Теория привязанности и психоанализ
Анализ основных положений и экспериментальных данных теории привязанности показывает, что Дж. Боулби базировал свои идеи, с одной стороны, на открытиях этологии, а с другой — на критике психоанализа. Он подвергал критике воззрения психоаналитиков, считая, что для маленьких детей существует непринимаемая во внимание психоанализом реальная опасность и угроза со стороны окружающей среды, а не только проекция внутренних чувств-опасностей (например, гнева или ненависти) на нейтральную или благоприятную окружающую среду. С его точки зрения, система привязанности жизненно необходима для ребенка. Некоторые представители психоанализа обвиняют Дж. Боулби в игнорировании роли психических феноменов и бихевиоризме. Однако, согласно позиции основателя теории привязанности, стимулы, вызывающие активизацию поведения привязанности, могут быть как внешними, так и интра-психическими(см.: Bretherton, 1992).
Дж. Боулби критикует психоаналитическую картину развития личности, в которой каждая фаза - оральная, анальная, фаллическая и генитальная — следуют друг за другом в линейном виде. Он противопоставляет модели, где каждая стадия предопределена согласно некоторому существующему заранее плану развития, эпигенетическую модель (Holmes, 1993), где возможны отдельные линии развития и результат зависит от взаимодействия между организмом и окружающей средой. Хотя развивающийся ребенок имеет склонность создавать привязанности, природа этих привязанностей и их динамика будет зависеть от родительского окружения. В последние годы в экспериментальных работах по теории привязанности значительное внимание уделяется изучению влияния на тип отношений между матерью и младенцем факторов социального риска: возраст, образование матери, уровень дохода и социальной поддержки в семье, наличие хронического соматического заболевания или психопатологии у членов семьи (Beckwith, 1990; Krauss, Jacobs, 1990). Показано, что на привязанность младенца и матери влияет привязанность матери к
родителям в детстве (Ricks, 1985; Fonagyetal., 1991; Steeletal., 1996), социальная поддержка матери (Jacobson, Frye, 1991). Появилисьра-боты, свидетельствующие, с одной стороны, о непостоянстве и слабости отмеченной выше связи между отзывчивостью и сенситивнос-тью матери и качеством привязанности младенца (Rosen, Rothbaum, 1993), а с другой — о влиянии на взаимодействие не только таких особенностей поведения матери, каксенситивность и отзывчивость (Ainsworthetal., 1978), но и личностных черт матери. Вчастности, отмечено, что на привязанность младенца к матери влияют стиль выражения эмоций матери, ее эмпатия, общительность (Izard et al., 1991). Хотя при исследовании параметров, влияющих на привязанность, основное внимание уделяется особенностям поведения матери, показано значительное влияние на качество привязанности ха-рактеристикмладенца(12а^е!а1., 1991; Calkins, Fox, 1992; Vaughn et al., 1992). Авторы отмечают, чтосуществует необходимость дальнейших и более обширных исследований в этом направлении. Более подробный анализ исследований влияния индивидуальных особенностей матери и ребенка на поведение взаимодействия и привязанности представлен в следующих разделах.
Реакция психоаналитического мира на брошенный Дж. Боулби вызов была в целом неблагоприятной. А. Фрейд и ее сторонники в качестве критики отмечали, что такие краеугольные камни психоанализа, как положения об Эдиповом комплексе и инфантильной сексуальности, фактически не играли роли в работах Дж. Боулби (см.: Holmes, 1993). М. Клайн и ее последователи, выдвигавшие агрессию в качестве основного определяющего развитие ребенка фактора (см.: Bretherton, 1992), рассматривали Дж. Боулби как изменившего психоаналитическим принципам, «загрязнившего» психоанализ бихевиоризмом, пытающегося вычеркнуть «сердцевину» психоанализа—его взгляд на внутренний мир фантазий ребенка. Несмотря на отрицание идей Дж. Боулби коллегами-психоаналитиками, все то, что начиналось как попытка модернизировать психоаналитическую психологию и найти биологический фундамент социальных отношений ребенка, стало одной из основных теорий детского развития, стимулировавшей со времени первых публикаций несколько поколений исследователей к изучению социально-эмоционального развития ребенка.