Шкала оценки психологической атмосферы в группе по Ф.Фидлеру
Измерить психологическую атмосферу в группе, т.е. динамическую составляющую психологического климата, можно с помощью несложной методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов.
Организация обследования
Обследование можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной формах. Для проведения обследования необходимо подготовить бланки методик (приложение 3), на которых в левой стороне листа описаны качества, характеризующие благоприятную психологическую атмосферу в группе, в правой – качества, характерные для группы с явно неблагоприятной атмосферой. Степень выраженности тех или иных качеств предлагается определить с помощью 8-балльной шкалы, помещенной в центре листа (от 1 до 8).
Процедура обследования
Работу начинают с разбора инструкции. Особое внимание обследуемых надо обратить на шкалу оценок, используемую в методике. При ответах обследуемых на предложенные утверждения следует обеспечить самостоятельность работы каждого участника обследования.
Обработка результатов
Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов, т.е. количество баллов определяется зачеркнутой цифрой.
Интерпретация результатов
Чем ниже балл, тем лучше психологическая атмосфера в группе. Итоговый показатель может колебаться от 10 (самая благоприятная социально-психологическая атмосфера) до 80 (самая неблагоприятная социально-психологическая атмосфера).
Приложение 3
Бланк методики
Шифр группы ___________
Дата заполнения __________________
Фамилия _____________ Имя _____________ Отчество ______________
Инструкция
Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых Вы можете описать атмосферу в Вашей группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поместите знак «Х» (зачеркните соответствующую цифру), тем более выражен признак в Вашей группе. Итак, для атмосферы в Вашей группе характерны (см. табл. 3).
Таблица 3
№ п/п | Качества | Разряд качеств | Качества | |||||||
Дружелюбие | Враждебность | |||||||||
Согласие | Несогласие | |||||||||
Удовлетворен ность | Неудовлетворенность | |||||||||
Увлеченность | Равнодушие | |||||||||
Продуктивность | Непродуктивность | |||||||||
Теплота | Холодность | |||||||||
Сотрудничество | Отсутствие сотрудничества | |||||||||
Взаимная поддержка | Недоброжелательность | |||||||||
Занимательность | Скука | |||||||||
Успешность | Неуспешность |
БЛАГОДАРИМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!
Определение индекса групповой сплоченности М.Сишора
Привлекательность группы для индивида может быть оценена с помощью индекса групповой сплоченности М.Сишора. Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.
Организация обследования
Обследование можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Для проведения обследования необходимо подготовить бланки методик (приложение 4), на которых представлены 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Обследуемый должен выбрать один из предложенных вариантов ответов.
Процедура обследования
Работу начинают с разбора инструкции. При ответах обследуемых на предложенные утверждения следует обеспечить самостоятельность работы каждого участника обследования.
Обработка результатов
Ответы на вопросы оцениваются в баллах согласно приведенным значениям в скобках. В ходе опроса баллы указывать не нужно. Для определения показателя групповой сплоченности подсчитывается сумма баллов по всем вопросам.
Ниже приведены количественные значения ответов на вопросы (ключ к обработке данных).
1. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?
1) чувствую себя членом группы, частью коллектива (5);
2) участвую в большинстве видов деятельности (4);
3) участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3);
4) не чувствую, что являюсь членом группы (2);
5) живу и существую отдельно от нее (1);
6) не знаю, затрудняюсь ответить (1).
2. Перешли бы Вы заниматься в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1) да, очень хотел бы перейти (1);
2) скорее перешел бы, чем остался (2);
3) не вижу никакой разницы (3);
4) скорее всего, остался бы в своей группе (4);
5) очень хотел бы остаться в своей группе (5);
6) не знаю, трудно сказать (1).
3. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?
1) лучше, чем в большинстве групп (3);
2) примерно такие же, как в большинстве групп (2);
3) хуже, чем в большинстве групп (1);
4) не знаю, трудно сказать (1).
4. Каковы взаимоотношения членов Вашей группы с руководством?
1) лучше, чем в большинстве групп (3);
2) примерно такие же, как в большинстве групп (2);
3) хуже, чем в большинстве групп (1);
4) не знаю (1).
5. Каково отношение в группе к учебе?
1) лучше, чем в большинстве групп (3);
2) примерно такие же, как в других группах (2);
3) хуже, чем в большинстве групп (1);
4) не знаю (1).
Интерпретация результатов
Полученный показатель может колебаться от 19 до 5 баллов. Чем выше балл, тем выше привлекательность группы для респондента, и наоборот, чем ниже балл, тем менее привлекательна группа.
Приложение 4
Бланк методики
Шифр группы ___________
Дата заполнения __________________
Фамилия _____________ Имя _____________ Отчество ______________
Инструкция