Детская практическая психология
Учебное пособие
___________________________________
ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
_______________________________________
под редакцией
профессора Т.Д. Марцинковской
______________________________________
Рекомендовано Министерством
образования Российской Федерации
в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений, обучающихся
по педагогическим специальностям
МОСКВА
УДК 159.922.7 (075.8)
ББК88.8 Д 38
Рецензенты:
доктор психологических наук член-корреспондент РАО И.В. Дубровина;
доктор психологических наук член-корреспондент РАО М.Ю. Кондратьев
Коллектив авторов:
доктор психологических наук профессор Т.Д. Марцинковская, — гл. 1,3;
кандидат психологических наук доцент Е.И. Изотова — гл. 2, 4;
кандидат психологических наук профессор Т.Н. Счастная — гл. 5;
кандидат психологических наук Е.А. Калягина;
доктор психологических наук профессор Е.О. Смирнова — гл. 6
Детская практическая психология: Учебник / Под ред.
Д38 проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с.
ISBN 5-8297-0038-7
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования рассматриваются история детской практической психологии, организация психологической службы в детском дошкольном учреждении, особенности психического развития детей дошкольного возраста. Отражены разные стороны работы детских психологов: диагностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями, оформление документации и рабочего места.
Для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.
УДК 159.922.7 (075.8) ББК88.8
В оформлении обложки использован фрагмент картины Бальтуса «Дети» (1937)
ISBN 5-8297-0038-7© «Гардарики», 2000
© Коллектив авторов, 2000
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Становление детской практической психологии и педологии
1.2. Становление детскойпрактическойпсихологии в России
1.3. Развитие практической психологии и педологии в 20—30-е гг.
• Вопросы и задания
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1. Психологическийкабинет
2.2. Психологический инструментарий
2.3. Нормативнаядокументациядетскогопрактическогопсихолога
2.4. Специальная документация
2.5. Opганизaциoннo-мeтoдичecкaя докумeнтация
• Вопросы и задания
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества
3.2. Психические особенности детей раннего возраста
3.3. Особенностипсихическогоразвития в дошкольном возрасте
3.4. Общие подходы к диагностике психическогоразвития детей
• Вопросы и задания
ГЛАВА4. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
4.1. Психодиагностика
4.2. Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка
4.3.Психологическоеконсультирование и просвещение
4.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса
• Вопросы и задания
ГЛАВА 5. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
5.1. Терминология
5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве
5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте
5.4. Особенности депривациипсихологическогоразвития в дошкольном возрасте
• Вопросы и задания
ГЛАВА 6. КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ
• Вопросы и задания
ЛИТЕРАТУРА
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места психолога.
Отдельные главы посвящены истории детской практической психологии, описанию основных направлений в деятельности практического психолога, документов, регламентирующих его статус. Раскрываются общие закономерности психического развития детей в первые годы жизни, описываются подходы к проведению диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями, показываются способы включения полученных при диагностике материалов в практику коррекционной работы. Большое внимание уделено ознакомлению читателей с проблемой депривации и ее последствий для детей, а также описанию игр и упражнений, которые дают возможность преодолеть некоторые отклонения в развитии познавательных процессов и общения детей.
В конце каждой главы читателям предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, которые помогут проверить себя и перенести в практическую деятельность усвоенный материал.
В книгу включен список литературы и словарь терминов. В приложениях приводятся образцы документации практического психолога, а также материалы, которые помогут в работе с детьми — наборы методик для разного возраста, способы их применения и интерпретации полученных данных, а также образцы проведения диагностики, коррекционных занятий, бесед с родителями. Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Специальная документация
Специальная документация — это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида — свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель — ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (той или иной возрастной группы).
Выписка считается внешним видом документации и оформляется по запросу как частных лиц (родителей, воспитателей, педагогов), так и по официальному запросу государственных учреждений (детских садов, школ, поликлиник, центров, специализированных учреждений).
Образец заполнения (форма):
Основным текстом выписки является адаптированный вариант той части психологического заключения, где отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы развития ребенка, а также общие и специальные рекомендации. Следует отметить, что в случае официального запроса на данном документе должны быть две подписи: лица, проводившего диагностическое обследование, и административного лица образовательного учреждения (заведующего детским садом, директора центра и т.д.). При конкретизированном запросе в выписке должны быть определены цель и средства психологического обследования, а в итоге — подтверждение либо опровержение по факту запроса. В случае выписок из карт развития требования к оформлению документа сохраняются с той лишь разницей, что они производятся исключительно по официальным запросам и предоставляются лицам, компетентным в области детской (возрастной) психологии и юридически ответственным за данные документы (психологи школ, специализированных учреждений, районные и окружные психологические кабинеты, специалисты смежных квалификаций).
Психологическая характеристика отражает иной аспект психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, т.е. особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сферы, психофизиологических нюансах, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и о многом другом.
Психологическое заключение является основной рабочей документацией психолога.
В настоящее время при высокой вариативности научно-теоретических позиций и профессиональных технологий у практических психологов наблюдается дифференциация психологических заключений как по форме, так и по содержанию. Это связано, во-первых, с различением представлений психологов о психическом развитии, механизмах и средствах динамики психических процессов, во-вторых, с различением психодиагностических технологий, находящихся в компетенции психологов. Именно эти условия способствуют разработке содержания основной документации психолога.
Встречается несколько вариантов психологического заключения.
Вариант I. Структурирование по парциальным параметрам психического развития. В таких психологических заключениях чаще всего присутствуют отдельные показатели координации моторики, навыков идентификационного письма, обучаемости, мотивационно-потребностной и интеллектуальной зрелости. Данный вид психологического заключения может использоваться при частичных психологических обследованиях, как-то «Готовность к школе».
Вариант II. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. Здесь присутствует совокупность информативных данных о количестве воспроизведенных стихотворных текстов, параметров роста, объема грудной клетки, навыков вежливого поведения и т.д. Недостатком данного вида структурирования является отсутствие единого аналитического пространства (психологического). В некоторых случаях используется при оценке возрастного развития детей.
Оба варианта психологического заключения не отражают полную картину психического развития ребенка на определенном возрастном этапе.
Психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о процессе психического развития применительно к дошкольному возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику (новообразования), количественную и качественную динамику развития.
Следовательно, в контексте дошкольной психологической службы психологическое заключение как фиксация особенностей развития ребенка на данном возрастном этапе должно быть дифференцированно по возрастному принципу:
Психологическое заключение формыА - фиксирует данные диагностического обследования детей 3—4 лет (младший дошкольный возраст).
Психологическое заключение формыВ - фиксирует данные диагностического обследования детей 4—5 лет (средний дошкольный возраст).
Психологическое заключение формы С - фиксирует данные диагностического обследования детей 6—7 лет (старший дошкольный возраст).
Опираясь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны быть отражены показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекци-онно-профилактических воздействий либо развивающих программ. Таким образом, в структуру психологического заключения должны входить следующие блоки:
Общие характеристики возрастного развития на основе особенностей психофизического, психофизиологического характера, адаптационного и двигательного комплексов.
Познавательное развитие наоснове характеристик познавательных процессов и речевой функции.
Личностно-эмоционалъное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно-потребностной, эмоциональной, ценностной сфер.
Коммуникативное развитиена основе характеристик средств и позиций общения, конфликтности.
Детская компетентность на основе характеристик актуализации и содержания продуктивных и процессуальных видов детской деятельности.
Готовность к школе на основе характеристик сформированности предпосылок к учебной деятельности и обучаемости.
Далее — блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства:
Особенности развития.
Проблемы развития.
Прогноз развития.
Рекомендации (см.Приложение 1).
Коррекционная карта представляет собой развернутую «картину» психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и тактики, т.е. программы. В коррекционной карте отражаются:
— исходные данные (Ф.И.О., возраст ребенка или код ребенка);
— исходная проблематика (особенности отклонений и нарушений психического развития ребенка), дифференцируется на основании психологического заключения (типологического диагноза);
— тип и форма коррекционных воздействий (индивидуальные и групповые формы психотерапии либо психокоррекции);
— средства коррекционных воздействий (изобразительные, игровые, музыкальные и т.д);
— сроки коррекционных воздействий с дифференциацией наэтапы (количество занятий в цикле);
— рекомендации педагогам и родителям по организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных воздействий;
— динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий на основе эпикриза (резюме) к каждому занятию цикла;
— выпускающая характеристика с общими рекомендациями.
Теперь остановимся напротоколах диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью. Протокол в данном случае рассматривается как форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком — взрослым.
Чаще всего протокол оформляется в виде таблицы или свободного описания психологических процедур. Требования касаются лишь единиц фиксирования. К ним относятся: поведенческие реакции (мимические и пантомимические проявления), вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности. Кроме того, обязательным является фиксация вводных данных с кодом ребенка, датой и временем проведения психологической процедуры. Некоторые методики и тесты имеют специальные формы протоколов. В этом случае они входят в пакет инструментария.
Особенность оформления данного вида документации заключается в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т.е.во время выполнения диагностических или коррекционных заданий. Исключение составляют лишь протоколы бесед. Они чаще всего заполняются post factum, по окончании процедуры. Это делается с целью создания более естественных условий для диалога.
Иногда психологи используют диктофон при протоколировании процедур, предусматривающих активную вербальную деятельность. Это помогает сфокусировать внимание на других важных показателях, как-то: личностно-эмоциональные проявления (мимические комплексы, смена ролевых позиций и т.д.) (см. Приложение 2).
Заключительным в перечне специальной документации психолога являетсякарта (история) развития как совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.
В карту развития включаются основные анкетные данные, сведения о родителях и других членах семьи, а также о социально-бытовых условиях проживания ребенка. Изменения в составе семьи (потеря близких, появление братьев, сестер), смена значимого взрослого в жизни ребенка, стили семейных взаимоотношений — все эти факты фиксируются и анализируются с психологических позиций.
Существует практика совместного оформления этого документа с медицинским специалистом дошкольного учреждения. Это объясняется необходимостью анализа информации об (пре)антенатальном и постнатальном развитии, т.е. особенностях протекания беременности и родов, а также возможных осложнений в период новорожденности. Кроме того, используется анамнез хронических и острых заболеваний в период младенчества и раннего детства, сведения о травмах и операциях, перенесенных ребенком, резюме осмотров специалистов. Данная информация не является психологической, но способствует определению причин отклонений в развитии ребенка. Точнее, исключает причины органического и функционального свойств.
Далее фиксируются особенности нервно-психического развития по оценкам возрастных норм (когда ребенок начал держать головку, сидеть, ходить, говорить; развитие пассивной и активной речи; первые двигательные и эмоциональные реакции).
Кроме того, в карту развития включаются особенности адаптации и жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении и характеристики его взаимодействий со сверстниками.
Что касается оформления данного документа, то он может быть представлен в виде таблицы либо свободного описания по вышеперечисленным параметрам физического, нервно-психического и социального развития ребенка на разных возрастных этапах.
Развитие восприятия, мышления, становление эмоциональных контактов с окружающими, а также появление собственных мотивов поведения изменяют социальную ситуацию развития младенца, который переходит на новый уровень. С этим связано и возникновение критического периода, в том числе и его негативных составляющих, таких как упрямство, агрессия, негативизм, обидчивость. Как правило, эти проявления не становятся устойчивыми и с окончанием кризиса проходят, но при полном игнорировании стремления и активности ребенка могут стать основой для формирования устойчивых негативных качеств личности.
Психодиагностика
Термин «психодиагностика» можно рассматривать с разных позиций: как теоретическую психологическую дисциплину и как практическую психологическую деятельность. В первом случае — это область психологической науки «О методах классификации и ранжирования по психологическим и психофизиологическим признакам» (К.М. Гуревич). Во втором случае — это разработка методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (научно-исследовательская деятельность), а также их использование с прикладными целями (научно-практическая деятельность).
Применительно к дошкольному возрасту психодиагностика определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды детского образовательного учреждения (ДОУ). Следовательно, предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклоненийв их психическом развитии.
Для решения поставленной психологической проблемы детский практический психолог должен обозначить содержание психодиагностической деятельности. Прежде всего оно дифференцируется по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители (лицаих заменяющие), воспитатели и педагоги. Затем определяются показатели (параметры), характеризующие основной предмет психологических воздействий.
Показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста:
Блок (группа) I. Психологические показатели:
1) способов взаимодействия с реальностью (познавательные, коммуникативные и рефлексивные способности);
2) мотивационно-потребностной сферы;
3) ценностной системы (нравственная позиция);
4) возрастной компетентности (детские виды деятельности: продуктивные и процессуальные);
5) психомоторной сферы;
6) личностно-эмоциональных особенностей.
Блок (группа) II. Психофизиологические показатели психофизиологических особенностей (темп, стеничность, адаптивность, динамичность и лабильность нервной системы).
Блок (группа) III. Психолого-педагогические показатели:
1) обучаемости и предпосылок к учебной деятельности;
2) специальных способностей (музыкальные, художественные, математические и т.д.);
3) достижений (знания, умения, навыки).
Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с детьми:
1. Показатели стиля взаимоотношений в возрастной группе (взрослый—ребенок).
2. Показатели воспитательной стратегии (соответствие концепции дошкольного воспитания).
3. Показатели образовательной стратегии (соответствие образовательной программе ДОУ).
4. Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности педагогических кадров (членов педагогического коллектива).
Показатели особенностей семейных взаимоотношений:
1. Показатели стиля взаимоотношений в семье.
2. Показатели воспитательной стратегии родителей (лиц их замещающих).
3. Показатели сформированности и активизации (актуализации) родительской позиции (негативной, позитивной).
4. Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности родителей ребенка (лиц их заменяющих).
Рассмотрим специфические и неспецифические характеристики развития ребенка относительно психических процессов, методов и средств их диагностирования (табл. 1 и 2). Специфичность характеристик определяется наличием конкретного методического средства, направленного на диагностику того или иного показателя психического развития. Неспецифичность соответствует обобщенным диагностическим средствам (наблюдение) или совокупности методических средств (диагностическое обследование в целом). Так, характеристика «овладения зрительным синтезом» является специфическим показателем методики «Перцептивное моделирование», направленной на диагностику наглядно-образного мышления. А характеристика «упорядоченности и целенаправленности действий» является неспецифическим косвенным показателем методик «Пиктограмма», «Корректурная проба», направленных на опосредованное запоминание (в первом случае) и на устойчивость внимания (во втором случае). Вариантом получения диагностического материала по показателю «организация деятельности» (упорядоченности и целенаправленности действий) может являться специально организованное наблюдение жизнедеятельности детей.
Таблица 1
Специфические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста
Показатель (характеристика) | Направленность | Методические средства (методики, тесты) |
Развитие перцептивных действий Овладение сенсорными эталонами (формы, цвета, величины и др.) Сформированность пространственных отношений (операции сериации) Объединение элементов в целостный образ | Восприятие | «Коробочка форм», «Вкладыши», «Пирамидка», «Мисочки», «Конструирование по образцу», «Включение в ряд», «Эталоны», «Разрезные картинки», «Перцептивное моделирование» |
Ориентировка в предметных действиях Способы ориентировки | Наглядно- действенное мышление | «Коробочка форм», «Мисочки», «Пирамидка», «Матрешка» |
Развитие модельных действий (моделирование) Анализ образца Образная форма мыслительной деятельности (образное кодирование) Овладение зрительным синтезом Развитие ориентировочных действий | Наглядно- образное мышление | «Рыбка», «Разрезные картинки», «Пиктограмма», «Перцептивное моделирование», «Рисунок человека», «Схематизация», «Недостающие детали» |
Овладение действиями обобщения и классификации (простые логические отношения) Овладение действием систематизации (сложные логические отношения) Знаковая форма мыслительной деятельности (знаковое кодирование) | Логическое мышление | «Классификация по заданному принципу», «Свободная классификация», «Самое непохожее», «Систематизация», «Пиктограмма», «Исключение четвертого» |
Отражение логической последовательности в речевой форме Установление причинно-следственных связей Развитие последовательного (логического) рассуждения | Словесно- логическое мышление | «Дополнение фраз», «Последовательность картинок» |
Развитие связного рассказывания Объем активного словаря Логопедические дефекты | Активная речь | «Вопросы по картинкам», CAT (Child Apperception Test — Детский апперцептивный тест), «Последовательность картинок» |
Сформированность игровых действий: замещение и манипуляция принятие и удержание роли Выстраивание цепочки игровых действий (сюжета) | Игра в контексте мышления и воображения | «Свободная игра», «Игровая комната», наблюдение за игровой деятельностью (игры с правилами, сюжетно- ролевые игры, предметно-манипуляционные) |
Образная и вербальная креативность Беглость, гибкость, оригинальность | Творческое воображение | «Дорисовывание фигур», «Рисунок несуществующего животного», «Три желания», «Назови картинку», «Что может быть одновременно» |
Овладение координацией движений Общая двигательная активность Разработанность пальцевой и кистевой техники Наличие ведущей руки (позиции) | Крупная и мелкая моторика | «Играв мяч», «Повтори за мной», «Бирюльки», свободные движения (походка, бег), свободный рисунок |
Преобладающий тип внимания Объем и устойчивость внимания | Внимание | «Найди такую же», «Коррективная проба» (детский вариант) |
Социальный статус Конфликтность Коммуникативные предпочтения Семейные и партнерские взаимоотношения Формы и средства общения | Общение | «Два дома», «Рисунок семьи», «Игровая комната», «Дополнение фраз», CAT, «Рисунок человека», «Социометрия» |
Самооценка и уровень притязаний Ценностные ориентации Устойчивость, направленность и осознанность мотивов Потребность в самоактуализации Личностные черты и качества Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные) | Личность | «Лесенка», «Семь карточек», «Эмоциональное лото», CAT, «Рисунок человека», «Дополнение фраз», «Три желания», тест Розенцвейга (детский вариант), «Пиктограмма» |
Механическое запоминание Опосредованное запоминание | Произвольная память | «10 предметов», «10 слов», « Пиктограмма» |
Таблица 2
Неспецифические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста
Показатель (характеристика) | Направленность | Метод диагностики |
Упорядоченность действий Принятие и удержание задачи Целенаправленность действий | Организация деятельности Произвольная регуляция | Наблюдение и методики «Пиктограмма», «Корректурная проба» |
Скорость (быстрота) выполнения действий | Темп деятельности | Наблюдение |
Устойчивость работоспособности (длительной и непрерывной деятельности) | Стеничность (психоэнергетический тонус жизнедеятельности) | Наблюдение |
Способность к самореализации (способы) | Личностная активность | Наблюдение и методики «Пиктограмма», «Корректурная проба» |
Предпочтение предметных задач, вычленение предметных отношений, ценность достижения результата Предпочтение общения с взрослым (коммуникативная зависимость), ориентация на оценку деятельности Фиксация на собственных переживаниях (рефлексивность), ориентация на одобрение | Личностная направленность | Наблюдение |
Преобладание (устойчивость) эмоционально окрашенных состояний | Эмоциональный фон | Наблюдение |
Скорость возникновения и прекращения эмоциональных реакций (эмоционального реагирования) Легкость перехода контрастирующих эмоций в нейтральное состояние | Эмоциональная лабильность Пластичность | Наблюдение Наблюдение |
Проявление ситуативной реактивности, эмоциональной заторможенности и эмоциональной возбудимости в эмоциональных состояниях | Характер эмоциональных проявлений | Наблюдение |
Реакции на ситуацию обследования (взаимодействия) | Ситуативное общение | Наблюдение |
Примечание. Перечисленные показатели являются неспецифическими для большинства методик (тестов) и определяются в процессе как диагностического обследования, так и наблюдения за жизнедеятельностью детей.
В результате обращения к табл. 1 и 2 можно заключить, что диагностика возрастного (психического) развития ребенка осуществляется основными обследовательскими (диагностическими) методами: наблюдением и тестированием. В перечень психодиагностических методов, применяемых в условиях ДОУ, входят также анкетирование, беседа и анализ продуктов детской деятельности (творчества). Обозначим каждый из них в соответствии со спецификой дошкольного возраста.
Тестирование — метод психологической диагностики, «использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), с определенной шкалой значений». Целью использования тестов является «измерение уровня развития определенного психологического качества (свойства) личности».
Как видно из табл. 1, посредством стандартизированных тестов диагностируется в основном развитие познавательных процессов (интеллектуальное развитие). К стандартизированным тестам, безотносительно возрастной направленности, выдвигается ряд требований: репрезентативность, надежность, валидность, объективность измерения, где репрезентативность — адекватность заданий выборке испытуемых, надежность — согласованность значений показателей при эквивалентном тестировании, валидность — соответствие тестовых заданий концепции изучаемого феномена и эмпирическим критериям, объективность — заданное процентное соотношение степени трудности — легкости для большинства испытуемых. Согласованность требований к тестам позволяет объективно оценить психические качества субъекта диагностического обследования, что обуславливает широкое применение тестирования в зависимости от диагностических целей и возрастных возможностей испытуемых.
Примером отечественного стандартизированного теста может служить широко распространенный в психологической методической практике комплекс Л.А. Венгера по диагностике умственного развития детей дошкольного возраста [65]. В комплекс входят стандартизированные тесты, определяющие уровень развития восприятия и мышления (образного, комбинаторного, схематического, логического); «Перцептивное моделирование», «Систематизация», «Схематизация», «Соотнесение с эталоном», «Рисование узора» и др.
В настоящее время в практике детского психолога кроме стандартизированных тестов присутствуют также психодиагностические методики с поуровневой дифференциацией. Данный тип психодиагностических средств в основе своей опирается более на качественное дифференцирование психических феноменов, чем на их количественное измерение. Методики этого ряда представляют собой комплекс стандартизированных* заданий содержательно близким к тестам достижений, а процессуально приближенным к «клиническому» типу обследования. Принципы «клинического» обследования удерживаются гибким варьированием структурных частей методики, вводных и сопровождающих инструкций, а также отсутствием временного регламента и жесткой системой оценок.
Следует отметить, что методики с поуровневой дифференциацией более адаптивны для детей дошкольного возраста как содержательно, так и процессуально. Содержательно они пересекаются с понятием «детская компетентность», представленной детскими видами деятельности (изодеятельность, конструирование, игра и др.). Процессуальная ценность обозначена отсутствием жесткой директивности и регламентации, что позволяет максимально приблизить процедуру диагностирования к игровой деятельности, адаптируя тем самым ребенка к специально организованным условиям обследования.
Из представленных в табл. 1 психодиагностических средств методиками с поуровневой дифференциацией являются: «Рыбка», «Пирамидка», «Матрешка», «Конструирование по образцу», «Коробочка форм», «Три желания», «Пиктограмма», «Вкладыши» и др.
В качестве психодиагностических средств выступают также проективные тесты. Они направлены на целостное изучение личности, основанное на «психологической интерпретации результатов проекции» (механизмы защиты и переноса личностных особенностей в конкретную ситуацию обследования). При диагностике детей дошкольного возраста используют детские варианты проективных тестов.
В табл. 1 «Специфические показатели» психодиагностические средства данного ряда представлены ассоциативными и экспрессивными проективными тестами: CAT, тест Розенцвейга, «Рисунок человека», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи» и пр.
Все тесты и методики, включенные в табл. 1, так или иначе (содержательно и процессуально) являются вариантами (модификациями) одной из перечисленных групп психодиагностических средств или различаются по концептуальному признаку (являются гетерогенными по отношению друг к другу, например, диагностический комплекс Венгера, направленный на изучение мышления и восприятия детей, и оппозиционный ему тест измерения вербального и невербального интеллекта Векслера).
Наблюдение — метод психологической диагностики, «состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях». Использование в психологической практике метода наблюдения дает возможность сопоставления и дублирования диагностических данных при интерпретации, что является немаловажным фактором обеспечения объективности психологического обследования. В контексте детской практической психологии метод наблюдения кроме общих требований к нему (фиксация, планирование и факторизация данных) имеет определенную специфику. Она связана с возрастными особенностями дошкольников, а также с условиями их жизнедеятельности в условиях детского образовательного учреждения. Организационная специфика метода может быть представлена следующим образом:
— наблюдение за ребенком в условиях естественной жизнедеятельности;
— наблюдение за ребенком в условиях направленной деятельности;
— наблюдение за ребенком в условиях специально организованной деятельности.
Наблюдение в условиях естественной жизнедеятельности направлено на фиксацию фактов, связанных с приемами пищи, дневного и вечернего сна, прогулок и т.д. Данный вид наблюдения характеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым ребенком и диагностирует индивидуальные особенности его функционирования.
Наблюдение в условиях направленной деятельности, напротив, построено на пробах совместной деятельности психолога с ребенком. В процессе данного вида наблюдения фиксируются особенности поведения ребенка в контексте взаимодействия со взрослым.
Наблюдение в условиях специально организованной деятельности осуществляется на занятиях познавательного цикла (развитие речи, формирование элементарных математических представлений, обучение грамоте, ознакомление с окружающи