Преждевременно родившиеся младенцы
В результате исследований показано, что преждевременно родившиеся дети относятся к группе риска возникновения проблем в области познавательных процессов, у них часто возникают трудности в школе. Меньше известно об их последующем социально-эмоциональном развитии. Нет доказательств психиатрических нарушений, однако учителя сообщают о проблемах, связанных с повышенной активностью и снижением внимания. По словам родителей, недоношенные дети в школьном возрасте больше хныкают, их социальная компетентность отстает от таковой у вовремя родившихся детей (Beckwith, Rodning, 1996).
Существует по крайней мере два фактора, влияющих на развитие недоношенных детей. Первый фактор биологический и связан со сроком внутриутробного развития и весом ребенка при рождении. Второй - социальный и относится к раннему взаимоотношению матери и ребенка. Считается, что качество взаимодействия между матерью и младенцем может уменьшить или увеличить неблагоприятное влияние недоношенности на последующее развитие ребенка. Еще
одним источником риска может быть изменение аффективной регуляции у преждевременно родившихся детей по сравнению с родившимися в срок. В зависимости от возраста или физиологического состояния, недоношенные младенцы могут быть раздражительными и апатичными.
Известны данные, свидетельствующие о формировании небезопасной привязанности у вовремя родившихся детей в случае их раздражительности и дополнительных факторов риска. При исследовании преждевременно родившихся младенцев показано, что матери, описывавшие своих детей как «трудных» и раздражительных, впоследствии сообщали об усилении у них поведенческих проблем (Beckwith, Rodning, 1996).
Исследования показали, что большая отзывчивость матерей к недоношенным младенцам в 13 и 20 месяцев ведет к большему развитию речи и социальных навыков после двух лет. Усиление беспокойства детей в стрессовой ситуации также положительно связано с их последующим социальным или языковым развитием. Обнаружено, что преждевременно родившиеся дети с весом при рождении ниже 1500 г меньше беспокоятся в лабораторной ситуации определения привязанности в 13 месяцев и менее компетентны в дошкольные годы. В данном случае обнаружено, что беспокойство и раздражительность не являются факторами риска, а скорее положительно связаны с развитием ребенка.
В первые месяцы жизни преждевременно родившиеся младенцы часто менее живы, отзывчивы, более раздражительны и сонны, их плач может отличаться от плача вовремя родившихся детей (Frodi etal., 1978; Goldberg, 1978). Ихдвигательная координация бедна, руки и ноги двигаются дезорганизованно, с частыми подергиваниями и вздрагиваниями. Такой младенец может в быстрой последовательности открывать рот, выкрикивать, улыбаться или гримасничать, часто наблюдается рефлекторная улыбка. Большая часть поведения недоношенных младенцев непоследовательна, они могут быть чрезмерно суетливыми или проводить большую часть времени во сне, не дают ясных сигналов о том, когда хотят есть или спать, о чрезмерности или недостаточности стимуляции. Они более беспокойны, отводят взгляд, меньше улыбаются во время взаимодействия лицом к лицу (Field, 1977; 1982; Crnic etal., 1983).
В три и пять месяцев во время взаимодействия лицом к лицу с матерью в диадах с преждевременно родившимся младенцем наблю-
дается меньшая согласованность аффективной вовлеченности и ритмов социального взаимодействия, чем в диадах с вовремя родившимся ребенком. Было обнаружено, что недоношенные младенцы реже ведут взаимодействие, чем доношенные. Недоношенные и переношенные младенцы менее внимательны к сигналам матери, проявляют меньше положительных чувств и получают меньше радости в ранних взаимодействиях с матерью по сравнению с вовремя рожденными детьми. В процессе взаимодействия как недоношенный младенец, так и мать проявляют меньше удовольствия и положительных чувств (Barnard, Kelly, 1990; Beckwith, 1990).
Непоследовательное поведение преждевременно родившегося младенца вводит родителей в замешательство и огорчает, они испытывают тревогу, связанную с проблемами выживания и развития ребенка. Родители могут избегать ребенка или, наоборот, имеют тенденцию компенсировать изменения поведения недоношенных младенцев, вести себя более активно и, несмотря на несоответствие своего поведения сигналам младенца, перестимулировать, еще более ухудшая поведение ребенка и увеличивая свою собственную фрустрацию (Goldberg, 1978;Crnicetal., 1983; Field, 1990). Обнаружено, что в течение первых четырех месяцев матери недоношенных младенцев в значительно большей степени стараются вовлечь своих детей во взаимодействие, обеспечить их большей стимуляцией. Считается, что в случае дополнительного социального риска и связанной с этим депрессии матери, переживающие беспомощность и безнадежность, недостаток энергии, оказываются в еще более сложной ситуации при рождении недоношенного ребенка. Они могут обвинять себя за трудности взаимодействия с младенцами, и им трудно найти комфортный уровень взаимодействия. Предполагается, что если депрессивная мать прикладывает в первые месяцы значительные усилия, чтобы вовлечь недоношенного ребенка во взаимодействие, то без ответных реакций может очень быстро достичь пределов своих ресурсов. Однако проведенные в этой области исследования привели к неоднозначности данныхи выводуо необходимости рассмотрения взаимодействия депрессивных матерей и недоношенных младенцев в более широком аспекте, с включением социально-экономических, социокультурных характеристик и особенностей уклада семьи (Ruttenbergetal., 1997).
Со временем взаимодействие между недоношенными младенцами и родителями меняется. Так, было обнаружено, что если в че-
тыре месяца взаимодействие характеризовалось интенсивной вовлеченностью матери и ограниченной отзывчивостью младенца, то в восемь месяцев — меньшей внимательностью и вовлеченностью матери и более живым, отзывчивым поведением младенца. Кдвум годам матери преждевременно родившихся младенцев предъявляли меньше стимуляции по сравнению с матерями вовремя родившихся детей. Это явление очевидного «перегорания» родителя в течение первого года взаимодействия с ребенком получило подтверждение и в других работах(ВагпапЛ, Kelly, 1990).
Исследования показали трудности взаимодействия матерей и младенцев, связанные с постнатал ьной деформацией черепа у недоношенных детей, родившихся с весом меньше 1500 г. Было обнаружено, что эти дети рассматриваются матерями как менее привлекательные. В отличие от таких вызывающих положительное отношение матерей черт, как круглое лицо, большие глаза и зрачки, большой лоб, у недоношенных детей глаза расположены ближе к краям вытянутого лица, лоб узкий, рот маленький. Если младенцы с привлекательными чертами лица оцениваются матерями как социально более компетентные, активные, способные, легкие в уходе, то недоношенные младенцы с постнатальной деформацией черепа оцениваются в этих отношениях негативно. В целом отличия формы головы у преждевременно родившихся детей с малым весом становятся более явными во второй половине первого года жизни и являются факторами, влияющими на чувствительность поведения матери в ситуации свободной игры (Kelleyetal., 1996). Существует точка зрения, что степень деформации черепа может быть скорее показателем неврологических нарушений, которые в свою очередь отрицательно влияют на социальное взаимодействие.
Несмотря на изменения раннего взаимодействия матери и младенца, к концу первого года жизни различия аффективных выражений и видов привязанности у доношенных и недоношенных младенцев оказываются незначимыми (Frodi, Thompson, 1985; Goldberget al., 1986). Получены противоречивые данные, свидетельствующие, с одной стороны, о том, что большее число младенцев с небезопасной привязанностью тревожно-сопротивляющегося типа обнаружено среди детей, тяжело болевших в перинатальный период (Plunkett et al., 1986), а с другой стороны, о том, что недоношенные младенцы более, чем доношенные, относятся к группе с безопасной привязанностью (Goldberg etal., 1986). По сравнению с менее больными в пе-
ринатальный периоддетьмитяжелобольные недоношенные младенцы проявили большую чувствительность к стрессовому возбуждению на низких уровнях стресса. Однажды возбужденные, они менее способны понижать уровень состояния стресса.
Посвидетельству автора одного из наиболее полныхобзоровли-тературы, к настоящему времени не существует достаточной информации, позволяющей обобщить столь противоречивые данные различных исследований (Beckwith, 1990). Однако очевидно, что преждевременно родившиеся младенцы не являются гомогенной группой и что существуют более уязвимые с точки зрения нарушения развития подгруппы высокого риска, такие, например, как младенцы стя-желыми респираторными заболеваниями. Надежность, безопасность привязанности младенца и матери может в таких случаях быть более слабой. В то же время ранние проблемы могут быть преходящи, если мать приспосабливается к характеристикам недоношенного младенца и способна установить сенситивный, взаимонаправленный стиль (Frodi, Thompson, 1985). Различия между недоношенными и доношенными младенцами могут быть менее очевидными, если недоношенные дети воспитываются в семьях, имеющих эмоциональные ресурсы для компенсации нарушения поведения взаимодействия у младенцев. С другой стороны, значимые различия аффективных проявлений и качества привязанности могут сохраняться, если преждевременно родившиеся младенцы, особенно с высоким биологическим риском, воспитываются в семьях социального риска.
МЛАДЕНЦЫ С «ТРУДНЫМ» ТЕМПЕРАМЕНТОМ
«Трудный» темперамент был выделен как синдром характеристик, включающий в себя высокий уровень активности, интенсивные эмоциональные реакции, трудности приспособления и в целом негативное настроение (Chess, Thomas, 1987). В последние годы к этому набору добавляют нерегулярность состояний (например — голода, сна, возбуждения, внимания) и сигналов младенца, что может привести к сложностям чтения сигналов и формирования ответного поведения матери, к проблемам регуляции состояния ребенка, например проблемам кормления (Hagekulletal., 1997).
Данные литературы показывают, что несмотря на предположение о неблагоприятном влиянии такого младенца на взаимоотношение с родителем, прямой связи между темпераментом ребенка и раз-
личиями в поведении родителя не обнаружено (Bates, 1987). Оказалось, что связь между темпераментом и последующим родительским поведением может быть результатом процедур измерения темперамента, большинство которых основано на отчете матери, или может быть скорее следствием, чем причиной, материнского поведения. К примеру, неуступчивость, гнев или недостаток уверенности у ребенка могут быть результатом поведения матери, а не темперамента ребенка. В исследованиях, где данные о нестабильности ребенка не связаны с процедурой измерения, показано влияние на уровень активности и эмоциональные реакции ребенка особенностей личности матери, ее взаимодействия с младенцем, факта замужества матери. Изменение эмоциональности в положительную сторону в возрасте от 3 до 9 месяцев с большей вероятностью связано с безопасной привязанностью в 12 месяцев (Belskyetal., 1991). Обнаружено, что такая характеристика темперамента младенца, как склонность к стрессу, была связана с поведением матери и ее личностью. Однако связей между темпераментом, оцененным в 9 месяцев, и привязанностью матери и младенца в 13 месяцев не выявлено (MangeIsdorfetal., 1990). Измерение характеристик матери пренатально показало, что трудности темперамента у детей в первые 8 месяцев жизни связаны с тревожностью матери (Vaughn etal., 1987).
Исследования, в которых характеристики младенца описываются объективным наблюдателем независимо от восприятия ребенка родителем и до момента возможных влияний взаимоотношений родитель—младенец, показывают слабую связь между неонатальны-ми характеристиками и развитием отношений родителя и ребенка. Считается, что без влияния на родителя других факторов риска биологически опосредованные характеристики младенца не ведут к изменению отношений. К примеру, обнаружено, что усиление нечувствительности матери к 12 месяцам зависело одновременно как от отрицательных пренатальных отношений, так и от увеличенной раздражительности новорожденного. Небезопасная привязанность раздражительного младенца к матери формировалась в случаях, когда матери испытывали недостаток социальной поддержки. Карающее родительское поведение матерей-подростков, испытавших отвержение в собственном детстве и ограниченную поддержку со стороны партнеров, проявлялось вне зависимости от раздражительности младенцев. В то же время при одном и том же карающем поведении родителей дети, оцененные в три месяца как раздражительные, были
более неуступчивы, менее уверены и чаще сердились по сравнению с менее раздражительными младенцами (Crockenberg, 1987). Таким образом, при всей сложности отношений в паре «родитель — ребенок» результаты исследований ведут к заключению, что при определенных условиях характеристики темперамента ребенка могут влиять на взаимодействие матери и младенца.
МЛАДЕНЦЫ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Обзор данных литературы показывает, что уже сразу после рождения младенцы с синдромом Дауна способны устанавливать взаимодействие с матерью. Однако качество этого взаимодействия зависит, содной стороны, от состояния матери, переживающей шок, горе и депрессию после сообщения диагноза ребенка, с другой — от особенностей самого ребенка. Обнаружено, что у младенцев с синдромом Дауна нарушено проявление таких наиболее ранних и способствующих установлению контакта с матерью видов поведения, как цепляние, хватание и др. В связи с нарушениями сосания наблюдаются осложнения взаимодействия во время кормления, особенно кормления грудью. Сообщается о значительных межиндивидуальных различиях в способности адаптации родителей и установления контактов с ребенком (Emde, Brown, 1978). Положительное, реалистичное отношение врачей и других профессионалов к младенцу с синдромом Дауна и его последующему развитию может во многом поддержать родителей и способствовать взаимодействию с младенцем. Несмотря на то, что младенцы с синдромом Дауна уже в относительно раннем возрасте устанавливают контакт глаза в глаза с матерью, время и качество проявления этого поведения значительно отклоняется от нормативных данных. Так, время появления контакта глаза в глаза, когда мать чувствует, что ребенок узнает ее, отстает на две с половиной недели; количество контактов глаза в глаза достигает пика на семь—десять недель позже. Младенцы с синдромом Дауна продол -жают поддерживать достигнутые в 4—5 месяцев значения длительности и числа контактов глаза в глаза, фиксируются исключительно на глазах матери, тогда как в контрольной группе эти значения после 4 месяцев уменьшаются, поскольку, используя эпизоды взаимодействия лицом клицу, здоровые младенцы начинают исследовать другие черты лица (Berger, Cunningham, 1981). В возрасте 6-9 месяцев между детьми с синдромом Дауна и их матерями в процессе взаимо-
действия наблюдалось в два раза большее число межличностных контактов глаза в глаза, чем в контрольной группе, однако с двух до трех лет в ситуации свободной игры зрительное отслеживание матерей и окружения значительно меньше.
Обзор литературы, в которой сравнивались младенцы без отставания в развитии и младенцы с синдромом Дауна, показал значимые различия в проявлениях не только взгляда глаза в глаза, но и вокализации, темперамента, расстояния между младенцем и матерью (Barnard, Kelly, 1990). Как и нормально развивающиеся дети, младенцы с синдромом Дауна чувствительны к времени" ым характеристикам вокализаций матери (паузам, времени начала и окончания вокализаций) и подстраиваются под них, однако в этом процессе могут наблюдаться искажения. Имеются данные, что в нормальных диадах с возрастом развития младенца очередность взаимодействия увеличивается, тогда как относительная частота одновременной вокализации уменьшается. При анализе вокального взаимодействия матерей и младенцев с синдромом Дауна была обнаружена тенденция одновременных вокализаций в отличие от соблюдения очередности взаимодействия в диадах «мать — младенец» нормального развития (Berger, Cunningham, 1983). Со временем диады, которые включали младенцев с особыми потребностями, становились менее успешными во взаимной адаптации и регуляции вокального поведения. Эти факты свидетельствуют об искажении процесса взаимодействия в парах «мать — младенец» с особыми потребностями уже в течение первых шести месяцев и дополняют данные об асинхронности вокального взаимодействия в парах, включавших детей с синдромом Дауна второго года жизни (Barnard, Kelly, 1990).
Исследования показали, что у младенцев с синдромом Дауна в течение первых месяцев жизни общее количество вокализаций и скорость увеличения числа вокализаций значительно отстают от таковых в контрольной группе детей. У здоровых младенцев количество вокализаций достигает максимума в 4 месяца, а затем с 4-го по 6-й месяц жизни уменьшается, тогда как у их сверстников с синдромом Дауна продолжает увеличиваться. Длительность материнских вокализаций в течение первых четырех недель в этих группах не отличается, однако на пятой и шестой неделе значительно выше у матерей детей с особыми потребностями (Berger, 1990).
Сравнение взаимодействия матерей и детей без отставания в раз-витии, с одной стороны, и матерей и детей с синдромом Дауна - с
другой, не показало различий в частоте участия во взаимодействии, однако если в первой группе взаимодействие направлялось чаще ребенком, то во второй группе — матерью. Несмотря на то, что по результатам данного исследования число вокализаций младенцев с синдромом Дауна оказал осьстольже велико, как и в контрольной группе, их взаимодействие с матерями характеризовалось меньшим соблюдением очередности и большим числом одновременных вокализаций (Jones, 1977).
Анализ выражений лица показал, что улыбка, служащая наиболее важным сигналом для возникновения эмоционального ответа со стороны матери, появляется у младенцев с синдромом Дауна позже и менее выразительна. В течение первых шести месяцев жизни частота появления и длительность улыбки значительно меньше (Emde, Brown, 1978). Считается, что среди основных социальных сигналов улыбка у детей этой группы нарушена в наибольшей степени (Berger, Cunningham, 1983). Матери младенцев с синдромом Дауна, для того чтобы вызвать улыбку у детей, чаще матерей нормально развивающихся младенцев используют тактильную и кинестетическую стимуляцию. В данном случае появление улыбки может быть связано с интуитивно подобранной стратегией физической стимуляции и повышением общего уровня возбуждения ребенка.
В целом считается, что поведение взаимодействия матери по отношению к ребенку с синдромом Дауна далеко от оптимального. Низкие способности обработки информации и ответной реакции ребенка, высокий уровень материнской стимуляции, нарушение подстра-ивания и очередности вокального взаимодействия не способствуют появлению социальных ответов со стороны ребенка. Показано, что социальное поведение этих детей (характер вокализации и улыбки) в ситуации естественного взаимодействия с матерью мало отличается от поведения в ситуации, когда мать просят молчать и сделать неподвижное лицо. Если в контрольной группе к четвертому месяцу жизни у младенцев наблюдается значительная реакция на замирание матери, свидетельствующая об опыте успешного взаимодействия и ожидании ответного социального поведения матери, то младенцы с синдромом Дауна в течение первых шести месяцев чаще своих здоровых сверстников плачут и демонстрируют стресс в условиях обычного взаимодействия с матерью (Berger, 1990).
Показано, что в 12 месяцев младенцы с синдромом Дауна манипулируют игрушками меньше других детей того же возраста. Оказа-
ось, что их родители стараются компенсировать своими действия-и низкую активность детей, например, помещают их близко к иг-ушкам, ориентируют, направляют внимание на игрушки, предъяв-яют больше игрушек, чем матери здоровых и недоношенныхдетей. ктивное вмешательство со стороны матери, ее контролирующий и «педагогический» стиль лишь сбивают ребенка с толку, рассеивают его внимание (Cicchetti, Beeghly, 1990). Ограниченное вниманиере-бенка с синдромом Дауна не позволяет ему совершать одновременно два действия - играть игрушками и взаимодействовать с матерью. В целом матери, сравнивая своихдетей со здоровыми младенцами, недооценивают их успехи и качество игры, а дети из этой группы риска меньше интересуются игрушками и объектами внешнего мира.
Несмотря на особенности младенцев и состояние их родителей, раннее взаимодействие играет важную роль в развитии детей с синдромом Дауна. Считается, что природа и качество взаимодействия значительно отличаются от одной диады к другой и зависят как от общих и социальных способностей младенцев, так и от индивидуальных особенностей родителей. Каждый индивидуальный случай необходимо рассматривать отдельно как сложную и открытую систему со множеством влияющих факторов, механизмов регуляции, потенциальных возможностей самовосстановления и изменения. Несмотря на конституционные нарушения, младенцы с синдромом Дауна могут формировать такие же отношения привязанности к матери, как и их здоровые сверстники. Исследование детей этой группы риска, проживающих в американских семьях, показало, что большинство формирует к наиболее близкому человеку безопасную привязанность (Thompson etal., 1985). Считается, что увеличение латентного периода реакции плачем на выход матери и трудности, с которыми сталкивается мать или незнакомка при успокоении ребенка, свидетельствуют о высоких порогах возбуждения у детей с синдромом Дауна и сложностях контролирования состояния (Cicchetti, Beeghly, 1990). Однако приобретаемый ими со временем опыт социальных отношений положительно влияет на способность управления эмоциями.
МЛАДЕНЦЫ С ОТСТАВАНИЕМ ВУМСГВЕННОМ РАЗВИТИИ
Сравнение игрового взаимодействия в контрольной группе матерей и здоровых младенцев и в группе матерей и младенцев с особыми потребностями показало, что если в первом случае матери под-
страивают свое поведение под способности и поведение ребенка, то во втором наблюдается дефицит поддержки независимой или инициированной младенцем игры, намного более часто происходит инициирование игры самой матерью (Brooks-Gunn, Lewis, 1982). Такое поведение матерей детей группы риска может быть отнесено к поведению контролирования взаимодействия и связано с восприятием матерями особенностей своих младенцев.
Анализ взаимодействия матери и младенца в ситуации свободной игры показал, что матери детей с отставанием в умственном развитии воспринимали себя как пытающихся изменить поведение младенцев более часто, чем это имело место у матерей нормально развивающихся детей. Было обнаружено, что младенцы с отставанием в развитии меньше отвечали на инициации матерей и по сравнению с контрольной группой вдвое меньше инициировали взаимодействие (Eheart, 1982). Подчеркивается, что по сравнению с результатами наблюдений диад «мать — младенец» без отставания в развитии матери детей с особыми потребностями были более доминирующими, а сами дети — менее вовлеченными во взаимодействие.
Среди причин меньшей взаимности поведения и большего доминирования матери в парах «мать — младенец» с отставанием в развитии выделяют особенности характеристик младенцев группы риска (Barnard, Kelly, 1990). Полученные данные подтверждают предположение о слабости и малой частоте реплик младенцев с задержкой в развитии, что может вести кслучаиному и менее ориентированному на сигналы младенца поведению со стороны матери. Так, уже в ранних работах было обнаружено, что в группе из десяти пар матерей и слепых младенцев только две матери были способны самостоятельно, без помощи персонала установить хорошую тактильную коммуникацию с детьми (Fraiberg, 1974). Полученный факт объяснялся тем, что по сравнению со здоровыми детьми слепые младенцы были менее отзывчивы, меньше вокализировали и медленнее обучались определению местоположения объекта по звуку.
Исследование игрового поведения 60 младенцев с органическими поражениями головного мозга и отставанием в развитии и их матерей показало, что многие виды материнского поведения, которые были связаны с положительным или отрицательным функционированием ребенка в познавательной области, сходны с поведением матерей и их связью с функционированием детей без отставания вразвитии(Мапопеуе1а1., 1985). Так, чувствительность к состоянию
ребенка, удовольствие от взаимодействия, отзывчивость и соответствующее обучающее поведение у матерей были положительно связаны с результатами оценки уровня развития детей, тогда как дирек-тивность и контролирующее поведение матерей, нечувствительность к интересам ребенка — отрицательно. Матери младенцев, имеющих наиболее высокие оценки по шкале Н. Бейли, позволяли детям управлять, были больше заняты поддержкой инициированныхдетьми действий, чем руководством.
В результате одного из исследований было обнаружено, что вокальное взаимодействие матерей и годовалых младенцев с отставанием и без отставания в развитии одинаково успешно (Barnard, Kelly, 1990). Однако когда младенцы с задержкой в развитии были разделены на две подгруппы с высокими и низкими оценками развития по шкале Н. Бейли, то оказалось, что во второй подгруппе нарушение вокализации у матери влияет на стиль ее взаимодействия и может привести к случайным и менее соответствующим сигналам ребенка ответам.
Серии исследований показали, что нарушения раннего взаимодействия могут быть связаны с неспособностью матери прочесть сигналы своего ребенка и обеспечить оптимальную стимуляцию. Такие нарушения обусловливают последующие поведенческие и эмоциональные проблемы в школьном возрасте, включая гиперактивность, ограниченность внимания, сложности взаимодействия со сверстниками, эмоциональные нарушения, диагностируемые как депрессия (Field, 1990). Обнаружено, что младенцы группы высокого риска меньше глядят на матерей, улыбки и вокализации у них случаются реже, они беспокоятся и плачутчаще, чем нормальные младенцы. Наличие частых негативных аффектов вместе с повышенной частотой сердечных сокращений у таких младенцев приводит к выводу о переживании ими стресса в процессе взаимодействия с матерью. Выделенные поведенческие и физиологические изменения у младенцев группы риска могут отражать повышение возбуждения вследствие информационной перегрузки, чрезмерной стимуляции (Ibid.). Считается, что по мере того, как родители становятся более чувствительными к сигналам младенцев и лучше предсказывают результаты поведения, они становятся уверенными в себе как в родителях (Goldberg, 1977). Существуют широкие индивидуальные различия ясности сигналов младенцев, так что в случае меньшей предсказуемости и чита-
емости сигналов младенца даже наиболее чувствительные родители могутбытьучастниками хаотичного взаимодействия.
Стимулирующее поведение матери можетбытьопределено как перестимулирующее, переконтролирующее и передоминирующее, если оно ведет к неуловимым или сильным сигналам отрицания взаимодействия со стороны младенца. В естественных попытках вызвать у младенца положительный аффект матери часто проводят слишком большую стимуляцию и подвергают младенца стрессу (Field, 1990). Одно из объяснений такого поведения состоит в том, что усиление фрустрации в случае минимального ответа младенца ведет к раздражительности матери. Другое состоит в том, что матери становятся более активными для компенсации относительной неактивности младенцев, возможно для того, чтобы сохранить некоторое подобие протекания взаимодействия. Третье объяснение связано с желанием матери, чтобы ребенок вел себя, как сверстники, и с попытками поощрить это более частым моделированием поведения. Еще одна интерпретация поведения матери состоит в том, что представление матери о своем младенце как о слабом и с задержкой в развитии ведет к чрезмерной протекции, а в крайнем варианте - к чрезмерно контролирующему родительскому поведению.
МАТЕРИ ИЗ ГРУПП РИСКА
Развитие в младенческом возрасте зависит не только от индивидуальных конституциональных характеристик или медицинского состояния ребенка, но также во многом от особенностей его ближайшего социального окружения - матери. В настоящем параграфе рассматривается развитие младенцев у матерей с психическими расстройствами и из группы социального риска.
МАТЕРИ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
В этой группе матерей наиболее изучены взаимодействие и привязанность младенцев и депрессивных матерей. Данных о поведении взаимодействия у матерей с другими психиатрическими расстройствами, в частности у матерей, больных шизофренией или маниакально-депрессивным психозом, значительно меньше.
Депрессивные матери
Зарубежные исследования середины 1980-х годов показывают, что около 25—30% матерей находятся в депрессивном состоянии в течение трех месяцев после рождения ребенка. В послеродовой период вероятность переживания депрессии у женщин в два раза выше, чем в другие периоды жизни (Ruttenbergetal., 1997). В целом эмоциональное, соматическое, речевое развитие и поведение детей, воспитанных депрессивными матерями, менее благоприятно по сравнению с развитием детей нормальных матерей или матерей с другими диагнозами (Sameroff, Seifer, 1983). Нарушения раннего взаимодействия младенцев и депрессивных матерей ведут впоследствии к проблемам развития у ребенка.
В1973 годуДж. Боулби предположил, что депрессивные матери «присутствуют наполовину», физически присутствуют, но эмоционально отсутствуют. Исследование женщин с симптомами послеродовой депрессии показало, что в процессе спонтанных взаимодействий лицом к лицу их младенцы ведут себя менее позитивно по сравнению с младенцами недепрессивных матерей и демонстрируют небольшое изменение поведения при взаимодействии с матерью в ситуации симуляции депрессии (Field, 1987; 1990). Наоборот, в ситуации взаимодействия с симулирующей депрессию матерью младенцы недепрессивных матерей либо пытал ись восстановить более позитивное взаимодействие, либо переживали стресс, отворачивались в сторону, протестовали (Conn, Tronick, 1983).
По сравнению с матерями из семей с благополучными супружескими отношениями матери, переживающие стресс нарушения супружеских отношений, воспринимали себя как значительно более тревожных и депрессивных, воспринимали своих детей как имеющих больше поведенческих проблем, проявляли менее соответствующее родительское поведение. Поведение детей в этом случае также нарушалось (Bond, McMahon, 1984). Различий личностных характеристик матерей с благополучными и нарушенными супружескими отношениями обнаружено не было.
В общем поведение и эмоциональное состояние младенцев отражают поведение и состояние их депрессивных матерей. В спонтанных взаимодействиях депрессивные матери показывают вялые аффекты, меньший уровень активности и меньшее число ответоЕ, соответствующих поведению младенцев (Field, 1990). У депрессивных
матерей наблюдается больше отрицательных и нейтральных выражений лица, совсем немного положительных. Они меньше вокализируют, смотрят и прикасаются к своим младенцам, меньше имитируют их поведение, меньше играют в игры, однако говорят со своими младенцами также много, как и матери контрольной группы.
Обнаружено, что лица депрессивных матерей-подростков в процессе взаимодействия с собственными младенцами и младенцами недепрессивных матерей значительно менее выразительны. Суммарная оценка, включающая в себя такие измерения, каксостояние, физическая активность, поворот головы, взгляд, молчание при отводе взгляда, выражения лица, вокализации, детскость поведения, отзывчивость и игра, была у депрессивных матерей значительно ниже. Их поведение было далеко не оптимальным и при взаимодействии с младенцами недепрессивных матерей. Суммарная оценка поведения детей недепрессивных матерей (состояние, физическая активность, поворот головы, взгляд, выражения лица, вокализации, суетливость) при взаимодействии с депрессивными матерями была выше, чем у их сверстников, постоянно общающихся со своими депрессивными матерями (Martinez etal., 1996).
В процессе спонтанных взаимодействий младенцы депрессивных матерей были менее активны, показывали мало выражений удовлетворения, большесуеты. При взаимодействии лицом клицусдеп-рессивными матерями младенцы имели больше отрицательных выражений лица и мало положительных, часто отводили взгляд, больше протестовали и проявляли меньшую активность по сравнению с детьми нормальной группы матерей и младенцев (Field, 1987; 1990). Десятимесячные младенцы переживающих состояние депрессии матерей с меньшей точностью могли определить соответствие между вокализациями и изображениями счастливых лиц, тогда какизвест-но, что младенцы здоровых матерей в среднем могут делать это уже к пяти или семи месяцам. Дети депрессивных матерей дольше смотрели на лица с грустными выражениями по сравнению с младенцами недепрессивных матерей (Lundyetal., 1997). Результаты исследований приводят к заключению, что младенцы депрессивных матерей также развивают депрессивный стиль реагирования. Однако неизвестно, являются ли депрессивные аффекты у младенцев результатом отражения поведения матерей или результатом минимальной стимуляции со стороны матерей.
Как было показано по результатам использования шкалы оценки поведения детей неонатального возраста (Brazelton, 1984), новорожденные депрессивных матерей менее активны и менее отзывчивы на социальную стимуляцию (Field etal., 1985). Такие изменения в поведении новорожденных могут быть результатом как генетически опосредованной передачи депрессивного статуса от матери к ребенку, так и испытания повышенного стресса в течение беременности. Было выдвинуто предположение, что проблемы раннего взаимодействия матери и младенца усиливаются при предыдущем неблагоприятном влиянии на плод эмоционального состояния матери (SamerofT, Chandler, 1975).
Младенцы депрессивных во время беременности матерей, проявлявшие в новорожденный период уменьшение активности и ограничение ответов на социальную стимуляцию, в возрасте трех месяцев сохраняют это поведение, показывают меньше выражений удовольствия и более беспокойны в процессе взаимодействия. Поскольку пренатальная депрессия продолжается и после рождения ребенка, то у матерей наблюдается мало положительных выражений лица, они не активны со своими младенцами, мало имитируют их и играют с ними в игры. Однако вновь не ясно, становится проявление депрессии у младенца результатом длительной экспозиции депрессии матери или оно присуще ему от рождения (Field, 1990).
У депрессивных матерей младенцы подавлены даже втом случае, если их матери не ведут себя в депрессивном стиле. Несмотря на то, что многие исследователи выделяют в депрессивном поведении родителя неактивность и отдаленность, некоторые матери в большей степени проявляют навязывающий стиль взаимодействия (Conn et al., 1986). Вне зависимости оттого, являются ли депрессивные матери отдаленными или навязывающими, их младенцы, по-видимому, более отвечают на негативное поведение матерей, вто время к