Социальным поведением младенца

С точки зрения положений структурно-генетического подхода в изучении человека (Ананьев, 1968; 1977) или позиций теории ин­тегральной индивидуальности (Мерлин, 1982) в приведенных выше в литературном обзоре исследованиях выбранные авторами психо­логические характеристики матери, как правило, носят частный ха­рактер, представляя отдельные уровни структуры ее индивидуально­сти. Полученные данные положительно отвечают на вопрос о нали­чии связей между параметрами взаимодействия, качеством отноше­ния привязанности и отдельными психологическими характеристи­ками матери, однако разобщены и имеют весьма отрывочный харак­тер. С нашей точки зрения, необходимо проведение исследования, направленного на освещение вопроса, каким образом показатели, представляющие различные уровни иерархической структуры инди­видуальности матери, влияют на качество взаимодействия и отно­шения матери и младенца.

Мы можем предположить, что существует несколько путей, по которым индивидуальные особенности матери влияют на формиро­вание у ребенка модели отношения к себе и другому и, соответствен­но, на поведение взаимодействия и привязанности. Согласно перво­му пути индивидуально стабильные черты социального поведения матери, вне зависимости оттого, связаны или не связаны они с дру­гими психологическими характеристиками матери, являются частью опыта младенца, на основании которого создается определяющая поведение ребенка модель отношения к себе и другому. Второй путь предполагает, что индивидуальные психологические особенности матери, в значительной степени определяя основные и наиболее по-

стоянные черты ее поведения, вместе с ними влияют на социально-эмоциональный опыт младенца и его поведение по отношению к матери. Согласно третьему пути индивидуальные особенности мате­ри, вне зависимости оттого, связаны они напрямую с поведением взаимодействия матери или нет, составляют часть опыта ребенка, влияют на обобщенные представления о первичном социальном ок­ружении и, в конечном итоге, на поведение младенца по отношению к матери.

Вероятно, поведение младенца по отношению к матери зави­сит не только от наиболее повторяющихся, стабильных черт ее пове­дения, но и от индивидуальных качеств матери как первичного со­циального окружения. К концу первого года жизни младенец фор­мирует отношение к матери, так что теперь его поведение в различ­ных ситуациях отражает историю их взаимоотношений, предопре­деленную в том числе относительно стабильными индивидуально-психологическими характеристиками матери. Проведенная нами эк­спериментальная работа представляет собой попытку изучения вза­имосвязи особенностей матери, относящихся кразличным уровням ее индивидуальности, и параметров социального взаимодействия матери и младенца.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРИ И МЛАДЕНЦА

Испытуемыми были 53 пары практически здоровых матерей и их младенцев. Средний возраст матерей в группе 26,4 + 4,3 года, уро­вень образования 14,2 + 2,1 года, все русскоязычные жители Санкт-Петербурга. Средний возраст детей в группе на момент проведения исследования взаимодействия составил 8,0± 2,2 месяца, из них 27 девочек и 26 мальчиков, родившихся на 39,4 + 1,4 недели беремен­ности. 39 младенцев были первенцами, 12 — вторыми, 2 — третьими детьми в семье.

Для оценки параметров взаимодействия матери и младенца ис­пользовалась ситуация структурированного обучения ребенка в стан­дартной для всех исследованных пар лабораторной ситуации. Перед началом обучения матери и ребенку предоставлялась возможность познакомиться с комнатой, в которой должно было проводиться об­следование, и свободно, по своему желанию, расположиться за не­высоким столом или на лежащих на полу ковре и подушках. В соот-





ветствии с процедурой, после периода адаптации к лабораторной ситуации и выбора доступной для ребенка новой игры или вида ак­тивности, задача матери состояла в том, чтобы попробовать научить ребенка этой активности (например, ставить кубики один на другой). Длительность обучения младенца определялась самой матерью. Вза­имодействие во время обучения снималось на видеопленку через от­верстие в экране, за которым было расположено необходимое обо­рудование и сидел видеооператор. Впоследствии при просмотре ви­деопленки кодировались характеристики поведения матери (чувстви­тельность матери к сигналам ребенка и стимулирование ею социаль­но-эмоционального развития ребенка) и младенца (ясность сигна­лов и реакции на поведение матери), которые были взяты из шкалы оценки взаимодействия, разработанной под руководством К. Барнард

(Barnard, 1991).

Чувствительность матери к сигналам ребенка оценивалась по таким проявлениям поведения, как способ расположения ребенка (чтобы тот имел безопасную опору, мог достать предметы и манипу­лировать ими, мог иметь контакт «глаза в глаза»), привлечение и под­держивание внимания к игре (начальное привлечение внимания к игре, предоставление возможности знакомства с предметами, про-говаривание задания, паузы во время самостоятельных действий ре­бенка, смена позиции при неудачах), предоставление обратной свя­зи и завершение игры (хвалит за успех, не форсирует завершение, просит повторить задание не более трех раз). Стимулирование соци­ально-эмоционального развития ребенка определялось положением матери во время взаимодействия («лицом к лицу» с ребенком, поза расслаблена) и ее социально-эмоциональным поведением (смеется или улыбается ребенку; поглаживает, ласкает или обнимает; улыба­ется или ласкает после улыбки или вокализации ребенка; хвалит и высказывается поощрительно; не перебивает вокализации ребенка обращениями; не делает негативных замечаний по отношению к ре­бенку или относительно выполнения задания; не кричит на ребен­ка).

В качестве характеристики поведения ребенка был принят сум­марный показатель, объединяющий ясность сигналов, поступающих от ребенка (бодрствует, проявляет внимание к заданию, меняет ак­тивность при знакомстве с предметами, движения направленные, вокализирует, улыбается или хмурится, выказывает явные или кос­венные признаки неприятия задания), и его реакцию на поведение

родителя (внимательно смотрит после привлечения внимания, пы­тается установить контакт «глаза в глаза», вокализирует или улыба­ется после родительской вербализации или движения, проявляет при­знаки отказа от занятия после родительской вербализации или дви­жения, вмешательства).

В процессе анализа видеопленки наличие того или иного из вы­деленных выше проявлений поведения матери или младенца оцени­валось положительным знаком. Кодирование проводилось тремя не­зависимыми экспертами, имевшими опыт подобной работы и наблю­дения за взаимодействием матерей и младенцев. Результаты кодиро­вания экспертов в значительной степени совпали (р<0,001). При последующем анализе данных подсчитывалась средняя (по трем эк­спертам) сумма положительных знаков отдельно для проявлений чув­ствительности матери к сигналам ребенка и стимулирования соци­ально-эмоционального развития ребенка. Таким же образом подсчи­тывалась сумма проявлений поведения младенца — ясность сигна­лов и реакции на поведение матери.

Обследование матерей проводилось в течение трех-четырех пос­ле видеосъемок взаимодействия месяцев в одинаковых для всех ус­ловиях в помещении, куда они приезжали в удобное для себя время без ребенка*. Для определения индивидных особенностей матери из­мерялся ее рост и проводились пробы на выявление правшества-лев-шества. Среди проб использовались такие, как переплетение паль­цев рук (определялось, какой сверху палец), «поза Наполеона» (ка­кая сверху рука), «аплодисменты» (какой ладоньюбьетсверху), срав­нение ширины ногтей мизинцев правой и левой руки (какой шире), какой рукой берет часы со стола и каким ухом слушает, какой рукой берет телефонную трубку и каким ухом слушает, какой рукой берет подзорную трубу со стола и каким глазом смотрит, а также проба на совмещение расположенного на расстоянии вытянутой руки каран­даша с дальней вертикалью и поочередным закрытием левого и пра­вого глаза (в какую сторону от вертикали смещается карандаш) (Л у-рия, 1962). Подсчитывалось отношение числа случаев ведущей пра­восторонней активности к общему числу проб.

Для выявления особенностей сенсорно-перцептивного функ­ционирования матери определялся порог слуховой чувствительнос­ти и характер изменения эмоциональной оценки звука в зависимое -

* Экспериментальная работа проведена А.Ю. Пасторовой.



социальным поведением младенца - student2.ru ти от уровня интенсивности. В качестве звукового сигнала исполь­зовали тон частотой заполнения 1000 Гц, длительностью 110 мс (фронт нарастания и убывания —15 мс), одновременно предъявляемый на оба уха испытуемого. Излучателями служили телефоны типаТД-6 с неравномерностью амплитудно-частотной характеристики, равной ±5 дБ в пределах 0,3—3 кГц. Абсолютный порог слуховой чувстви­тельности определялся методом минимальных изменений (Бардин, 1976).

Для определения характеристик эмоциональной психофизичес­кой функции диапазон звуковой стимуляции был представлен рядом издесяти образцов интенсивности: 10,20,30... 100 дБ над порогом слуховой чувствительности, предъявляемых испытуемому в трех опы­тах в случайной последовательности. Задача испытуемого состояла в том, чтобы вслух оценить предъявляемый звук по шкале: —3 (полюс неприятности), —2, -1,0, +1, +2, +3 (полюс приятности). Каждый последующий звук подавался через 5 с после оценки предыдущего. По результатам трех опытов рассчитывалась средняя для каждой ин­тенсивности звука величина оценки приятности-неприятности и строился график изменения эмоциональной оценки в зависимости от интенсивности звукового раздражителя. Выделялась величина наиболее приятного уровня интенсивности звуковой стимуляции.

Особенности темперамента определялись с помощью опросни­ка Айзенка (PEN). Для выявления психических состояний и свойств личности использовались шкала самооценки Спилбергера—Ханина (Ханин, 1976) и самооценочная шкала депрессии, разработанная В. Зунгом (Рыбакова, Балашова, 1988). Личностные особенности ма­тери определялись с помощью рисуночного теста Розенцвейга, ме­тодики семантического дифференциала, предложенной С. Осгудом, и методики диагностики межличностных отношений, созданной Т. Лири.

Для выявления особенностей когнитивного стиля деятельнос­ти использовалась методика свободной классификации (Gardner et al., 1959; Witkin et al., 1979). В качестве стимульного материала предъявлялся набор из 60 белых карточек размером 65 на 90 мм с изоб­ражением в центре карточки квадрата с размером стороны от 1 до 60 мм. Определялся индивидуальный диапазон когнитивной экви­валентности по числу групп сортировки квадратов.


Наши рекомендации