Теория отделения - индивидуации

М. Малер была одной из первых, кто начал исследовать наблю­даемое поведение детей младенческого и раннего возраста при уста­новлении отношений с матерью. Выделенный А. Фрейд период био­логического единства матери и младенца был разделен ею на аутич-ную и симбиотическую фазы процесса отделения — индивидуации (Mahler etal., 1975). М.Малер описывала первые недели жизни мла­денца как фазу нормального аутизма — абсолютного первичного нар­циссизма без осознания присутствия матери. Начинающееся со вто­рого месяца смутное осознание ребенком удовлетворяющего его по­требности внешнего объекта свидетельствует о начале фазы нормаль­ного симбиоза, в котором, по свидетельству автора, младенец ведет себя так, как будто он и мать составляют единое целое. Со временем в течение этой фазы младенец начинает отличать внешнее от внут­реннего, чувствовать себя как нечто отличающееся от объекта. Про­хождение этого этапа и начало примитивной дифференциации во многом зависит от такого поведения симбиотической матери, как всесторонняя поддержка («holdingbehaviour»).

По наблюдениям М. Малер, у младенца в возрасте 4—5 месяцев появляется знак установления особой связи с матерью в виде специ­фической в ответ на ее поведение и направленной на нее улыбки; в 6 месяцев возникает изучение матери и экспериментирование с ней





(Mahler etal., 1975), появляются ассоциируемые с матерью переход­ные объекты и ситуации (Winnicott, 1953); в 7-8 месяцев имеют мес­то проверка матери взглядом и сравнение ее с другим человеком, ре­акция тревоги при появлении незнакомого человека (Mahler et al., 1975). С точки зрения автора, эти наблюдения свидетельствуют о со-матопсихической дифференциации младенца, прохождении им пер­вой субфазы фазы отделения — индивидуации. Вторая субфаза («prac­ticing») проходит в условиях значительного созревания локомотор­ных способностей ребенка (ползать, принимать вертикальное поло­жение держась за предметы, залезать на мебель) и возможности фи­зического удаления от матери. Эта субфаза характеризуется перехо­дом интереса с матери на предметы, началом самостоятельного пе­ремещения и исследования окружения. Происходит инвестирование либидо в собственные автономные функции и тестирование реаль­ности с целью знакомства с окружающим миром, восприятия, узна­вания и получения удовольствия от матери на некотором расстоя­нии от нее. Мать продолжает быть нужной для эмоциональной под­держки или подпитки («emotional refueling»). Большое значение для степени физического удаления имеет качество контакта матери и ребенка на расстоянии (Ibid.).

Период собственно упражнения, или, как его образно называ­ют, «любовного романа с миром», начинается с прямохождения, из­менения зрительной перспективы и приходится на возрастет 10—12 до 16-18 мес. По словам М. Малер, либидо нарциссически инвести­руется в упражнение моторных навыков, исследование своего тела и окружения - живого и неживого (Ibid.). Ребенок переживает вели­чие своих возможностей и своего мира, свое всемогущество («om­nipotence»). Наблюдается относительная невосприимчивость к паде­ниям и фрустрациям (например, если другой ребенок отбирает иг­рушку). В отличие от следующей субфазы легко принимаются зна­комые взрослые, заменяющие мать. В результате процесса индиви­дуации к концу первого — началу второго года жизни наблюдается развитие интрапсихической автономности ребенка, развитие воспри­ятия и памяти. Последующая, четвертая субфаза развития ребенка характеризуется поведением, свидетельствующим о возвращении к матери («rapprochement»). В этой субфазе наблюдаются консолида­ция индивидуальности и начало установления константности эмо­ционального объекта. В процессе отделения происходит дифферен­циация, дистанцирование, формирование границ между матерью и

младенцем. Согласно теории отделения - индивидуации, в конеч­ном итоге эти процессы приведут к интрапсихическим представле­ниям ребенка о себе как отдельном и отличном от представлений о первичном объекте — матери (Ibid.).

Использованный в психоаналитических исследованиях метод наблюдения оставался наиболее распространенным при изучении со­циально-эмоционального взаимодействия матери и ребенка до се­редины 1960-х годов. Полученные с его помощью данные привели к пониманию необходимости для развития ребенка зависимости от наиболее близкого человека (Bowlby, 1960; Winnicott, 1960;Mahleret al., 1975), семейной безопасности (Bremerton, 1992). Было показано, что личность ребенка зависит от особенностей прохождения психо­социальных стадий развития и установления на первом году чувства доверия, а навтором — автономности и независимости от родителей (Erikson, 1985). Прямые наблюдения позволили увидеть изменения состояния детей при отделении от матери и запуск защитных меха­низмов (Freud, 1937; Spitz, 1946; Bowlby, 1959; 1960). Наосновании наблюдений Д. Винникот пришел к заключению, что мать развивает удивительную способность идентификации с младенцем и это дает возможность удовлетворять его основные потребности. Он подчер­кивал необходимость исследований младенца не отдельно, а только вместе с матерью. Наблюдения взаимности между младенцем и ма­терью, серий взаимных изменений поведения, в которых оба пооче­редно влияют друг на друга (Spitz, 1964; Winnicott, 1988), были впос­ледствии подтверждены и подробно изучены с помощью новых ме­тодов исследования с применением видеотехники.



Наши рекомендации