Распределение рабочего времени у персонала домаребенка
Наблюдение за взаимодействием персонала дома ребенка с детьми в возрасте до 3 месяцев (первая группа) и от 3 до 10 месяцев (вторая группа) проводилось в течение двух месяцев один раз в неделю с 9.30 до 12.30, во время утреннего кормления и бодрствования детей. По результатам наблюдения подсчитывалось среднее значение времени, которое за наблюдаемый период затрачивает работающая в группе женщина (медицинская сестра или няня): 1) на взаимодействие с младенцем при проведении принятых в доме ребенка обязательных манипуляций (таких, как кормление, переодевание, гигиенические манипуляции, подмывание); 2) на инициацию взаимодействия (например, начинает говорить с ребенком, берет на руки, дает игрушки); 3) на взаимодействие в ответ на поведение ребенка (например, плач, срыгивание, вокализация).
Результаты наблюдения приведены в табл. 2. Определено, что ухаживающие за младенцами женщины инициируют свободное взаимодействие в среднем лишь в течение 19 мин, если работают с младенцами до 3 месяцев, и 16,8 мин, если работают с детьми от 3 до 10 месяцев. В значительном большинстве случаев для начала взаимодействия женщины используют раздельные инициации (13,1 мин в первой и 12,6 мин во второй группе). Комбинирование различных видов стимуляции во время взаимодействия с младенцем наблюдается редко и занимает незначительную часть рабочего времени (5,9 мин в первой и 4,2 мин во второй группе).
Обнаружено, что работающие в доме ребенка женщины практически не отвечают на движения ребенка, изменения выражения лица, попытки инициации контакта взглядом, очень редко отвечают на вокализацию младенцев, срыгивание после завтрака, плач. Безответный плач младенца до 3 месяцев может длиться в среднем 12 мин,
* Экспериментальные исследования вдоме ребенка проводили Н. Плешкова, А.Туманова, Н. Горбунова.
Таблица 2. Среднее время взаимодействия сотрудницы дома ребенка с младенцами (М± SD, в мин)
Характеристика взаимодействия | Первая | Вторая |
группа | группа | |
I. Взаимодействие во время режимных манипуляций | ||
1.Кормление | ||
время, затрачиваемое на кормление детей | 48,1 ±16,4 | 30,1 ±9,8 |
кормит и разговаривает | 7,0 ±7,9 | 15,0*9,7 |
кормит и не разговаривает | 41,1±19,0 | 15,1 ±10,6 |
длительность кормления одного ребенка | 5,8*1,3 | 5,1*1,8 |
2. Переодевание | ||
время, затрачиваемое на переодевание детей | 32,0±15,0 | 27,0±13,4 |
переодевает и разговаривает | 19,2±18,8 | 18,6 ±12,4 |
переодевает и не разговаривает | 12,8±17,0 | 8,4*8,3 |
длительность переодевания одного ребенка | 4,2±1,7 | 4,1 ±1,4 |
3. Гигиенические процедуры | ||
время, затрачиваемое на процедуры | 8,4±4,9 | 6,2±4,9 |
проводит процедуры и разговаривает | 1,7 ±3,8 | 0,6±1,3 |
проводит процедуры и не разговаривает | 6,7 ±6,2 | 5,6 ±4,1 |
длительность процедур для одного ребенка | 1,2 ±0,1 | 1,4 ±0,2 |
4. Подмывание | ||
время, затрачиваемое на подмывание детей | 2,2 ±2,0 | 2,3±1,7 |
подмывает ребенка и разговаривает | 1,1*1,6 | |
подмывает ребенка и не разговаривает | 1,1*1,6 | 2,3*1,7 |
время, затрачиваемое на подмывание одного ребенка | 1,4 ±0,5 | 1,5±0,6 |
Итого: | ||
время, затрачиваемое на режимные манипуляции | 90,7 ±31,2 | 65,6*23,1 |
изнихс разговором | 29,0 ±26,1 | 34,2* 19,4 |
без разговора (молча) | 61,7*41,4 | 31,4*18,0 |
среднее время на одного ребенка | 12,6 ±2,2 | 12,1 ±2,4 |
II. Инициация взаимодействия с ребенком | ||
разговариваете ребенком | 5,3±7,1 | 4,9*3,5 |
берет на руки | 3,0 ±3,0 | 2,4*3,1 |
дает игрушку | 2,6 ±2,3 | 3,3±1,5 |
стимул ирует тактил ьно | 2,4 ±2,7 | 1,6*2,2 |
меняет позу | 2,1 ±2,7 | 0,7*1,2 |
заводит механическую звуковую игрушку | 1,5*1,4 | 0,3*0,4 |
разговаривает, но занята другим делом | 1,1*1,9 | 1,0*1,1 |
инициирует вокализацией | 0,2±0,3 | 1,0*1,5 |
играете ребенком игрушкой | 0,3 ±0,4 | 0,3*0,4 |
использует другие виды инициации | ||
(общее время для изменения выражениялица, | ||
взгляда в глаза, вокализации на расстоянии) | 0,5 ±0,8 | 1,3*1,5 |
Итого: | 19,0±14,9 | 16,8*8,5 |
выделенные инициации использовались раздельно | 13,1*11,8 | 12,6*7,1 |
выделенные инициации комбинировались | 5,9±7,8 | 4,2±3,7 |
III. Поведение в ответ на сигналы ребенка | |||
1.Наплач ребенка | |||
отвечает разговором | 1,4±1,3 | 0,6 ±0,8 | |
молча берет на руки | 0,3±0,4 | ||
длительность безответного плача | 12,0±14,7 | 10,2±15,3 | |
2. Насрыгивание | |||
отвечает разговором | 0,4±0,5 | 0,2 ±0,4 | |
молча подтирает | 0,2 ±0,4 | ||
3. На вокализацию ребенка | |||
отвечает разговором | 0,3±0,4 | ||
длительность безответной вокализации | 0,1 ±0,2 | 0,1 ±0,2 | |
4. На инициацию ребенком контакта взглядом, | |||
надвижение, изменение выражения лица | Итого: | ||
время ответов на поведение ребенка | 2,3 ±1,1 | 1,1 ±0,9 | |
из них с разговором | 1,8*1,3 | 1,1 ±0,9 | |
без разговора (молча) | Общий итог: | 0,5 ±0,9 | |
длительность взаимодействия работницы дома ребенка | |||
с детьми (в среднем за смену с 9.30 до 12.30) | 112 ±39,3 | 83,5±27,2 |
отЗ до 10 месяцев- 10,2 мин. В среднем за период наблюдения время ответов на поведение младенцев составляло лишь 2,3 мин при работе женщины в первой группе и 1,1 мин — во второй группе. Часть ответов на поведение младенцев сопровождалась молчанием.
Определено, что за три утренних, наиболее благоприятных для общения детей со взрослыми, часа бодрствования сотрудница дома ребенка более всего занята проведением обязательных, согласно режиму медицинского учреждения, процедур—в среднем 90,7 мин (50% времени) при работе в первой группе, с младенцами до 3 месяцев, и 65,6 мин (36%) во второй группе, с детьми от 3 до 10 месяцев. Лишь треть времени выполнения режимных манипуляций и непосредственного взаимодействия с детьми в первой группе и чуть больше половины взаимодействия с детьми во второй группе женщины разговаривают с детьми. Остальное время процедуры выполняются молча. В течение утреннего трехчасового периода наблюдения из общего времени, затрачиваемого сотрудницами на проведение обязательных действий, отдельно на одного младенца в возрасте до 3 месяцев приходится в среднем лишь 12,6мин,отЗдо Юмесяцев— 12,1 мин. Из них наибольшее время занимает взаимодействие при кормлении — затри часа наблюдения в среднем 5,8 мин для ребенка первой группы и 5,1 мин — второй группы. За наблюдаемый трехчасовой период общее время, в течение которого женщина так или иначе занята вза-
имодействием сдетьми, составляет 112 мин при работе в первой группе и 83,5 мин — во второй группе. Оставшееся от трехчасового периода наблюдения время персонал тратит на уборку помещения, заполнение журналов регистрации медицинского состояния младенцев, принесение еды с кухни, мытье посуды и другие мероприятия.
Таким образом, по результатам проведенного наблюдения очевидная депривация младенцев вдоме ребенка проявляется вчрезвы-чайно малом времени инициации социального взаимодействия со стороны ухаживающих за детьми женщин, в редком числе ответов на сигналы и инициации самих детей, в ограниченности контактов небольшими периодами обязательных по режиму действий и процедур, которые выполняются персоналом часто молча, без вовлеченности в социальное взаимодействие с ребенком.
Следующим шагом изучения состояния младенцев в доме ребенка был анализ наиболее длительного и повторяющегося несколько раз втечение дня взаимодействия ребенка со взрослым — взаимодействия во время кормления.