Методы сбора эмпирических данных
Методы сбора эмпирических данных делят на описательный и эксперимент.
К описательному относят наблюдение и самонаблюдение, ответы на анкеты и опросники, метод экспериментальных оценок, беседы, анализы продуктов деятельности. На стыке между описательным и экспериментальным методами находятся – тесты
Наблюдение и самонаблюдение
Наблюдение относят к одному из самых главных методов исследования.
По организации это самый простой метод, по обработке полученных данных саамы сложный.
В литературе метод наблюдения описывается как базовый метод и хар-ется как социальная организация непосредственного познания.
Выделяют и признаки такой организации:
1. Осознанность задач наблюдения (понимание того, что и зачем изучается)
2. Наличие программы наблюдения и выделение единиц наблюдения, так как психические явления – это продукты внутреннего мира, т.е. наблюдатель может видеть только внешние проявления психики
3. Различение фиксируемых факторов и симптомов от их интерпретаций и оценок
4. Естественная включенность процесса наблюдения в ситуацию взаимодествия с тем, за кем наблюдают. Когда человек осознает, что за ним наблюдают, многие проявления психики искажаются.
Главная особенность наблюдения – исследователь не вмешивается в суть происходящего явления. На основании наблюдения можно сделать выводы о психических процессах, своих состояниях.
Наблюдение бывает включенным и не включенным.
Наблюдение бывает:
1. Непрерывное (Пиаже) используется в детской психологии для изучения речи и мышления у болных детей
2. Клиническое – связано с решением диагностических задач
3. Комплексное – связано с использованием различной аппаратуры
Самонаблюдение – человек фиксирует события, которые с ним происходят и свои переживания о ощущения по поводу этих событий.
Недостатки наблюдений:
- субъективизм
- трудность формализации
Анкеты и опросники
Анкеты – они дают возможность за короткий срок получить информацию о больших группах людей. Вопросы формулируются так, чтобы на них можно было дать однозначный ответ «да» или «нет» либо предлагаются ответы на выбор. Большая часть анкет направлена на изучение мнений и отношений.
Опросники – это разновидность анкет, которые направлены на самопознание или на самооценку человека по тем или иным признакам. В них также предполагается однозначный ответ («да» или «нет»). Вопросы должны быть понятны, но цель этих вопросов не должны быть ясны как в анкетах. В опросниках, как правило, включена шкала искренности. Это вопросы, касающиеся, как правило, таких особенностей поведения, которые не одобряются в обществе, но которые свойственны большинству людей.
Недостатком опросника является то, что не всегда возможно определить, говорит ли человек о своем реальном или желательном поведении. Также бывает, что понимание вопросов может различаться у создателей опросника и испытуемых (переводные опросники).
Проективные методы
Проективный метод (от лат. projectio — выбрасывание вперед) — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (называемых также проективными тестами), среди которых различают: ассоциативные (например, тест Роршаха, тест Хольцмана, в которых испытуемые создают образы по стимулам — пятнам; тест завершения неоконченных предложений); интерпретационные (например, тематический апперцепционный текст, в котором требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине); экспрессивные (психодрамма, тест рисунка человека, тест рисунка несуществующего животного) и др. Проективные методики обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности.
Экспертные методы
Экспертные методы и методы групповой оценки личности и поведения – они также применяются в использовании прикладных исследований. Они предполагают использование определенных хар-к человека и шкалы, оценки этих свойств, по которым др. люди ( спец-ты в разных областях в случае экспертных оценок и члены конкретной группы при групповой оценке) оценивают поведение и дея-ть испытуемого. Эти методы используют шкальные психологи, специалисты по персоналу при решении задач отбора и расстоновки кадров.
Беседа
Беседа – это способ речевого взаимодействия, она может быть как методом исследования психики, так и способом психо - коррекционного воздействия, а также средством установления взаимопонимания. Поэтому беседа входит в раздел исследовательских и в раздел коррекционных методов. Это сложный метод познания и воздействия, и она должна удовлетворять следующим требованиям:
1. Между участниками должен быть установлен контакт. Хорошим условием для доверительных отношений явл ситуация, когда человек находится в затруднении, и у него есть надежда, что психолог может ему помочь.
2. Психологу необходимо продумать заранее программу беседы, которая должны быть гибкой , чтобы беседа не превратилась в допрос
3. Вопросы не должны ставиться во внушающий, подсказывающей или провоцирующей форме. Не должны задаваться в лоб, а только в косвенной инесцинирующей свободной высказывании форме.
4. Беседа должна оказать положительное влияние на человека так, чтобы он ушел в хорошем настроении.
Тесты
Тесты – это стандартизированные процедуры измерения каких-либо свойств или процессов. Результаты выполнения сравниваются с полученными эмпирическими способами , нормами.
Выделяют 2 типа тестов:
1. Тесты достижений
2. Проективные тесты
Тесты достижений позволяют оценивать интеллектуальные и перцептивные способности, а также некоторые личностные черты.
При выполнении этих тестов испытуемым нужно за определенное время решить, возможно, большое кол-во заданий. На каждое задание существеут естественно верный ответ. Самым известным тестом достижения явл тесты определения IQ или коэффициент интеллектуальности.
Проективные тесты направлены на изучение личностных хар-к, особенно тех, которые не осознаются. Эти тесты основаны на принципе проекции, когда человеку предъявляют неоднозначный стимул, он склонен его интерпретировать в соответствии с собственными чувствами, потребностями или интересами. Чаще всего в качестве стимула используется двусмысленные изображения или рисунки с неясным очертанием, которые человек должен как-то назвать или описать. В других проективных тестах испытуемый сам рисует на заданную тему или оценивает форму или цвет.
Задача психолога состоит в интерпретации ответа с целью выяснения динамики его личности, которое проявляется непроизвольно. Формализованных принципов интерпретации нет, и правильность ее зависит от интуиции и опыта психолога. Эти тесты чаще используются в практической психологии. Наиболее известными проективными тестами явл тест Росшеха, цветовой тест Люшера и тематическийаперцепционный тест (тат)
Эксперимент
Основным методом получения эмпирических данных явл эксперимент, но в настоящее время он теряет свои позиции и предпочтение отдается описательным методам.
Эксперимент – это определенным образом организованная ситуация с целью установить как наличие или отсутствие какого-либо фактора влияет на другой фактор. Эксперимент отличается тем, что исследователь активно планирует, создает и изменяет и контролирует условия, которые вызывают нужное ему явление.
Организация эксперимента
Правильно поставленный эксперимент требует большой подготовки и правильной организации, поэтому прежде всего исследователь должен сформулировать гипотезу, для проверки которой эксперимент проводится. Формулируется предположение о наличии закономерной связи, которая может существовать между условиями и поведением или реакциями испытуемого.
Реакция и поведение испытуемого называют зависимыми переменами , а условия независимые перемены. Для того, чтобы исключить влияние посторонних факторов эксперимента может проводиться дважды: с контрольной и экспериментальной группами. Разница между ними заключается только в наличии(экспериментальная группа) или отсутствии (контрольная группа) независимой перемены.
Виды эксперимента
Эксперимент бывает:
1. Лабораторный
2. Полевой
3. Естественный
В лабораторных экспериментах используется спец-ое оборудование, а испытуемый помещается в искусственно созданные условия, тем самым сводится к минимому влияния внешней среды и др людей на него. Некоторые психические явления и процессы невозможно изучит вне лабораторных условий. Например, пароги чувствительности, время двигательных реакций на разные стимулы
В лабораторных экспериментах изучаются отдельные явления и процессы, поэтому результаты их не всегда можно переносить на реальную действительность. Недостатком лабораторного эксперимента явл то, что не все психические явления поддаются моделированию.
Полевой эксперимент – исследование проводится в ситуации реальной дея-ти. Например, время реакции можно изучать в лаборатории и можно на рабочем месте оператора. Условием такого эксперимента явл добровольное участие испытуемых и знание ими своих задач.
Естественный эксперимент проводится в обычных условиях, и испытуемые не знают и не подозревают о том, что подвергаются психологическому изучению. Исследователь планирует специально, создает и варьирует условия, которые могут провоцировать нужное ему явление. Этот вид эксперимента чаще всего используется в детской психологии, и впервые был продолжен и разработан Лазурским.
Существует еще один вид эксперимента, который направлен не столько на изучение или выявление закономерностей, сколько на формирование каких-либо новых качеств или способов поведения. Он называется формирующий эксперимент и чаще всего используется в педагогической или социальной практики.
Формирующий эксперимент ориентирован на преобразование изучаемого объекта в желаемом направлении его оптимизации или развития. Многие педагогические программы построены по типу формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент относится к исследовательским методам и к методам воздействия.