Распределение рабочего времени у персонала домаребенка

Наблюдение за взаимодействием персонала дома ребенка с деть­ми в возрасте до 3 месяцев (первая группа) и от 3 до 10 месяцев (вто­рая группа) проводилось в течение двух месяцев один раз в неделю с 9.30 до 12.30, во время утреннего кормления и бодрствования детей. По результатам наблюдения подсчитывалось среднее значение вре­мени, которое за наблюдаемый период затрачивает работающая в группе женщина (медицинская сестра или няня): 1) на взаимодей­ствие с младенцем при проведении принятых в доме ребенка обяза­тельных манипуляций (таких, как кормление, переодевание, гигие­нические манипуляции, подмывание); 2) на инициацию взаимодей­ствия (например, начинает говорить с ребенком, берет на руки, дает игрушки); 3) на взаимодействие в ответ на поведение ребенка (на­пример, плач, срыгивание, вокализация).

Результаты наблюдения приведены в табл. 2. Определено, что ухаживающие за младенцами женщины инициируют свободное вза­имодействие в среднем лишь в течение 19 мин, если работают с мла­денцами до 3 месяцев, и 16,8 мин, если работают с детьми от 3 до 10 месяцев. В значительном большинстве случаев для начала взаи­модействия женщины используют раздельные инициации (13,1 мин в первой и 12,6 мин во второй группе). Комбинирование различных видов стимуляции во время взаимодействия с младенцем наблюда­ется редко и занимает незначительную часть рабочего времени (5,9 мин в первой и 4,2 мин во второй группе).

Обнаружено, что работающие в доме ребенка женщины прак­тически не отвечают на движения ребенка, изменения выражения лица, попытки инициации контакта взглядом, очень редко отвечают на вокализацию младенцев, срыгивание после завтрака, плач. Безот­ветный плач младенца до 3 месяцев может длиться в среднем 12 мин,

* Экспериментальные исследования вдоме ребенка проводили Н. Плешкова, А.Туманова, Н. Горбунова.

Таблица 2. Среднее время взаимодействия сотрудницы дома ребенка с младенцами (М± SD, в мин)

Характеристика взаимодействия Первая Вторая
  группа группа
I. Взаимодействие во время режимных манипуляций    
1.Кормление    
время, затрачиваемое на кормление детей 48,1 ±16,4 30,1 ±9,8
кормит и разговаривает 7,0 ±7,9 15,0*9,7
кормит и не разговаривает 41,1±19,0 15,1 ±10,6
длительность кормления одного ребенка 5,8*1,3 5,1*1,8
2. Переодевание    
время, затрачиваемое на переодевание детей 32,0±15,0 27,0±13,4
переодевает и разговаривает 19,2±18,8 18,6 ±12,4
переодевает и не разговаривает 12,8±17,0 8,4*8,3
длительность переодевания одного ребенка 4,2±1,7 4,1 ±1,4
3. Гигиенические процедуры    
время, затрачиваемое на процедуры 8,4±4,9 6,2±4,9
проводит процедуры и разговаривает 1,7 ±3,8 0,6±1,3
проводит процедуры и не разговаривает 6,7 ±6,2 5,6 ±4,1
длительность процедур для одного ребенка 1,2 ±0,1 1,4 ±0,2
4. Подмывание    
время, затрачиваемое на подмывание детей 2,2 ±2,0 2,3±1,7
подмывает ребенка и разговаривает 1,1*1,6
подмывает ребенка и не разговаривает 1,1*1,6 2,3*1,7
время, затрачиваемое на подмывание одного ребенка 1,4 ±0,5 1,5±0,6
Итого:    
время, затрачиваемое на режимные манипуляции 90,7 ±31,2 65,6*23,1
изнихс разговором 29,0 ±26,1 34,2* 19,4
без разговора (молча) 61,7*41,4 31,4*18,0
среднее время на одного ребенка 12,6 ±2,2 12,1 ±2,4
II. Инициация взаимодействия с ребенком    
разговариваете ребенком 5,3±7,1 4,9*3,5
берет на руки 3,0 ±3,0 2,4*3,1
дает игрушку 2,6 ±2,3 3,3±1,5
стимул ирует тактил ьно 2,4 ±2,7 1,6*2,2
меняет позу 2,1 ±2,7 0,7*1,2
заводит механическую звуковую игрушку 1,5*1,4 0,3*0,4
разговаривает, но занята другим делом 1,1*1,9 1,0*1,1
инициирует вокализацией 0,2±0,3 1,0*1,5
играете ребенком игрушкой 0,3 ±0,4 0,3*0,4
использует другие виды инициации    
(общее время для изменения выражениялица,    
взгляда в глаза, вокализации на расстоянии) 0,5 ±0,8 1,3*1,5
Итого: 19,0±14,9 16,8*8,5
выделенные инициации использовались раздельно 13,1*11,8 12,6*7,1
выделенные инициации комбинировались 5,9±7,8 4,2±3,7

распределение рабочего времени у персонала домаребенка - student2.ru




III. Поведение в ответ на сигналы ребенка      
1.Наплач ребенка      
отвечает разговором   1,4±1,3 0,6 ±0,8
молча берет на руки   0,3±0,4
длительность безответного плача   12,0±14,7 10,2±15,3
2. Насрыгивание      
отвечает разговором   0,4±0,5 0,2 ±0,4
молча подтирает   0,2 ±0,4
3. На вокализацию ребенка      
отвечает разговором   0,3±0,4
длительность безответной вокализации   0,1 ±0,2 0,1 ±0,2
4. На инициацию ребенком контакта взглядом,    
надвижение, изменение выражения лица Итого:
время ответов на поведение ребенка   2,3 ±1,1 1,1 ±0,9
из них с разговором   1,8*1,3 1,1 ±0,9
без разговора (молча) Общий итог: 0,5 ±0,9
длительность взаимодействия работницы дома ребенка    
с детьми (в среднем за смену с 9.30 до 12.30)   112 ±39,3 83,5±27,2

отЗ до 10 месяцев- 10,2 мин. В среднем за период наблюдения вре­мя ответов на поведение младенцев составляло лишь 2,3 мин при ра­боте женщины в первой группе и 1,1 мин — во второй группе. Часть ответов на поведение младенцев сопровождалась молчанием.

Определено, что за три утренних, наиболее благоприятных для общения детей со взрослыми, часа бодрствования сотрудница дома ребенка более всего занята проведением обязательных, согласно ре­жиму медицинского учреждения, процедур—в среднем 90,7 мин (50% времени) при работе в первой группе, с младенцами до 3 месяцев, и 65,6 мин (36%) во второй группе, с детьми от 3 до 10 месяцев. Лишь треть времени выполнения режимных манипуляций и непосредствен­ного взаимодействия с детьми в первой группе и чуть больше поло­вины взаимодействия с детьми во второй группе женщины разгова­ривают с детьми. Остальное время процедуры выполняются молча. В течение утреннего трехчасового периода наблюдения из общего времени, затрачиваемого сотрудницами на проведение обязательных действий, отдельно на одного младенца в возрасте до 3 месяцев при­ходится в среднем лишь 12,6мин,отЗдо Юмесяцев— 12,1 мин. Из них наибольшее время занимает взаимодействие при кормлении — затри часа наблюдения в среднем 5,8 мин для ребенка первой груп­пы и 5,1 мин — второй группы. За наблюдаемый трехчасовой период общее время, в течение которого женщина так или иначе занята вза-

имодействием сдетьми, составляет 112 мин при работе в первой груп­пе и 83,5 мин — во второй группе. Оставшееся от трехчасового пери­ода наблюдения время персонал тратит на уборку помещения, запол­нение журналов регистрации медицинского состояния младенцев, принесение еды с кухни, мытье посуды и другие мероприятия.

Таким образом, по результатам проведенного наблюдения оче­видная депривация младенцев вдоме ребенка проявляется вчрезвы-чайно малом времени инициации социального взаимодействия со стороны ухаживающих за детьми женщин, в редком числе ответов на сигналы и инициации самих детей, в ограниченности контактов не­большими периодами обязательных по режиму действий и процедур, которые выполняются персоналом часто молча, без вовлеченности в социальное взаимодействие с ребенком.

Следующим шагом изучения состояния младенцев в доме ре­бенка был анализ наиболее длительного и повторяющегося несколь­ко раз втечение дня взаимодействия ребенка со взрослым — взаимо­действия во время кормления.

Наши рекомендации