Направления изменения жизни детей в домах ребенка

Вне зависимости от того, живет ребенок с родителями в семье или без родителей, воспитывается в семейныхдетскихдомах или до­мах ребенка, относится к группе детей с особыми потребностями или нет, считается, что его ближайшее социальное окружение должно от­вечать по крайней мере двум основным требованиям. Во-первых, это стабильность и постоянство, когда изо дня вдень, из месяца в месяц за ребенком ухаживает один или несколько наиболее близких людей. Во-вторых, это социальная отзывчивость близких взрослых и соот-

ветствие их поведения потребностям развития ребенка, а не просто физиологический уход и стимуляция, контроль или игнорирование. Предполагается, что эти характеристики необходимы для формиро­вания привязанности и последующего развития и психического здо­ровья ребенка. Однако, как показывают наблюдения, именно эти стороны поведения персонала не соответствуют потребностям мла­денцев и детей раннего возраста и требуют пристального внимания при создании новых социально ориентированных программ в домах ребенка.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ПЕРСОНАЛА

Переход от системы сегрегации и сугубо медицинского обслу­живания к социально ориентированным программам развития де­тей, находящихся в домах ребенка, предполагает предварительный анализ как условий проживания и потребностей младенцев, так и представлений о состоянии в домах ребенка и потребностей ухажи­вающего за детьми персонала. Ответы сотрудниц дома ребенка, в ко­тором проводилось исследование (группа из 63 человек, состоящая из нянечек, медицинских сестер, воспитателей, педагогов-дефекто-логов и врачей), на специально разработанный опросник (см. табл. 7) показали, что, с их точки зрения, для улучшения состояния детей тре­буется не столько увеличение медицинского обслуживания (этот пункт отметили лишь 5% сотрудниц) или специальных педагогичес­ких занятий (8%), сколько большее общение и внимание со стороны персонала (57%), наличие близкого, всегда доступного ребенку че­ловека (54%), изменение условий проживания (30%) (табл. 7). Среди причин своего недостаточного общения с детьми женщины выдели­ли нехватку времени вследствие занятости основной (согласно По­ложению о домах ребенка-прежде всего лечебной и педагогичес­кой) работой (57%) и нежелание формирования привязанности с ре­бенком (37%). Сотрудницы считают, что могли бы лучше работать, если бы уменьшилось число детей в группе (76%), младенцев не пе­реводили, при достижении определенного режимом возраста, из од­ной группы в другую, в новую обстановку и к новым людям (30%) и им предоставили больше самостоятельности, больше доверяли и меньше контролировали (30%). Лишь 11 % сотрудниц сообщили, что улучшение работы вдомах ребенка зависит от увеличения информа­ции о детском развитии. Персонал отмечает необходимость реорга-







направления изменения жизни детей в домах ребенка - student2.ru Таблица 7. Опросник дня персонала домов ребенкаи результаты ответов

В каждом из пунктов предлагаемого Вам опросника дается шесть вариантов ответа. Пожалуйста, выберите и отметьте любым знаком два наиболее близких Вам утверждения.

Утверждения % выбора
1.Я работаю вдоме ребенка, так как  
а) не хочу остаться без работы;
б) меня устраивает заработная плата и режим работы;
в) это соответствуют моим профессиональным интересам;
г) мне нравится коллектив;
д) мне нравится работатьс маленькими детьми;
с) другое (напишите, что именно)
II. Мне кажется, что детям в доме ребенка  
а) требуется большее медицинское обслуживание;
б) необходимы дополнительные педагогические занятия;
в)требуется изменение условий проживания;
г) необходимо большее внимание, общение персоналас ними;
д) нужен близкий, всегдадоступный человек;
е)другое
III. Детям, с которыми я работаю, лучше жить  
а) в обычном доме ребенка;
б) в доме ребенка семейного типа;
в) в обычном доме ребенка, измененном по семейному типу;
г) всемье с биологическими родителями;
д) всемьс усыновителей;
е)другое
IV. Мне кажется, что я недостаточно общаюсь с детьми, так как  
а) это им не нужно;
б) это не входит в мои обязанности;
в) у меня нет времени, занята основной работой;
г) не знаю, как это делать;
д) не хочу привязанности между мной и ребенком;
е)другое
V. Иногда я испытываю трудности во взаимодействии с детьми  
а) во время кормления или переодевания;
б) при выполнении гигиенических процедур;
в) в минуты свободного общения;
г) когда ребенок беспокоится, плачет;
д) когда мне надо уходить из группы;
е) другое



VI. Я могла бы лучше работать, если бы  
а) уменьшилось число детей в группе;
б) детей не переводили из группы в группу;
в) я имела больше информации о развитии ребенка;
г) мне больше доверяли и меньше контролировали;
д) не переживания о детях в доме ребенка;
е)другое
VII. Мне хотелось бы поговорить о моих трудностях, обсудить  
возникающие на работе чувства  
а) сруководителями дома ребенка;
б) с сотрудницами моей смены и дома ребенка;
в) с другими профессионалами в области раннего детства;
г) спсихологами-консультантами;
д) не испытываю потребности поговорить о трудностях;
е)другое
VIII. Если бы мне предоставилась возможность отдохнуть в  
течение рабочего времени, то я бы предпочла  
а) попить чай с сотрудницами в группе;
б) перекурить в отведенном для этого месте;
в) посетитьспециально организованную комнату отдыха;
г) поболтать с подругами по работе;
д) побытьодной вне группы;
е) другое
IX. Чтобы перерыв в работе и отдых не повлияли отрицательно на  
детей и не вызвали беспокойства сотрудников, необходимо  
а) предоставить сотруднику возможность вне зависимости от  
ситуации в группе самому решать, когда отдыхать;
б) включить в расписание работы время отдыха всей смены  
одновременно;
в) предоставить время индивидуального отдыха каждому  
сотруднику, используя принцип взаимозаменяемости;
г) предусмотреть возможность отдыха с детьми  
(например, перейти с несколькими детьми в помещение,  
где можно провести время по-домашнему);
д) подумать об изменении графика работы, поскольку при  
сложившемся режиме отдых и отвлеченность персонала  
не могут не влиять на детей отрицательно);
е)другое
X. Пожалуйста, укажите свою должность в доме ребенка  
а)врач;
б) педагог-дефектолог;
в) воспитатель;
г) медсестра;
д)няня;
е) другая должность
Спасибо/  

направления изменения жизни детей в домах ребенка - student2.ru низации системы домов ребенка и считает, что детям, с которыми они работают, лучше жить в семье усыновителей (71%), в доме ре­бенка семейного типа (30%) или с биологическими родителями (27%). Часть сотрудниц сообщает о возможности сохранения домов ребен­ка для детей с высоким медицинским и генетическим риском отста­вания в развитии (13%) (Мухамедрахимов, Плешкова, 1997).

В более раннем исследовании, при сравнении женщин, ухажи­вающих за младенцами до 10 месяцев, и матерей детей того же возра­ста, было обнаружено изменение эмоционального состояния сотруд-ницдома ребенка в сторону тревожности и депрессивности. Несом­ненно, что на изменение состояния может влиять не только работа с оставшимися без попечения родителей детьми, но и работа в учреж­дении, принципы организации которого не соответствуют представ­лениям и пожеланиям сотрудниц. В результате опроса было опреде­лено, что только 24% сотрудниц не испытывают потребности гово­рить о трудностях и обсуждать возникающие на работе чувства. Ос­тальные женщины хотели бы поговорить о своих трудностях и обсу­дить возникающие чувства, но делать это не столько с руководителя­ми (13%), что принято и характерно для медицинских учреждений авторитарного типа, сколько с сотрудниками (44%), с психологами-консультантами (37%) и с другими профессионалами в области ран­него детства (27%).

Наши рекомендации