Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика типов темперамента.
Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения. Свойства темперамента - индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости эмоций, экспрессивность и энергичность движений, напряженность усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности. Подобные динамические свойства могут быть связаны с другими психологическими условиями - настроением, и т. п. Вместе с тем свойства темперамента - это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь, а динамические особенности, зависящие не от темперамента, гораздо менее устойчивы. Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента называют типами темперамента. В психологии принято пользоваться гиппократовой классификацией типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Сангвиник - человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое. Холерик - человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными. быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике. жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям. Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти не проявляются. Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.
38.Темперамент и характер. Понятие об индивидуальном стиле деятельности.
Личность человека неповторима. Нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Слово «темперамент» - латинского происхождения (temperamentum), означает «соразмерность», «соотношение частей». Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (5-6 вв. до н.э.). Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь(sangius - лат.), лимфа (phlegma - греч.), желчь (chole - греч.) и черная желчь (melas chole - греч.). При правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном - болен. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ. Это определяет тип темперамента человека (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический).
Учеными школы Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына было обнаружено, что сила нервной системы человека, выступающая в качестве уровня ее работоспособности, имеет не только главное положительное значение, но и негативные моменты. Было доказано, например, что у обладателей слабого типа нервной системы низкая работоспособность существенно компенсируется возрастанием чувствительности, что позволяет более четко улавливать изменения в окружающей действительности.
В настоящее время можно считать, что понятие «темперамент» вполне определилось.
Темперамент - индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.
Характерными особенностями темперамента являются:
сравнительно целостное постоянство индивидуально-психологических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, проявление эмоций и волевых качеств и др.);
свойства темперамента, объединенные в определенные структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нервной деятельности (ВНД). /3, с7-8/
У взрослого человека свойства темперамента в основном стабильны и мало изменяются под влиянием среды и воспитания. Однако он изменяется в процессе онтогенеза, когда формируются основные структуры психики индивида в течение его детства.
Следует иметь в виду, что в чистом виде типы темперамента не существуют. Между 4 типами темперамента располагается до 16 промежуточных форм как вариации основных типов. /3, с 36/
Индивидуальный стиль деятельности позволяет людям с различными особенностями нервной системы, с разным характером и темпераментом добиваться одинаковой эффективности при выполнении работы разными способами. Например, в своем исследовании по изучению индивидуального стиля деятельности у ткачих-многостаночниц Климов заметил, что ткачихи-меланхолики и ткачики-сангвиники могут быть одинаково успешны в своей работе, но ткачики-меланхолики предпочитают профилактику обрыва нити.
Индивидуальный стиль деятельности
Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:
1) профессиональный отбор;
2) индивидуальный подход;
3) формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;
4) формирование индивидуального стиля деятельности.
Считается, что именно формирование индивидуального стиля деятельности является основным и наиболее универсальным путем приспособления темперамента к требованиям деятельности, так как именно он помогает людям с различными темпераментами эффективно выполнять одинаковую работу.
Иначе индивидуальный стиль деятельности (ИСД) можно представить как индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым человек прибегает сознательно или стихийно для наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметным, внешними условиями деятельности [1].
Индивидуальный стиль деятельности не появляется у человека стихийно, его можно сформировать в процессе обучения и воспитания. Впервые формирование индивидуального стиля деятельности можно заметить еще в дошкольном возрасте. Это формирование происходит при решении игровых задач.
Считается, что общепризнанные формальные признаки ИСД можно разделить на 3 вида:
1) устойчивая система приемов и способов деятельности;
2) система, обусловленная определенными личными качествами;
3) система, являющаяся средством эффективного приспособления к объективным требованиям.
38. Понятие о способностях. Общие и специальные способности.
Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлении. В этом определении следует обратить особенное внимание на слова:индивидуально-психологические, готовностьи связь способностейс успешным осуществлением деятельности.
Говоря об индивидуально-психологическихособенностях, выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако к собственно способностям эти функции не относятся: первая - по причине непсихологичности, вторая - по причине общности.
Подчеркивая связь способностей с успешным осуществлением деятельности,мы ограничиваем круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Таким образом, в способности не попадают свойства темперамента или характера, хотя они являются и психологическими и индивидуально-варьирующими.
Наконец, слово готовность(к освоению и осуществлению деятельности) еще раз ограничивает круг обсуждаемых индивидуально-психологических свойств, оставляя за его пределами навыки, умения, знания. Один из самых сложных и волнующих вопросов - вопрос опроисхожденииспособностей:врожденныспособности или ониформируются прижизненно?Ответы, которые даются на поставленный вопрос, очень противоречивы и часто диаметрально противоположим. На одном полюсе можно найти высказывания типа: «музыкантом (учителем, поэтом) надо родиться», на другом - известный афоризм: «талант - это 1% способностей и 99% пота».
Существуют природные предпосылки способностей - задатки. Еще нет точных сведений о том, в чем именно они состоят. Возможно, это некоторые свойства нервной системы - степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур и т. п. Возможно, это какая-то специальная предрасположенность, например, к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и отношений, к обобщениям и т. п. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т. е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. Нет пока способов определить меру участия генотипического фактора в развитии способностей.
По определению Б. М. Теплова, способности– это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее:
1. Это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности.
2. Способности служат успешному выполнению деятельности.
3. Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.
Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью.
Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.
7.8. Качественная и количественная характеристика способностей
Оценка способностей с качественной стороны позволяет ответить на вопрос – какие это способности, к чему именно, к какой деятельности. С качественной стороны способности делятся на общие и специальные.
Специальныеспособности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т.д.). имеют как правило сложный состав.
Общиеспособности характеризуют обучаемость человека.
Одаренность– это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.
Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями. Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности.