Обоснование детьми выбора партнера

Подлинные мотивы выбора товарища часто лежат в эмоциональной сфере ребенка и н6е всегда отчетливо осознаются. В то же время и мы, взрослые не всегда четко осознаем, почему мы стремимся к общению с теми или иными людьми. Легко ли нам самим ответить на вопрос, который так часто ставится детям: почему тебе нравится тот или иной человек?

Преобладающие мотивы для детей старших и младших групп – общая положительная оценка сверстника, указание на совместную, чаще всего игровую, деятельность, а также на отсутствие отрицательных форм поведения.

Дети, прежде всего, осознают те качества и особенности поведения сверстников, которые оцениваются воспитателем и от которых, следовательно, в большой степени зависит их положение в группе. Сходные закономерности были выявлены и в школьных классах.

Анализ мотивировок показывает их зависимость от возраста школьников и от воспитательной работы в классе. Оказалось, что младшие ученики относительно редко выдвигают в качестве мотива желание помочь товарищу. В подростковом возрасте это, напротив, довольно распространенный мотив. У младших школьников встречаются мотивы, основанные на чисто внешних факторах: «живем по соседству», «моя мама знает ее маму» и т.д. Закономерно, что у подростков таких мотивов уже не встречается, на смену им приходят новые.

Каковы различия между мотивировками выбора и мотивировками отказа? Если положительное отношение к учебе служит частым основанием для выбора, вряд ли оно может стать мотивом осуждения с той же частотой. Для того, чтобы отвергнуть одноклассника, дети считают необходимым найти у него отрицательные качества, которые сказывались бы именно в сфере личных взаимоотношений.

Теперь попытаемся выяснить, что же в действительности представляют собой те ученики, которых выбирают наиболее часто (1 группа) и соответственно те, кого одноклассники выбирают редко (2 группа).

Сопоставление характеристик, составленных педагогами для детей 1 группы, с нашими собственными наблюдениями дает возможность выделить у этих школьников некоторые общие черты.

Наиболее яркая особенность их личности – хорошие способности. Далеко не все эти ребята отличники. Есть среди них и просто хорошие ученики, есть и троечники, многие вообще прохладно относятся к учебе, но нет ни одного малоспособного. Хорошие способности являются одним из важнейших факторов, обеспечивающих ученику благоприятное положение в системе личных взаимоотношений. Впрочем, это не означает, что хорошие способности сами по себе обеспечивают ребенку благоприятное место в классе независимо от других качеств его личности.

Другие черты, всех, кто относится к 1 группе – общительность, верность в дружбе, готовность оказать помощь товарищу и т.д. Обращает на себя внимание то, что среди таких учеников нет ни одного аффективного. Все они имеют довольно ровный характер, хотя в динамическом отношении среди них есть и более живые, и более инертные дети.

Почти у всех школьников, относящихся к 1 группе, отмечаются такие качества, как самостоятельность, инициативность, богатство фантазии. Характерно, что девочки, помимо вышеперечисленных качеств выделяются еще и своей привлекательной внешностью.

Чаще всего у ребенка, занимающего наиболее благоприятное положение в группе, отмечается способность быть хорошим партнером в игре: это и организаторские склонности, и сговорчивость ребенка при распределении ролей, и его способность внести в игру что-то новое, обогатить ее. Далее следуют аккуратность, опрятность, умение и желание помочь товарищу, общительность, дружелюбие, привлекательная внешность. Отмечаются и такие качества, как высокое общее развитие, художественные способности.

Среди детей, занимающих высокое положение в группе, оказалось немало маленьких «деспотов». Их влияние на других порой распространялось так далеко, что давало о себе знать и в их отсутствие, когда «рядовые» члены коллектива беседовали с экспериментаторами один на один.

Следовательно, хорошее положение ребенка в группе еще не означает, что взаимоотношения со сверстниками строятся на правильной основе. В каждом конкретном случае необходим их специальный анализ.

Не меньшее значение имеет выяснение причин, по которым некоторые дети оказываются как бы изолированными среде своих сверстников. Назовем те качества детей, занимающих неблагоприятное положение в группе, которые наиболее часто упоминаются педагогами. Это драчливость, грубость, замкнутость, молчаливость, ябедничество, жадность, зазнайство. Отмечается неумение ребенка спокойно играть, не мешая другим детям.

Обращает на себя внимание еще одно обстоятельство, важное и в психологическом, и в педагогическом отношениях: зачастую характеристики, данные психологически изолированным детям, свидетельствуют о неприязни, которую к ним испытывают сами педагоги. То, что воспитатели нередко способствуют изоляции ребенка, провоцирует вопрос, весьма существенный с точки зрения воспитания гуманистических отношений в детской среде: насколько человечен педагог в обращении с детьми и как эта степень гуманности отражается на взаимоотношениях детей?

Для учеников с неблагоприятным положением для всех возрастов характерны следующие претензии: получает замечания учителя, отвлекается на уроках, общественно пассивен, равнодушен к делам коллектива, увиливает от работы.

Для учителя особый интерес представляют данные о возрастных сочетаниях этих качеств. Для того, чтобы занять высокое положение в первом классе, требуется иметь красивую внешность, принадлежать к классному активу, быть готовым поделиться своими вещами, сластями. На втором месте в этом возрасте – успехи в учебе и качества, характеризующие отношения со сверстниками. На третьем месте для мальчиков – физическая сила.

Для «не принятых» одноклассников наиболее характерны непричастность к классному активу, неопрятность, плохая учеба и поведение, непостоянство в дружбе, нарушения в дисциплине и т.д.

В третьем классе «формулы приемлемости» несколько меняются. Хотя и здесь на первом месте стоят общественная активность и красивая внешность, но содержание этих признаков, особенно первого, уже иное. Дети здесь уже ценят товарища не просто за то, что тот получил от учителя какое-то поручение, как это было в первом классе, а за действительно организационные способности и общественную активность. Значимы для третьеклассников и такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, честность, отношение к труду, чужой собственности и т.д. Для «непринятых» характерна общественная пассивность, о которой судят по тому, что одноклассник никогда не избирается в актив класса.

Для шестиклассников главную роль играют хорошая учеба, преданность в дружбе, умение хранить секреты. Последнее из упомянутых качеств, связанное с потребностью а глубоком духовном общении, подростки ценят настолько высоко, что беспощадно порывают многолетнюю дружбу за «предательство».

Второе по значению место занимают качества, связанные взаимоотношениями со сверстниками. И только на третьем месте =- внешность.

Самая характерная особенность шестиклассников, занимающих неблагоприятное положение, - то, что они отвлекаются на уроках. Обратим внимание – не сама по себе успеваемость, а отношение к товарищам на уроках. На втором месте – особенности, препятствующие общению: «ссорится по пустякам», груб, невоспитан и т.д.

Для тех девятиклассников, которые занимают высшее положение в системе личных взаимоотношений, ведущими являются качества, связанные с хорошей учебой. При этом отношение к учебе здесь преломляется через отношения к товарищам, и такой показатель, как «всегда готов помочь товарищам в учении», - на одном из первых мест.

«Непринятые» девятиклассники чаще всего недобросовестно относятся к учебе, мешают другим на уроке. Старшеклассники в большинства осуждают списывание. Непременно сохраняют свое значение качества, связанные с возможностями личного общения. Вновь актуализируются такие показатели как внешность, чистота, опрятность, а для мальчиков – физическая сила. Общественная активность ценится вновь высоко.

Оказывается, для того, чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многими яркими особенностями; для того же, чтобы попасть в число непопулярных, и даже изолированных детей, достаточно обладать одной-двумя отрицательными чертами.

Наши рекомендации