии с младенцем............ 49
Этапы взаимодействия матери и младенца................................................ 54
КОНЦЕПЦИЯ Д. ШТЕРНА................................................................................. 62
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕОСОБЕННОСГИ МАТЕРИИ
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДЕНЦА........................ 75
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
И ПРИВЯЗАННОСТЬ МАТЕРИ И МЛАДЕНЦА............................................. 76
Психологические характеристики и поведение социального
взаимодействия матери.............................................................................. —
Социальное поведение матери и привязанность матери и младенца....... 83
Психологические характеристики матери и привязанностьматери
и младенца.................................................................................................. 87
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
МАТЕРИ И СОЦИАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ МЛАДЕНЦА........................... 92
Определение характеристик взаимодействия матери и младенца............ 93
Анализ поведения взаимодействия матери и младенца и
индивидуальных особенностей матери..................................................... 97
ИНДИВИДУАЛЬНОПРЕДПОЧИТАЕМЫЙОПТИМАЛЬНЫЙУРОВЕНЬ
СТИМУЛЯЦИИ И ВОЗБУЖДЕНИЯ .................................................... 108
Теории эмоционального предпочтения уровня стимуляции и
возбуждения............................................................................................. ПО
Изменение эмоционального предпочтения взависимости от
интенсивности стимуляции...................................................................... 116
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРИВЯЗАННОСТЬ МАТЕРЕЙ
И МЛАДЕНЦЕВ ГРУПП РИСКА.................................. 125
МЛАДЕНЦЫ ИЗ ГРУПП РИСКА............................................................................ 126
Преждевременно родившиеся младенцы.................................................... —
Младенцы с «трудным» темпераментом............................................................. 130
Младенцы с сидромом Дауна.................................................................... 132
Младенцы с отставанием в умственном развитии................................... 135
МАТЕРИ ИЗ ГРУПП РИСКА........................................................................... 138
Матери с психическими расстройствами..................................................... -
Матери из группы социального риска...................................................... 147
ПРОГРАММЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.......................... 157
РАННЕЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО.................................... -
«Тренировка взаимодействия» ................................................................. 158
«Руководство взаимодействием»............................................................. 160
Психодинамическая психотерапия........................................................... 164
Оценивание поведения младенца как терапевтическое
вмешательство......................................................................................... 167
Оценивание взаимодействия как терапевтическое вмешательство....... 168
Системный подход..................................................................................... 172
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАННЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО........................ 177
Зарубежные модели служб для детей групп риска — концепция лекотек .... 178
Программы раннего вмешательства США.............................................. 180
Принципы организации программ раннего вмешательства.................... 185
ПРОГРАММА РАННЕЙ ПОМОЩИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.................................................................. 189
Теоретические положения и экспериментальные данные........................ 191
Модели, использованные для создания программы............................... 198
Этапы обслуживания ребенка и семьи..................................................... 200
Изменение взаимодействия матери и ребенка как результат
раннего вмешательства............................................................................ 206
Подготовка сотрудников программы...................................................... 210
Направления дальнейшего развития программы.................................... 214
ПОЛОЖЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ И НАПРАВЛЕНИЯ
ИЗМЕНЕНИЙВДОМАХРЕБЕНКА............................... 218
ИСГОРИЯДОМОВ РЕБЕНКА В РОССИИ........................................................ -
СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ В ДОМАХ РЕБЕНКА....................... 223
Распределение рабочего времени у персонала дома ребенка.................. 224
Взаимодействие персонала дома ребенка с младенцами
в ситуации кормления............................................................................. 227
Взаимосвязь психологических характеристик персонала и
параметров взаимодействия с младенцам и во вре мя кормлен ия......................... 229
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИВЯЗАННОСТИ УДЕТЕЙ ВДОМЕ РЕБЕНКА.. 232
Процедура исследования привязанности.................................................... -
Поведение привязанности удетей, проживающих в семье
и доме ребенка......................................................................................... 234
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЛАДЕНЦЕВ СО СВЕРСТНИКАМИ................................... 238
Обзор эмпирических исследований взаимодействия младенцев............ 239
Взаимодействие младенцев в доме ребенка.......................................................... 243
НАПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЖИЗНИДЕТЕЙ В ДОМАХ РЕБЕНКА... 254
Результаты опроса персонала.................................................................... 255
Программа социальных и организационных изменений в домах ребенка.................. 258
ПОСЛЕСЛОВИЕ................................................................................................. 264
УКАЗАТЕЛЬЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 265